- Культура
- 25 Октября, 2012
Какими они были, восьмидесятые?
Айгерим Утарова,
магистрантка КазУМО и МЯ
* Гульнара Абикеева. Документальное кино Центральной Азии: две эпохи формирования национального самосознания. Алматы, ЦЦАК, 2008, с. 25.
К началу 1980-х годов, уже в течение нескольких десятилетий карта Европы не менялась. Весь мир был уверен – она застыла навсегда или, во всяком случае, на очень долгий срок, и поколебать «европейский айсберг» может только настоящая политическая катастрофа, например, новая мировая война. А бедствия таких масштабов никто не хотел.
Однако в 1989 году, благодаря усилению демократических настроений в Восточной Европе и «перестройке» в Советском Союзе, начался распад созданной после Второй мировой войны социалистической системы. «Перестройка» постепенно изменяла основы политического устройства в самом мощном социалистическом государстве планеты. Были очень большие изменения не только политические, но и социальные. Во всех республиках бывшего СССР движение протеста против коммунистического режима было достаточно сильным. Существовали разного рода оппозиционные и диссидентские группы, например, «Хартия-77», «Комитет защиты невинно осужденных» и другие. Но, главное – менялось мировоззрение людей. Советская идеология дискредитировала себя, а взамен не было предложено ничего, кроме «рынка», когда каждый выживал, как мог. Общеизвестно, что конец 1980-х и начало 1990-х были расцветом криминальной эпохи и повышенной активности предприимчивых людей, деятельность которых рассматривалась как бизнес. Возможно, это и не было нормой того времени, но сегодня это смотрится дико – мошенничество в больших масштабах, кражи, убийства, наживание на чужом добре. Об одном из таких явлений того времени рассказывает документальный фильм Владимира Тюлькина 1987 года «Буду защищаться сам». Фильм запечатлел судебный процесс над преступной группой, которую возглавил некто Вячеслав Чиванин. Этой группе за пару лет удалось обмануть, точнее, обвести вокруг пальца 82 человека. Они одевались в милицейскую форму и приходили к людям, зарабатывающим деньги нечестным путем. Те с легкостью расставались с большими суммами, лишь бы их не забрали в тюрьму. Это было своеобразной формой рэкета. Но делали они это необычным путем, каждый раз придумывая что-то новое. К примеру, одна из член банды – женщина, которая имитировала из себя проститутку, а потом на их «свидание» являлся наряд милиции. В этом фильме проводится параллель между героями фильма и картинами Питера Брейгеля. К примеру, одна из новелл фильма называется «Малая Вавилонская башня», и мы видим одноименную картину Брейгеля, на которой изображены уродливые люди, недостроенная башня, мрачные цвета – одним словом, Средневековье. По профессии Вячеслав Чиванин – цирковой акробат, но его карьера в цирке не сложилась. При этом, он всю свою жизнь превратил в цирк. Даже перед следователем он показывает трюк – встает на руки и ртом берет и выпивает стакан воды. Режиссер подчеркивает музыкой – цирковым маршем, что и вся преступная деятельность киногероев – это цирк. И даже судебный процесс – цирк, потому что смеются и милиционеры, и судья, и свидетели, и потерпевшие. О потерпевших – разговор отдельный. Эту главу автор фильма открывает картинкой Брейгеля «Калеки». Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителей. На фоне зеленой травы теснятся жалкие калеки, человеческие обрубки, бывшие когда-то полноценными людьми. В их глазах – недоверие, непонимание, обида и постоянно гнетущая боль. А красные кирпичные стены, намертво стискивающие пространство, еще больше усиливают ощущение трагичности происходящего. Питер Брейгель создают аллегорию мира, в которых живут одни калеки. Так и в фильме Тюлькина все и вся в любой момент может поменяться местами. К примеру, потерпевшим, человеком, у которого группа Чиванина забрала деньги, является тот, кто заработал деньги на трагедии людей. Он узнал, что в горах Киргизии погибла группа альпинистов – 7 человек. Купил 7 гробов, заполнил их черной смородиной и без задержек, таможенных пошлин и т. д. перевез этот груз через границу, соответственно заработав на этом крупненькую сумму денег. Чиванин узнал об этом и ограбил «потерпевшего». Он даже называет себя «Робин Гудом». Фильм является примером острой сатиры, направленной на советское общество конца 1980-х годов. «Страна воров», «страна лентяев», «страна мошенников и несунов» – такое возникает впечатление от фильма. Казалось бы, герои фильма – достойные люди: фотограф, мясник, торговец, но все они занимаются преступными делами. Остро критическое, а где-то легко-насмешливое осуждение человеческих пороков звучит в этом фильме. И Чиванин наживался на этих пороках. «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» – очевидная истина начинает по-новому звучать в фильме. Картина Брейгеля «Слепые» открывает еще одну новеллу фильма. Это притча о человеческой глупости. Одновременно с этим, она о той эпохе, когда «слепое» общество не знало, куда его ведут «слепцы»-лидеры. Все люди в то время выживали, как могли. Картина Брейгеля в данном контексте – предостережение людям, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способномн обречь народ на гибель. Как говорит один из подсудимых, в то время все «тянули» отовсюду, что могли, то есть наживались. Это как холера. И они делали это осознанно. Последняя новелла фильма – «Падение мятежных ангелов». На одноименной картине Брейгеля показано, как человечество погрязло в царстве хаоса, бессмыслицы и жестокости. В фильме же «мятежные ангелы» – группа Чиванина. Когда показывают, как закрывают камеру, сначала слышны колокола и лай собаки, и затем наступает тишина. Тут возникает мысль о том, что несмотря на то, что они преступники, в их словах была определенная правда, и не случайно Вячеслав Чиванин взялся защищать себя сам. Потому что в фарсовости этого процесса, и в том, что преступники в любой момент могли бы поменяться местами с «потерпевшими», есть правда жизни и правда времени. Но главное достоинство фильма в том, что были показаны такой процесс и такой герой, которые передали дух времени, когда идеалы советского времени были утеряны, и личная, индивидуальная правда могла быть выше общественной. Как писала об этом фильме киновед Гульнара Абикеева в сборнике, посвященном документальному кино: «Фильм ставит под сомнение всю советскую систему в целом, и работу правоохранительных органов, и нравственные идеалы общества».* Заканчивается фильм так же, как и начинался, – разговором Чиванина о своем сыне Денисе, который останется без отца. И это опять цирк, потому что он взывает к жалости режиссера, а значит, и зрителя. Почему картина называется «Буду защищаться сам», потому что Чиванин отказался от адвоката и надеялся на то, что своей риторикой и обвинением в сторону «потерпевших» сможет доказать свою правоту. Однако это ему не удалось, потому что он совершал преступления и должен за них отвечать, а вот то, что этот фильм уникальный документ той эпохи, фильм-размышление, это очевидно. Он и сегодня позволяет нам увидеть то время – конец 1980-х – во всей полноте. А это важно, потому что, не зная прошлого, нельзя судить о настоящем.* Гульнара Абикеева. Документальное кино Центральной Азии: две эпохи формирования национального самосознания. Алматы, ЦЦАК, 2008, с. 25.
2046 раз
показано0
комментарий