• Культура
  • 16 Февраля, 2022

ДРУГОГО НЕ ДАНО

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, 
директор Института истории и 
этнологии им. Ч. Валиханова,
доктор исторических наук

 

7 января 2022 года, в день главного православного христиан­­ского праздника – Рождества Христова, на фоне известных январских событий и ввода в Казахстан сил ОДКБ пат­риарх Московский и всея Руси Кирилл уподобился одиозному «сыну юриста». И привел весьма искаженные и недостоверные исторические факты в адрес своего, пожалуй, единственного дружественного соседа (не считая союзную с Россией Белоруссию) – суверенного Казахстана. Он назвал независимый Казахстан «территорией исторической Руси»!? Очевидно, что эта не только неверная историческая информация, но и весьма опасная идея, которая может привести к необратимым негативным межгосударственным и внутригосударственным последствиям. 

Провокационный тезис лидера православного христианства в адрес Казахстана можно было отнести или легко «списать» на обычное и частное мнение или заявление в миру Владимира Гундяева, а ныне – патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Однако, на наш взгляд, это – не случайная его оговорка, а из разряда – целенаправленных, преднамеренных, тщательно продуманных шагов, исходящей из одной длинной и до сих пор не прекращающейся провокационной цепи – выпадов-зондажей настроения народа Казахстана. Хотя хорошие соседи с добрыми намерениями и чистыми помыслами в такое трудное и тревожное время так не поступают! Не важно: это была его личная идея или ему кто-то тайно нашептал «на ухо».

В этой связи хотел бы высказать слова восхищения в адрес Верховного муфтия Казахстана Наурызбай кажы Таганулы, абсолютно не согласного с ошибочными и весьма опасными в межгосударственных вопросах тезисами российского патриарха. Правда, пост муфтия оказался неуслышанным широкой общественностью на фоне трагичес­ких январских событий в республике.

Наш небольшой историко-просветительский экскурс в прошлое Казахстана и сопредельных территорий для пат­риарха и ему подобных «деятелей» ни в коей мере не является целью, кого-то оскорбить или задеть, особенно – ре­лигиозные чувства россиян, с которыми мы традиционно поддерживаем доб­рые отношения и формируем политику стратегического партнерства вот уже на протяжении 30 лет. С момента восстановления казахской государственности. Так же как и наши слова экскурс не направлен на предъявление территориальных претензий к соседней России.

Придерживаясь традиционной казахской толерантности и природной сдержанности, хотел было на этот раз промолчать, но не смог. Не тот случай. Есть такая четкая тенденция: чем чаще в таких ситуациях мы отмалчиваемся, тем больше становится таковых «деятелей» – провокаторов (Штыгашев, Никонов, Федоров, Жириновский, Мединский, Зюганов, Рогозин, Бородай, Калашников, Хамраев, Гундяев и другие). Так, за день до этого (6 января 2022 года) депутат Государственной Думы РФ некто Хамраев (из Дагестана) призвал присоединить Казахстан к России. Привожу его слова дословно: «Поддерживаю проведение референдума в Казахстане о воссоединении Казахстана с исторической родиной – Россией». В тот же день другой его коллега из Госдумы Калашников «поддержал идею о постоянной дислокации миротворцев ОДКБ в Казахстане». Что за чушь и что за бред? Тенденция, однако. Они, как бы прикрываются своим личным или частным мнением, но при этом продолжают занимать весьма высокие и ответственные государственные и религиозные посты. И никто их сверху, «там», не одергивает. Нет с их стороны и открытых извинений. А в случае с патриархом – как будто идет тщательная обработка сознания уже верующих россиян, практи­чески несведущих в истории Казахстана. Поэтому вот отдельные факты из прошлого и настоящего нашего народа.

КАЗАХСТАН НИКОГДА  НЕ БЫЛ «ТЕРРИТОРИЕЙ

ИСТОРИЧЕСКОЙ РУСИ»

Казахстан никогда не был «территорией исторической Руси» образца IX века и последующих нескольких столетий ни во временно-пространственном отношении, ни в политико-административном измерении, ни в конфессиональном раскладе:

Казахстан имеет традицию государственности почти 2500 лет, еще со времен наших далеких и прямых предков – саков, гуннов и тюрков со специфическими религиозными воззрениями, когда еще в помине не было христианства и Киевской Руси – в особенности.

Киевская Русь с центром в Киеве (ныне – столица независимой и суверенной Украины) появляется только лишь в IX веке, не имея на то время никаких общих границ с землями современного Казахстана, чтобы говорить о «территории исторической Руси».

 Христианство же приходит на Русь только лишь в 988 году при великом князе Владимире. А на территории Казахстана уже был ислам – одна из последних и крупнейших синкретических мировых религий, причем – за более 200 лет еще до начала крещения «территории исторической Руси». Так что никак не дружит патриарх Кирилл с арифметикой в целом, а с историей, в частности.

 Более того, разрозненные древнерусские княжества были в орбите и под властью крупнейшей империи средневековья – Золотой Орды и его осколков (XIII – сер. XV), костяк которой составляли предки ряда современных тюркских народов, в том числе и в первую очередь казахов. Кстати, сын Чингисхана Джучи покоится на территории современного Казахстана (Улытауский район Карагандинской области), а один из административных и культурных центров Золотой Орды – Сарайчик находится на землях нынешней Атырауской области. И казахские ханы никак и никогда не отделяли себя от правителей Золотой Орды, всегда считая себя главными наместниками и обладателями трона Чингисхана. И самое главное: на территории современного Казахстана проживает самая большая группа чингизидов – более 20 тысяч человек по мужской линии. Поэтому историческая Русь могла быть «территорией исторической Степи», но не наоборот, как неверно твердит православный патриарх.

КАК КАЗАХСТАН «ПРИСОЕДИНЯЛСЯ»  К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И НАЧАЛ СТАНОВИТЬСЯ  ЕЕ ЧАСТЬЮ

Возможно, патриарх Кирилл под «территорией исторической Руси», куда впопыхах «затолкав» и современный Казахстан, имел в виду эпоху добровольно-принудительного «вхождения» и нахождения Казахстана в составе Российской империи в XVIII – начала XX веков?

Тогда попытаемся сделать краткий расклад «по всем мастям», но уже начиная с эпохи Петра I (c 1721 года – первого императора Российской империи), когда фиксируются наиболее активные контакты казахов и россиян. Но и тогда даже в помыслах государственных мужей Российской империи не было называть и причислять Казахское ханство к «исторической территории Руси»:

С 1731 по 1824 год Российская империя, где военной силой, где прямым подкупом султанско-ханской элиты, где угрозами и шантажом, где обманом, где стравливанием казахов с волжскими калмыками, башкирами, джунгарами и русскими казаками присоединила и подчинила себе, шаг за шагом, значительную часть современного Казахстана, введя марионеточные должности султанов-правителей в Младшем жузе (1824 г.) и старших султанов – в Среднем (1822 г.).

Против превращения Казахстана в «территорию исторической Российской империи и РСФСР» казахи подняли около 400 восстаний в царское и советское время, кстати, в котором принимали участие и представители других народов, в том числе и русские.

По переписи населения Российской империи за 1897 год, на территории Казахстана проживало около 4,9 млн человек, из которых – 81% были этническими казахами.

В период Столыпинской аграрной реформы (1906–1912 гг.) в Казахстан было переселено почти 2 млн российских крестьян в односторонней форме, без согласия самих казахов, подвергли изъятью из пользования степняков около 45 млн десятин наиболее плодородных земель, чтобы, видимо, превратить Казахстан «в земли исторической Руси».

В 1881 году была создана так называемая «Киргизская (казахская –авт.) духовная миссия», призванная перевести через своих миссионеров – «Филаретов, Синьковских» – местных казахов в православную веру, но безуспешно. По данным Всеобщей переписи населения Российской империи за 1897 год, на территории шести степных казахских областей было зафиксировано всего лишь 660 крещенных неофитов из почти более четырех миллионов казахов, что является мизером, дабы называть нас сопричастной к «территории исторической Руси» (0,017% от всего коренного населения края). Нельзя забывать и обратные оттоки новообращенных в ислам.

На протяжении почти 80 лет (с 1752 по 1835 гг.), как минимум, было три крупных безвозвратных земельных захватов и открытых военных присоединений (аннексии) исконно казахских земель в состав Российской империи:

– в 1752–1755 годах во время жесткого военного противостояния казахов с джунгарами Россия путем одностороннего выдвижения пограничной линии в глубь северной части Казахского ханства изъяла огромный земельный массив – Новоишимский район, равный по площади территории современной Туркестанской области, с насильственным выселением оттуда аулов аргынских, кыпчакских и керейских племен казахского этноса. До 1752 года границы Казахстана и новых российских владений в Западной Сибири проходили рядом с г. Курган, чуть южнее Тобольска и немного западнее г. Тары. В настоящее время этот город находится на более чем 500 км выше от административного центра Северо-Казахстанской области;

– в 1810–1822 годах в условиях заметного ослабления ханской власти в Младшем жузе в северной части Казахского ханства Российская империя в одностороннем порядке изъяла еще 3400000 десятин наиболее плодородной казахской земли, позднее составившей почти четверть тогдашней обширной Оренбургской губернии. Местные казахи были также оттуда насильственно выселены;

– в 1835 году, после отмены ханской власти в Среднем и Младшем жузах, снова на севере Казахстана Российская империя в одностороннем порядке прихватила 400000 десятин наиболее плодородной земли…

Все эти отобранные у степняков их исконные земли стали «территориями исторической Руси». Знает ли об этом сам патриарх? Может быть, именно эти земли он имел в виду, но произошла… осечка: эти районы с тех времен находятся на территории современной России (южные части Челябинской, Оренбургской, Курганской, Тюменской и Омской областей). Поэтому мы бы не советовали патриарху затрагивать территориальные вопросы…

ТРАГЕДИЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА В ГОДЫ СОВЕТСКОГО СТРОЯ

Советская Россия стала право­преемницей Российской империи. Первые три десятилетия нахождения Казахской автономной республики в составе РСФСР, а затем – СССР были весьма противоречивыми и неоднозначными. На фоне формального восстановления казахской государственности в 1920 году, появления новых городов, развития экономики, образования, культуры, науки и т. д., что нельзя игнорировать и отрицать, было немало негативных страниц, осо­бенно в первые три десятилетия большевистской власти.

Голод в 1921–1922 гг. унес жизнь одного миллиона жителей автономной республики, представителей разных национальностей. Кстати, для справедливости ради: голод был и во многих других республиках, в том числе и в самой России.

В 1928 году было конфискованы имущества 1054 байских хозяйств, а сами они с членами семей были высланы за пределы районов первоначального проживания и даже в другие республики СССР.

В начале 30-х годов XX века из рес­публики в силовом порядке выслали и около 20 тысяч казахстанских кулаков – русских, украинцев, белорусов, в том числе и за пределы края.

В начале 30-х годов XX века в рес­публику насильно переселили почти 365 тысяч кулаков из России, Украины, Белоруссии, Молдавии. На территории Казахстана появились десятки «кулацких» колхозов и даже целые кулацкие районы (Осакаровский, например).

В годы массового и страшного голода 1931–1933 гг. Казахстан потерял 2,5 млн казахов и 200 тысяч представителей других народов. Эти данные взяты нами из рассекреченной, пока неполной сводки НКВД Казахской ССР за 1938 год.

По еще неполным данным, политическим репрессиям в 20–50 годы XX века подверглись более 100 тысяч граждан Казахской ССР. Эта цифра больше, чем в 4 остальных республиках Средней Азии, вместе взятых...

В 1936–1945 годы в Казахстан было насильственно переселено более одного миллиона граждан, в том числе и целых народов (немцев, корейцев, чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, турков-месхетинцев, крымских татар и др.). Десятки тысяч из них погибли в товарных вагонах на пути в Казахстан.

Через лагеря Казахстана в 20–50  годы  XX века прошло более 2 млн заключенных, преимущественно-политических, а значительная их часть – этнические русские, предки нынешней паствы православного патриарха России… Кстати, отец и дед патриарха также прошли через сталинские лагеря.

Может быть, российский патриарх имел в виду эти страшные страницы общей нашей трагической истории, пытаясь снова технично «переселить» нас на «территорию исторической Руси»? Увы, народ Казахстана хочет и будет идти своим путем.

МЫ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬ  ДОБРЫЕ ОТНОШЕНИЯ

С СОВРЕМЕННОЙ РОССИЕЙ

Мы имеем с РФ 7500 км общих границ: в мире нет такого другого примера. В течение 30 лет мы живем с Россией в мире и согласии с заключением с ней в 1998 году Договора о вечной дружбе и союзничестве. С Россией находимся в одном Евразийском экономическом сою­зе, пусть даже не совсем выгодном для нас, о чем со всех трибун трубят наши же чиновники, убеждавшие нас в 2014 году об обратном: о «выгодности» этого весьма сомнительного с экономической точки зрения объединения. Ежегодно в России в колледжах и вузах обучаются почти 70 тысяч казахстанцев. В Казахстане есть филиалы крупных российских вузов. Русский язык и русская культура стала частью нашего бытия на фоне заметного усиления и государственного языка. Граждане Казахстана в основном – билингвы. По обе стороны границы живут миллионы как казахов, так и русских.

В Отечественной войне 1812 года тысячи казахов сражались на стороне русской армии, освобождали Москву, дошли до Парижа. В годы Первой и Второй мировых войн также были на стороне русских. Москву, к примеру, защищала 316 стрелковая дивизия, сформированная в Казахстане из числа казахов, кыргызов...

В целом между нашими народами, нашими независимыми государствами сложились добрососедские отношения, основанные на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, нерушимости границ и обеспечения территориальной целостности. Мы обречены жить в мире и согласии. Вот о чем должен вести свои проповеди русский православный патриарх Кирилл, а не заглядывать в чужую хату, сея смуту и раздрай!

К чему могут привести негативные выпады представителей высших кругов российской власти, в том числе и духовных лиц в отношении дружественного ей Казахстана?

В последний год участились выпады высокопоставленных чинов России с необоснованными территориальными претензиями и притязаниями в адрес миролюбивого Казахстана. Наша власть продолжает демонстрировать образцы толерантности. Возможно, это –  издержки и особенности традиционной казахской ментальности, когда считается правилом плохого тона обижать и оскорблять своих соседей. Учитывая прежнюю колониальную политику Российской империи по отношению к Казахстану, принимая во внимание череду трагедий нашего народа по вине советской власти, зная «прорехи» во внешней политике современной России с такими патриархами, как Кирилл, казахи могут отвернуться от нее. Тогда северный сосед потеряет и своего единственного пока еще союзника и стратегического партнера.

Очевидно одно: России и Казахстану надо жить в мире и согласии. Другого не дано.

2465 раз

показано

247

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми