• Культура
  • 25 Ноября, 2013

Портреты ноября

Памятные даты ноября 2013 года

В этом году исполняется 125 лет Амре Кашаубаеву (1888–1934), первому казахскому певцу, которому довелось выступать с концертами за границей. 


Родился в с. Абралы Семипалатинской области. С ранних лет был кормильцем в семье, работал кучером, сторожем. В качестве первой профессиональной пробы себя как певца публично выступил на Кояндинской ярмарке, своеобразном фестивале казахского устного творчества. Прослушав известных казахских певцов Габбаса Айтбаева, Кали Байжанова, познакомившись с композитором Жаяу Мусой, Амре осознал необходимость совершенствования мастерства. Он обогатил свой репертуар и вернулся в Семипалатинск как профессиональный певец. Здесь он встретился со знаменитой певицей Майрой. Его вдохновенное искусство стало известно во всей республике. А. В. Луначарский, бывший тогда в должности наркома просвещения РСФСР, лично пригласил его участвовать в этнографических концертах на Всемирной выставке в Париже, где он выступил в 1925 году. Принимал также деятельное участие в организации первого казахского профессионального театра. В пьесе М. Ауэзова «Енлик – Кебек» играл роль пастуха Жанала. В апреле 1927 года Амре дал концертное выступление в Москве, а в июле того же года – во Франкфурте-на-Майне. В 1933 году была организована Музыкальная студия, в которую он записался одним из первых. Особенно значимыми в репертуаре Кашаубаева были песни «Жалгыз арша», «Агашаяк», «Бал Хадиша», «Дударай» и другие. Познакомившись с Амре, известный этнограф А. В. Затаевич был покорен талантом певца и всячески пропагандировал его искусство как в нашей стране, так и за рубежом. Слушателей восхищал не только превосходный, от природы поставленный голос Амре, но и непосредственность исполнения и внутренний драматизм, сочетаемые с неповторимой окраской тембра. Редкий певческий дар Амре Кашаубаева не угас до конца его дней. Амре часто выступал по радио с исполнением казахских народных песен, восхищая слушателей красотой и глубиной пения, не менее интересны были его выступления и в театре. Он поражал современников многосторонностью своего дарования. Осенью 1934 года талантливый певец заболел и вскоре умер. 
2 ноября родилась Клеопатра (69 до н. э. – 30 до н. э.), последняя царица Египта из македонской династии Птолемеев. 
Клеопатра правила Египтом 22 года, вплоть до завоевания ее римлянами. Официальный титул царицы Теа Филопатор означает «богиня, любящая отца». Ее красота вдохновила множество скульпторов, художников и режиссеров. Родилась предположительно в Александрии и стала продолжательницей династии Птолемеев, которая была основана военачальником Александра Македонского. Птолемей Авлет завещал бразды правления своему старшему сыну Птолемею XII и дочери Клеопатре. По традиции родные брат и сестра должны были пожениться. В 51 году до н. э. Птолемей XII умирает, оставляя трон своему младшему брату Птолемею XIII, который в возрасте 9 лет стал правителем Египта и вторым мужем Клеопатры. В результате интриг молодые правители ссорятся. Клеопатра бежит в Сирию и собирает войско против своего мужа. Гай Юлий Цезарь пытается предотвратить войну. Но попытка заканчивается неудачей, и в результате восстания Птолемей гибнет, и с этого времени Клеопатра фактически единолично правит Египтом. Царица очаровала Юлия Цезаря, с которым у нее была долгая связь. После его смерти римским мужем Клеопатры становится Марк Антоний, которого она поддержала во время гражданской войны. Ради «царицы царей» Марк Антоний бросает свою первую жену Октавиану. Это и стало его роковой ошибкой. Брат Октавианы жестоко мстит Марку, настраивает против него и Клеопатры римлян. Вспыхивает война, в результате которой Марк Антоний и Клеопатра кончают жизнь самоубийством. По преданию, Антоний смертельно ранит себя и умирает через несколько дней на руках у Клеопатры. Царица же убивает себя, засунув руку в корзину со смоквами, где притаились змеи. Дата гибели Клеопатры – 12 августа 30 года до н. э., приведенная в современных источниках, по мнению некоторых исследователей, не вполне достоверна. Точной даты письменные источники римского времени не содержат, поэтому можно говорить лишь о приблизительной. 
8 ноября 1793 года впервые Лувр открылся для публики как национальный художественный музей. 
История создания Лувра насчитывает многие столетия. Здание было построено как крепость на правом берегу Сены в 1190 году при короле Филиппе-Августе для защиты Парижа с запада. В XVI веке Карл V перестроил Лувр и превратил его в жилой замок. Наиболее основательно Лувр изменился при Франциске I в 1546 году, когда была снесена и заново построена значительная часть замка. С тех пор Лувр превратился в королевскую резиденцию. Архитектор Пьер Леско и скульптор Жан Гужон придали Лувру тот облик, который, несмотря на многочисленные последовавшие переделки, сохранился до настоящего времени. В 1672 году Людовик XIII построил Версаль, и туда был перенесен королевский двор. Лувр был заброшен и оставался пустым до тех пор, пока в 1725 году Академия искусств не стала устраивать в нем художественные салоны. Впервые двери музея были открыты для широкой публики 8 ноября 1793 года. В основе собрания Лувра лежат бывшие королевские коллекции, а также коллекции монастырей и частных лиц. В Музее хранятся уникальные собрания восточных древностей, древнеегипетского, античного, западноевропейского (особенно французского и итальянского) искусства. Среди них – древнегреческие статуи «Ника Самофракийская» и «Венера Милосская», статуи Микеланджело «Восставший раб» и «Умирающий раб», портрет Моны Лизы («Джоконда») Леонардо да Винчи, «Сельский концерт» Джорджоне, «Мадонна канцлера Ролена» Ван Эйка, произведения Рубенса, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Давида, Жерико, Делакруа, Курбе и многих других известных художников.
10 ноября родился Андрей Туполев (1888–1972), советский авиаконструктор, создатель самолетов серии «ТУ». 
Родился в селе Пустомазове Тверской губернии. С отличием окончил Московское императорское техническое училище, во время учебы начал заниматься в воздухоплавательном кружке, где конструировал аэродинамические трубы. Впервые в 1910 году полетел на собственноручно сделанном планере. После училища Туполев входит в первое российское авиационное расчетное бюро, становится учеником Н. Е. Жуковского. Вместе они создают и возглавляют центральный аэрогидродинамический институт. В институте конструктор работает над созданием цельнометаллического самолета. Такой бомбардировщик Туполеву удалось создать в 1925 году, самолет ТБ-1 стал одним из лучших в мире. А его усовершенствованная модель ТБ-3 впервые смогла совершить посадку на Северном полюсе. Во время репрессий Туполев был арестован и работал в закрытом ЦКБ-29, пока не был реабилитирован. После Второй мировой войны КБ Туполева выпустило первый в России реактивный пассажирский самолет – Ту-104. С него в мире началась массовая эксплуатация реактивных самолетов для гражданских перевозок. Всего под руководством Туполева было сконструировано более сотни типов самолетов. За свои заслуги авиаконструктор избран членом Академии наук СССР, почетным членом Королевского общества аэронавтики Великобритании и получил много премий и наград. Гениальный авиаконструктор умер 23 декабря 1972 года. 
10 ноября – Всемирный день науки (World Science Day). 
Отмечается ежегодно для повышения роли науки во всем мире. Проведение Всемирного дня науки было рекомендовано в 1999 году в Будапеште на Всемирной научной конференции, где была высказана необходимость более плотного взаимодействия между наукой и обществом. Следуя повестке конференции, ЮНЕСКО официально учредила Всемирный день науки, провозгласив его на общей конференции в 2001 году. В глобальном масштабе День был впервые отмечен 10 ноября 2002 года и с тех пор широко отмечается во всем мире. ЮНЕСКО ежегодно проводит большую работу с правительственными организациями, научными и учебными коллективами, населением по распространению знаний о значении Всемирного дня науки. Правительства некоторых стран приурочивают ко Всемирному дню науки принятие программ в поддержку науки и научных инициатив, также начинают новые научно-технические проекты совместно с научными организациями, школами и университетами. 
19 ноября родился Хосе Капабланка (1888–1942), кубинский шахматист, третий чемпион мира. 
Родился в Гаване. Он научился играть в шахматы в 4 года, наблюдая за игрой отца, капитана крепости Ла Кабанья. В 13 лет выиграл матч за звание чемпиона Кубы. Шахматную известность (1909) ему принес матч с чемпионом США и одним из сильнейших шахматистов мира Ф. Дж. Маршаллом, закончившийся убедительной победой молодого кубинца. Европейский дебют Капабланки состоялся в 1911 году на международном турнире в Сан-Себастьяне (Испания), где он уверенно занял первое место. В 1913 году, работая в Министерстве иностранных дел Кубы, получил направление в Петербургское консульство, деятельность в котором совмещал с активными шахматными выступлениями. В последующие годы Капабланка в течение 1916–1924 годов не проиграл ни одной партии в трех турнирах и двух матчах; написал знаменитую автобиографическую книгу «Моя шахматная карьера» (1921). В 1921 году в Гаване выиграл матч на первенство мира у Ласкера и стал третьим в истории шахмат чемпионом мира. Осенью 1927 года в Буэнос-Айресе проиграл Алехину матч на первенство мира. Поражение заставило Капабланку вновь серьезно заняться аналитической работой. Он активно участвовал в соревнованиях: в 1928–1931 годах сыграл в 10 турнирах, в семи из них заняв первое место. Последнего взлета он достиг в 1936 году, победив на третьем Московском и знаменитом Ноттингемском международных турнирах. В том же году он создал классический «Учебник шахматной игры». В 1939 году впервые выступил на Всемирной шахматной олимпиаде за сборную команду Кубы и занял первое место на первой доске, опередив Алехина. Готовясь к матчу-реваншу с русским шахматистом, написал «Шахматные лекции». Его второй женой была русская княгиня Ольга Чегодаева. В его игре привлекали отсутствие шаблона, постоянное стремление к инициативе, удивительная быстрота мышления, тонкая интуиция и красивые комбинации. Всего в турнирах и матчах сыграл 603 партии, из которых выиграл 318, а проиграл только 34 (меньше 6%), что является одним из лучших результатов в истории шахмат. 8 марта 1942 года Капабланка умер. «С его смертью мы потеряли величайшего шахматного гения, равного которому мы никогда не увидим», – сказал русский шахматист, четвертый чемпион мира по шахматам Александр Алехин. 
20 ноября 1928 родился Алексей Владимиров Баталов, советский и российский актер, режиссер, сценарист и общественный деятель, Народный артист СССР. 
Алексей Владимирович родился во Владимире, в актерской семье. Мальчик рос в окружении знаменитых актеров, писателей, поэтов, композиторов. Отчимом Алеши был писатель-сатирик В. Ардов. В их доме бывали И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко, Ф. Раневская, Л. Русланова, Б. Пастернак, М. Булгаков, О. Мандельштам, А. Ахматова, Д. Шостакович… В выборе профессии у Алексея сомнений не было – он поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году, и до 1957 года был актером сначала Центрального театра Советской Армии, а затем и МХАТа. В то же время он получил приглашение сняться в кино. Режиссер И. Хейфиц пригласил Баталова на главную роль в фильме «Большая семья», увидев в Алексее тип современного героя, но не плакатного, а живого, реального. Именно этот режиссер сделал из Баталова актера, сняв его еще в 4 картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова – чистые и душевные люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность. Работал актер и с другими режиссерами – у М. Донского он снялся в картине «Мать» (1956), у М. Калатозова в фильме «Летят журавли» (1957), который вошел в Золотой фонд советского и мирового кинематографа и принес множество призов престижных кинофестивалей. Режиссер М. Ромм снял фильм «Девять дней одного года» (1962) с Баталовым в роли физика Гусева. Лента была признана критиками и общественностью самой новаторской картиной того времени. Он всегда был очень требовательным и разборчивым и к режиссерам, и к материалу, с которым он работал. Один перечень этих картин доказывает его профессионализм и неординарность: «Бег», «Живой труп», «Чисто английское убийство», «Звезда пленительного счастья», «Москва слезам не верит», «Скорость», «Зонтик для новобрачных» и др. Одним из способов творческого самовыражения Баталова стала режиссерская работа. В 1958 году он дебютировал с фильмом «Шинель», затем снял еще 2 картины: «Три толстяка» (1966) и «Игрок» (1973). Все работы – пример своеобразного, интересного и, в то же время, бережного перенесения литературного смысла в экранный. Особое место в творчестве Баталова занимает работа на радио, где его радиотеатр – это театр живого актера. Среди его радиопостановок: «Казаки» Л. Толстого, «Белые ночи» Ф. Достоевского, «Поединок» А. Куприна, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира. По этим спектаклям учились работать радиорежиссеры, их изучали театроведы. С 1975 года Алексей Владимирович – преподаватель ВГИКа, профессор. Помимо России его ученики работают во многих странах мира. Он сам часто выезжал за рубеж с мастер-классами по методике Русской актерской школы. Также Баталов пишет книги, стихи, сценарии, детские сказки, увлекается живописью. Им создан телевизионный цикл о знаменитых людях «Прогулки по Москве». Известен он и как активный общественный деятель. С 2007 года – президент Российской академии киноискусств «Ника». Его огромный вклад в развитие российской культуры оценен высшими государственными, кинематографическими и общественными наградами. 
20 ноября 1928 года родился Анатолий Петрович Билык, скульптор, член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, академик Академии художеств РК, почетный гражданин Караганды.
Анатолий Петрович окончил Днепропетровское художественное училище в 1950 году, с 1957 года живет и работает в г. Караганде. Он много времени и внимания отдает монументальному искусству. Им создано более двадцати памятников и монументов во многих городах Казахстана. Наиболее значительные произведения художник сделал для Караганды. Это памятник известному летчику – Герою Советского Союза Нуркену Абдирову (совместно с Ю. Гуммелем) и монумент «Шахтерская слава». В них он вдохновлен героикой подвига и героикой труда – для него они во многом схожи. Работая над монументами, мастер постиг тайны пространства и его взаимоотношений со скульптурным объемом, прочувствовал пластическую красоту обобщенной стилизованной формы. Эти находки художник воплощает в станковом творчестве. Это – прежде всего портреты, в которых, как и в статуарных композициях, преобладает героическое начало. Ему нравятся люди сильные, мужественные, полностью отдающиеся своему делу. В них он видит воплощение своего идеала. Под рукой скульптора простые черты человеческого лица преображаются, становясь значительными, одухотворенными. В них раскрываются не столько индивидуальные особенности личности, сколько общечеловеческие начала конкретного характера. Более лиричен и личностен скульптор в портретах близких людей, где характер раскрывается во всей своей полноте.
21 ноября – Всемирный день телевидения. 
В марте 1998 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения (World Television Day). Государствам было предложено отмечать этот день, обмениваясь телевизионными программами, посвященными таким проблемам, как мир, безопасность, экономическое и социальное развитие и расширение культурного обмена. Хотя сам праздник стали отмечать не так давно, история ТВ началась почти 100 лет назад. Первые эксперименты с использованием электронных лучей для передачи и приема изображения на определенные расстояния проводились еще в начале 1920-х годов в США, Японии и Советском Союзе. В 1933 году американскому инженеру российского происхождения Владимиру Зворыкину удалось изобрести катодную трубку, которая и до сих пор является главной частью ряда телевизоров. Благодаря открытию Зворыкина, уже в 1936 году были начаты регулярные телепередачи в Великобритании и Германии, а в 1941 году – и в США. Однако только в 50-е годы XX века телевещание получило массовое распространение в Европе. В большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 60-х – начале 70-х годов. Сегодня в мире не осталось, наверное, государств, не охваченных телевещанием. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: CBC, NBC, ABC – в США; BBC, ATV – в Великобритании; РАИ – в Италии; NHK – в Японии; ЦДФ – в Германии. История советского телевидения ведет свое начало с экспериментальных трансляций телепередач, которые велись из Москвы уже в 30-х годах XX века по системе малокадрового механического телевидения. В 1932 году состоялась первая передача движущегося изображения. В 1937 году был организован первый телецентр на Шаболовке. С 1938 года он осуществлял экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года началось регулярное телевещание. Первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б). В дальнейшем активному развитию телевидения в СССР помешала война. За два дня до ее окончания – 7 мая 1945 года – телецентр на Шаболовке возобновил трансляции передач, а 15 декабря того же года первым в Европе начал регулярное телевещание два раза в неделю. 

Ляйля Буланбаева

1328 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми