• Время
  • 20 Марта, 2024

КУТТЫКАДАМОВЕДЕНИЮ – БЫТЬ

2 марта этого года на 78-м году жизни после продолжительной болезни остановилось сердце выдающегося человека – нашего коллеги, наставника, известного журналиста, писателя, политолога Сейдахмета Куттыкадама.
Многие любили Сейдахмета Рысходжаевича за прямоту его высказываний, демократичность взглядов, патриотичность. Его отличали такие человеческие качества как искренность, порядочность, оптимизм и жизнерадостность, великодушие, умение сопереживать. Он был мудрым, проницательным, а его широкая улыбка, громогласный и заразительный смех сражали наповал. Всех, кто находился в орбите его внимания, он по-своему опекал. Секе был чувствителен ко всем и всему. Порой чересчур. 
У него всегда была большая армия поклонников. Но были и оппоненты. И это закономерно. Ведь, как известно, «камни не бросают в бесплодное дерево, камни бросают – в плодоносящее дерево».
Многие называли его моральным авторитетом, совестью нации. Его суждения, публикации и книги о великих реформаторах в мировой истории, исторической судьбе казахского народа, проблемах нашей молодежи, науки и образования, политической системы государства и общества, пожалуй, никого не оставят равнодушным.

 

Коллектив журнала «Мысль»: снизу слева направо – С. Куттыкадам, 
Н. Гора, Ю. Барсуков; сверху слева направо – З. Абдримова, С. Ахметова, 
С. Имирова, И. Кокобаева. 2007 г.

 

Реалист с душой романтика

Как говорится, и воздастся каждому по трудам его. Для таких высокообразованных людей, как Сейдахмет Куттыкадам, вопросы возрождения духовности и культуры были основополагающими. Большинство казахстанцев за харизматичность и талант наделили его яркими эпитетами: «Побольше бы нам таких ответственных людей в Казахстане, с высокой гражданской позицией, с честностью и с честью, ставящих на первое место интересы нашей страны и ее народа!», «Издание каждой его книги становится большим событием в общественной и культурной жизни Казахстана. Таковы судьбы его книг «Служение нации», «Казахская драма» и «Дао Алтая». Можно не всегда соглашаться с тем, что пишет автор, это ему и не нужно, но оставаться равнодушным к его творчеству невозможно». И так далее...
А что он сам говорил о себе, своих мироощущениях? Кем он себя считал? Однажды в одном из интервью прозвучал подобный вопрос. И вот что он ответил: «Я – реалистический романтик. Почему? Чтобы создать что-то, нужно реально оценивать ситуацию. Но если не обладаешь при этом романтизмом, значит, не веришь в высокие идеалы, а без них жить неинтересно». «Ты говоришь, что в жизни всего добивался сам, многое перенес. Как же ты сумел сохранить в себе высокие идеалы?», – спросила журналистка. И он ответил: «Спасали книги. Я с 9 лет плотно начал читать. Именно серьезная и духовная литература создавала мне образы для подражания. Так что романтизм мне прочно привит». (Задулина С. «Романтик с профилем реалиста», газета «Жума-Пятница», № 3, май 1998).

О книжном наследии

Идея написания книги «Служение нации. 10 мировых примеров управления государством», как рассказывал сам С. Куттыкадам, пришла в голову издателю Айтолкын Курмановой. Где-то она прочла его вдохновенный очерк о премьер-министре Малайзии Махатхире Мохамаде. Куттыкадам написал его, находясь под впечатлением от своей поездки в Малайзию. Издатель сама вышла на него. Так и родилась эта замечательная книга, в которой автор проанализировал лучший опыт мировых лидеров по управлению государством. Это Рональд Рейган и Людвиг Эрхард, Франклин Рузвельт и Дэн Сяопин, Маргарет Тэтчер и Мустафа Кемаль Ататюрк, Мохаммад Махатхир и Ли Куан Ю, Нельсон Мандела и Лех Валенса – люди, которые управляли своими странами в периоды экономических и политических кризисов. 
«Они работали в очень сложных условиях хаоса и смогли выйти из него не просто достойно, а сильными и окрепшими со своими государствами. Опыт каждого из них абсолютно уникален. Причем все они работали абсолютно разными методами. Представленные мини-портреты, естественно, не претендуют на научную фундаментальность и глубину характеристик. Эти эскизы являются частью общей картины, в которой выступает некий собирательный образ Реформатора», – говорил С. Куттыкадам, когда его книга в 2009 году вышла в свет. – По его мнению, этот опыт достоин самого серьезного обсуждения в нашей стране. – «Казахстану сегодня необходимо провести анализ мирового опыта великих деятелей, пройденного нашей страной пути, проанализировать свои ошибки и недостатки и на этой базе приступать к социальным, экономическим и политическим реформам. В Казахстане достаточно интеллектуальных сил для осуществления прорыва. Интеллект – вот главный ресурс страны», – отмечал он.
После этого была написана книга «Казахская драма. На сцене и за кулисами». В ней автор описывает новейшую историю Казахстана (1991–2010 гг.). Здесь он делится своими воспоминаниями непосредственного участника и свидетеля динамичных и, порой, драматичных событий казахстанской политической жизни. В книге собраны самые интересные статьи автора, рассказы о личных встречах и дискуссиях с известными политиками Казахстана и стран СНГ. Эта книга, как и «Служение нации» также стала лидером продаж.
Очередная книга «Дао Алтая. Необычная гипотеза» С. Куттыкадама существенно отличается от предыдущих по содержанию, она посвящена сакральной истории Алтая, Казахстана и Евразийского континента в целом. В ней автор говорит о том, что разум не принесен на Землю инопланетянами, а зародился на ней самой и, что впервые это таинственное Изначальное Знание появилось на Алтае, а далее уже распространилось в Америку и Азию – Восток, а оттуда на Запад. С. Куттыкадам предлагает свою теорию генезиса рас и языков и выдвигает свою гипотезу мировой и отечественной истории, а также описывает причины современных трагических проблем человечества. Вместе с тем он дает выразительный портрет современных казахов и раскрывает глубокий символизм казахских обычаев.
В эпилоге книги автор пишет: «Процесс механического творения и бездумного потребления превратился для человека в самоцель, и скоро горы его творений с сопровождающими их проблемами погребут его самого. Но, как говорил таинственный дон Хуан писателя Карлоса Кастанеды: «Только воин может выжить на тропе знания. Потому что искусство воина – находить равновесие между ужасом от того, что ты человек, и восхищением от того, что ты человек». И потому я – один из Последних истинных и простодушных Евразийских Кочевников, умеющий с варварской непосредственностью смотреть в лицо фактам и видеть их в наготе, и помнящий воинское искусство своих предков, осмелился написать то, что я написал. 
Отец китайской истории Сыма Цянь утверждал: "Те, кто не забывает прошлого, являются хозяевами будущего". Великое начало Земной цивилизации было забыто, и это, видимо, одна из главных причин того, что нынешнее человечество заблудилось и не видит перспектив будущего.
Немецкий философ Георг Гегель, говорил: «Сова Минервы вылетает только в сумерках». Сейчас наступили такие глобальные сумерки, что Минерве пора потревожить всю свою совиную стаю. То есть, мы очень нуждаемся в божественной мудрости.
Алтай – родина Изначального Знания, а Казахстан – сердце Великого континента – это его Часть, где начинали свой путь по просвещению человечества протоалтайцы, арийцы и собственно алтайцы. И Казахстан имеет свою историческую миссию.
Не случайно, рядом с ним вознесся в космос человек. Не случайно, в дьявольском XX веке Сердце Мира истерзано бесконечными испытаниями и страданиями, из-за построенных там концлагерей и всевозможных полигонов, в частности, самого страшного из них – Семипалатинского ядерного. Не случайно, сюда ссылались ассирийцы и греки, немцы и корейцы, курды и турки, калмыки и татары, чеченцы и ингуши, кабардинцы и балкарцы. Боль представителей великих цивилизаций концентрировалась здесь. Пока Сердце Земли не успокоится – не будет покоя на всей Земле. Отсюда, из Сердца Земли, должно начаться исцеление человечества, очищенное Сердце очистит Душу и откроет дорогу Духу.
От старых стереотипов спасают новые духовные идеалы – мне видятся контуры Новой Универсальной мифологии, идеологии, объединяющей человечество: не по дикому принципу «разделяй и властвуй», а по гуманному закону – «объединяйся и живи».
Глобальные проблемы, о которых мы уже говорили, поставили человечество перед дилеммой: либо оно примет принципиально новые правила игры, либо неминуемо скатится к гибели. А главная суть этих правил проста: не твори ничего, что могло бы повредить больной матери твоей – Природе и общечеловеческим интересам.
Огромные средства, расходуемые на военные цели, должны постепенно переводиться на искоренение бедности, создание нормальных условий для всех людей, на борьбу с загрязнением мирового океана и потеплением атмосферы, на обводнение пустыни, увеличение лесов и зеленых насаждений и решение демографических проблем.
В возрождении современной Европы и установлении в ней толерантности и доверительных отношений важное значение имели не только американский план Маршалла, французское противостояние гегемонизму и экономическая мощь Германии, но и посредническая и культурная роль маленькой и неприсоединившейся Швейцарии в расколотом мире. Такую же роль, но в более широком масштабе в силу своего географического, цивилизационного и геополитического положения мог бы сыграть Казахстан. Сердце Земли – независимое, неприсоединившееся и открытое всем, создающее универсальную культуру из лучших образцов Запада и Востока», – подчеркивал С. Куттыкадам.
Свою последнюю, художественную книгу «Айюб, или Homo kazakus (Заколдованный век)» он написал в 2016 году, и уже в следующем 2017-м она вышла в российском издательстве, но под другим названием – «Заколдованный век. Евразийская сага»  (издатель посчитал, что изначальное название будет непонятным для большинства читателей, в итоге автор изменил его). Но в прошлом году С. Куттыкадам решил вернуться к первоначальной версии и опубликовать оригинал произведения (в своей редакции) в родном журнале «Мысль», а затем уже планировал переиздать эту книгу в Казахстане... Надо отметить, изначально книга «Айюб, или Homo kazakus» задумывалась автором как трилогия (но, к сожалению, писатель не успел осуществить задуманное). 
Сейдахмет Куттыкадам свою книгу «Айюб, или Homo kazakus (Заколдованный век)» называл «рассказом в рассказах». Эта книга необычна во многих отношениях: по стилистике, форме подачи материала и неожиданным сюжетным поворотам, она выводит целый ряд персонажей…В ней автор описывает судьбу жителей г. Туркестана, которые несмотря на драматические испытания, выпавшие на их долю в ХХ веке, не теряли чувства собственного достоинства и иронического отношения к себе и окружающему миру.
«В этой книге я описываю в основном типажи, свойственные времени продолжительностью примерно с полвека – с 1914-го по 1964 год… Никакие времена никогда не повторяются, но среди них есть в чем-то похожие друг на друга, но такого времени, о котором я повествую, никогда не было в истории и уже не будет, не будет и таких людей, которые жили в нем. То было время двух мировых войн, крушения пяти великих империй, революционных потрясений, невиданных репрессий, а для казахов еще и насильственного оседания, урбанизации, культурной ломки, русификации, модернизации, советского просвещения, становления национальной интеллигенции…Те люди, о которых я пишу, жили в лишениях, полуголодных условиях, в страхе перед государственной машиной… 
…Во всех концах света в эту своеобразную эпоху происходили сложные процессы, конечно, со своими большими или меньшими особенностями: в Китае и Северной Африке, США и СССР (России), Индии и Латинской Америке, Канаде и Австралии. И, возможно, этим объясняется то, что через относительно короткий период, казалось бы, такое разное человечество так легко отдалось глобализации», – писал в своей книге автор.

Феномен Куттыкадама

Мне посчастливилось работать с Секе, вместе, бок о бок, мы проработали в журнале «Мысль» несколько лет. Он стал моим Наставником, под его крылом я многому научилась, за что ему очень благодарна. Сейдахмет аға умел найти подход к каждому. Если кто-то приходил хмурый на работу, бывало, подбадривал: «Так, девочки, свое плохое настроение вы должны оставлять дома. На работу надо ходить с хорошим настроением, как на праздник! Когда приходите на работу – забываете про дом, а дома – наоборот». Плохое настроение моментально улетучивалось, все начинали шутить и смеяться… 
Мастер всегда был неутомим в своих исследованиях, находился в постоянном поиске ответов на извечные философские вопросы: кто мы, откуда мы, куда мы идем? Ему всегда было, что сказать Читателю. Его мудрые высказывания, размышления, критические публикации всегда находили отклик в душах людей. В его статьях чувствуется всеобъятность, неравнодушие, переживания за все и вся, автор будто несет ответственность за судьбы мира, страны и всего человечества. Сейдахмет Куттыкадам по природе просто масштабный человек. Титан мысли. 
Феномен незаурядной личности Сейдахмета Куттыкадама заключается в его неповторимости, человеколюбии, трудолюбии, глубоком интеллекте мыслителя. Его уже сейчас можно назвать современным литературным классиком. Очевидно одно: в его творческой биографии еще будут долго с благодарностью «копаться» нынешнее и последующие поколения. Еще при жизни Сейдахмета Куттыкадама его произведения стали настольными книгами для философов, историков, политологов. Их уже можно назвать куттыкадамоведами. А это значит, что Куттыкадамоведению – быть. 

Сауле АХМЕТОВА

 

Наша справка
 

Сейдахмет Рысқожаұлы Құттықадам, родился 9 мая 1946 года в г. Туркестане в семье служащего.
Окончил факультет технологии неорганических веществ Казахского химико-технологического института (1964–1969 гг.), инженер-технолог. Кандидат технических наук (1975). Тема кандидатской диссертации «Каталитический крекинг керосиногазойлевых фракций мангышлакских и эмбинских нефтей». Доцент (с 1984). 
Литературные пристрастия – Лао-Цзы, Платон, аль-Фараби, О. Шпенглер, К. Юнг, Л. Н. Толстой, Т. Манн, М. Ауэзов – классическая философия и литература. Идеал политического деятеля – Шарль де Голль, М. Мохамад, Нельсон Мандела.
Жена – Кулкай Мария Каскабайкызы, экономист, преподаватель. Сыновья – Аскар, Чингис. Дочь – Нурия. 
Член КПСС (1974–1991), партии «АкЖол» (2003–2005). С 1973 по 1975 гг. – заведующий лабораторией Института химии нефти и природных солей АН КазССР (Гурьев). С 1980 года – декан факультета Кзыл-Ординского филиала Джамбулского гидромелиоративно-строительного института. С 1986 по 1991 гг. – завкафедрой Аркалыкского педагогического института. С февраля по декабрь 1991 года – заместитель главного редактора журнала «Арай-Заря». 
С 1992 по 1993 гг. – заместитель министра печати и информации РК (создал в министерстве экспертно-аналитическое управление по политическим и геополитическим вопросам).
С 1994 года – главный редактор журнала «Арай». 
С 1995 года – обозреватель газеты «Аргументы и Факты – Казахстан» (за три года тираж издания стремительно взлетел вверх и достиг 250 тыс. экземпляров!). 
С 1999 года – председатель республиканского движения «Орлеу». 
2001–2002 гг. – обозреватель газеты «Начнем с понедельника». 2002–2003 гг. – главный редактор газеты «Эпоха». С 2004 года – обозреватель газеты «Начнем с понедельника». С 2005 года – председатель Алматинского филиала партии «Ак Жол» («Настоящий Ак Жол»). С 2006-го и до начала 2017 года – главный редактор республиканского общественно-политического журнала «Мысль».
Им написано более 500 публицистических статей, которые опубликованы в ведущих газетах республики, а ряд из них в московских изданиях, в частности, в газетах «Литературная газета», «Советская культура», «Российская газета» и журналах «Дружба народов», «Вокруг света» «Журналист» и др.
Он автор книг «Вызов времени» (1994 г.) и «Служение нации» (2009 г.), «Казахская драма на сцене и за кулисами» (2010–2011 гг., 2019–2020 гг.), «Дао Алтая», (2013 г.), «Заколдованный век. Евразийская сага» (2017) (оригинальное название «АЙЮБ, или Homo Kazakus (Заколдованный век)»). 
Член Союза журналистов РК, член Казахстанского Пен-клуба с 2003 года, академик Академии журналистики Казахстана, обладатель высшей журналистской премии «Алтын Самрук». Также был членом Национального совета общественного доверия и Национального курултая при Президенте РК.
 

 

Редакция журнала «Мысль» выражает глубокие соболезнования семье, родным, близким, друзьям 
Сейдахмета Рысходжаевича Куттыкадама. 
Светлый образ Сейдахмета Куттыкадама навсегда останется в наших сердцах.

2201 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми