• Культура
  • 13 Октября, 2012

Казахи зарубежья: сегодня и завтра

Гульнара Жумасеитова,

кандидат искусствоведения, доцент,

главный научный сотрудник Института

литературы и искусства им. М. О. Ауэзова

В свете выступления Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на IV Всемирном Курултае казахов и ХIХ сессии Ассамблеи народа Казахстана по консолидации казахской культуры и включении в ее контекст культуры казахов зарубежья,  Институтом литературы и искусства им. М. О. Ауэзова на 2012–2014 годы запланированы исследования по проекту «Фольклор, литература и искусство казахов зарубежья». В рамках данного проекта предполагается исследовать богатейший и многообразный мир фольклора и литературы  казахов зарубежья в широком историко-культурном и социальном аспектах. Поиск имен художников и исконных технологий обработки дерева и кожи, специфики орнамента и декора, фиксация сохранившихся музыкальных традиций и уникальных фольклорных танцев в среде казахов зарубежья позволят восполнить страницы отечественной истории и будут способствовать  углубленному пониманию общей картины развития казахской культуры. С этой целью в течение трех лет запланировано проведение комплексных экспедиций в страны ближнего и дальнего зарубежья в регионы  компактного проживания казахов. В июне группа исследователей Института провела комплексную экспедицию в Республику Узбекистан и Каракалпакстан.

В состав экспедиции вошли фольклорист, литературовед, музыковед, театровед, специалист по хореографии, а также профессиональный оператор. В течение 20 дней группа проехала от Ташкента до Мойнака. Главными объектами исследования стали районы и аулы, где наиболее кучно расселена казахская диаспора: Чирчик, Бостандыкский район Ташкентской области, Кинемех, Караул базар, Чалыш, Конырат, Ходжейли и др.

Если раньше, то есть в период существования Советского Союза, в Узбекистане размещалась наиболее многочисленная диаспора казахов, которые жили достаточно компактно и сохраняли более или менее традиционный образ жизни, то за последние двадцать лет ситуация коренным образом изменилась. Многочисленные родовые племена казахов располагаются на территории Узбекистана неравномерно, примерно следующим образом. Наиболее кучно казахи живут в Ташкентской области, это Бостандыкский район, Чирчик, Верхний Чирчик, Шыназ и др. Следующие наиболее многочисленные поселения казахов располагаются в Навои, в таких районах как Тамды, Ушкудук, а также в Джизакской области в местечке Мырзашол. И не менее большие поселения казахов до сих пор находятся в Каракалпакстане, в приграничных областях с Казахстаном и Туркменистаном, а именно в Конырате, Токтакопыре, Ташаузе и др.   До сих пор, когда затрагивается вопрос о численности казахов на территории Узбекистана, фигурируют цифры почти десятилетней давности. На сегодня, по сведениям канцелярии Правительства Узбекистана, статистика выглядит следующим образом: Ташкентская область – 339800; Каракалпакстан – 306900; Навои – 49600; Ташкент – 45900; Джизак – 31300; Бухара – 19700; Сырдарья – 14600; Хорезм – 11500; Самарканд – 4900; Сурхандарья – 2300; Кашкадарья – 1800; Ферганская область– 900; Наманган – 800; Андижан – 700. Общее количество казахской диаспоры в Узбекистане составляет – 831,200 тыс. человек. Информация приведена на основе «Этноконфессионального атласа Узбекистана» (подготовлен авторским коллективом, ответ. редактор – М. Ахмеджанов. Гос. комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам геодезии, картографии и государственному кадастру. Ташкент, 2011. ГНПП «Картография»). Анализ этих данных позволяет сделать вывод о том, что процесс возвращения казахов Узбекистана на родину остается стабильно высоким.

Возглавляющим и объединяющим звеном казахской диаспоры в Узбекистане является Казахский культурный центр под руководством Марата Укубаева. Свою историю эта организация ведет с 1989 года, когда в Ташкентском институте химии Артыкбай Укубаев, профессор Сейдуалы Тлеукулов и доктор экономических наук Нурали Откелбаев создали информационный культурный центр, куда стекалась вся информация о жизненных проблемах и достижениях тогдашней двухмиллионной казахской диаспоры. В 1990 году этот центр был переименован и стал функционировать как Казахский культурный центр. Центр стал местом встречи истинных патриотов своей родины, передовой казахской интеллигенции и тех, кто верил, что на чужбине сохранение национальной гордости и своей культуры является определенным залогом будущего процветания всего казахского народа. Эти встречи превращались в диспуты и обсуждения новых идей, разработки стратегических планов по реализации конкретных мероприятий.

За этот период Казахским культурным центром, в тесном сотрудничестве с Посольством Республики Казахстан в Узбекистане и местными меценатами из числа казахов, было проведено множество мероприятий по сохранению и развитию национальной культуры среди казахов Узбекистана и определенные работы по увековечиванию памяти наших великих казахских предков. В их числе: открытие мемориального комплекса «Калдыргач би», где захоронен Толе би, открытие улиц и школ с именами известных общественных деятелей и деятелей культуры, открытие при Союзе писателей Узбекистана совета по казахской литературе, открытие на Узбекском телевидении казахской программы «Замандас», сейчас это «Дидар». С 10 января 1991 года начала выходить ежедневная газета на казахском языке «Достық туы», которая в 1993 году была переименована и по сей день выходит под названием «Нұрлы жол».    С целью объединения диаспоры, регулярно широко отмечается  Наурыз и день Независимости Казахстана, было налажено проведение Айтыса, впоследствии ставшего одним из самых ярких событий национального искусства казахской диаспоры Узбекистана. Буквально на днях, опять же при содействии Казахского культурного центра и Посольства, а также при активной финансовой поддержке предпринимателя из Чимкента Ш. Усманова и казахов Узбекистана, в местечке Нурата в Навоинской области открылся мемориальный комплекс, где захоронен один из великих биев казахского народа Айтеке би.

Несмотря на то, что до сих пор на обширной территории Узбекистана есть определенные ареалы расселения казахов, большинство из них ассимилировались с коренным населением этой страны. Обширная общность и тождество наших культур делает почти неразличимым многие национальные традиционные обряды и празднества. Доказательством чему явилось наше пребывание в нескольких казахских аулах – Рамадан, Кинемех, Караул базар и Чалыш. Казахи здесь живут очень давно, достаточно кучно. В некоторых селениях более 85% населения аула составляют казахи, которые по возможности стараются сохранять исконно казахские национальные традиции и обычаи. И им это, в принципе, удается, так как компактное расселение казахов в одном месте в данном случае играет здесь очень большую роль. Они вместе проводят встречу праздника Наурыз, свадьбы и поминки, различные семейные обряды. Нам удалось поучаствовать и снять на видеопленку несколько национальных обрядов – Беташар, Құдалық, Есік ашу. Нами были отмечены лишь незначительные различия в проведении этих обрядов казахами Узбекистана. Большей частью, они имеют много сходств с обрядами и традициями южных казахов.

В ходе экспедиции самые интересные материалы были собраны по традиционной песенной и музыкальной культуре казахов. Удалось зафиксировать на пленку выступления талантливых жырау и кюйши в Караул базаре, Ходжейли, Кунграде. Среди них были обнаружены мастера очень редкой манеры сказительского искусства, исполняющих целиком такие жыры, как «Едиге батыр» и «Алпамыс батыр». В их числе знакомство с творчеством интересного самобытного  жырау, собирателя шежире 87-летним Турганбаем Жанабайулы и его последователем, известным жырау Конырата – Ринатом Бекжурсинулы. Последний из них поделился с нами разнообразными, весьма самобытными и редкими легендами и преданиями об истории этих мест и истории самих казахов, познакомил с творчеством своих учеников Жангира и Алмагуль. Нам удалось воочию наблюдать преемственность исполнительской школы и жизнеспособность в современных условиях традиции обучения мастерству от учителя к ученику.

В ходе анализа театрального процесса в Каракалпакстане был выявлено, что в Каракалпакском государственном театре им. Бердаха вот уже несколько сезонов основу репертуара составляют пьесы казахских драматургов, а именно: пять пьес С. Балгабаева, а также К. Байсейтова и К. Шангытбаева «Үш бойдақ» и пьеса  К. Жетписбаева «Бұл қандай той». Пьеса Балгабаева «Адеми келинчак» идет и в главном театре страны – Узбекском национальном театре драмы. С обретением Узбекистаном независимости на его сцене впервые была поставлена пьеса казахского драматурга.  Постановка казахской драматургии на узбекской сцене еще раз доказала близость национальной ментальности узбеков и казахов по отношению к семейным ценностям и месту женщины в семье и обществе, которое получило должное отражение в драматургии, режиссерской и актерской трактовке данных спектаклей.

Единственный казахский народный театр «Бес кала», который с 1991 года был открыт при Казахском культурном центре Каракалпакстана в г. Нукусе, в настоящее время нормально не функционирует из-за проблем с кадрами, сценической площадкой и отсутствием финансирования. Хотя за время своей творческой деятельности театр обрел своего постоянного и преданного зрителя в лице многочисленной казахской диаспоры Каракалпакстана. На его сцене с успехом были осуществлены постановки как музыкальных, так и драматических спектаклей: музыкальная драма «Абай» М. О. Ауэзова, «Тенизден тамшы» Б. Бердиниязова, «Мөңке» Ж. Асанова и др.

Неизгладимое впечатление на нас произвело знакомство в фондах Каракалпакского государственного музея им. Савицкого с работами  талантливого казахского художника О. Тансыкбаева, долгие годы  возглавлявшего Союз художников Узбекской ССР. Искусствоведы, признавая его весомый вклад в развитие узбекской и казахской культуры, всегда в его картинах считывали  истинно казахское мироощущение и видение мира. Такое же направление в творчестве было свойственно народному художнику Узбекистана и Каракалпакстана И. Алибекову, с творчеством которого нам довелось познакомиться в г. Нукусе. Более 30 лет, будучи главным художником музыкально-драматического театра им. Бердаха, он оставил яркие сценографические работы, сделанные им для спектаклей «Жумагуль, «Аналар», «Абу Райхан Беруни», «Келин, «Алпамыс» и многих других. Кроме театрально-декорационного искусства художник ярко проявил себя и в живописи, и в скульптуре, и в графике. Его портреты и пейзажи впечатляют лиризмом, мягкостью, умиротворенностью и в тоже время полны жизненной энергии. Так как основной чертой его творчества, на наш взгляд, является направленность к внутреннему монологу, его картины выражают определенный смысл, а не саму действительность. Нельзя не признать, что творчество нашего талантливого соотечественника совместило в себе традиции казахской художественной школы с художественными ценностями  и идеалами каракалпакского народа.

Во время экспедиции мы выявили и познакомились с целым рядом творческих личностей, работающих в самых разных сферах культуры. Это люди – профессионалы в своей области, которые завоевали место в первых рядах узбекской культуры, заслужили государственное признание и в то же время являются носителями и хранителями национальных традиций Казахстана. В этом ряду творчество казахских деятелей музыкального искусства, работающих в Узбекском государственном театре оперы и балета им. Навои: солистка оперы Гули Айтжанова, дирижер Аида Абдулаева, солисты балета Замир Нуримбетов и Динара Мустакишова. На периферии не менее ярко и достойно несут свое искусство в массы талантливые оперные певцы Сержан Жанахметов и Женисбек Пиязов, исполнитель традиционной музыки Жанибек Пиязов. Они молоды и перспективны, отличаются хорошей вокальной школой и ярким голосовым тембром,  их хорошо знают профессионалы и в Казахстане. Молодой режиссер и продюсер Фируза Эгамбердиева, автор фильмов «Сабақ» и «Истироб», реально участвует в налаживании кинематографических и музыкальных связей между нашими странами. В настоящее время ею начата работа по дублированию своих фильмов на казахский язык и поиски интересного национального материала для нового фильма. На наш взгляд, именно такая талантливая и активная молодежь нуждается в государственной поддержке со стороны Казахстана и Всемирной ассоциации казахов. В думах о родине наши талантливые соотечественники не только сохраняют то, чему научились от своих предков, но и способствуют рождению множества новых и интересных произведений искусства. Внося весомый  вклад в узбекскую и казахскую культуру, они  сохраняют в своем творчестве казахский менталитет и свое видение мира.

Исследовав современное состояние казахской диаспоры Узбекистана, мы пришли к следующему заключению. После обретения Узбекистаном независимости начался новый период в истории казахов Узбекистана. Особенностью этого периода новейшей истории диаспоры стала активизация репатриации казахов на историческую родину. Несмотря на резкое уменьшение государственных квот на переселение, количество казахов в Узбекистане стабильно идет к уменьшению. В основном, уезжает молодежь, а также увозят своих родителей и родственников те, которые уже благополучно устроились в Казахстане.  Несмотря на то, что большая часть казахов, проживающая в Узбекистане, занята сельским хозяйством, тяга к знаниям и культуре помогла многим представителям казахской диаспоры выдвинуться в ряды передовой интеллигенции Узбекистана. В истории Узбекистана остались имена представителей казахской диаспоры, занимавших ответственные должности и положение, как в правительственных органах, так и в научной и творческой среде. И сегодня есть немало примеров реализовавшихся успешных личностей из научной и творческой среды.   В целом, казахи по возможности сохраняют национальные традиции и обычаи, с легкостью перенимают узбекскую культуру. В чем мы наглядно убедились в процессе поисков и знакомства с образцами танцевального искусства казахов Узбекистана и с творчеством казахских танцевальных ансамблей «Офарин», «Фариза» и «Жібек».

Процесс ассимиляции казахов в узбекскую культуру неуклонно продолжается. В казахских школах, количество которых постоянно уменьшается, идет постепенный переход к ведению всего образовательного процесса на узбекском языке. Закрытие казахских театров и уменьшение вещания на родном языке все более отдаляет диаспору от  национальной культуры, что способствует заполнению этого духовного вакуума произведениями  узбекской субкультуры. Поэтому вполне закономерно и стратегически правильно, что в сегодняшнем развитии Казахстана большая роль отводится казахам, проживающим в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Это очень важный государственный политический вопрос,  касающийся будущего нашей нации, так как более одной трети всех казахов проживает за пределами Казахстана. Анализ и всестороннее изучение жизнедеятельности казахской зарубежной диаспоры показал, что в своей основе они все смогли благополучно адаптироваться в новых условиях, усвоить культуру, язык и обычаи страны, где они живут. Их успешная деятельность в различных странах с полиэтнической, мультикультурной и многоконфессиональной структурой объясняется тем, что в генетической памяти казахов заложен кочевой образ жизни, умение приспособляться к самым разным жизненным условиям.

Казахстан во главе с ее лидером  сегодня хорошо осознает: от статуса и отношения к казахам в странах мира зависит и имидж Казахстана на международной арене. Наша страна не может быть полноправным членом мирового сообщества, если не будет уделять достойное внимание и заботу о своих соотечественниках, проживающих за границей. Кроме того, от позитивных результатов в решении этих вопросов зависит благоприятный межнациональный климат не только в Казахстане, но и за его пределами. Есть надежда и на то, что оралманы будут способствовать и успешному решению в Казахстане демографической и языковой проблемы.

Наступление глобализации активизировало в обществе стремление к этнической самоидентификации. Проблемы сохранения этнического сознания, духовного наследия, национальных традиций и обрядов вышли на первое место во всем мире. В этом аспекте изучение того, что сохранила казахская диаспора за рубежом, представляется актуальным направлением для общественно-гуманитарных наук и культурного прогресса казахской нации на современном этапе.

2870 раз

показано

5

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми