• Культура
  • 16 Июня, 2014

МЕЛОДИИ СТЕПИ

Памятные даты июня

Июнь месяц не скупясь одарил нашу землю талантливыми людьми, в числе их проживший всего 23 года Саттар Ерубаев, своими вдохновенными произведениями наполнивший земную жизнь солнечным светом. Хочется верить, что новые поколения читателей откроют для себя этого замечательного писателя, который щедро поделился с нами тем прекрасным, что рождалось в его восторженной, окрыленной душе.

1 июня – Международный день детей (День защиты детей) (International Children's Day). 
Международный день детей – один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной вопросам благополучия детей, в Женеве. История умалчивает, почему этот детский праздник было решено отмечать именно 1 июня. По одной из версий, в 1925 году Генеральный консул Китая в Сан-Франциско собрал группу китайских детей-сирот и устроил для них празднование Дуань-у цзе (Фестиваля лодок-драконов), дата которого как раз пришлась на 1 июня. По счастливой случайности, день совпал и со временем проведения «детской» конференции в Женеве. В 1949 году в Париже состоялся конгресс женщин, на котором прозвучала клятва о безустанной борьбе за обеспечение прочного мира, как единственной гарантии счастья детей. Через год, в 1950 году 1 июня был проведен первый Международный день защиты детей, после чего этот праздник проводится ежегодно. У Международного дня детей есть флаг. На зеленом фоне, символизирующем рост, гармонию, свежесть и плодородие, вокруг знака Земли размещены стилизованные фигурки – красная, желтая, синяя, белая и черная. Эти человеческие фигурки символизируют разнообразие и терпимость. Знак Земли, размещенный в центре, – это символ нашего общего дома. В День защиты детей в крупных городах проводятся детские спортивные соревнования, в парках отдыха предоставляют им бесплатные развлечения, в кинотеатрах показывают детские фильмы.
В IX веке родился Коркыт, легендарный тюркский поэт-песенник, композитор, сказитель, создатель кобыза, покровитель поэтов и музыкантов, баксы.
Выходец из степей вдоль реки Сырдарья. Предания о Коркыте встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. «Кытабы деде Коркыт» («Книга деда Коркыта») – письменный эпический памятник тюркских народов. Каждое сказание имеет собственный сюжет и в каждом из них главным героем представлен Коркыт-ата – мудрец, вождь племени, предсказатель судеб. Легенда рассказывает, что Коркыт смолоду не смог примириться со скоротечностью человеческой жизни, поэтому решил бороться против неизбежной смерти. Мучимый своими мыслями и гонимый мечтой о бессмертии, он уходит от людей, но везде и всюду он видит смерть: в лесу – сгнившее и свалившееся дерево говорит ему о своей смерти и о неизбежном конце для самого Коркыта; в степи – ковыль, выгорая под солнцем, говорит ему о том же; даже мощные горы поведали ему об ожидающем их разрушении, неизменно добавляя, что такой же конец ждет и его. Видя и слыша все это, Коркыт в своих одиноких терзаниях выдолбил из дерева ширгай – первый кобыз, натянул на него струны и заиграл, изливая свои мучительные мысли и чувства. Он вложил всю свою душу в эти мелодии, и чудесные звуки его струн прозвучали на весь мир, дошли до людей, захватили и пленили их. С тех пор мелодии Коркыта и созданный им кобыз пошли странствовать по земле, а его имя осталось бессмертным в струнах кобыза и в сердцах людей. По легендам, по просьбе самого Коркыта, на его могилу был положен кобыз, тихо звучавший при порывах ветра во все времена. Памятник в форме кобыза в честь Коркыт-ата был сооружен в 1980 году в Кармакчинском районе Кызылординской области. При дуновении ветра он начинает звучать, и все проезжающие могут слышать мелодию ветра. На месте захоронения Коркыта на берегу Сырдарьи приблизительно в X–XI вв. был воздвигнут мавзолей «Коркыт-Тубе», с веками пришедший в разрушение. В 1997 году проведена его реставрация, и создан целый архитектурный ансамбль, а в 2000 году при нем был открыт музей. Именем Коркыта названы Кызылординский государственный университет, аэропорт в Кызылорде, улицы в городах Казахстана.
100 лет назад родился Саттар Ерубаев (1914–1937), талантливый казахский писатель.
Родился в Туркестанском районе Южно-Казахстанской области. В 1921 году его отдали местному мулле, который жил в 40 км от аула. Отведав палки, он через несколько дней вернулся домой, сбежав от муллы. По-настоящему стал учиться в семилетней школе Туркестанского детдома, но это уже было в 1923 году. После окончания школы некоторое время работал в Туркестанском райкоме комсомола. Активность и способности юноши не остались незамеченными, и вскоре его командировали на подготовительные курсы в Алма-Ату для поступления в высшее учебное заведение. В 1930 году Казнаркомпрос направляет его в Ленинградский институт истории, философии и лингвистики. В 1933 году под руководством профессора Медведева Саттар отлично защитил свою дипломную работу на тему «Русский неоромантизм и казахская национальная литература». Комиссия, высоко оценив его научное исследование, приняла решение о его публикации в печати. Тогда же, по рекомендации профессора Медведева, Саттар был оставлен в аспирантуре. Но, получив телеграмму Крайкома комсомола, приехал в Казахстан, который в те годы нуждался в квалифицированных кадрах. Саттар приступил к работе, вначале заведующим литературным отделом газеты «Ленинская смена», затем в газету «Лениншіл жас», где работал заместителем ответственного редактора, одновременно работал ассистентом кафедры философии Высшей сельскохозяйственной школы Алма-Аты, где читал лекции, вел семинарские занятия. Летом 1935 года он начал готовиться в аспирантуру Ленинградского университета, в тот же год принял активное участие в работе Союза писателей. В 1935-1936 учебном году Саттар стал аспирантом Ленинградского университета, но из-за болезни проучился всего год. Вернулся из Ленинграда и с сентября 1936 года, являясь доцентом кафедры казахской литературы КазПИ, читал лекции по истории и теории литературы. В начале 1937 года болезнь обострилась, и дирекция КазПИ направила его лечиться на курорт «Каменское плато». Несмотря на тяжелое состояние, Саттар старался не отрываться от творческой жизни, насколько мог продолжил работу над романом «Мои ровесники» и совместно с М. Жангалиным составил «Хрестоматию литературы» для 10 классов казахской школы. 2 июня 1937 года безвременная смерть оборвала жизнь прекрасного человека и писателя. Он ушел из жизни в самом расцвете, Саттару Ерубаеву было всего 23 года.
130 лет назад родился Алиби Джангельдин (1884–1953), крупный общественный и государственный деятель, один из организаторов борьбы за установление советской власти в Казахстане, участник гражданской войны. 
Уроженец Торгайского уезда. В раннем детстве обучался у русских учителей. Но юного Алиби приметили миссионеры православия. Желая подготовить из него священника, они направили его в 1903 году в Оренбургское духовное училище. Успешно закончив его, он поступает в Казанскую учительскую семинарию. Но вскоре за участие в демонстрации протеста и бунтарский характер его из нее исключают. В 1906 году Джангельдин поступает в Московскую духовную академию, где и продолжает знакомиться с нелегальной литературой. В это время его захватывает идея о мировом путешествии. Но поскольку для этой цели были нужны немалые средства, он решается осуществить путешествие пешком. 3 июля 1910 года он вышел из Москвы и вернулся в Россию в январе 1913 года, побывав в Польше, Австро-Венгрии, Югославии, Болгарии, Турции, Сирии, Палестине, Египте, Абиссинии, на Аравийском полуострове, в Месопотамии, Персии, Индии, Сиаме, Китае и Японии. В 1913 году проводил агитационную работу в Казахстане. Из-за преследований царских властей переезжает в Крым и устраивается на работу в местное отделение Пулковской обсерватории. В 1915 году в Петрограде вступает в большевистскую партию. В 1916 году вместе с Амангельды Имановым возглавляет в Торгайской волости вооруженное восстание. После свершения Октябрьского революции СНК РСФСР назначает его временным, затем чрезвычайным комиссаром Степного Киргизского края. На 1-м Торгайском областном съезде Советов в марте 1918 г. был избран председателем областного исполнительного комитета. В августе-ноябре 1918 г. возглавил отряд, который доставил Актюбинскому фронту медикаменты, оружие и боеприпасы. За осуществление этой операции был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В 1919 г. – председатель ревкома Киргизского края. Один из организаторов первого Учредительного съезда Советов Казахстана. В 1920 г. Джангельдин был избран членом первого состава ЦИК Казахской АССР. Делегат 13-го съезда РКП (б). В 1938–1958 гг. – депутат Верховного Совета Казахской ССР. Награжден орденом Ленина, другими орденами и медалями СССР. 
420 лет назад, 5 июня родился Никола Пуссен (1594–1665), французский живописец.
Родился в Лез-Андели в Нормандии. Талант к рисованию проявился у Пуссена очень рано. Его первым учителем стал художник Кантен Варен из Амьена. Он вдохновил молодого человека, и тот загорелся идеей стать знаменитым художником. В 1612 году Пуссен отправился пешком в Париж. Здесь Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи. В 1622 году Пуссен получил первый в своей жизни заказ – написать серию картин из жизни только что канонизированных святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия. Картины были заказаны парижской общиной иезуитов. Картины молодого художника оценил поэт Джованни Баттиста Марино. Он заказал Пуссену серию рисунков на мифологические сюжеты. Одиннадцать из этих рисунков уцелело, они хранятся сейчас в Королевской библиотеке. В марте 1624 года, благодаря материальной поддержке Марино, Пуссен оказался в Риме. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции. После смерти Марино, художник остался в Риме без всякой поддержки и смог улучшить свои дела лишь после того, как нашел себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера Кассиано дель-Поццо, для которого им были написаны «Семь таинств». Благодаря серии этих превосходных картин, Пуссен в 1639 году был приглашен кардиналом Ришелье для украшения Луврской галереи в Париж, где уже Людовик XIII возвел его в звание своего первого живописца. В Париже Пуссен много работал, у него было много заказов. Но из-за этого у него появились и противники – в лице художников Вуе, Брекьера и Мерсье, которым он составил сильную конкуренцию. Особенно интриговала против него пользовавшаяся покровительством королевы школа Вуе. Поэтому, в 1642 году Пуссен был вынужден покинуть Париж, он вернулся в Рим, где и жил до самой своей смерти. Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма в живописи XVII века. Особенно силен он был в пейзаже. Пейзажи художника проникнуты серьезным, меланхолическим настроением. Как исторический живописец, Пуссен обладал глубоким знанием рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой выдержанностью стиля и правильностью. Умер Никола Пуссен 19 ноября 1665 года в Риме.
7 июня 1631 года назад в индийской державе Великих Моголов заложен мавзолей Тадж-Махал в честь Мумтаз-Махал, умершей от родов любимой жены императора Шах-Джахана. 
Мавзолей Тадж-Махал был заложен в Агре – тогдашней столице индийской империи Великих Моголов. Строительство продолжалось 22 года, и было закончено в 1652 году. Исследователи полагают, что автором проекта этого шедевра мировой архитектуры был сам император Шах-Джахан, с юности увлекавшийся архитектурой и строительством. Вместе с тем, до нас дошло и имя главного архитектора, мусульманина Устад-Исы. В работе принимало участие более 20 000 человек. Кроме индийских мастеров, в ней участвовали лучшие зодчие, приглашенные из Персии, Турции, Самарканда и даже из Венеции. Тадж-Махал полностью выстроен из белого мрамора. Его архитектурный дизайн основан на арабо-мусульманской концепции абсолютной симметрии, где каждый элемент гармонично вписывается в главную структуру сооружения. Здание стоит на высокой квадратной платформе. Главный купол поднимается на 64-метровую высоту и окружен четырьмя малыми куполами. Всю композицию завершают четыре минарета. Изнутри и снаружи мавзолей украшен великолепным растительным орнаментом, а сводчатые переходы – арабской вязью, запечатлевшей в камне тексты некоторых глав (сур) из Корана. Архитектурный ансамбль мавзолея включает также мечеть, гостевой дом и парк. Сам Тадж-Махал стоит на западной стороне комплекса, на берегу реки Джамуны. Парк делится на четыре равные части каналами, пересекающимися в центре, а каждая из них, в свою очередь, делится еще на четыре части более узкими каналами.
50 лет назад, 12 июня 1964 года, африканский борец за права чернокожих Нельсон Мандела был приговорен к пожизненному тюремному заключению.
Еще будучи студентом, Нельсон Мандела вступил в политическую борьбу за права своих соплеменников в ЮАР. В 1944 году, получив специальность правоведа, он начал формировать военное крыло партии Африканского национального конгресса (АНК) – «Копье нации», созданной для борьбы с дискриминацией коренного негритянского населения страны. 12 июня 1964 года Мандела был арестован за организацию актов саботажа и вооруженного сопротивления властям и приговорен к пожизненному заключению в тюрьме Роббен Айленд. На суде он заявил, что его судят за стремление построить в Южной Африке демократическое общество, где все расы и народы жили бы в мире и гармонии. Его тюремное заключение вызвало возмущение демократической общественности по всему миру. Кампания в его защиту приобрела невиданные масштабы и превратилась в международную борьбу за отмену апартеида и изменение политической системы ЮАР. В 1990 году Мандела вышел на свободу и спустя четыре года, победив на первых в ЮАР нерасовых выборах, стал первым темнокожим президентом Южно-Африканской Республики. В 1993 году он был удостоен Нобелевской премии мира. Умер легендарный Нельсон Мандела 5 декабря 2013 года.
22 июня 1947 года родилась Наталья Варлей, советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР.
Будущая актриса родилась в городе Констанца (Румыния). Ее детство прошло в Мурманске, где служил капитаном дальнего плавания ее отец. Наталья росла талантливым ребенком с разносторонними увлечениями, но болезненным – у нее обнаружился ревмокардит. В конце 1950-х годов семья Варлей поселилась в Москве. Наташа занимается в детской цирковой студии, в 1965 году оканчивает акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства и приходит в труппу Московского цирка на Цветном бульваре эквилибристкой. В кино Наталья Варлей попадает совершено случайно, ее актерский дебют состоялся в маленькой роли медсестры в фильме «Формула радуги». Но уже следующая картина «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» приносит ей всесоюзную известность. До 1967 года она работает эквилибристкой Московского государственного цирка. В 1971 году, окончив Театральное училище имени Щукина, становится актрисой Московского драматического театра им. Станиславского (до 1978 года). Фильмография Натальи Варлей насчитывает более 40 картин. Амплуа комедийной актрисы не помешало ей создавать сложные и неоднозначные образы. Последние годы она оставила работу в кино – последним ее фильмом в 2006 году стал «Волкодав из рода Серых Псов». Наталья Варлей выпустила два песенных альбома, два сборника стихов. Она занимается дубляжом фильмов, участвует в различных телепроектах и руководит Мастерской Теат­рального Факультета МИТРО.

Ляйля Буланбаева

 

953 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми