• Исторические страницы
  • 20 Марта, 2024

ОТЕЙ БАТЫР И ЕГО СЫН БЕКБАУЛЫ БИ

Одной из ярких личностей, сыгравших большую роль в истории не только своего края, но и всего Казахстана, является Отей батыр (приблизительно 1714–­1749 годы), из рода аргын (ветвь: младший аргын), героически сражавшийся против калмыков за независимость своей родной земли и своего народа. 

 

Его род издавна кочевал в бассейнах рек Торгай и Тобол. Согласно устным источникам, казахского шежире Отей батыр воевал с волжскими калмыками (последние являлись частью джунгар. – Авт.) на территории Младшего жуза (т. е. Западного Казахстана) и в одном из сражений был смертельно ранен и умер в возрасте 35 лет. Когда калмыки в ходе наступления на казахские земли захватили территории до реки Ойыл, пришедший на помощь казахским ополченцам Младшего жуза отряд из Среднего жуза возглавлял Отей батыр, который собрал ополчение из казахских джигитов в родных кочевьях в междуречье рек Торгай и Тобол. По другим источникам, Отей батыр совершил военный поход со своих кочевий на запад на помощь своим соотечественникам, кочевавшим в бассейне реки Жайык (или иначе Урал), чтобы освободить их от калмыков. Как утверждали аксакалы, знавшие старину, Отей батыра отправил на помощь казахам Младшего жуза известный Шакшак батыр.
В ходе ожесточенного сражения казахи во главе с Отей батыром начали теснить калмыков, однако последние пошли на хитрость и решили убить командира казахского отряда, смело врывавшегося в ряды калмыцкого войска, чтобы привести их ряды в смятение. Улучив подходящий момент, один из воинов противника вонзил копье в незащищенный от ударов затылок Отей батыра. Но сарбаз Отей батыра убил калмыцкого воина, отомстив за смерть своего командира. По рассказам тех же аксакалов, когда Отей батыр был убит в том сражении, то одновременно был тяжело ранен и командующий отрядами Младшего жуза Тайлак Бекежанулы. 
После смерти своего командира в 1749 году воины похоронили его в той же местности и оставили на его надгробии надпись с именем и названием его рода. Затем, после победы над калмыками, бии и батыры Младшего жуза поставили в честь батыра из Среднего жуза надгробный камень за его подвиги в борьбе с калмыками, однако по прошествии лет могила была затеряна. Только в 2007 году могила Отей батыра была найдена, а в 2008 году потомки батыра воздвигли памятный камень из красного гранита с надписью «от благодарных потомков его сыновей». 
Аналогичный надгробный камень поставили на его исторической Родине, в селении Кызбел Жангельдинского района Костанайской области (бывшая Торгайская область). Могила Отей батыра находится в местности Карабау (современный Кызылкогинский район Атырауской области), а его кладбище получило в народе название «Өтей қорымы – могила Отея».
Известный би Младшего жуза Есентемир Бокен перед смертью говорил, что долг всех казахов помнить о славном своем предке, и завещал потомкам, чтобы его похоронили рядом с могилой Отей батыра, что свидетельствует о признании потомками последнего его заслуг перед народом, особенно перед родами Младшего жуза.
Теперь перейдем к потомкам Отей батыра, из шестерых его сыновей наиболее известен был Бекбаулы би, который был соратником и сподвижником Жаныбек батыра и вместе с другими батырами участвовал в изгнании последних осколков волжских калмыков, возвращавшихся через казахские земли на свои прежние кочевья в Джунгарии. 
По казахским шежире, Бекбаулы Отейулы долгие годы проживал на берегу реки Шыршык, протекающей по территории южного Казахстана и Узбекистана. Среди населения сохранилось много рассказов не только об отваге Бекбаулы би, но и его несметных богатствах. До настоящего времени один из переходов через реку Шыршык называется «переходом Бекбаулы», так как в этом месте его скот, якобы, растягивался на несколько километров и не было видно ни начала ни конца этого перехода. Кроме того, Бекбаулы би прославился среди народа своей щедростью и благотворительностью. Например, он бесплатно раздавал каждому из детей своих наемных работников (қонсы), прошедших мусульманский обряд обрезания, по молодому коню (тай), а по достижении ими 13-летнего возраста он собирал их всех вместе, устраивал для них той (празднество) и давал свое благословение.
Бекбаулы Отейулы известен был своему народу и как справедливый би. Как-то к нему пришел с просьбой принять справедливое решение один из храбрых батыров, поймавший вора, укравшего его любимого коня. Тогда Бекбаулы би, якобы, сказал, обращаясь к вору, укравшего коня у известного батыра: «Быстрый конь защищает своего хозяина-батыра, а батыр защищает свой народ, ты же лишил батыра не только его крыльев – коня, а чуть было не лишил народ своего защитника-батыра. Поэтому выплатишь кун (своего рода штраф-компенсацию) потерпевшему за украденного коня, а если украдешь повторно, будешь изгнан из страны на черном осле и убит, как преступник». Все собравшиеся на суд люди были довольны принятым бием суровым, но справедливым наказанием.
Источники свидетельствуют, что Бекбаулы би приучил казахов-кочевников земледелию, в особенности поливному. Он был известен и как предприниматель, вывозивший на рынки Самарканда, Ташкента лошадей и овец для продажи. Купленные там различные ткани, сладости, фрукты и другие продукты питания он не только сам потреблял, но и бесплатно раздавал своим сородичам и о его щедрости и богатствах ходили легенды. Как-то Бекбаулы би во время торговых сделок на рынке города Самарканда увидел на прилавке очень дорогую ткань, продавец товара, увидев его взгляд, ухмыльнулся и с надменным высокомерием сказал: «Этот товар не для казахов, его одевают только ханы». Разгневанный на унизительные слова, которые задевали не только его самолюбие, но и всех казахов, Бекбаулы би полностью выкупил дорогой товар. Увидев погруженный на лошадей весь свой товар, торговец не знал, что сказать от сожаления. Как утверждают источники, по приезду в родные кочевья Бекбаулы би одел в одежду из дорогой ткани всех уважаемых и почитаемых аксакалов своего аула.
Большое внимание Бекбаулы би уделял образованию и знаниям детей. Так, для обучения детей грамоте и знаниям он специально приглашал из Самарканда и Бухары грамотных людей, учителей, а также наиболее способных учеников отправлял на учебу в эти города, тем самым создавая основу для систематического обучения детей.
Бекбаулы би Отейулы похоронен в Туркестане, в некрополе мавзолея Кожа-Ахмета Яссауи (в некоторых источниках – в мавзолее).
Занимавшие земли между реками Торгай и Тобол потомки Отей батыра от его шести сыновей составили род под названием «Отей» по имени своего дальнего предка-батыра. По сведениям Оренбургского генерал-губернаторства, число потомков Отей батыра от его шести сыновей по мужской линии в 1843 году составили 2588 человек. Второй подсчет рода Отей проводил казахский просветитель Ы. Алтынсарин в 1869 году.
Род Отей до революции проживал в четырех волостях Торгайского уезда (Қарақоға, Сарықопа, Наурызым, Қараторғай), в летнее время кочевал до лесов Аманқарағая. Их всех возглавлял Кадырбай Байгозин, дед Сейдазима Қадырбаева, одного из видных деятелей партии «Алаш» и Алашорды.
Впоследствии в результате голода, репрессий и послевоенных трудностей род Отей оказался разбросанным по всей территории Костанайской области и всего Казахстана. 
Из вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня имена Отей батыра и Бекбаулы би Отейулы недостаточно известны своему народу прежде всего молодому поколению, нашим землякам – костанайцам, так как о них написано еще очень мало, из-за отсутствия источников. Поэтому наша задача, как архивистов, на ближайшие годы: найти и исследовать неисследованные архивные и другие письменные и устные источники о них и их известных потомках, таких, как Кушик би, Толтан би, Агытай би и других, занимавших должности волостных управителей и, в частности, управителей Майкаринской волости Торгайского уезда. 
Работая в 2022 году в Историческом архиве Омской области по программе «Архив-2025», я обнаружила документы, свидетельствующие об участии моего предка Толтана Кучукова, в комиссии по размежеванию казахских земель Оренбургского и Сибирского ведомств в 1842 году, где мой прапрадед Толтан Кучуков занимал должность начальника дистанции в составе казахской депутации от Оренбургского ведомства. Эта комиссия работала с 21 июня по 6 августа 1842 года. По окончании работы поставили подписи в виде родовой тамги, в том числе стоит подпись Толтана Кучукова. (ИАОО. ф.3, оп.2, д.2427) 
Потомки Отей батыра, которые проживают по всей территории Казахстана, ныне объединились в сообщества, они ведут плодотворную работу по увековечению его имени, в частности, включении Отей батыра в программы школьных учебников, периодически публикуются статьи в региональных и республиканских СМИ. По их заказу был нарисован и запатентован портрет героя членом Союза художников Казахстана Сапарбеком Узаковым (портрет изображен выше), 5 портретов батыра были переданы в дар в официальной обстановке 5 музеям страны. В 2021 году потомки Отей батыра совершили пеший поход «Бабалардың ізімен» длиною 1200 км, от места рождения батыра – с. Кызбель Костанайской области до места его захоронения – с. Карабау Атырауской области. 
В 2020 году я, потомок Отей батыра Асия Айтенова, включила нашего предка-баба в 3-х томник исторической энциклопедии, выпущенный Институтом истории и этнологии им. Валиханова.
В заключение хотелось бы отметить, что имена наших знаменитых земляков Отей батыра и Бекбаулы би Отейулы, сыгравших большую роль не только в истории края, но и в истории Казахстана, не вошли в сакральную карту Костанайской области по государственной программе «Рухани жаңғыру» по той причине, что они захоронены не на территории нашей области. Несмотря на это, мы, потомки, продолжаем работу по включению нашего предка в сакральную карту Атырауской области на месте его захоронения, в связи с тем, что они, являясь нашими земляками, защищали нашу землю от врага, оставили в целости и сохранности землю своим потомкам, сыграли большую роль в развитии культуры и просвещения народа.

Асия АЙТЕНОВА, 
сотрудник Национального архива РК
г. Астана

Литература
1. Қазакстан тарихы. Энциклопедия 3 том. Алматы. 2020.
2. ИАОО, ф.3, оп 2, д. 2424.
3. Алим К., Мендыбай С. «Терең тамыр». Астана, 2009.
4. Мендыбай С. «Тұмарымыз Түркістан». Костанай, 2013.
5. Абуталиев Набиден. «Шоқ жұлдыз». Алматы, 1998.

1077 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми