• Исторические страницы
  • 20 Декабря, 2023

ШЫНГЫЗ ХАН И ГЕНЕАЛОГИЯ КАЗАХСКОГО РОДА ДУЛАТ

Ержан ИСАКУЛОВ, 
доктор политических наук,
член Союза писателей Казахстана

 

Сейчас каждый человек может определить свою родословную до «митохондриальной Евы» и «Y-хромосомного Адама». К ним, жившим в Юго-Восточной Африке, сходятся ветви генеалогического древа каждого из живущих людей. За прошедшие тысячелетия в нашей ДНК добавились пометки о путях, по которым потомки Адама распространились по миру. По четверти генома человек получает от каждого из двух дедушек и двух бабушек, 1/8 – от прадедов и прабабушек. В хромосомах каждого человека есть гены не только Адама и Евы, но и всех его близких и дальних родственников, живших 70−80 тыс. лет назад.

 

Но от них человек получил только соматические X-хромосомы, гены которых в результате постоянного перемешивания расплываются по всей популяции. Почти неизменными из поколения в поколение переходят только Y-хромосома имитохондриальная ДНК. На этом и основана вся молекулярная генеалогия, изучающая историю по мутациям, произошедшим у предков и сохранившимся в ДНК их потомков.
Генетические экспертизы, проводимые по самым разным поводам, стали уже вполне привычным явлением. Но один случай, заинтересовал меня особо. 
Так, в ноябре 2023 года я случайно ознакомился с результатами генетического анализа Ербола Асыловича Дуйсебаева, проведенного генетической лабораторией «TreeGene» (ТриГен) в Алматы. 
В заключении указанной лаборатории (часть которой прилагается ниже), говорится: «Ваша гаплогруппа С2-М217, прародина – предположительно на территории Центральной или Восточной Азии. Ваш ближайший общий предок (для казахского кластера, куда входит Ваш гаплотип) жил около 870 лет (доверительный интервал 640-1470 лет) назад. Ваш общий предок жил около 2,6 тыс. лет назад».
Также проведенный сравнительный филогенетический анализ показал, что «Y-хромосома относится к субгаплогруппе С2-F4002. По последним подсчетам гаплогруппа С2-F4002 появилась 2,9 тыс. лет назад, ближайший общий предок современных носителей гаплогруппы жил 2,7 тыс. лет назад. Подветвь С2-F4002 интересна тем, что часть составляющих ее линий, включая казахские, входят в так называемый Starcluster, приписываемый к многочисленным потомкам Шынгыз хана, либо его ближайших родственников по мужской линии... Наиболее близкий гаплотип из базы отличается от Вашего гаплотипа на две мутации и принадлежит представителю племени дулат. Ваш гаплотип входит в кластер, где в основном представлены племена Старшего жуза и племя керей Среднего жуза, а также в малом количестве некоторые другие роды». 
Поскольку эти данные непосредственно относятся к моей исследовательской теме, я разыскал вышеуказанного Е. Дуйсебаева и встретился с ним для уточнения некоторых интересующих меня вопросов. 
В ходе беседы он сообщил, что живет и работает в городе Алматы, летом с. г. к нему обратился его друг и предложил поучаствовать в проекте генетической лаборатории «TreeGene» (ТриГен). Он сдал необходимые анализы и через некоторое время ему вручили вышеизложенное заключение в письменном виде. Прочитав свою генеалогию, он был очень удивлен, так как действительно является представителем казахского рода дулат, но никогда не относил себя к потомкам Шынгыз хана, либо его ближайшим родственникам. Всегда cчитал Шынгыз хана монголом. Только после этого случая начал проявлять некоторый интерес к истории и своему происхождению. 
Следует отметить, что результаты вышеизложенного генетического анализа полностью подтверждают данные о прародине, времени появления мугулской и дулатской ветви тюркских племен, их ближайших и дальних общих предков, которые был приведены в средневековых трудах Рашид ад-Дина Фазуллаха Хамадани «Жамиг ат-тауарих» (1316 г.), а также Шараф ад-Дина Али Йазди «Зафар нама» (1425 г.) и Мирзы Улугбека «Турт Улус Тарихи» (1425 г.). 
Но обо всем по порядку.
 
Дулат – современник Шынгыз хана и его ближайший родственник 
 Так, в «Жамиг ат-тауарих» сказано: «Один из трех сыновей пророка Ноя по имени Яфес, его также называют Абулжа ханом, отцом всех тюрков, отправился на восток и обосновался у подножия высоких гор Уртак (Таласский Алатау) и Куртак (Каратау). Он вел кочевой образ жизни (вблизи нынешних городов Тараз и Сайрам), имел зимовки в местностях Борсык, Какиян и Каракурум.
Своих потомков Яфес отправил на север, северо-восток и северо-запад. Потомков сына Яфеса по имени Турк стали называть турками, а места их проживания – Туркестаном. Он стал их первым ханом, внедрил институты государственного управления и ханскую структуру в Туркестане1.
Ханское правление передавалось от поколения к поколению по наследству (Турк – Алынжа – Дип Жакый – Гук – Алынжа хан2 – Мугул хан – Кара хан – Огыз хан). 
Ключевой фигурой у древних тюрков был Огыз хан, который выбрал путь Аллаха, начал бороться за улус и армию. Огыз дал своим родным братьям, другим присоединившимся к нему людям, прозвища «уйгур» (означает «объединение, оказание помощи»), «канлы», «кыпшак», «карлык», «калаш», «агашери», которые впоследствии превращаются в названия одноименных тюркских племен.
Народы, возникшие до Огызского периода, и не присоединившиеся к нему двоюродные братья и общины, происходящие от его братьев и их детей, делятся на две части.
Первая ветвь – жалайыр, сунит, татар, меркит, курлеуит, тулас, тумат, булагашын, керемушын, урасут, тамгалык, таргут, ойрат, баркут, коры, толенгит, кустемай, орман уранхай, куркан и сукайыт. О происхождении этих родов ничего неизвестно из-за их древнего происхождения.
Вторая ветвь – народы, которые только в эпоху Чингисхана получили имя мугулов. Ранее у них были свои государства. Это – кереиты, найманы, унгиты, тангуты, бекирины, кыргызы. Об этих племенах все подробно известно.
Огыз в ходе походов подчиняет себе Иран, Сирию, Египет, Рим, германские племена и другие страны. Затем возвращается в свои исконные земли в Уртаке и Куртаке.
У Огыза были сыновья – Кун, Ай, Жулдыз, Кок, Тау и Тениз. Первых трех назвали Бозок, остальных – Ушок. От этих шести сыновей Огыза родились 24 внука. Их имена и прозвища впоследствии становятся именами, лозунгами племен, происходящих от их бесчисленных ветвей. Для каждого внука Огыз определил должность, положение, имя и прозвище, знаки и тамги, чтобы не возникали междоусобицы, а также животных в качестве ункуна (тотема).
В каждую эпоху из 24 ветвей появлялся один могущественный царь, и его династия долгое время находилась у власти. Так, много лет государством правила династия Салура (сына Кок хана). Затем государство переходит к династии Аймура (тоже потомок Кок хана). Султаны и предки династии Сельджуков, царствовавшие в регионах Турана и Ирана почти 400 лет и правившие народами, обитавшими на территории от дальних районов Египта до китайской границы, произошли из ветви сына Тениз хана Кыныка.
После смерти Огыза трон переходит к его сыну Кун хану, от него – к Ай хану, затем – к Жулдыз хану, Менли хану, Тениз хану и Ел хану. Ел хан сражается с войсками Тура, тогдашнего царя Туркестана и Мавераннахра и его союзника, татарского царя Сайунж хана. В той войне остаются в живых только сын Ел хана – Киян, а также сын его дяди Нукуз и их законные жены. Эти события произошли через тысячу лет после смерти Огыз хана».
В «Жамиг ат-тауарихе» сказано об этом так: «В древние времена, приблизительно две тысячи лет назад, произошедшее между родом мугул и другими тюркскими племенами разногласие привело к войне, которая завершилась поражением мугулов. Кроме двух мужчин и двух женщин никто не выжил».
«Жамиг ат-тауарих», как известно, написан в 1300–1316 годах. Событие, которое произошло 2000 лет назад до этого, соответствует VIII в. до н. э. Значит, Огыз жил в XVIII в. до н. э.
«Все роды мугулов происходят от этих двух людей по имени Киян и Нукуз, которые вместе с женами спаслись в глубоком ущелье Ергене кон («кон» означает «подножье горы», а «Ергене» – «вертикальный», т. е. подножие вертикальной горы), в течение последующих 400 лет разумножились там, а в IV в. до н. э. вышли оттуда и жили в тех краях. 
[Со временем] путем рождения и размножения [количество народа] стало многочисленным. Слово «мугул» стало названием их рода [племени]. [Во многих местах мира] это название распространяют [теперь] и на другие народы, которые похожи на мугулов, потому что начало обобщения сего слова [с другими народами] произошло с эпохи мугулов [т. е. Шынгыз хана]. А мугулы в своей основе были одним из тюркских племен.
В свое время им [мугулам] была оказана помощь вечно существующего [Аллаха], они около четырехсот лет размножались, от них [произошло] множество родов, по своей численности они превысили другие общины. Вследствие же их силы и могущества другие [племена] в этих краях также стали известны под именем мугулов, поэтому [сегодня] большую часть тюрков называют мугулами. В качестве подобного примера: когда до этого татары стали победителями, то и всех [других тюркских племен] стали называть татарами. Даже [поныне] татары пользуются известностью в Аравии, Хинди и Китае.
Изначальные коренные мугулы со временем разделились на две группы [или ветви].
Первая группа (ветвь): Произошедшая от тех благородных мугулских племен, которые были на Ергене коне3, [где] каждый получил [свое] специальное название и прозвище, [впоследствии] перекочевавшие оттуда племена: нукуз, уранкай, конырат, келенгит, кунжын, ушин, сулдус, елдуркин, урнауыт, конкотан, арулат, екерес, олкунут, коралас, конлауыт, баяуыт и гинжит.
Вторая группа (ветвь): Общины, которые произошли от совместного брака Дубун Баяна и Алан Куа4 и от трех сыновей, появившихся на свет у Алан Куа, [уже] после смерти ее мужа. У Дубун Баяна предки в основе были мугулами, это осталось в памяти [незабытое событие]. Седьмой предок Дубун Баяна по имени Борте шина, во главе нескольких родов, когда-то вышедших из Ергене кона, VII веке н. э. обосновался в долинах гор Бурхан Калдун вдоль рек Унан, Килуран и Тугла5, истоки которых берут свое начало в указанных горах (стр.219).
Алан Куа же происходила из племени коралас. 
Эти общины также состоят из двух ветвей:
Нируун: [Нируун мутлак – не подлежащие какому-либо сомнению, истинные, нирууны в полноценном понимании, их вообще шестнадцать] племен: катаган, салжуыт, тайжуыт, хуртиган, сижуыт, шинас, которых называют также нукуз, нуякын, дурбен, барын, барлас, хадаркин, журият, будат, дукулат, бисут, сукан и кункайыт.
Харуун: их называют кийат [кият], они разделяются также на две ветви: Кият мутлак – не подлежащие какому-либо сомнению, истинные кияты, кияты в полноценном понимании, их состав: журкын, жаншыуыт (шаншыгут), кият-жасар и кият-боржигин, что означает «синеокий человек». Их ветвь [род] произошла от отца Шынгыз хана и [поэтому они] Шынгыз хану и к роду его отца имеет родственное отношение».
Мугул-нирууны – это племена, которые произошли из рода Алан Куа после кончины ее мужа Дубун Баяна.
Те племена, которые принадлежат к роду Алан Куа и ее сыновей, делятся на три части в следующем порядке: 
Первая (группа): те, которые происходят из рода Алан Куа до шестого ее поколения, в котором был Кабыл хан. Всех этих людей из [числа] сыновей, племянников и их потомков, называют нируун. Точно также нируунами называют братьев Кабыл хана и их потомков. 
Вторая (группа): те, которых несмотря на то, что называют кият, они ведут свой род от шестого поколения Алан Куа, от потомков Кабыл хана. Третья (группа): те, которых, хотя они происходят из племени нируун-кият и чистого рода Алан Куа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом [колене] Кабыл хана, называют кият-боржиген. Их происхождение таково: они родились от внука Кабыл хана Жесугей бахадура, отца Шынгыз хана.
Третья (группа): те, которых, хотя они происходят из племени нируун-кият и чистого рода Алан Куа и появились на свет от прямого ее потомка в шестом [колене] Кабыл хана, называют кият-боржиген. Их происхождение таково: они родились от внука Кабыл хана Жесугей бахадура, отца Шынгыз хана (стр.146).
Родословная Шынгыз хана берет свое начало от Тумбине хана.
«Тумбинэ хан – четвертый предок Шынгыз хана. Он имел девять умных, способных и отважных сыновей, каждый из них – родоначальник (отдельной) ветви и племени, пользующихся значимостью и известностью. В настоящее время каждое из этих племен насчитывает до тридцати тысяч семей, число [людей] в которых, считая и мужчин, и женщин, доходит до ста тысяч человек.
Эти [сведения] не следует считать ложью и пустыми выдумками, ибо, благодаря тому, что обычай мугулов издревле таков, что они блюдут [память] о своем происхождении и о родословных, и так как у них нет ни религиозной общины, ни веры, при помощи которых они наставляли бы дитя, подобно другим [людям], на праведный путь, то каждому народившемуся дитяти отец и мать объясняют предания о роде и родословной. Они [мугулы] всегда соблюдали таковое правило, и в настоящее время оно почитается у них, тот же обычай точно так же существует и у арабов.
Благодаря этому [ныне] определено и установлено, какое имя и прозвище получила каждая из этих девяти ветвей [рода]. Теперь же дети и внуки их называются этим [именем] и возводятся родом к этой [ветви].
Из этих девяти сыновей пять старших были от одной матери, а четверо от другой. Их имена и имена потомков каждой ветви таковы, как подробно излагается [ниже].
Те, которые старшие (по рождению) и родились от одной матери:
Первый сын – Жаксу, его еще называли Йахши (Жаксы), от рода которого происходят роды нуякын, урут и мангыт. У него были (несколько) сыновья. Старшим, ставшим потом [его] заместителем, был Боран. Его старший сын – Шушы, а старший сын последнего – Мергитай, его сын – Сука бек], который был внучатым родственником и современником сыновей Шынгыз хана.
Второй сын – Барын Шиелтока биши. От потомства которого происходит племя <...>6У него был сын по имени Урым. Он также имел сына, имя его было – Шаурыдай Байжу, а сын его – Шибай был внучатым родственником и современником сыновей Шынгыз хана.
Третий сын – Кажулы, от потомства которого происходит племя барлас7. Его старший сын Ардамту барула. Старший сын последнего – Тудайын, а его старший сын – Шушия, его старший сын – Булукан калаш. Он был внучатым родственником и современником сыновей Шынгыз хана.
Четвертый сын – Сим Кашыйын, от потомства которого происходит род хадаркин. Сын его был Адар кидай, а его старший сын назывался – Наукын, а сын Наукына – Хуку. Старший сын последнего – Буражы. Этот сын был внучатым родственником сыновей Шынгыз хана. 
 Пятый сын – Баат килугай. От потомства, которого происходит род будат. Старший его сын – Кулиген мерген, а его старший сын – Таркытай, а его старший – Корыдай, а старший сын последнего – Шуркыдай, который был внучатым родственником и современником сыновей Шынгыз хана.
Те, которые младшие (по рождению) и родились от другой матери:8
Шестой сын Тумбине хана] – Кабыл хан, к которому восходит род Шынгыз хана. От него пошло несколько других ветвей [рода], так как памятка о каждой [из них] будет приведена [отдельно], то здесь [изложение] не будет растягиваться [сведениями о них].
Седьмой сын – Одыр Баян, от рода которого произошел род [журйат].9
Восьмой сын – Боданжар [Болшар дукулан], от потомства которого произошли все рода дукулат10.
Девятый сын – Есутай, его называли также Жучи наку [Жошы наку], от рода, которого происходит род бисут.11 Он был отшыген. Значение [слова] отшыген – младший сын. Он остается в отбасы (буквально в очаге) и [ата] журте, т. е. является владельцем очага и журта (земли предков).
 У всех этих вышеупомянутых сыновей было много братьев и племянников. Они все положили начало многочисленным родам, все они [были] бахадурами и людьми уважаемыми, но [здесь] записаны имена [только] тех [из них], которые были старшими [в роде] и заместителями [своих отцов], имена же других неизвестны.
Имена старших внуков Тумбине хана, каждый из которых стал заместителем своего отца, записаны [здесь] для того, чтобы стало известным, современником какого из сыновей и внуков Кабыл хана вплоть до пятого колена. А они (пятое колено Кабыл хана) являются сыновьями Шынгыз хана» (см. 244-247 страницы).
Так, согласно приведенным выше сведениям, Тумбине хан является четвертым предком Шынгыз хана. Известно, что Шынгыз хан родился в 1155 году. Если учесть, что каждые 28 лет рождается одно поколение, то получается, что Тумбине хан родился примерно в начале 1000-х годов, а его сын Бодонжар (Болшар дукулан) – в 1028 году. Бодонжар (Болшар дукулан) и третий предок Шынгыз хана Кабыл хан родились от одного отца и одной матери – от Кабыл хана ответвляется племя Кият. А от его родного брата Бодонжара (Болшара дукулана) берет начало племя дулат.
По данным Рашид ад-Дина, на момент написания «Жамиг ат-тауарих» (в 1300–1316 гг.): «Каждая ветвь и племя, происходившие от сыновей Тумбине хана, включали в себя 20-30 тысяч семей».
Одно из его ответвлений под названием дукулат (дулат) входило в состав девятого из тринадцати куренов, созданных Шынгыз ханом [«Жамиг ат-тауарих», страница 330].
Отсюда следует вывод, что в XIII веке появилось второе вновь возрожденное племя (род) под названием дукулат (дулат). Первое из них – племя дулатов, возникшее еще до нашей эры, издавна известно всему миру. Второе вновь возрожденное племя (род) дулатов, происходит от Бодонжара (Болшар дукулана), близкого родственника Шынгыз хана. Эти сведения необходимо принять во внимание, поскольку данный факт позволяет правильно понять, почему потомки Шынгыз хана предоставили различные привилегии и доли представителям племени дулат и известным историческим личностям этого рода.
Из шежире казахов известно, что племя дулат является одной из ветвей племени ушин (усун). Племя ушин (усун)по приведенным данным в книге «Жамиг ат-тауарих» (см. 44 страницу) относится к первой ветви мугулов, происходящих из Ергене кона. Эта ветвь, по нашим подсчетам, возникла в период VIII–IV вв. до н. э. Исходя из исторических данных, чтобы родовая ветвь превратилась в племя, должно пройти не менее 200-300 лет. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что первое племя дулатов появилось в II–III веках до нашей эры.
Наш вывод согласуется с данными ученых, изучавших историю племени дулатов, и данными из китайских летописей. Известно, что о дулатах написано в многочисленных трудах китайских, византийских, арабских, иранских, русских, булгарских, чувашских и казахских ученых. Известный писатель Абдыкадыр Даутбеков написал книгу «Дулаты» в 2019 году, основываясь на исторических сведениях об этом племени. В этой работе он исследовал историю племени дулат с помощью символов, нумизматики, геральдики, символики и ДНК и нашел новые сведения.
В вышеназванных работах приводятся достоверные данные о том, что дулаты были известны всему миру с давних времен, что Атилла из племени дулатов и его потомки завоевали тогдашние государства Европы, правили ими долгие годы, оставили неизгладимый след в истории человечества, обосновали великое Булгарское государство. Все двенадцать правителей Болгарского государства на Дунае произошли от племени дулат.
В настоящее время часть болгар, чуваши и народы, населяющие Северный Кавказ и побережье Азовского моря (карачаи, балкары и др.), считают себя выходцами из племени дулатов.
Известно, что каганы из племени ашина (ответвление дулатов) в VI–VII веках н. э. создали государства, называемые Тюркскими каганатами, Восточным и Западным Тюркскими каганатами.
Все эти данные, как мы уже отмечали, принадлежат племени дулат, которое возникло до нашей эры. По нашему мнению, основная часть этих дулатов, кроме его ашинской ветви, осталась жить в тех вышеназванных странах, которые они завоевывали.
Следует отметить, что книга Рашид ад-Дина «Жамиг ат-тауарих», признанная учеными всего мира как «средневековая энциклопедия», была написана при участии прямых потомков Шынгыз хана и историков, хорошо знавших происхождение тюрков и мугулов, опираясь на письменные источники, хранящиеся в сокровищницах ханства, поэтому они не вызывают никаких сомнений.
По приведенным в «Жамиг ат-тауарих» данным (с. 762) известно, что, когда Шынгыз хан разделил свою империю между своими сыновьями и близкими родственниками, земли от юга Алтая до Амударьи были отданы на долю Шагатая. 
В 1269 году по решению Таласского Курултая, созванного Кайду ханом, появляются три независимых от Кубылай кагана новых государства: улус Жошы (Улы улус), улус Шагатая и улус Кайду хана. Земли восточной половины Шагатайского улуса переходят во владения Кайду хана, где через некоторое время появляется государство дулатов – Моголстан [Мугулстан]. Население этого государства называло себя моголами [мугулами]. Мавераннахр до эпохи Амира Тимура (1370 г.) оставался Шагатайским улусом, состоящим из нескольких амиратов, население которых называло себя шагатаями.
После смерти Кайду хана (в 1302 году) власть всего Шагатайского улуса перешла к Дуа, сыну Барака, правнука Шагатая, который был в союзе с Кайду ханом. 
По данным автора книги «Тарих-и-Рашиди» (1545 г.) Мухаммеда Хайдара Дулати, при вышеназванном разделе род дулатов выпало на долю Шагатай хана. Шагатай хан отдал дулатам Манлай Субе (На территории указанного Манлай Субе в настоящее время располагается четыре государства). Манлай субе – означают «южную сторону», где в середине XIV века появляется государство дулатов – Моголстан [Мугулстан]. Население этого государства называло себя моголами [мугулами].
В 1465 году на земле между Шу и Козыбасы в западной части государства Моголстан на историческую сцену вышло Казахское ханство, основанное потомками Жошы – султанами Кереем и Жанибеком.
Понятно, что племя дулат происходит от человека по имени Дулат. Из истории известно, что отец Дулата Тлеуберди (Жарыкшак), а его отцом является Байдибек, а его отец – Караша.
Как выше было отмечено,что все все рода дулатов берут свое начало от восьмого сына Тумбине хана – Боданжара (Болшар дукулана).Тогда родословная этого рода от Тумбине хана до эпохи Шынгыз хана выглядит таким образом: Тумбине хан – Бодонжар (Болшар дукулан) – Караша – Байдибек – Тлеуберди (Жарыкшак) – Дулат. 
По данным Рашид ад-дина, Шынгыз хан по тюркскому летосчислению прожил 72 года, а умер в 1227 году, когда ему было 72 года. Получается, что Шынгыз хан родился в 1155 году (1227–72=1155).Тогда его четвертый предок Тумбине хан, исходя из расчета, что каждое поколение в летописном подсчете появится через 28 лет (а не 25 лет как принято у ученых), родился примерно в 1000 году.12Тогда его сын Бодонжар (Болшар дукулан) родился в 1028 году, его сын Караша – в 1056 году, его сын Байдибек – в 1084 году, его сын Тлеуберди (Жарыкшак) – в 1112 году, его сын Дулат родился в 1140 году. То есть Дулат13 был современником Шынгыз хана и его сыновей. 
Таким образом, ближайший общий предок нынешних дулатов, входящий в состав казахского народа, по нашим подсчетам, примерно жил около 883 лет (2023–1140= 883) тому назад, а их общий предок – 2,6 тыс. лет тому назад (см. время появления мугулских племен в Ергене коне), что в целом соответствует данным вышеназванного заключения генетической лаборатории «TreeGene», а главное полностью подтверждают данные, которые привел Рашид ад-Дин в своей книге «Жамиг ат-тауарих» 700 лет тому назад. 
Если это так, то нетрудно догадаться кем является Шынгыз хан.
В это сложно поверить. Но это правда.

ПРИМЕЧАНИЕ
1Эти данные играют важную роль в понимании истории возникновения тюркских племен, являясь одним из убедительных доказательств достоверности древней легенды казахского народа о том, что жизнь человечества после потопа началась с горы Казыгурт, которая находится в Туркестанской области Республики Казахстан. Таким образом, тюрки относятся к числу древнейших народов мира (они появились более 5000 лет назад), а Туркестан – прародина, золотая колыбель, благословенная земля для всех тюркских народов.
2По данным Шараф ад-дина Йазди и Мирзы Улугбека, у Алынжа-хана были сыновья-близнецы – Татар и Мугул, со временем их имена стали именами татарских и мугулских племен. Из татарской ветви произошли 8 правителей, из мугулской – 9.
3Географическое положение Ергене кона до сих пор не было установлено. Местность под названием Ергене кон мы нашли на карте «Карта Российской империи и Великой Татарии». Л. Гюссфельда (Нюрнберг, 1786), она находится на левом берегу реки Или в в Алматинской области. Эту бесценную карту по моей просьбе разыскал в Германии Герой труда Республики Казахстан Сауэр Иван Адамович. 
По нашему мнению, Ергене кон – это Шарынское ущелье в Алматинской области, которое полностью соответствует его описаниям в «Жамиг ат-тауарихе». Шарынское ущелье имеет длину 154 км и ширину до 3 км, его растительный и животный мир очень богат и вполне приемлем для жизни людей. «Золотой человек» из Иссыкского кургана, возможно, принадлежит именно этим мугулским родам.
4По данным Рашид ад-Дина: «Династии, начинающейся с Алан Куа, куда восходит родословная Шынгыз хана, около 400 лет. Она существовала в первые периоды халифата династии Аббасидов, в период Саманидского государства».
Как известно, правление династии Аббасидов началось в 750 году. Шынгыз хан родился в 1155-м. Тогда время существования Дубун Баяна и Алан Куа соответствует 755 году, а Дубун Баян является потомком Борте шины в седьмом колене. Если учесть, что в среднем каждое поколение появляется на свет раз в 28 лет, то получается, что Борте шина родился в 559 году (755 – 28 x 7= 559). И на момент прибытия в Бурхан Калдун он был примерно в 40-летнем возрасте.
Как представляется, основная причина переселения возглавляемых Борте шиной родов в Бурхан Калдун связана с распадом Тюркского каганата и образованием в другой части Алтая Восточно-Тюркского каганата. Из этого можно сделать вывод, что прародитель Шынгыз хана – Борте шина («Борте» – имя человека, «шина» указывает на род) – произошел от племени ашина, основавшего Восточно-Тюркский каганат.
5Унан, Килуран и Тугла – нынешние реки Бухтарма, Курчум и Черный Иртыш, расположенные на территории современного Восточного Казахстана.
6Название рода пропущено. По нашему мнению, название этого рода было барын.
7Ярким представителем рода барлас является Амир Темир, который появился на свет через сто лет после Шынгыз хана и значительно расширил границы созданной им империи. На с. 43 «Зафар нама» приведены нижеследующие сведения: «У Тумина (Тумбине) хана были две жены, от одной из них родились семеро сыновей. А от второй жены два сына-близнеца. (Эти двое) превзошли остальных своих братьев по храбрости и уму. Имена (тех двоих сыновей): одного звали Кабыл, а второго – Кажулы. Кабыл хан является третьим дедом Шынгыз хана, а Кажулы – восьмым дедом Сахыб кырана (Амир Темира)». Данные факты подтверждаются и в труде Мирзо Улугбека «Турт улус тарихи» («История четырех улусов». 1994. Ташкент).
Эти сведения о близких родственных отношениях Шынгыз хана и Амир Темира, по нашему мнению, являются сенсацией мирового масштаба. Все подробности этих сведений изложены в специальной главе книги «Шынгыз хан» (Астана. Фолиант. 2022).
8Кабыл хан, как видно из этого текста, родился от младшей жены Тумбине хана, только его потомки считаются «киятами» (возрожденные «кияты»). Первоначальные кияты, которые являлись потомками Кияна, по мере ответвления их племени исчезли. В последующем ханы избирались только из числа возобновленных «киятов», т. е. потомков Кабыл хана.
9Из этого рода происходит Жамука шешен, который был избран Гурханом и воевал с Шынгыз ханом.
10Бучар дукулан (Болшар дукулан) и Кабыл хан, который приходится третьим дедом Шынгыз хана, родились от одних родителей. От Кабыл хана ответвляется род «киятов», а от Боданжара (Болшар дукулана) – род дулатов. Эти сведения позволяют по-новому взглянуть на происхождение нынешнего казахского рода дулат. В этой связи, роду дулат была посвящена отдельная глава в книге «Шынгыз хан» (Астана. Фолиант. 2022).
11Представителем этого рода является Жебе ноян, один из ярчайших полководцев Шынгыз хана.
12При этом мы исходили из расчета, что наши предки могли жениться, начиная с 14 лет, иметь нескольких жен: например Байдибек имел трех жен (Марау, Зереп и Нурила), из них на самой младшей Нуриле он женился в преклонном возрасте; У Толебия, потомка Байдибека, было восемь жен. Поэтому разница в возрасте старших и младших сыновей Байдибека и Толебия могла составить от 5 до 50 и более лет. В этой связи, при подсчете годов рождения Байдибека и его потомков до Дулата, мы указали с оговоркой «примерно».
13Таким образом, Дулат родился в 1140 г., т.е. жил около 870-880 лет тому назад. А его предок по имени Киян – примерно 2,6 тыс лет тому назад.

От редакции
Автор данной статьи занимается изучением истории тюркских народов и Шынгыз хана. В 2011 году он привез из Ирана точную копию подлинника известной книги Рашид ад-Дина «Жамиг ат-тауарих», которая в стенах Международной Тюркской академии в Астане была переведена впервые с персидского на казахский язык З. Оразбаем. В 2020–2021 годах в соавторстве с З. Оразбаем написал книги – «Шыңгыз хан» и «Шынгыз хан» на казахском и русском языках, где, основываясь на документальных материалах, старинных картах, средневековых источниках, приводит примеры фальсификации и искажения древней истории тюрков, допущенные учеными в прошлые века. Презентация указанных книг и публикация ряда статей на эту тему в СМИ вызвала особый интерес у читателей.

3904 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми