• Культура
  • 20 Февраля, 2024

ХУДОЖНИК РОДНОЙ ЗЕМЛИ

С именем Абылхана Кастеева связано зарождение и развитие профессиональной живописи в Казахстане. До него на степных просторах существовало только декоративно-прикладное искусство, Кастеев первым облек свое творчество в классические формы. 
Абылхан Кастеев (1904–1973) стал этнографом, краеведом в живописи. Кистью и красками, на холсте и в акварели он создавал летопись родной земли. К слову, событий было много. Ему выпало жить в переломное время, когда многое менялось – в степи открывались школы, создавались фабрики, велось строительство Турксиба, росли города. Наряду с великими событиями художник запечатлевал людей – героев, участвовавших в культурной и общественно-политической жизни первой половины XX столетия. Природная любознательность, стремление к художественным открытиям стали залогом творческой силы и плодотворности.

 

Жизнь и судьба

Сегодня основной фонд работ художника хранится в Государственном музее искусств, носящем его имя. Большая часть произведений находится в постоянной экспозиции – в зале, посвященном Абылхану Кастееву. В этом январе в честь 120-летия народного художника Казахстана экспозицию расширили для выставки под названием «Абылхан Кастеев. Наследие века». По сути, она представляет ретроспективу его произведений – от холстов до графики и акварельных работ. По этим работам можно познакомиться с историей родного Казахстана и проследить биографию самого художника. 
Абылхан Кастеев родился 14 января 1904 года в ауле Чижин Джаркентского уезда тогдашней Семиреченской области Российской империи – на границе с Китаем. Его родители были кочевниками-бедняками. Будущий художник рано понял, что значит тяжело трудиться, зарабатывать на хлеб. В этом плане он быстро повзрослел, но при этом сохранил непосредственное детское восприятие. Ему было интересно все вокруг. Он слушал пение птиц, звуки домбры, радовался во время праздников и с интересом наблюдал за работой ремесленников. Сам того не осознавая, будущий художник запоминал лица, образы. Это получило творческое воплощение – Абылхан стал создавать деревянные фигурки. Но это были не игрушки, а фигуры реальных людей.
Как-то в числе своих героев он создал скульптурный портрет местного муллы. Увидев это, мулла строго поговорил с мальчиком: ислам запрещает изображение людей. Но ребенка это не остановило, он продолжал заниматься творчеством. Когда мулла увидел фигурки в другой раз, он сказал, что не будет больше пускать отца мальчика в мечеть. Однако и это не отвадило Абылхана от любимого занятия – к фигуркам добавились еще и украшения. Когда семья переехала в Джаркент и умер глава семьи, мальчику пришлось много и тяжело работать, он брался за любой труд. Но призвание не отпускало, и в Джаркенте он сделал свои первые карандашные зарисовки – подмечал жизненные сюжеты и отображал их на бумаге.
Тем более что событий происходило много. Во второй половине 1920-х в аулах и городах многое менялось, перемены были неоднозначными, они несли и негатив, и позитив. В числе положительных преобразований была поддержка образования. 

Профессиональные уроки

Доступ к обучению грамоте получили все, тяга к знаниям приветствовалась: строились школы, клубы, где привечали народные дарования. В стране большими темпами шла индустриализация, повсюду шумели стройки. В числе самых крупных строительств был Турксиб. Не было дня, чтобы об этой стройке не говорили по радио, – железная дорога должна была соединить степь с регионами Сибири и со всем внешним миром. Все больше молодежи уезжало на стройку, в 1927 году поехал туда и Абылхан.
Там он освоил целую серию рабочих специальностей. Трудился он, как и многие, ударно и, конечно, уставал, но при этом находил время для творчества. Будущий живописец делал карандашные наброски – рисовал эпизоды стройки, создавал портреты молодых рабочих. История сохранила эпизод, как на скале он нарисовал портрет Ленина. Изображение получилось настолько правдоподобным, что руководство решило направить юношу в Алма-Ату – учиться.
Сначала пришлось сесть за обычную школьную парту – научиться читать и писать. Как впоследствии вспоминал народный художник, ему, в ту пору 25-летнему молодому человеку, было неловко сидеть рядом с детьми. Но пришлось через это пройти, чтобы получить необходимые в жизни базовые знания. 
В это же время он стал учиться живописи – в городе действовала художественная студия Николая Хлудова, в нее и поступил Кастеев. В какой-то мере Хлудов и Кастеев были родственными душами, в их биографиях было много общего. Оба они учились изобразительному искусству самостоятельно, оба отличались открытым восприятием мира, черпали вдохновение в народном декоративно-прикладном искусстве, в своих работах отображали краски степи, жизнь, происходившую на казахских просторах, народный быт, праздники. 
Позже, как и Хлудов, Абылхан Кастеев станет участвовать в этнографических экспедициях. Это расширит его кругозор и поможет творчески сформироваться – стать мастером. 
В студии Хлудова Абылхан получил первые знания и навыки живописи, учился работать с красками и холстами, познакомился с творчеством классиков русской и мировой живописи. 
Кастеев подключился к живописцам, которые ездили на стройки, на пастбища, отображали общественные перемены. Работникам искусства тогда бросили клич – отражать преобразования, творчески фиксировать увиденное, создавать портреты исторических личностей и героев своего времени. Этим и занимался Кастеев. 
В 1934 году Кастеев принял участие в конкурсе, посвященном Абаю. Его работы отметили грамотой, а сам начинающий художник получил возможность учиться в Москве. Три года он занимался в вечерней художественной студии им. Крупской, преодолевал трудности быта, но на помощь пришла казахстанская диаспора в Москве, поддержка была очень кстати – в общении с земляками он ощущал связь с родным домом. Вместе с тем он продолжал постигать профессию. Вечерами учился, а днем проводил время в Третьяковской галерее, изучая творчество больших мастеров.
После обучения он вернулся на Родину, продолжил творчески работать.

Художник своего народа

В годы Великой Отечественной войны Кастеев не опустил кисть и карандаш – наряду с живописными работами рисовал плакаты.
В 1944 году за воссоздание образа Амангельды Иманова впервые в республике Абылхан Кастеев был удостоен звания народного художника Казахской ССР. В конце 1940-х годов живописец работал в Центральном музее Казахстана, принимал участие в этнографических экспедициях. В тот период он создал серию акварельных работ. Их сюжеты представляют собой характерные сценки из жизни аула и служат важным исследовательским материалом для историков и этнографов. 
К слову, на работу в технике акварели Кастеева благословил профессор живописи, народный художник Казахской ССР Абрам Черкасский. Внимательно изучив работы младшего коллеги, он сказал: «При кажущейся легкости акварель дается далеко не каждому, не многие могут вселить в нее жизнь, у вас получается».
В масляной живописи Кастеев создал целую серию портретов, в числе героев Джамбул Джабаев, Амангельды Иманов, Чокан Валиханов, Гани Муратбаев.
Эти портреты особенно ценны тем, что, готовясь к работе, художник беседовал либо с самими героями, либо с их современниками, потомками. Это позволяло создавать живые образы.
В 1950–1960-х годах Абылхан Кастеев создал несколько акварельных циклов, таких как «Новый Казахстан», «На земле казахстанской», «Богатства Казахстана», «Земля и люди Казахстана», в которых он запечатлел масштабные экономические преобразования в родной республике.
Благодаря Кастееву зритель может ощутить атмосферу времени, отраженную в его произведениях, увидеть, как в степь прибывает первый поезд, побывать на ставшем кузницей рекордов катке «Медео», стать свидетелем ярких событий эпохи. 
В середине 1950-х годов Абылхан Кастеев был председателем Союза художников КазССР, избирался депутатом Верховного Совета республики, был награжден орденами «Знак почета», Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. 
Между тем Кастеев был богат не только своим творчеством – вместе со своей женой Сакыш они вырастили шестерых сыновей и трех дочерей. Позже у них в семье появилось 11 внуков. 
Старший сын Абильтай стал известным кинооператором, открывал операторский факультет в КазНАИ имени Жургенова. Сыновья Нуртас, Нуртлеу, Нурбек, Нурхат приобрели связанные с искусством специальности. Есть среди них и художники, и дизайнеры. 
Младшая дочка Гульназия окончила Строгановское училище и стала художником-прикладником. Старшая дочь Камиля стала педагогам, а еще одна дочь, Гульдария, – юристом. 
– Отец был очень добрым. Видимо, пройдя сложную жизнь, он хотел, чтобы мы росли в достатке, в свободе. Он специально не учил нас рисованию, но и не препятствовал нашим исканиям, мы рисовали в свое удовольствие, в итоге некоторые представители нашей семьи выбрали творческие социальности. Но все мы реализовались в жизни, – поделилась на открытии юбилейной выставки в ГМИ дочь художника Гульдария. 
Как сообщила куратор выставки, руководитель сектора «Графика и скульптура» отдела «Изобразительное искусство Казахстана» ГМИ РК имени Абылхана Кастеева Сандугаш Мырзабекова, в экспозицию вошло 300 произведений.
– Созданные Абылханом Кастеевым живописные и графические произведения можно с полным правом назвать художественной летописью советского Казахстана, – сказала куратор выставки. – В них нашли свое отражение все значимые исторические события, произошедшие в республике в ХХ веке, кардинально трансформировавшие традиционный уклад жизни прежде кочевого народа.

Юрий ЮРЬЕВ,
 журналист
Фото Юрия Беккера

 

3357 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми