• Культура
  • 14 Мая, 2014

«Футбольный мяч с острыми углами»

Книжная полка

Юрий Барсуков

Так назвал свою книгу Сергей Котляров, а посвящена она его отцу – выдающемуся тренеру Владимиру Алексеевичу Котлярову. Обычно мы не пишем на спортивные темы, но для этой книги решили сделать исключение, так как речь идет о любимой игре миллионов людей – футболе. В данном случае об истории отечественного футбола. Тем более что осуществил литературную запись и написал предисловие к ней наш коллега, известный писатель и журналист, ныне покойный, Владимир Гундарев.
Книга издана несколько лет назад и, к сожалению, осталась вне поля зрения читателей, а между тем, она не только о футболе и отце автора, но и о его времени и потому читается с большим интересом.

Книгу открывает краткая биография Владимира Алексеевича Котлярова. Родился он в 1930 году в Москве. С 1945 по 1947 годы играл в футбольных командах «Красный фрезер», юношеской сборной Москвы, «Динамо» (г. Тула). С 1947 по 1949 годы игрок команд «Торпедо» (г. Москва), «Спартак» (г. Ленинград), «Локомотив» (г. Петрозаводск).

С 1950 по 1956 годы игрок команды «Динамо» (г. Алма-Ата). С 1956 по 1958 – в алма-атинской команде «Спартак». С 1956 по 1961 годы был тренером этой команды.
В разные годы Владимир Алексеевич был тренером и старшим тренером команд «Шахтер» (г. Караганда), «Цементник» (г. Семипалатинск), «Трактор» (г. Павлодар), «Динамо» (с 1975 года «Целинник») (г. Целиноград). Два раза в 1964–1967 и 1979–1981 годах был соответственно вторым и старшим тренером сильнейшей в те годы казахстанской футбольной команды «Кайрат». Работал также старшим тренером-преподавателем по футболу СДЮСШ-3 (г. Алма-Ата), старшим тренером Федерации футбола Казахской ССР, тренером-преподавателем Республиканской школы высшего спортивного мастерства Министерства просвещения Казахской ССР.
Последнее место работы – старший тренер команды «Намыс» (г. Алматы) в 1993–1994 годах.
Ушел из жизни в апреле 1998 года в г. Астане.
За этими сухими цифрами стоит насыщенная событиями жизнь, посвященная становлению и развитию казахстанского футбола. В своем предисловии к книге В. Гундарев пишет, что Владимир Алексеевич был честным, глубоко порядочным человеком, последовательным и твердым в отстаивании своих убеждений, футболистом и тренером божьей милостью, настоящим рыцарем футбола, беззаветно любившим эту игру. Можно сказать, что мяч был для него солнцем, затмевавшим все остальное. И, конечно же, не все гладко было в судьбе Котлярова. В те годы любой спортивный функционер считал своим правом вмешиваться в тренерские дела и диктовать свои правила игры, так сказать, бить тренера по рукам. И независимому по натуре В. А. Котлярову нелегко было противостоять подобному прессингу. Сколько мог, он отстаивал свои позиции, а когда видел, что ресурс терпения исчерпан и понимания нет, – уходил.
Не всегда было благом и то, что партийные руководители, включая и высокопоставленных, в большинстве своем являлись заядлыми болельщиками. С одной стороны, они ради укрепления престижа родной команды охотно шли тренеру навстречу и создавали условия для плодотворной работы. Но им хотелось положительных результатов немедленно. Однако когда это не получалось (а сразу получиться и не могло), то к новому наставнику любимой команды не только охладевали и начинали смотреть косо, но и своим некомпетентным вмешательством наносили вред, разрушая достигнутое.
 По натуре человек безукоризненной честности и твердых нравственных принципов, Котляров исповедовал красивый и честный футбол и терпеть не мог аморальной «игры». Дело в том, что в восьмидесятые годы в футбольном мире стала распространяться «технология» подкупа арбитров, принявшая характер эпидемии, что развращало футбольную среду и наносило урон авторитету популярнейшего вида спорта.
Чтобы не быть голословным в определении качеств характера Владимира Алексеевича, к тому же высказанных сыном и другими знающими его людьми, приведу несколько конкретных фактов из книги. В. Котляров и несколько других московских футболистов прибыли в Алма-Ату по активному приглашению «эмиссара» казахстанского футбола Владимира Давыдовича Толчинского, впоследствии видного спортивного комментатора. Думаю, что казахстанские болельщики старшего возраста помнят его репортажи с футбольных матчей. Он поразил юные души молодых спортсменов своими рассказами о Казахстане и о красотах Алма-Аты. Конечно, Казахстан уже тогда имел достаточно крепкие футбольные традиции. Эту игру любили и народ, и руководители республики. Достаточно сказать, что великий писатель Мухтар Ауэзов в годы молодости играл в футбол за семипалатинскую команду. Вместе с тем, сильной команды, способной на равных соперничать с Мос­квой, Киевом, Тбилиси и т. д., не было.
Так что, если посчитать даже хронологически, то вхождение казахстанской команды в состав футбольных «грандов» могло состояться – при благополучном стечении обстоятельств – только во второй половине 50-х годов. В Алма-Ате Котляров лицом к лицу встретился с  одним из своих футбольных кумиров Николаем Петровичем Старостиным, отбывающим наказание по обвинению в «контрреволюционно-террористической деятельности». В 1952 году Владимир Алексеевич выступил на совещании спортивного актива в Алма-Ате и, как капитан команды, настаивал на переводе Старостина в столицу в качестве тренера алма-атинской хоккейной команды. Еще жив Сталин, еще впереди арест и расстрел всесильного Берии, но за Котляровым не приходят «люди в сером». Его просьбу поддерживает один из руководителей республики О. Мустафин, а возглавляющий казахстанское ведомство госбезопасности генерал Фитин своим приказом переводит Старостина в Алма-Ату и поселяет его в Тастаке, и Николай Петрович благополучно два года тренирует хоккеистов, закладывая школу казахстанского хоккея с мячом.
И еще один факт. Котляров часто вспоминал случай, произошедший в 1956 году, когда команда «Динамо», в которой он был капитаном и одним из ведущих игроков, чуть не стала жертвой судьи из Москвы, решившего беззастенчиво «похоронить» алма-атинскую команду.
После первого тайма, когда судья не засчитал два забитых хозяевами гола, Котляров мигом сориентировавшись, направился прямо в правительственную ложу, где находился будущий генсек ЦК КПСС Л. И. Брежнев, который сам был взволнован несправедливым и наглым судейством. Леонид Ильич через помощника дал указание немедленно препроводить в правительственную ложу главного судью матча. Не поздоровавшись с судьей, Брежнев сердито спросил: «Вы член партии?». Съежившийся судья произнес: «Да, я коммунист». «Какой же вы коммунист, – уже спокойно продолжил Леонид Ильич, – если позволяете себе так нечестно проводить матч?». Судья пообещал быть внимательным и принимать правильные решения. В результате казахстанцы на подъеме забили три мяча в ворота соперников.
В сезоне 1959 года алма-атинский «Кайрат», наконец, получил долгожданное право играть в классе «А» советского футбола, что во многом стало итогом деятельности в Казахстане приезжих молодых ребят. Однако сезон следующего года проводили уже другие футболисты, а Котляров был вынужден перейти на тренерскую работу. Он не хотел рано завершать карьеру игрока, но в одном из завершающих матчей получил тяжелую травму колена, которую неправильно залечили. Но к тому времени среди футболистов уже прочно укрепилось мнение, что не миновать Владимиру Алексеевичу тренерской работы.
В тот период в составе алма-атинской команды все чаще стали появляться талантливые местные футболисты, среди которых особо выделялись, как уже профессиональные, классные игроки Умурбек Бекпасынов, Кенес Тулемисов, Булат Ишанов, Стилиан Мазманиди, Диас Омаров, Вадим Степанов, Тимур Сегизбаев.
Наличие в команде казахстанских талантливых игроков красноречиво свидетельствовало о том, что усилия приехавших в пятидесятом году футболистов дали в Казахстане великолепный результат.
В книгу С. Котлярова включены мемуары отца, где в основном отражена его жизнь в Москве до переезда в Казахстан в двадцатилетнем возрасте. Думаю, уместно будет полностью привести отрывок из мемуаров, в котором отражена сущность Владимира Алексеевича как футболиста и тренера. Это позволит нашему читателю составить зримое представление о нем как о профессионале высокого класса.
«Моя воспитательная работа началась с рабочего района Москвы – Красной Пресни, где я впервые стал играть в детской футбольной команде, затем в сборной юношеской команде столицы, команде мастеров «Торпедо», потом во флагмане нашего казахстанского футбола «Кайрате». Далее моя творческая деятельность была связана с «Шахтером», «Целинником» и «Трактором». Специальной воспитательной, научно-практической и особенно методической основой занятий стали для меня сначала практический просмотр тренировок команды мастеров «Динамо» (Киев), а затем изучение книги В. Лобановского и Зеленцова «Программирование тренировочного процесса». Естественно, много дал тщательный анализ проведенных игр между командами «Динамо» (Киев) и «Кайрат» (Алма-Ата) в рамках первенства страны и Кубка СССР, а также просмотр игр первенства мира по футболу в 1966 году, которые мне посчастливилось наблюдать в составе группы главных тренеров команд высшей лиги СССР, побывавшей в Сандерленде и Лондоне, где проходил чемпионат планеты. Ведь именно тогда закреплялся или, вернее, утверждался современный тотальный футбол – игра разума, его реактивных решений в первую очередь, а затем техника-тактика и атлетическая подготовка. Что касается основной методической идеи, то ею является применение в тренировках известных свойств «резонанса».
Таким образом, работа украинских специалистов и организационно-воспитательная программа братьев Николая и Андрея Старостиных создали тот фундамент, синтез теоретических и практических идей, чему я и следовал, сначала по наитию, а потом осознанно и не поддаваясь временным неудачам. Правда, мне со своими коллегами пришлось их модели тренировок значительно расширить и из трех разработать одиннадцать. Это по той причине, что мы имели в своем распоряжении игроков, уступавших киевлянам в мастерстве. И, естественно, для того чтобы постоянно поднимать уровень подготовленности, необходимо было увеличить физические нагрузки на игроков, внедряя двухразовые и даже трехразовые тренировки в один день».
 Как известно, переход футболиста из одной команды в другую в то время, а сейчас тем более, обычная практика. Но вот, что написал в заключение мемуаров В. А. Котляров: «Я даже представить не мог, что именно футбол Казахстана сделает меня человеком, даст возможность создать замечательную семью, получить высшее специальное образование, обрести уверенность в жизни, надежных друзей и непримиримых недругов, регулярно общаться с руководителями республики и ряда областей: П. Пономаренко, Л. Брежневым, Д. Кунаевым, А. Колебаевым, И. Задорожным, К. Ахметовым, М. Соломенцевым, Н. Кручиной, Н. Морозовым, З. Камалиденовым, А. Бектемисовым, М. Карпенко и т. д. Поклонники футбола и высокопоставленные деятели строго спрашивали с меня как с футболиста, еще строже – как с капитана команды и тренера. И каждая встреча с ними обогащала меня, давала дополнительный импульс и прилив сил, вселяла уверенность в успехе на трудном спортивном поприще на протяжении почти полувека».
В книгу Котлярова помимо текста включены воспоминания о В. А. Котлярове коллег, соратников и футболистов, с которыми была связана его судьба, а также «Строки, сохраненные в архиве» – публикации о «Заслуженном тренере Казахской ССР», интервью с ним. Размещены также большое количество фотографий, дипломы и грамоты, полученные Владимиром Алексеевичем за долгие годы деятельности на ниве казахстанского футбола.
Думается, что книга вызовет большой интерес у всех поколений казахстанских болельщиков футбола, молодых тренеров футбольных команд, а также у спортивных функционеров, поскольку преемственность в спорте, как и в любом важном деле, чрезвычайно важна. 

 

1409 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми