• Культура
  • 20 Марта, 2024

ЗВУЧАНИЕ НАУРЫЗА

Наурыз, как и другие казахские праздники, невозможно представить без домбры. В ее звучании органично сплетаются краски степей и гор, она рассказывает о природных явлениях и человеческих чувствах, передает мелодии птичьих трелей и стук лошадиных копыт. Как сказал Глава государства Касым-Жомарт Токаев, домбра – это душа казахского народа. А степная мудрость гласит: «Настоящий казах – это не сам казах, настоящий казах – домбра». 
Артистка коллектива Казахской государственной филармонии имени Жамбыла – Казахского государственного академического фольклорно-этнографического оркестра национальных инструментов «Отырар сазы» имени Н. Тлендиева Балжан Смахан отмечает, что в дни Наурыза домбра звучит по-особенному, она усиливает радость людей, связанную с пробуждением природы.

 

– Можно ли говорить о том, что домбра служит одним из главных символов Наурыза, источником вдохновения для акына? 
– Конечно, да. В дни Наурыза радость распространяется по всем уголкам, а звуки домбры объединяют людей в стремлении сделать праздник ярким, порадоваться от души весеннему пробуждению природы.
Акыны всегда вдохновляются происходящими в их жизни событиями – встречи с разными людьми, наблюдение за явлениями природы рождают рифму и мелодию. Наурыз служит особым источником творческого подъема – когда обновляется природа, человек испытывает особую радость и счастье. Найдется ли домбрист, который не возьмет в руки свой музыкальный инструмент в Наурыз?.. Более того, импровизатору отводится роль одного из главных героев праздника. В своем сольном выступлении он соберет воедино все музыкальные краски весны – птичьи трели, журчание горных рек, ароматы праздничных блюд – и на радость всем людям исполнит кюй. 
– Какие произведения принято исполнять в Наурыз?
– В дни Наурыза домбристы и кобызисты исполняют знаковые произведения музыкальной культуры Казахстана. Как правило, это динамичные кюи, созданные в разные эпохи классиками степной музыки.
Отмечу, что традиция встречать весеннее равноденствие музыкой существует с глубокой древности. Вспомним наскальные рисунки, в их сюжетах мы видим людей, играющих на прототипах домбры и танцующих под эту музыку. Наверняка звуками струнного инструмента они передавали радость от ласковых солнечных лучей, от того, что ушли холода и настало теплое время.
В своем этнографическом труде искусствовед, литератор и журналист Акселеу Сейдимбек описывает обычай встречи нового дня в Тюркском каганате: «При восходе солнца каждое утро, 365 дней в году, исполнялся кюй, а для Наурыза отбирали девять самых лучших кюев, отражающих сокровенные пожелания всего народа». Тем самым подчеркивалось, что исполненные в период весеннего равноденствия произведения имеют сакральное значение и могут быть услышаны небом. 
– Сколько произведений насчитывает ваш репертуар, какие из них посвящены весенней тематике, Наурызу?
– Мой репертуар составляют более 100 произведений, из них две вещи посвящены весенним праздникам. Это кюй Дины Нурпеисовой «8 Марта» и кюй современного композитора, основателя ВИА «Дос-Мукасан» Мурата Кусаинова «Наурыз». Повторюсь, динамичных произведений, носящих праздничный характер, много, в том числе и в моем репертуаре. Это закономерно, ведь домбра передает человеческие эмоции, в том числе праздничное настроение.
– Сегодня ни один праздник, в том числе и Наурыз, невозможно представить без выступления большого фольклорного коллектива. Расскажите о том, когда в Казахстане появились первые оркестры и кто стоял у их основания.
– Изменения произошли в 1930-х годах XX века. Они были связаны с именем композитора, академика, дирижера, народного артиста Казахстана Ахмета Жубанова (1906–1968). В то время при музыкально-драматическом техникуме по инициативе Жубанова были организованы научно-исследовательский кабинет и экспериментальная мастерская. В ее задачу входило усовершенствование народных инструментов. Цель была в том, чтобы усилить звучание домбр и кобызов, создать варианты инструментов для оркестрового исполнения. 
К созданию оркестровых вариантов домбры и кобыза подключились тульские музыкальные мастера Эммануил и Борис Романенко. Они имели необходимый профессиональный опыт – занимались модернизацией балалаек для создаваемого в Москве оркестра народных инструментов.
В организованном Жубановым научно-исследовательском кабинете были записаны кюи Курмангазы, Таттимбета, Казангапа, Ыкыласа и многих других композиторов-кюйши. Все эти произведения вошли в репертуар первого оркестра (ныне Казахский государственный академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы. – Ред.). Параллельно с этой работой Жубанов и братья Романенко создавали оркестровые варианты народных инструментов. Решения, как часто случается в подобных случаях, подсказывала сама жизнь: встал вопрос о том, как в классе казахских народных инструментов исполнять этюды, музыкальные пьесы классических авторов в сопровождении фортепиано. И в ходе экспериментальных поисков родилась идея создать на грифе домбры дополнительные лады, прибавить третью струну к кобызу и так далее.
Через несколько месяцев после начала экспериментов братья Романенко представили новый образец домбры. Для изготовления корпуса было использовано ореховое дерево, на гриф шла береза, а деку создали из тянь-шаньской ели. У новой домбры были овальный корпус и длинная шейка. Мастера остановились на каплевидной форме, удлинили гриф до 48 сантиметров, в то время как у обычной домбры длина грифа составляет 40–46 сантиметров. Таким образом, академик Ахмет Жубанов, братья Романенко и другие мастера лаборатории систематизировали лады в соответствии с хроматическим строем. По сей день этот вид домбры широко используется как в оркестровом, так и в сольном исполнении.
– В те годы, когда под началом Ахмета Жубанова и братьев Романенко модернизировались инструменты, проходили этнографические экспедиции. Они способствовали расширению репертуара. На ваш взгляд, нужны ли такие экспедиции сегодня? 
– Да, конечно, это были очень плодотворные экспедиции. В них участвовали профессиональные композиторы, этнографы, музыковеды. Как уже отмечалось, собирал и записывал народные кюи Ахмет Жубанов, участвовали в экспедициях Александр Затаевич, Евгений Брусиловский, другие композиторы и этнографы, они записывали устное наследие и делали оркестровки, что способствовало формированию музыкального багажа, обогащению репертуара. Как известно, народная музыка стала основой первых национальных опер, в числе которых «Кыз-Жибек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова и Латыфа Хамиди, других классических произведений. 
Считаю, что такие экспедиции нужно проводить периодически, они обогащают культуру. Наряду с опытными исследователями в них нужно включать больше студентов колледжей и музыкальных вузов. И я бы с удовольствием приняла участие в такой экспедиции.
– Насколько динамично сегодня развивается домбровое искусство, существуют ли обязательные школьные предметы по изучению домбры? 
– Период Независимости стал благоприятным временем для домбры. Государство уделяет большое внимание развитию домбрового искусства, и это приносит плоды: интерес к народному инструменту растет хорошими темпами, увеличивается число мест в музыкальных школах, колледжах и музыкальных вузах для обучения профессиональных домбристов, проводится множество концертных программ, в том числе и с участием коллектива «Отырар сазы», организовываются конкурсы для детей и молодежи, стимулирующие к совершенствованию исполнения. Важным фактором популяризации стал национальный праздник – День домбры. И, конечно же, ни один праздник в Казахстане невозможен без народных инструментов: в знаковые даты, например в Наурыз, домбровые звуки слышны повсеместно, на сцены выходят музыкальные коллективы, сольные исполнители, проводятся айтысы. Артисты выступают в красивых костюмах, играют красивые кюи, и это служит одним из факторов развития домбры. Если говорить о домбре как о школьном предмете, то кружки домбры действуют практически при каждой школе, то есть дети могут заниматься по желанию. Более того, кружки домбры открываются при библиотеках, при Домах школьника, в детских и подростковых клубах. Есть возможность знакомиться с домброй в клубах для пожилых людей. Таким образом, имеются возможности для обучения детей и взрослых, и это замечательно.
– Расскажите о коллективе, в котором вы работаете, какие произведения составляют основу его репертуара? 
– Мой родной коллектив, Казахский государственный академический фольклорно-этнографический оркестр национальных инструментов имени Нургисы Тлендиева «Отырар сазы» был создан в 1980 году самим маэстро Нургисой Тлендиевым. С того времени и по сей день оркестр входит в состав Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в Алматы. 
Сегодня коллективом руководит заслуженный деятель Казахстана Динара Тлендиева. Репертуар нашего прекрасного оркестра включает народные кюи «Желтая река», «Сал курен», а также произведения народных композиторов «Косбасар», «Сары жайлау», «Сылкылдак» Таттимбета, «Кюй Ердена» и «Камбар батыр» Ыкыласа, «Воспоминания» Мукана Тулебаева, «Ата толгау», «Караван прощания» Нургисы Тлендиева.
Наш коллектив всегда идет в ногу со временем, постоянно расширяет репертуар. Наряду с классикой народной музыки мы исполняем произведения таких авторов, как Каршыга Ахмедьяров, Айткали Жайымов, Жамагат Темиргалиев, Ермек Умиров, Артык Токсанбаев, других ярких казахстанских авторов.
– Наряду с Международным женским днем и Наурызом в марте отмечается День благодарности. Кого бы вы поблагодарили в этот праздник? 
– Самые искренние, сердечные слова благодарности звучат в адрес моего первого учителя – педагога Гульперизат Елеусизовны Ултараковой, а также моему профессору, кавалеру ордена «Курмет» Айтжану Есеновичу Токтагану. Эти прекрасные педагоги, профессионалы своего дела вложили свои сердца, души в обучение многих замечательных домбристов нашей страны.
– Какие ассоциации у вас рождает слово «Наурыз»? 
– Праздник Наурыз называют Ұлыстың ұлы күні – Великий день народа, и это говорит само за себя.
Для меня лично Наурыз – это символ весеннего обновления, торжества любви, плодородия, дружбы, и, конечно же, праздник ассоциируется со звучанием домбры.

Юрий КАШТЕЛЮК
Фото предоставлено Балжан Смахан

 

1159 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми