• Исторические страницы
  • 20 Декабря, 2023

ПОЯВЛЕНИЕ АРГЫНОВ В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ

Широко известна легенда об образовании Казахского ханства, переданная М. Тынышпаевым в знаменитых «Материалах к истории киргиз-кайсацкого народа» (Ташкент, 1925): 
«По преданиям казахов Средней орды, самыми приближенными лицами Абулхаира (всеузбекского) были Кобланды батыр из рода Кара-кыпчак и Даир-ходжа, прозванный Акжолом, из рода Аргын. Но у этих приближенных хана Абулхаира с каждым днем росла ненависть друг к другу. Соперничество между аргынами и кара-кыпчаками кончилось убийством Даир-ходжи (Акжола) Кобланды батыром. Тогда аргыны потребовали от Абулхаира выдачи Кобланды. Хан отказал в их просьбе. За это аргыны и кереи во главе с султанами Жанибеком и Гиреем оставили Абулхаира и ушли на восток, в Моголистан». /http://www.history.kz/Articles/argyn.php/
Согласно принятой дате, Казахское ханство образовалось в 1465 году. Самое интересное, что источниками это предание совершенно не подтверждается. Известно большое количество материалов, в которых указывается, что Абу-Сеид (Абу-Саид, 1424–1469), правнук великого Темирлана, опирался на аргынов. С их помощью он в последний раз восстановил расползающуюся империю Тимуридов.

 

 

ШАРАФ-ХАН ИБН ШАМСАДДИН БИДЛИСИ

«Шараф-наме»  

Год 847 (1443–1444)


«…Мирза Султан Абу Са’ид жил в Самарканде при Мирза Улуг-беке. Когда Мирза Улуг-бек остановился на берегу Аму-Дарьи против своего сына Мирза ‘Абдаллатифа, [Мирза Султан Абу Са’ид] бежал к племени аргун и, собрав из них целое ополчение, прибыл в Самарканд. Мирза Улуг-бек посчитал его разгром за самое важное и пошел на Самарканд.
Как только об этом стало известно, [Мирза Султан Абу Са’ид] снова бежал [и укрылся] среди племени аргун. Мирза ‘Абдаллатиф, расквитавшись с отцом и став государем, послал за [Мирза Султан Абу Са’идом], привез его в Самарканд и заточил. [Мирза Султан Абу Са’ид] бежал в Бухару. Здешний даруга (204) его схватил и поместил туда, где было теснее, чем в желудке скупцов. Случайно в тот же день в те области прибыло известие об убийстве Мирза ‘Абдаллатифа. Эмиры и вельможи Бухары направились к Мирза Абу Са’иду с извинениями, его из заточения освободили и посадили на султанский трон…». /http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Saraf2/text3.phtml
В благодарность за это Абу-Саидом аргынам было пожаловано множество званий, и в источниках упоминаются около 30 эмиров-аргынов, приближенных Абу Саида. Чтобы не перечислять всех, сошлюсь на статью Ж. Сабитова «Аргуны во владениях Тимуридов в 1450–1550-е годы», которая была написана после спора о племенной принадлежности Зун-н-нун Аргуна. /http://www.proza.ru/2012/03/20/1059
Самыми знаменитыми мавераннахрскими аргынами в XV веке были хаким Каракуля, потомок которого Зун-н-Нун Аргун, соратник и соперник Бабура, основал государство аргунов в Пакистане, и Джелал-Хар, бывший хакимом Ташкента и один год правивший Моголистаном. В «Таварих-и гузида-йи нусрат-наме» сообщается, что «мусульманским» именем казахского хана Джанибека было… Абу Саид! /http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1500-1520/Istorija_pobed/frametext1.htm/ 
«...И у Барак-хана было три сына. Их имена – Мир-Сайид, Мир-Касим, Бу-Са’ид, [которого называют также] (238) и Джанибек-хан...».
То же самое сообщает и АБУЛ-ГАЗИ в своде исторических и фольклорных материалов «Родословное древо тюрков».
«...Род Тукай-Тимура, царствовавший у Казаков.
У Чингиз-хана сын Джучи-хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын… Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус-хан, его сын Коирчак-хан, его сын Берак-хан, его сын Абу-Саид по прозванию Джанибек-хан. У этого было девять сынов в таком порядке: Ирандчий, Махмуд, Касим (это тот, который, препираясь с Махмед-ханом Шибани, был виновником смерти Мохаммед-хана); за ним следовали: Итик, Джаниш, Канбар, Тениш, Усюк, Джаук...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/text3.phtml?id=11243
То есть, выходит, что в одно и то же время, в середине XV века, аргыны основывали Казахское ханство и восстанавливали государство Тимуридов в Мавераннахре, при этом у аргынов предводителями были два разных человека, но с одним и тем же именем Абу Саид! Налицо смешение двух событий: образование Казахского ханства Джанибек-султаном и восстановление государства Тимуридов Абу Саидом.
Об образовании Казахского ханства сообщают Мирза Хайдар Дулати, Хафиз-и Таныш Бухари, Махмуд бен Вали, Хайдер Рази. В данной статье не рассматривается, кто из них является первоисточником, а кто заимствует данные. Факт тот, что никто не сообщает о поддержке мятежных султанов каким-либо из племен, в том числе и аргынами.

ХАФИЗ-И ТАНЫШ БУХАРИ
«Шараф-нама-йи Шахи» («Книга шахской славы»)


 «...В 855/1451 году достойным властелином в Дашт-и Кипчаке был Абу-л-Хайр-хан, как было написано об этом выше. В то время там не было подобного ему великого государя из рода Джучи-хана. Однако после его смерти люди пали [духом]. Огромная толпа поспешила к казахским государям, таким как Джанибек-хан, Гирей-хан, которые также произошли от Джучи. Расстроенные, они обрели там покой. По этой причине возобновилась старая вражда, которая существовала между казахскими хаканами и потомками Абу-л-Хайр-хана, да озарит Аллах свет его! Оттого что могольские ханы пользовались покровительством казахских султанов, [у сыновей Абу-л-Хайр-хана] возникало много ссор с ними (могольскими султанами)...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari1/framevved3.htm

ХАЙДЕР РАЗИ


«...Борак-хан, сын Койричака, сына Урус-хана, стал обладателем трона и короны после сыновей Токтамыша. Он пришел к мирзе Улугбеку, а когда вернулся, то начал враждовать (с ним). В 830 г. (= 2 XI 1426-21 XI 1427) в окрестностях Сыгнака между обеими сторонами произошло сражение, Улугбек был разбит, а Борак повел войско в Мавераннахр и, когда пришел после набега в Дешт, был убит врагами в 831 г. (= 22 Х 1427-10 Х 1428). Мухаммед-Тимур-хан, сын Кутлуг-Тимура, после убийства Борака возложил на голову корону правления. В 334 г. (= 19 IX 1430-8 IX 1431) он послал в Хорезм войско, и Хорезм был сильно опустошен этим отрядом. Когда он также умер, Касим-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Борак-хана, возложил на голову корону правления. Между ним и Шейбек-ханом в 915 г. (= 21. IV. 1509 – 9. IV. 1510) деловые сношения закончились враждой, и Касим-хан был побежден...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus3/Razi/text.phtml?id=1661/


МАХМУД БЕН ВАЛИ
«Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» («Море тайн относительно доблестей благородных»)
«…Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, например Кирай-хан и Джанибек-хан, имена отцов которых будут подробно упомянуты в перечне имен хаканов, [происходящих от] Тукай-Тимура, вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан.
В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана. Так как в то время Абу Са’ид-мирза, сын Султан Мухаммад-мирзы, сына Мираншаха, сына Эмира Тимура курэкана, вызвал из Ирака Йунус-хана, брата вышеупомянутого хана, и, оказав ему покровительство помощью и поддержкой, послал его против брата; по этой причине в фундаменте правления Исан-Буга-хана обнаружилась трещина, [и] упомянутый хан счел прибытие Джанибек-хана и Кирай-хана источником добра и благодеянием [для] людей. После того как он с почетом и изъявлением согласия встретил августейшее прибытие царевичей, он предоставил им западный край Могулистана, который был буфером между [владением] Исан-Буга[-хана] и иктой Йунус-хана. Эта местность известна под [названием] Чу и Козы-баши.
Когда Джанибек-хан и Кирай-хан сделали длительную остановку на той территории, каждый человек [как] из правителей, [так] и из войска, кто начинал питать отвращение к Абу-л-Хайр-хану, находил у них убежище. Особенно после смерти Абу-л-Хайр-хана, когда в областях Дашт-и Кипчака возникли беспорядки, большая часть узбекских воинов (кошунат-и узбак) собралась под сенью знамени могущества царевичей. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу (тайифа) пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем…». /http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Machmud_ben_Vali/frametext.htm

МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР
«Та’рих-и Рашиди»


«…В то время в Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан. Исан-Буга-хан охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши, который составляет западную окраину Могулистана. В то время, как они благоденствовали там, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана пришел в расстройство; [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть [его подданных] откочевала к Кирай-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек. За ними утвердилось название узбеки-казахи (узбак-казак). Начало правления казахских султанов – с восемьсот семидесятого года, а Аллах лучше знает…».  /http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm
Прежде чем откочевать от Абулхаира хана, аргыны должны были находиться у него в подданстве, но в источниках об Абулхаире нет ни аргынов, ни кыпчаков, хотя указаны много батыров:

КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ
«Шайбани-наме» 
(Рассказ о великих эмирах и бахадурах Хазрат Шайбани-хана»)


«…Общество (джама’ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана. Их имена таковы: Йахши-бек-бахадур, Кутлук-Бука-бахадур, Й’акуб и Кара-Кирай [и] Шайх-Суфи-бек; из эля кушчи – ‘Али-Хаджи и Даулат-ходжа; из людей [племени] найман – Кара-’Усман, Суфи-бек и Акча-Урус; из людей [племени] уйгур – Ходжа-Лак-бахадур; из людей [племени] курлаут – Йумадук-бахадур, Сабур-Шайх-бахадур и Йадгар-бахадур. Это общество [эмиров Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура. Другие [были] из людей ички – Имин-ходжа и Сафар-ходжа, и из людей дурман – Кирайли-Тирчак-бахадур. Эти сподвижники, о которых упоминалось, во времена казачества [Абу-л-Хайр-хана] проявили верность и завоевали страны…
О другом обществе эмиров Хан-и Бузурга, которые пришли со [всех] сторон после завоевания стран. Из людей [племени] кыйат – Бузунджар-бек, ‘Али-бек конграт и Мухаммад-бек; из людей [племени] туман – Тангри-Берды-бек; из людей [племени] мангыт Идику-бек и Кази-бек – эти эмиры также проявили соблюдение верности и дважды завоевали трон Саин [-хана]. В их времена жители областей жили весьма благоустроенной, спокойной и свободной от забот жизнью.
Другое общество из казаков, [которые] во времена казачества также самоотверженно сражались: из людей ички Йа’куб-ходжа, Йусуф-ходжа, Кырк-Беш-Бахрам-ходжа, Тункачук-и-Тулун-ходжа; из людей [племени] туман – Кылыч-бахадур, Йоджи-Кара и Даулат-ходжа; из людей [племени] уйгур – Йапагу и Бахти-ходжа; из людей [племени] дурман – Инка-ходжа, Йумадук, Дарвиш-бахадур, Шайх-Мухаммад, Караугай и ‘Усман-бахадур; из людей [племени] конграт – Инак-Йаглы-ходжа [и] его брат Урус-бахадур.
Некоторые другие эмиры Великого Хана (хан-и бузургвар): Мурад-Суфи-бек, Хаджи-бек, Суфи-бек и Йапагу-бек; из людей [племени] хитай – Шадман-бек и Кирай-ходжа-бек; из людей [племени] найман – Абу Бакр-бек, ‘Умар-бек, ‘Усман-бек и ‘Али-бек ; из людей [племени] танкут – Мурад-Суфи-оглан и Шайх-Суфи-оглан; из людей [племени] чинбай – Хусайн-оглан; из людей [племени] шункарлы – Иди-Суфи-оглан; из людей [племени] шадбаклы – [Балх]-оглан; из людей [племени] иджанлик – Бишкант-оглан и его брат Хизр-Шайх-оглан. Это общество эмиров и бахадуров стало причиной могущества хана…».  /http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm

МАСУД БЕН ОСМАНИ КУХИСТАНИ
«Тарихи Абулхаир-хани» 
(«История Абулхаир-хана»)


«...Когда содержание их речей дошло до слуха августейшего [Абулхаир-хана] и [у него] укрепилось намерение падишахское, равнозначное судьбе и року, сопутствующему завоеваниям и победам, он приказал, чтобы эмиры славные и багадуры испытанные в боях, такие как Омар-бий-буркут, Махмуд-бек-конрат, Баглы-ходжа-конрат, Урус-конрат, Суфи-бек-найман, Кара-Гусман-найман, Омар, Абубекр-найман, Кара-Гусман-найман, Тули-ходжа-кушчи, Даулет-ходжа-диван-кушчи, Кунгур-бай-кушчи, Хаким-шейх-багадур, Акча-урус, Сарык-Шиман-мангыт, Ходжа-багазур-барак, Ташбект-оглан-ииджан, Шейх-Мухаммед-багадур-уйсун, [90] Кылыч-бай-багадур-уйсун, Хызр-шейх-багадур-ииджан, украсив [своим присутствием] левое крыло войска, направились на битву и сражение. Султан сейидов, источник могущества и счастья, Кыл-Мухаммед-сеид, Кара-сеид, Якуб-дурман, Каракедей-дурман, Дулятак-бий-дурман, Аникей-ходжа-дурман, Кара-тирчик-дурман, Мумын-дервиш-багадур-тубай, Хусейн-оглан-чимбай, Даулет-суфи-оглан-каан-байли, Сабир-шейх-багадур-уйгур, Ядыгар-багадур-уйгур и другие витязи и славные воины, украсив и укрепив [своим присутствием] правое крыло, направили поводья решимости в намерении сразиться с Махмуд-ходжа-ханом, который был одним из выдающихся государей своего времени...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Kuchistani/frametext1.htm
Кыпчаки во времена Абулхаир хана были на службе у ханов Могулистана, то есть врагов Шейбанидов:
 
 

КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ

 


«Шайбани-наме» (Рассказ о походе Хазрат [Мухаммад Шайбани-хана], наместника всемилостивого, с твердым намерением сразиться с Ахмад-ханом и о сражении, [случившемся] по пути [к нему], с Конуш-кыпчаком) 
«...В этом набеге молодцы отправлялись во все стороны конными отрядами для грабежа. Однажды ночью, [когда] в августейшей ставке оставалось только сорок человек, [им] повстречался один из эмиров Ахмад-хана по имени Конуш-Кыпчак с тысячью вооруженных людей. Когда хазрат, наместник всемилостивого, еще издали получил известие [об их приближении], он напал с сорока людьми на то войско и сражался с самого вечера до [наступления] дня с той тысячью людей и несколько раз обращал в бегство ту группу, [но они], снова, собравшись, вступали в бой. В конце концов, они потерпели поражение и ушли...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm 
Появление аргынов у Шейбанидов следует датировать около 1500 годом в Мавераннахре, а не в Дешт-и-Кыпчаке, когда некоторые не отступили вместе с Бабуром в Индию. Когда часть аргунов, такие как Зун-н-Нун, шах Хусейн, сражались во главе йигитов с «дикими узбеками» (выражение Бабура), то некоторые аргыны подчинились Шейбани хану и «сдали» ему столицу Самарканд.

ЗАХИР АД-ДИН МУХАММЕД БАБУР


«...Через неделю-две после прибытия в Кеш пришло известие, что Султан Али мирза отдал Шейбани хану Самарканд. Подробности этого таковы: мать Султан Али мирзы – Зухра Бики Ага по неразумию и глупости тайно послала к Шейбани хану человека с письмом такого содержания: «Если Шейбани хан возьмет ее в жены, то ее сын отдаст Шейбани хану Самарканд. Когда Шейбани хан завоюет владения его отца, он отдаст их Султану Али мирзе». Ее план был известен Абу-Юсуф Аргуну – вернее сказать, этот предатель и указал ей такой план...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Babur/frametext3.htm

КАМАЛ-АД-ДИН АЛИ БИНАИ
«Шайбани-наме»


«…Когда он прибыл в окрестности Хорезма – а в то время тот вилайет находился во владении Султан Хусайн-мирзы и даругой того вилайета был Эмир ‘Абд ал-Халик ибн Ахмад ибн Фируз-шах, – он [этот последний] получил известие [о прибытии хана] и тотчас же преподнес дары и подношения. В Кара-Куле Эмир Султан Хусайн аргун также встретил его таким же образом. Когда весть о прибытии победоносных знамен дошла до Эмир ‘Абд ал-’Али-тархана, он [Стихи...], выступив вперед, встретил августейший кортеж... [Стихи...] После этого ввел его в Бухару и исполнил все, что [следовало из] услужения, благожелательства и доброжелательного отношения. Спустя несколько дней они отправились в Самарканд. Султан Ахмад-мирза также встретил его...». /http://www.vostlit.info/Texts/rus15/Binai/frametext.htm
В тюркском эпосе «Кобланды батыр» нет и слова про соперничество с аргынами, и неудивительно, ведь там каракыпчаки соперничают с кызылбашами и батыром Казаном. Каракыпчаки названы ногайлы, то есть эпос относится к эпохе Золотой Орды и соперничества с государством иль-хана Хулагу или к эпохе соперничества среднеазиатских племен с сефевидами. Кыпчакский эпос «Кобланды-батыр» вполне подтверждается огузским эпосом «Китаб-и дедем Коркут», замечательно это еще и тем, что кыпчаки и огузы – противники. «Китаб-и дедем Коркут» записан раньше, поэтому более достоверен, в «Кобланды батыр» уже внесен более поздний термин «кызылбаш», относящийся уже ко времени сефевидов и «ногайлинцев», принадлежавший ко времени распада Улуг-Улуса (Золотой Орды). Кыпчаки и огузы охраняют Дербентский проход на северном Кавказе друг от друга с разных сторон. По времени это можно отнести к X–XI векам, когда огузы продвинулись на запад, завоевали Кавказ и начали продвигаться к Анатолии, а кыпчаки продвинулись на запад севернее и завоевали степи, ставшие «Дашт-и-Кыпчаком». То есть Кобланды батыр жил на 300–400 лет ранее образования Казахского ханства.
Оба эпоса упоминают о кыпчакских городах по-кыпчакски «Сырлы-Кала» и «Карлы-Кала», соответственно по-огузски «Хамид» и «Мардин».

«КОБЛАНДЫ-БАТЫР»


«…Кобланды поставил юрту для Кортки рядом с юртой отца – Токтарбая, сам отправился к Естемесу, к табунам.
Красавица Кортка заботливо выращивала и обучала жеребенка, готовила для Кобланды богатырские доспехи.
Тем временем на земли соседних племен напали чужеземцы.
Из страны кызылбашей
Пришел богатырь Казан.
Он захватил и подавил
Ногайлинский многочисленный род.
Всех не покорившихся ему
Казан убивал, уничтожал,
Взял в добычу себе табуны,
Земли их он захватил.
Разбежался ногайлинский род,
Бросив имущество и скот.
Города Кырлы-Кала и Сырлы-Кала,
Силою взяв, хан Казан
Так хвастливо говорил:
«Посмотрите, как укреплен
Город Кырлы-Кала:
С одной стороны – река,
С другой – рвы в шесть рядов
Большой глубины и ширины.
Ворота кованые, стальные
Стерегут шестьдесят богатырей.
К городу моему Кырлы-Кала
Ни за что не подступится враг…».

«Китаб-и дедем Коркут» 
(«Книга моего деда Коркута на языке племени огузов»)


 «…Прискакал удалой Дундаз, сын Кыян-Сельджука, сокрушивший и взявший железные ворота в Дербендском ущелье, на острие своего пестрого копья в шестьдесят тутамов заставлявший кричать воина; «ударь своим мечом, отец мой, Казан, я пришел», – сказал он. Вслед за ним посмотрим, хан мой, кто пришел. Прискакал сын Кара-Гюне Кара Будаг, сокрушивший крепости Хамид и Мардин, заставивший изрыгать кровь вооруженного железным луком царя Кипчака, мужественно взявший дочь Казана; белобородые старцы, завидя этого джигита, славили его; на нем были шаровары с красными шпорами, на его коне было украшение из морских (раковин); «ударь своим мечом, отец мой, Казан, я пришел», – сказал он…». 
/http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st018.shtml
Дыма без огня не бывает, и основой легенды про убийство Даир-Ходжи Аргына, по прозвищу Акжол, батыра Абулхаир хана, скорее всего, стал вот этот реальный исторический эпизод.

КИПЧАК-ХАН
««Та’рих-и Кипчаки»


«...Абу-л-Хайр-хан в детском возрасте находился по причине [родственной] близости при Джумадук-хане, который был одним из знаменитых ханов-Шайбанидов. Он воспитал [Абу-л-Хайр-хана] и лучшим образом удовлетворил потребности войска и страны.
В те дни предводителем народа и племени стал Гази, сын Идику-бий мангыта. [Он] удлинил руку притеснения. Эмиры и непокорные по причине его смуты пришли из Дашта, чтобы [лишить его] жизни.
/482б/ В союзе с Абу-л-Хайр-ханом [они] тайно убили его. Джумадук-хан узнал о том обстоятельстве. В мыслях [он] решил [наказать] Абу-л-Хайр-хана за измену. Упомянутый хан, проведав о той тайне, отделился с частью войска хана и бежал в Джитар, который был местом его рождения...». /http://www.vostlit.info/.../1720-1740/Kipcak-chan/text.htm
Массовая откочевка аргынов от Абулхаир хана в бассейн реки Чу была невозможна по ряду причин. Кочевники Дешт-и-Кыпчака использовали меридиальный тип кочевания, наиболее прибыльный и наименее трудозатратный, особенностью его было централизованное распределение пастбищ и законопослушность. Время и места кочевания были строго определенными, так как если травы не хватало, например, ее съедал скот другого племени, то начинался падеж скота и, соответственно, голод населения. То есть, даже если все аргыны помещались в месте Козы-Баши в зимний период, им все равно надо было откочевывать на жайляу летом и, соответственно, получить на то разрешение хана и согласовать с другими племенами. 
Место, куда по официальной версии, откочевали ханы Джанибек и Керей под покровительство Есен Буга хана, правителя Восточной части Моголистана, находилось на реке Чу, между Западным и Восточным Моголистаном. Западной частью Моголистана, включая Ташкент, правил Йунус хан, которого поставил Абу Саид в противовес Восточному Моголистану. Самое интересное, что ханимом Ташкента был Аргун – Шайх Джамал Хар, который фактически правил как самостоятельный властелин.

ХАФИЗ-И ТАНЫШ БУХАРИ
«Шараф-нама-йи Шахи» («Книга шахской славы»)


«...После этого события Йунус-хан был захвачен в плен шейхом Джамал Харом, который был [назначен] правителем Ташкента султаном Абу Са’ид-мирзой. При таком положении дел прошел один год. Наконец эмир Абд ал-Куддус, племянник эмира Каримберди дуглата, с отрядом смельчаков напал на шейха Джамала и разрубил его на куски. Он насадил его голову на копье и принес Йунус-хану. Дата этого события была выражена в му’амма: «Пришел Абд ал-Куддус, взяв голову Хара»...
...Когда в Ташкенте скончался шейх Джамал Хар, Омар-шейх-мирза захватил Шахрухию и Ташкент. В связи с этим возникла ссора между братьями султаном Ахмад-мирзой и Омар-шейх-мирзой, ибо шейх Джамал считал себя подвластным Ахмад-мирзе, хотя на самом деле он не вдевал голову покорности в кольцо повиновения ему (т. е. Ахмад-мирзе)...
Шейха Джамал Хара эмиры на один год провозгласили правителем Западного Моголистана». /http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Buchari1/framevved3.htm 

МИРЗА МУХАММАД ХАЙДАР
«Та’рих-и Рашиди»


«...Короче говоря, этот Шайх-Джамал Хар был одним из эмиров Султан Абу-Са’ид-мирзы, а в Ташкенте он был хакимом. Он признавал себя зависимым от Мирза Султан-Ахмада и Самарканда, однако в надлежащей мере не повиновался ему. [Йунус-]хан пришел на территорию Ташкента.
Между ханом и вышеупомянутыми мирзами установились родственные отношения, [основанные] на доверии и повиновении. В отношении друг друга у них не было никаких сомнений и нерешительности. [Поэтому] без всяких колебаний [Йунус-]хан пришел в Ташкент. Однако могулы, что были на службе у хана, тайно отправили человека к Шайх-Джамал Хару [с посланием], содержащим в себе [предложение] о противодействии хану. После многочисленных убеждений он [т. е. Шайх-Джамал Хар] отправился к [Йунус-]хану, как бы заявляя этим: «Я слуга хана». Но как только Шайх-Джамал Хар приблизился к [Йунус-] хану, люди, которые были подле хана, поспешили к нему навстречу. Хан остался один. Каждый, у кого он ни спрашивал, куда придут эти люди, отвечал ему, что они придут встречать Шайх-Джамала. Шайх-Джамал Хар приблизился к ханским литаврам (наккара) и знамени (туг) и остался сидеть верхом на коне. Около хана не было ни одного человека. [Шайх-Джамал] послал человека взять хана. Его же, хана, слуги схватили его. Вот так легко взял [Йунус-] хана Шайх-Джамал. Он посадил его в тюрьму, где тот пробыл один год. Весь могульский улус подчинился Шайх-Джамалу.
...Спустя один год со времени заключения [Йунус-]хана в тюрьму Эмир Абд ал-Куддус, племянник Эмира Карим-Берды доглата, вместе с группой своих людей напал на Шайх-Джамал Хара и убил его. Голову его он принес к [Йунус-]хану и освободил его из тюрьмы. Все могульские эмиры, которые прежде ушли к Шайх-Джамалу, теперь вернулись к хану и заявили ему: «Причина нашего враждебного отношения к хану заключается в том, что хан старается [поселить] нас в городе и вилайете»…». http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Tarich_Rashidi_II/frametext.htm 
Вот теперь и возникает вопрос: зачем аргынам бежать с Джанибек и Керей ханами в местечко между Западным и Восточным Моголистаном, если в Ташкенте фактически правит их родственник Шайх Джамал Хар Аргун?
Когда же могли появиться аргыны и кыпчаки на территории современного Казахстана после XV века? Есть только один факт успешного завоевания территории – это победа Кучум хана над Едигером в Сибирском ханстве в 1563 г. Восстанавливая ход истории, можно предположить, что на стороне Едигера сражались кочевники кереи-ашимайлы и башкиры, а на стороне Кучума – аргыны и кыпчаки, прибывшие из Средней Азии. Однако торжество победителей было недолгим, в 1582 г. началось завоевание Ерамаком Сибирского ханства. Аргыны и кыпчаки, будучи фактически наемниками и получив лучшие пастбища Сибирского юрта в бассейнах рек Есиль и Тобол, видно, не спешили защищать «своего» хана. Если по одним из источников он умер в одиночестве на Кургольджине, то по другим – убежал восточнее, за Обь. Источников по данному вопросу крайне мало, ясно одно: Кучум был Шейбанид, пользовался поддержкой ханов Мавераннахра и силой забрал власть у Едигера. 
Заманчиво было бы связать появление аргынов в Сибири с падением династии Аргунов, правивших в 1521–1591 гг. в Синде и Белуджистане (Пакистан). Но, возможно, переход Аргунов к Шейбанидам помог падению династии Аргунов в Пакистане. 
Могольский род Аргун выдвинулся в конце XV века, в правление тимуридского султана Хусайна Байкары. В годы его царствования глава фамилии Зу-н-Нун Аргун был назначен губернатором Кандагара. Вскоре он провозгласил себя независимым и отразил все попытки Тимуридов свергнуть его с престола. Около 1479 г. Зу-н-Нун приступил к завоеваниям в Белуджистане. В 1485 г. два его сына Шах-бег и Мухаммад Муким-хан начали борьбу с правителем Синда из династии Самма. Сам Зу-н-Нун погиб в 1507 г. в битве с узбеками. Ему наследовал Шах-бег. После смерти в 1510 г. узбекского Шайбани-хана главными противниками Аргунов сделались правитель Кабула Бабур и иранский шах Исмаил I. В 1521 г. Шах-бег вторгся в Синд, сверг здешнего правителя Фируза Салах ад-дина и разграбил Татту – столицу Южного Синда. Синд перешел под власть Аргунов. После окончательного захвата Кандагара Бабуром в 1522 г. Шах-бег сделал своей столицей Бахар в Индии. Он умер в 1524 г. Ему наследовал сын Шах-Хусайн, который стал поминать в пятничной молитве имя Бабура и немедленно напал на владения афганского племени лангах в Мультане. В 1526 г. после долгой осады Мультан капитулировал. Шах-Хусайн посадил здесь своего наместника и вернулся в Татту. Некоторое время спустя его наместник был изгнан, однако он больше не делал попыток вернуться в Пенджаб. В 1540 г. сын Бабура Хумайун был изгнан из Северной Индии Шир-шахом Суром. Одно время он тщетно искал помощи у Аргунов – Шах-Хусайн отказался его поддержать. Поскольку к концу жизни его характер сильно испортился, приближенные в 1556 г. провозгласили ханом мирзу Мухаммада Ису – представителя старшей ветви клана Аргун. Шах-Хусайн умер бездетным в том же году. Соперником Мухаммада Исы выступил Султан Махмуд. В конце концов между ними было достигнуто соглашение о том, что Мухаммад Иса сохранит власть над Синдом и его столицей Таттой, а Султан Махмуд получит Бахар. В 1573 г. часть Синда была захвачена падишахом Акбаром I. В то время здесь правил сын Мухаммада Исы, Мухаммад Баки. Он покончил с собой в 1585 г. Последним представителем династии был Джанибег. В 1591 г. Акбар окончательно овладел Синдом и включил его в состав своей империи. Джанибег умер в 1599 г. /http://www.historydic.ru/argun

АБУЛЬ-ГАЗИ
«Родословное древо тюрков»
«Потомки Шибан-хана, пятого сына Джучи-хана, сына Чингиз-ханова, царствовавшие в Туране, у Казаков в Крыме и в Мавераннагре.
(Шибаниды в Туране).


…У Чингиз-хана сын Джучи-хан; у него сын Шибан-хан, его сын Багадур-хан, его сын Джучи-буга, его сын Бадакул, его сын Мунга-Тимур, его сын Бик-кунди-оглан, его сын Алий-углан, его сын Хаджи Мохаммед-хан, его сын Махмудек-хан, его сын Абак-хан, его сын Тулук-хан, его сын Шамай-султан, его сын Узар-султан, его сын Багадур-султан. У помянутого выше Махмудек-хана был сын Муртаза-хан, у этого сын был Кучум-хан. Кучум-ханом пресекся род этого дома. Кучум-хан сорок лет царствовал в Туране. Жизнь его была долга; под конец ея он ослеп. В тысяча третьем году (1595 Р. Х.) русские отняли Туран из рук Кучум-хана. Кучум-хан, убежав, скрылся у народа Мангкыт и там отошел к Божию милосердию…». http://www.vostlit.info/Texts/rus6/Abulgazi/text3.phtml?id=11243

«Краткая сибирская летопись (Кунгурская)», XVII век.
 «…Царь Кучюм придя от Казачьей Орды со многими воинами и побив царя и князи Едигера и Бекбулата, и прославился сибирский царь, и дани со многих низовых языков взяв и городки свои распространил по многим местам названия своими владениям…».

А. И. ЛЕВШИН «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей»
 «…Кучум, последний хан сибирский, был киргиз-казак. Завладев Искером силою оружия и убиением царствовавших в нем князей Ядигяра и Бекбулата (См.: Сибирские летописи; Фишер. История Сибири (Введение, § 84); История государства Российского. Т. IX. Прим. 644), он необходимо должен был иметь около себя и войско, составленное из прежних соотечественников своих. Следовательно, Ермак и сподвижники его, без всякого сомнения, сражались с казаками, или нынешними киргиз-казаками.
Муртаза, отец Кучумов, был, вероятно, владелец уже довольно сильный, ибо не только дал сыну своему войско для завоеваний, но прислал оное вместе с муллами для введения в Сибири магометанской религии (См.: Миллер. Сибирская история. С. 54; Фишер. История Сибири. (Введение. §86, 87))…». /http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text7.htm 

ШАДЖАРА РИСАЛАСИ


Сочинение «Шаджара рисаласи» и его списки /http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Turk/XVI/1540-1560/Seifi/text2.phtml
«…Восстановленное Кучумом государство превратилось в вассала узбекских Шейбанидов и входило в его состав, подобно ханству Балха. (Верховные правители государства имели право и возможность менять ханов Сибири: так, в середине 1560-х гг. на место хана Кучума, внука Сайид Ибрахим хана, был назначен его брат Ахмед Гирей хан, а после его смерти на ханский престол Сибири был возвращен Кучум хан). Для периода Кучума и Ахмеда также характерна слабость центральной власти, сепаратизм местной аристократии и неэффективность государственного аппарата. В плане организации государство продолжало оставаться федерацией полузависимых владений. В борьбе с местной элитой Кучум ориентировался на Бухару. Усилились культурные и торговые связи со Средней Азией, шла активная пропаганда ислама, которую поддерживал Абдаллах II, приславший из Бухары проповедников...». /http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Zolotoord/XVI/1580-1600/Schadjara_risalasi/text1.phtml?id=11394/ 
В Казахское ханство аргыны и кыпчаки вошли вместе со своими землями, скорее всего, в начале XVII века добровольно, без конфликтов с казахскими ханами.  
Легитимизировалась легенда об Акжоле, которого убил каракыпчак Кобланды, скорее всего, при Абылай хане, когда действительно важнейшими и соперничающими казахскими родами стали аргын и кыпчак, но эта реальность XVIII века, а не времени образования Казахского ханства, XV века, на которую спроецировали предков кыпчаков Кобланды батыра и предка аргынов Акжола.

Нурлан САЛТАЕВ, 
исследователь

 

4712 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №1

20 Января, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»