- Культура
- 13 Октября, 2012
Кобызовая традиция на современном этапе
Калия Уразалиева,
кандидат искусствоведения,
доцент КазНУИ
Исторически сложившаяся область народной музыки, восходящая своими корнями к деятельности баксы и жырау, – кобызовая традиция представляет собой важную сферу инструментальной музыкальной культуры казахского народа. Кобызовая традиция – это область очень древней традиционной музыки кочевого народа, которая тесно связана с бытованием смычкового двухструнного инструмента кыл кобыз[1]. Она всегда занимала особое место в казахской инструментальной культуре.
Исторически сложившаяся область народной музыки, восходящая своими корнями к деятельности баксы и жырау, – кобызовая традиция представляет собой важную сферу инструментальной музыкальной культуры казахского народа. Кобызовая традиция – это область очень древней традиционной музыки кочевого народа, которая тесно связана с бытованием смычкового двухструнного инструмента кыл кобыз[1]. Она всегда занимала особое место в казахской инструментальной культуре.
Как нам известно из многочисленных источников, в течение многих тысячелетий этнические племена Центральной Азии, Казахстана, Сибири, Поволжья, Среднего и Дальнего Востока, у которых сохранились идентичные двухструнные музыкальные инструменты, относились к кобызу с чувством глубокого почитания и преклонения, а казахи считали этот инструмент священным (киели) и вешали его у входа в юрту, дабы изгонять злых духов и охранять ее обитателей от всяких напастей.
История кобызовой традиции всегда была связана с магическими ритуалами шаманов-баксы – одной из самых ранних и древних форм религиозного сознания кочевых народов. По мнению музыковеда Г. Омаровой: «Известная функциональность данного музыкального инструмента в системе ритуала не позволяет его отнести к области только лишь искусства. Древний синкретизм в функционировании кобыза и кобызовой музыки обусловлен как самим обрядом, так и деятельностью шамана-баксы, в лице которого сочетались одновременно лекарь, маг, жрец, гадатель, поэт, музыкант, знаток обрядов и культовых традиций» [1].
Исследования ученых показали, что тип шамана и прорицателя возник на основе первобытной магической практики ритуальных посредников – в рамках единого обрядового комплекса. На следующем этапе общественного развития, вместе с возникновением классов и выделением родоплеменной верхушки, магия служит интересам родовой знати и полностью сосредоточивается в ее руках; так возникает тип абыза (вождя племени, жреца, старейшины, прорицателя и знахаря). В дальнейшем, в условиях кочевничества и частых войн, вместе с возникновением военной демократии происходит дифференциация общественной деятельности, специализация творчества, что приводит к появлению института жырау [1, 28].
Еще одна традиционная область употребления кобыза в народе – это творчество жырау, носителей устно-поэтического творчества. Жырау в бытовании казахского народа занимали важное социальное положение, их творчество было связано с завоевательными походами, боевой магией, которая сопряжена с многочисленными военными действиями, отражением всевозможных набегов племен. Как военные и политические советники, жырау находились при ставке ханов и воспевали в исторических сказаниях подвиги народных батыров. Они, обладая даром прорицания, брали с собой священный инструмент и звуками кобыза вызывали духов предков, тем самым получая их покровительство, и могли предугадать исход военных действий.
Возникновение кобыза относят к ІХ–Х векам и связывают с легендарным именем Коркыта. По мнению академика В. В. Бартольда: «... в казахском народном предании святой Коркут выступает как создатель кобыза и тем самым как первый народный музыкант и певец... Игра на кобызе, приписанная мусульманскому святому, является наследием среднеазиатского шаманства» [2]. Коркыта называют «Күй атасы» – отцом кюев. Его наследие было сохранено потомками,и согласно легенде первым шаманом, унаследовавшим кобыз Коркыта, является его ученик – баксы-жырау Койлыбай.
Но все же, в общественном сознании того времени кобыз не воспринимался в качестве музыкального инструмента, и на то были свои причины. «Использование кыл кобыза на свадьбах и на других празднествах шаманами и баксы строго запрещалось. Они делали все, чтобы кобыз не стал достоянием широкого слоя населения и создавали таинственность вокруг инструмента. С этой целью, на кыл кобыз навешивались перья филина и металлические пластинки, внутрь корпуса прикреплялись зеркала, насыпались бляшки и камушки, которые при потрясывании инструмента издавали дополнительные звуки», – пишет фольклорист, собиратель древних, традиционных инструментов Б. Сарыбаев [3]. Та сакральность, которую так долго и целенаправленно приписывали кобызу, сохранилась среди народа и до наших дней.
В качестве прикладного инструмента в ритуальной практике баксы и устно-профессиональном творчестве жырау, кобыз бытовал до ХІХ – ХХ вв. Именно в их деятельности и на протяжении долгого времени происходит становление стилевых и жанровых особенностей кобызовых кюев, которые по мнению доктора искусствоведения А. Муханбетовой: «В казахской культуре представлены двумя стилевыми течениями – шаманскими кюями и кюями эпическими» [4].
Сакральность инструмента и функционирование его в традиционной культуре сыграли свою роль в дальнейшей судьбе традиции. В конце ХІХ и начале ХХ вв. Ритуально-магическое функционирование кобыза стало редким явлением, что было обусловлено рядом социально-политических изменений в жизни страны, а именно присоединением Казахстана к России. После Октябрьской революции коренные преобразования в жизни Казахстана коснулись и культурной жизни, в частности, традиционной музыки. Фактором, повлиявшим на этот процесс и ускорившим бытование инструмента среди шаманов, как и их самих в середине ХІХ века, стала активнейшая борьба с шаманизмом прогрессивно настроенной интеллигенции. И как отмечают исследователи, баксы-шаманы исчезают после Великой Октябрьской революции, и кобызовая традиция была обречена на вымирание. В связи с этим, на рубеже ХІХ – ХХ веков игра на кыл кобызе постепенно утрачивала свое прежнее значение. В прошлом остается эпоха кобызовой традиции, связанная с ю жырау и баксы, которые в недавнем прошлом играли важную роль в жизни и в быту казахов. Постепенно пришла в забвение память народа о них.
Так, под влиянием внешних (исторических, общественно-политических, экономических) факторов и в результате внутренних противоречий, первый этап традиционного развития кобызовой музыки подходит к своему завершению. Традиция, функционирующая в жанрах шаманской и эпической музыки, изжила себя, достигнув своего предела. В этот исторический период пророчили закат кобызовой традиции, но сегодня мы можем с уверенностью сказать, что традиция игры на инструменте не была потеряна, так как этот же период был ознаменован другим исторически важным событием для кобызового искусства – новаторским творчеством кобызиста и композитора Ыхыласа Дукенулы.
Это, можно сказать, как бы завершение одного цикла и начало нового этапа в традиционном творчестве. Теперь кобыз не используется для проведения религиозно-культовых обрядов. Многовековой опыт древних носителей кобызовой традиции находит свое отражение в дальнейшем развитии, но уже в новом, чисто инструментальном амплуа, т. е. для нее открывается возможность функционирования в сфере музыкального профессионального искусства. Для данной сферы инструментальной музыки это было равносильно исторической «революции».
Вследствие отсутствия музыкальной письменности, в те времена не было возможности записать и сохранить кюи в первозданном варианте. Сохранение традиционного музыкального искусства, созданного великими предками – заслуга прежде всего древних типов носителей устной музыкально-поэтической традиции, умело передававших накопленное духовное богатство своим преемникам, а также и самого народа, являющегося слушателем, ценителем и участником этого искусства.
Благодаря уникальной личности выдающего кюйши-композитора Ыхыласа, развитие кобызовой традиции пошло новым путем. По авторитетному мнению А. Жубанова: «Ыхылас вырвал из рук баксы кобыз и передал ее народу». Так или иначе, высокий уровень исполнительского мастерства Ыхыласа был оценен в народе так, что народные кюи в его интерпретации стали называться его именем. Ыхылас в своих кюях намного расширил диапазон, внес разнообразие в метроритм, оживил мелодическую линию, обогатив их всевозможными музыкальными украшениями (форшлаг, трели, флажолет, двойные ноты и т. д.). Созданные им кюи, наряду с наследием Коркыта, безусловно, являются классикой кобызовой музыки.
Сегодня нам приходится довольствоваться той малой информацией, которую мы можем получить, исследуя и изучая сохранившиеся духовные памятники древней культуры. Творчество великого Коркыта сохранилось до наших дней, благодаря устному народному творчеству и традиционным носителям кобызовой традиции. Наиболее точный вариант нескольких кюев Ыхыласа был записан его земляком С. Елепановым (1959). Одним из последних традиционных исполнителей кюев Коркыта являются Ыхылас Дукенулы (1843–1916) и Нышан Шаменулы (1892–1979).
В середине 30-х годов, в связи с созданием оркестра казахских народных инструментов под руководством академика А. Жубанова, стало возможным привлечение оставшихся в народе единичных исполнителей на кобызе. И в 1975 году, по инициативе академика А. Маргулана и известного фольклориста М. Байдильдаева, были сделаны несколько записей кюев Коркыта в исполнении слепого кыл кобызиста, известного в Кызылорде своей необычной игрой – Нышана Шаменулы. А в 1976 году кобызист Мусабек Жаркынбеков записал часть кюев Коркыта: «Таргыл тана», «Башпай», «Ауыпбай», «Арыстанбаб», «Елім-ай» в его же исполнении.
Творчество Ыхыласа – яркая страница в истории кобызового искусства. Оно было передано талантливым преемникам. Так, изестные в Казахстане традиционные исполнители Даулет Мыктыбаев, Жаппас Каламбаев являются последними носителями традиционной кобызовой музыки Ыхыласа, сохранившие и донесшие до наших дней уникальное самобытное искусство. В истории кобызового творчества деятельность виртуозных исполнителей ХХ столетия – Ж. Каламбаева и Д. Мыктыбаева неоценима. В их исполнении впервые была осуществлена запись кюев на радио. Именно на основе этого материала сегодня систематизированы сведения относительно жанровой основы и репертуара кобызистов. Благодаря их творчеству, удалось сохранить часть наследия выдающего кюйши ХІХ века Ыхыласа Дукенулы.
Как было отмечено выше, первое преобразование музыкальной культуры произошло во второй половине ХІХ века и связано оно с именем новатора кобызового искусства – Ыхыласа. Следующим этапом в трансформации кобызовой традиции является советский период, принесший новую социалистическую культуру, становление профессиональной композиторской школы на базе национальных и европейских музыкальных традиций. Советский период характеризуется началом интенсивной работы по сбору и записи казахского музыкального фольклора. Нельзя не отметить тот факт, что значительный вклад в дело по сохранению народного творчества внесли М. Ауэзов, А. Маргулан, А. Затаевич, Б. Ерзакович, М. Магауин, Е. Турсынов, С. Актаев и многие другие.
Этот период ознаменован новаторской деятельностью А. Жубанова по улучшению качества звучания и реконструкции традиционных музыкальных инструментов, созданию оркестра народных инструментов, а также огромной исследовательской работой Б. Сарыбаева по собиранию и восстановлению большей части древнейших инструментов, бытовавших когда-то в народе, в связи с чем, отечественная музыкальная культура получила уникальную возможность сохранения древнего наследия.
Ранее исполнительство на кыл кобызе было сугубо сольное и импровизационное. В первой половине ХХ века этот инструмент, в не свойственной ему манере, был включен в состав народного оркестра и ансамбля. Сейчас же такой вид исполнительства назвать традиционным невозможно.
Конец ХХ века отмечен началом нового этапа в развитии кобызового искусства. Обретение Казахстаном независимости, кардинально меняющаяся экономическая, политическая ситуация, новый уровень жизни, тотальная информация и глобализация современного мира играют большую роль и в развитии народного творчества. Рубеж ХХ–ХХІ вв. для нашей страны является временем технического прорыва, компьютерных технологий, Интернета. Нельзя не сказать о неоднозначном влиянии этого явления на национальное традиционное искусство. Под натиском неизбежных процессов глобализации в конце ХХ века обострилось ощущение угрозы утратить культурно-историческую идентичность нации в сфере музыкального творчества. Известно, что стремительно развивавшееся исполнительское искусство на европейских инструментах предельно расширило звуковое пространство и внесло в национальную культуру художественные ценности западноевропейского искусства [5].
Отличительной особенностью этой эпохи является динамичный синтез традиционных и новых форм творчества, взаимовлияние которых составляет содержание и художественное своеобразие музыкального искусства Казахстана в целом. Этот факт необходимо принять и найти точки соприкосновения традиционного искусства с элементами современной культуры, с наименьшими потерями для традиции. Осознается необходимость радикального взгляда на эту проблему. Современное поколение музыкантов находится в активном творческом поиске приемлемых путей развития. Немаловажен также и фактор адаптации самобытной культуры к новым условиям сущетвования. Нельзя не отметить и огромную роль композиторов Казахстана, на плечи которых ложится синтезирование в своем творчестве различных традиций – народно-профессиональной, западноевропейской и современной музыки. Лишь в этом случае не грозит потеря индивидуальности и самобытности народных инструментов. В задачу современного общества входит не только сохранение традиций, но и бережное обновление. Обрамляя традиционную культуру в современные «рамки», мы должны добиться того, чтобы она засияла намного богаче и ярче.
г. Астана
Литература
1. Омарова Г. Кобызовая традиция. Вопросы изучения казахской традиционной музыки. Монография. Алматы, 2009.
2. Энциклопедический сборник «Коркыт Ата», под ред. Нысанбаева А. Алматы, 1999.
- Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алма-Ата, 1978.
- Аманов Б., Мухамбетова А. Казахская традиционная музыка и ХХ век. Алматы, Дайк-Пресс, 2002.
- Джумакова У. Творчество композиторов Казахстана 1920-х – 1980-х годов. Проблемы истории, смысла и ценности. Астана, Фолиант, 2003.
[1] Кыл кобыз – муз. инструмент, состоящий из двух волосяных, конских струн, настроенных на кварту или квинту. Слово «кыл» означает волосяные струны.
4681 раз
показано1
комментарий