• Культура
  • 13 Октября, 2012

КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ЕЕ ЭКСПЕРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Ажар Жолдубаева,

доктор философских наук,

профессор

Культурология занимает особое место в структуре современного обществознания. Она имеет не только социальную, но и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в культурной системе, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия. Другой фактор значимости культурологии связан с широким смыслом понятия культуры не только как специальной сферы жизни общества, когда имеются в виду культурные ценности, но и как ценностной, нормативной и символической составляющей содержания любой другой сферы деятельности людей. Именно это имеется в виду, когда говорят об инженерной культуре, хозяйственной культуре, правовой культуре, политической культуре, информационной культуре и т. п.

Очевидно, что роль культурологии возрастает в периоды радикальной трансформации общественного сознания и социального уклада. Как правило, следствием такого состояния общества становится маргинализация не только отдельных людей, но и целых социальных групп, утрачивающих собственную социальную идентичность вследствие резких изменений структурных основ общества. Такой кризис фиксируется и сегодня.

Когда-то в религиозной сфере появились нормативные механизмы, упорядочивающие жизнь человеческого сообщества, предотвращающие войну всех против всех. Сегодня религиозный ренессанс и провоцируемая им религиозная нетерпимость могут обернуться разрушительным эффектом. Чтобы выжить, человечество должно выработать такую систему взаимодействия, которая обеспечивала бы высокую степень терпимости, готовности к компромиссам.

Культура, выступая в качестве регулятора и обладая мощными антиэнтропийными, созидательными механизмами, способна вырабатывать средства ограничения агрессии деструктивных, разрушительных тенденций. Но эти механизмы надо уметь обнаруживать, ими надо научиться овладевать, и именно это и составляет основную задачу культурологии, которая, продолжая антропологическую традицию, подводит человека к основной ценности – пониманию как своей, так и иной культуры. Для человека культурологически образованного нет культуры своей и чужой, культуры более ценной и менее ценной, а есть культура своя и иная, в той же степени уникальная, и есть понимание того, что чем культурная система многообразнее, тем она устойчивее.

Именно поэтому в наше время необходимо связывать с развитием культурологии перспективы создания подлинно научной картины трансформирующегося казахстанского общества, способной стать основой для выработки прогностических концепций развития нашей страны в XXI веке.

Несмотря на бесспорную актуальность культурологической проблематики, тем не менее, периодически возникает своеобразное потребительское, упрощенное отношение к культурологии, что приводит к дискредитации ее как таковой. Не вдаваясь в детальное обсуждение, отметим лишь, что подобное заблуждение порождается, как правило, низким уровнем культурологической сферы, которая, естественно, не может возникнуть в одночасье вследствие того или иного директивного указа, а «взращивается» годами путем комплексной научно-просветительской и исследовательской деятельности.

Культурологическая сфера приводит к осознанию всем обществом крайне сложных процессов культурного саморазвития общества на всех его уровнях и во всех его проявлениях и, как следствие, невозможность объяснять и решать социальные проблемы в виде социально-инженерного мероприятия. Культурологическая сфера способствует снятию противоречия между человеком и техникой, человеком и природой, так как дает такой уровень профессиональной культуры, который позволяет еще на этапе проектирования минимизировать негативные социальные и нравственные последствия деятельности, формирует способность к адекватной оценке и принятию правильного решения в критической ситуации.

Культурологическая сфера играет своего рода охранительную роль. С одной стороны, физическая безопасность для общества гарантируется социальной, нравственной, профессиональной компетентностью человека. С другой – знание механизмов функционирования общества, умение общаться, интеллектуальная гибкость – все то, что дает личности социально-культурное знание, – облегчает поиск оптимальных решений в трудных профессиональных и житейских обстоятельствах.

Человек самим своим существованием выделен из окружающего мира. Это вынуждает его дифференцированно относиться к фактам своего бытия. Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека. Тем самым, человек, дифференцируя факты своей жизни по их значимости, дает им оценку, реализует ценностное отношение к миру, т. е. определяет возможность пользоваться в экспертных оценках эталонами и нормативами. Так утверждается осознание роли культуролога как эксперта.

Под экспертом (от латинского «expert» – опытный) понимается физическое лицо, имеющее опыт работы в определенной предметной области, обладающее необходимыми знаниями по рассматриваемому вопросу, а также способное высказать независимое мнение.

Существует представление об идеальном «портрете» эксперта, имеющем следующие характеристики:

  • креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления;
  • эвристичность – возможность нетривиального решения сложных задач;
  • интуиция – способность к прямому усмотрению истины, постижению ее без всякого рассуждения и доказательства;
  • предикативность – способность предвидеть или предугадывать будущее состояние исследуемого объекта;
  • независимость – способность поступать и вести себя, сообразуясь с собственными оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями других людей;
  • всесторонность – способность видеть проблему с различных точек зрения.

Экспертное знание есть практический сегмент научного знания, форма социального функционирования науки. Экспертное специализированное знание отличают от обыденного знания – в повседневной реальности человек ориентируется в массе вещей и событий, не затрудняясь верификацией, не привлекая консультантов. Но есть ситуации, когда своими силами справиться  невозможно, и тогда нужен эксперт, обладающий специальными знаниями в определенной области.

Наиболее часто проводятся экспертизы проектно-строительные, патентоведческие, планово-экономические, врачебно-трудовые, судебные, экологические. Каждой из них присущи свои методы получения, обработки и доставки информации, а при необходимости используются методы других наук. Однако сущность и характер экспертизы, ее название обусловливается не только и не столько методами, сколько целью, предметом и объектом исследования.

Культурологическая экспертиза – один из видов экспертной деятельности. Основным объектом культурологической экспертизы выступает социально-культурная ситуация в целом или в отдельных ее аспектах и проблемных составляющих (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение и пр.). Все эти стороны жизни общества находятся под воздействием различного рода общественных новаций, изменений, преобразований и связанных с ними управленческих решений, принимаемых на разных уровнях. Исходя из ее предметного поля и функций, культурологическая экспертиза призвана обеспечить аналитической информацией и практическими рекомендациями, позволяющими максимально учесть и снизить возможные риски в процессе принятия конкретных решений. Предметом культурологической экспертизы могут выступить: музыка и музыкальность во всех ее проявлениях, телевидение, девиантные проявления в культуре, ценность музейных экспозиций и др. Более того, многомерность культурологической экспертизы позволит обсудить и социологические проблемы культуры, в частности демографическую ситуацию, проблемы развития малых городов, инфо-социокультурологические аспекты компьютерных технологий и многое другое. Таким образом, предметом культурологической экспертизы выступают наиболее общие и специфические закономерности генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности.

Выделив предмет культурологической экспертизы, попытаемся ответить на вопрос: существуют ли специфические культурологические методы проведения экспертизы, отличающиеся от антропологических, социологических, психологических, семиотических и др.? Анализ научной литературы позволяет ответить на этот вопрос утвердительно, но эти методы существуют не в качестве формальных операций, а как подходы в проведении культурологических экспертиз.

К числу основных характеристик культурологического метода относятся:

  • гуманитарная проблематизация материала (констатация «принципиального непонимания» тех или иных факторов культуры, парадоксов разного рода);
  • сопоставление анализируемой культуры и ее феноменов с другими культурами (именно в сопоставлении культуролог-эксперт получает характеристики и описания интересующего его явления культуры);
  • объяснение тенденций и особенностей культуры, внешне противоречащих ее основному культурному процессу.

Надо сказать, что «культурологическая экспертиза» – понятие гибридного происхождения, представляющее собой одну из разновидностей междисциплинарных связей. Наличие подобной коммуникации – признак полноценной гуманитарной отрасли научного знания. «Если провести скрещивание каждой из двенадцати основных социальных наук, – пишет профессор Калифорнийского университета и директор Национального центра исследований Франции М. Доган, – то теоретически можно получить сетку, рассеченную на 144 квадрата. Некоторые из них останутся пустыми, но более ¾ окажутся заполненными гибридными отраслями научного знания, пользующимися определенной автономией. От этих гибридных специальностей, в свою очередь, отпочковываются новые отростки, которые во втором поколении дают еще большее число гибридов».1

Недопустимо возлагать на культурологическую экспертизу не свойственные ей функции, особенно те, которые обладают нормативным содержанием. Надо сказать, что по этому вопросу есть разные точки зрения. Некоторые авторы высказываются за создание культурологической экспертизы по типу социальной, экологической и т. п., а значит, имеющей обязательный характер и применяющей санкции к нарушителям. Это значило бы перейти от экспертных задач к задачам инспекционным и правоохранительным. Такой путь был бы оправдан, если бы однозначно строилась система культурных эталонов, по отношению к которым оценивается та или иная ситуация, то или иное решение. Но в культурной области такая однозначность недостижима. Поэтому более реалистичен и полезен путь развития культурологической экспертизы как оценочно-консультационной деятельности. Организационно это должно обеспечиваться невмешательством эксперта в принятие управленческого решения.

Несмотря на широкое применение и востребованность культурологической экспертизы, ее методологическое и методическое оформление, а также нормативное и правовое обеспечение в нашей стране находятся все еще в стадии разработки. Многие вопросы носят дискуссионный характер или имеют весьма фрагментарную теоретическую или практическую проработку. Отчасти эти обстоятельства являются причиной отсутствия развернутой учебной литературы по культурологической экспертизе. Сказанное свидетельствует о том, что процесс становления культурологической экспертизы, даже в ее основных аспектах, вряд ли можно считать завершенным.

Сегодня очевидно, что социокультурная реальность представляет собой сложный объект, наполненный уникальными и нестандартными ситуациями и событиями. Решение, принятое в ситуации профессиональной культурологической экспертизы, когда осознаны не только утилитарные мотивы исследуемого предмета или явления, но и его смыслы в историко-культурном контексте, дает новое, целостное видение, изменяет наше понимание, позволяя подняться еще на одну ступень научного познания и постижения истории, современности, окружающего нас мира и нас самих.

Литература

1. Доган М. Политическая наука и другие социальные науки. Политическая наука: Новые направления. М., 1999, с.125-126.

1313 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми