• Исторические страницы
  • 21 Октября, 2013

ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАЗАХСКОГО СУДА БИЕВ

Сауле АХМЕТОВА

В многовековой истории каждого народа бывают события, даты и личности, которым отдают дань последующие поколения и гордятся ими, вспоминают о них как о примечательных и важнейших вехах, духовных рубежах отечественной истории. Бывают, хотя намного реже, и такие явления, институциональные структуры и учреждения, которые стойко держатся и овладевают памятью и умами новых поколений людей в силу того, что они имеют цивилизационное значение или даже общечеловеческую ценность. Они сохраняются и живут в их мыслях как ориентация на будущее и наследие, имеющие непреходящее значение. Таким памятным историческим явлением является казахское судопроизводство – суд биев, формировавшееся в недрах кочевого общества тюрков-казахов, составившее и получившее наименование «Золотой век» правосудия. Суд биев, даже когда его уже не было, оставался вечно живым факелом в памяти народной.

 

«Бий» в переводе с казахского означает «судья, избранный народом». Они были разного масштаба – местного (аульного), регионального, племенного, родового, и так далее. Чокан Валиханов свидетельствует: «Чтобы обрести имя бия, нужно было не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность». Из поколения в поколение они передавали юридические знания, основанные на законах шариата и житейского нравственно-правового опыта.
Мы гордимся именами великих сынов народа, трех славных мудрецов – Толе би, Казыбек би и Айтеке би. Они стали для казахов непреходящим символом народного единства. Их страстные речи овладели умами потомков, как изречения из священных книг. Их историческое значение перед казахским народом, их значимость в нашей истории невозможно переоценить. 
Какова же была их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках? Со сложным историческим периодом борьбы Казахского ханства против джунгарского нашествия деятельность выдающихся биев Толе би, Казыбек би и Айтеке би в общественной жизни казахов этого периода играла очень большую роль. О чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 1726 года в местности Ордабасы. На съезд были приглашены ханы Абулхаир, Абулмамбет, Самеке, Кушик, Жолбарыс, султаны, бии разных родов во главе с Толе би Алибекулы, Казыбек би, Айтеке би и другие полководцы и батыры. Целью этого съезда было проведение широкой политики по объединению всех казахских родов против джунгар.
Вышеназванные бии в эпоху Тауке хана входили в высший законодательный совет «Жеты жаргы». Поскольку они представляли интересы целых жузов, их называли «Орда би». В каждом роде были также свои предводители-бии; уполномоченные советом аксакалов.
Сегодня суд биев сохранился и утвердился в памяти поколений как независимое, профессиональное и мудрое правосудие,  оставившее неизгладимый след в истории казахского народа. И эта тема поныне не утратила своей актуальности.
Суд биев был идеалом и для современных государственных деятелей республики. К примеру, Динмухамед Кунаев, долгое время руководивший КазССР, будучи членом Политбюро ЦК КПСС и первым секретарем ЦК Компартии Казахстана, оставаясь активным членом правящей партии коммунистов, идеология которой не была совместима с преклонением перед средневековой историей, особенно ранее угнетенных народов, питал особое уважение одному из легендарных казахских биев-судей Толе би. Говорят, что у него на рабочем столе дома лежали три фотографии: его – Димаш Ахметовича, Толе бия (в центре) и супруги – Зухры Шариповны.
Первый и ныне действующий президент (с 1990 года) независимой Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, бывший первый секретарь Центрального Комитета Компартии Казахской ССР, в одной из официальных речей древних казахских биев-судей называл «Мүлтіксіз әділ, от ауызды, орақ тілді шешендер» – «предводителями с ораторским даром и чувством безупречной справедливости». О трех знаменитых биях, живших в XVII –XVIII веках, с именами которых связаны отголоски «Золотого века» в правосудии в Степном крае, а именно о Толе би, Казыбек би и Айтеке би, Н. А. Назарбаев говорил: «Барша қазақ баласы аттарын ардақтап, айтқандарын жаттаған осы үш бабамыздың ел алдындағы еңбегіне, халық қамын жеген қасиетті ісіне сөз жеткізіп баға беру қиын-ақ...... Үш данагөйдің өнегелі, ел қамын жеген адал еңбегі, топ бастаған көсемдігі, от ауызды, орақ тілді шешендігі, мүлтіксіз әділдігі жөніндегі айтар әңгіме аз емес» – «Они стали для казахов непреходящим символом единства, их страстные речи овладевали умами потомков, как изречения священных книг… Можно много говорить о славной жизни этих трех великих людей, об их деяниях во имя чести, достоинства и священной славы народа, об их природном предводительском таланте, ораторском даре, безупречной справедливости» [1, с.153].
Бий, как судья, суд биев, как судебная власть продолжают и ныне, в условиях современного Казахстана, олицетворять и официально используются как достойные подражания модели профессионализма и честного отношения к отправлению судебной функции. Так, суд с участием присяжных заседателей, введенный в республике по идее для обеспечения максимальной справедливости при рассмотрении наиболее сложных подсудных уголовных дел, носит наименование «билер алқасы». В этом выражена дань памяти великим судьям - биям – судам биев, для которых независимость, профессионализм, философское размышление, ораторство, предельная справедливость и честность были основополагающими принципами их судебной жизненной деятельности.
Несмотря на столетия, которые отделяют нынешнее поколение от «Золотого века» бийского правосудия и от его последних отдельных представителей, которые напоминали о нем, несмотря на то, что с той поры коренным образом изменилась социально-политическая среда, продуктом которой оно было и которой оно служило, несмотря на это и ныне время от времени вспыхивают дискуссии о широком введении наследия бийских судов или номинации биев, как судей в судебную систему в республике. Для нас в данном случае неважно, насколько это приемлемо или неприемлемо. Важно то, что бийское правосудие не только продолжает быть звездным отблеском в исторической памяти народа, но и претендует быть его ценностной ориентацией в политике демократизации судебной организации в казахском государстве [2, с. 29].
О правосудии казахских биев заговорили в полный голос в годы  независимости республики. После распада советской империи и с провозглашением государственной независимости Казахстана о биях и бийских судах и о системе казахского права «Жарғы», неотделимой от первых, как исторических социальных ценностей, заговорили в полный голос. В знак уважения поколений перед зданием Верховного суда в столице республики - в г. Астане был сооружен 4-х метровый групповой памятник из гранита, посвященный трем выдающимся биям-судьям второй половины XVII - первой половину XVIII веков Толе бию, Казыбек бию, Айтеке бию,  олицетворявших правосудие, как общечеловеческую институциональную ценность. 
Важно также отметить, что историческое место – степное урочище в Южно-Казахстанской области, где они в прошлые века неоднократно собирались на съезды биев трех жузов, было объявлено Правительством историческим памятным парком «Ордабасы», что в переводе означает «Ставка умов». На одном из высоких холмов парка была установлена высотная стела, куда вела с подножья многометровая террасная лестница. На ее открытии, состоявшемся 28 мая 1993 года, присутствовали президенты трех соседних тюркоязычных республик – Казахстана, Узбекистана и Киргизии. 
Высокая оценка заслуг биев-судей перед историей народа давалась в выступлениях и трудах ученых деятелей культуры, в том числе в произведениях выдающихся казахских писателей, известных своими историческими поисками. К примеру, Абдижамил Нурпеисов, автор романов «Кровь и пот», «Последний долг», переведенных и ставших бестселлерами в странах Европы, одну из статей озаглавил «Бии-судьи и ораторы». В ней он писал: «В самом деле, с годами я, все чаще оглядывая мысленно иные пласты веков казахской истории, все более и более поражаюсь тому огромному доверию, к той опоре его на мудрость и высоту духа, что были присущи Высоким Его Сыновьям. И это опора никогда не подводила мой народ. И не потому ли находим мы ныне в истории тысячелетнего института биев-ораторов тому немало удивительных примеров» [3, с.49].
Для современного права большое значение имеет изучение требований, предъявляемых к биям: быть справедливым, честным, беспристрастным. Это находило выражение в следующей пословице: «Тура биде туған жоқ, туғанды биде иман жоқ». Сегодня важно использовать в современном праве правовые и нравственные принципы казахского права, а именно повысить в обществе роль общественного мнения; отдавать приоритет решениям дел на основе мирного соглашения; повсеместно проводить гласные и публичные судебные разбирательства; назначать на должность судей людей, имеющих большой авторитет среди народа; постоянно выяснять мнение народа относительно справедливости вынесенных судебных решений [4].
С обретением независимости устаревшие как бы ставшие архаичными, а порою даже стертые из памяти имена народных героев, батыров, мыслителей, ораторов, биев снова становятся известными и почитаемыми в народе. Если вдуматься, то это имеет большое историческое значение, как бы указывая на то, что мы держим верный путь в нашей повседневной жизни. Вернули народу имена сотен известных исторических личностей, в том числе Толе би, Казыбек би, Айтеке би и т. д.  Легендарные бии выполняли для населения такие виды деятельности, как сейчас органы прокуратуры, суда, органов внутренних дел, органов юстиции. Одним словом, бии исполняли функции всех правоохранительных органов. При этом они не прибегали к услугам тюрем,  поскольку их не было и в помине в казахской степи.
Бии казахских степей совершали судопроизводство на основе обычаев и традиций, норм обычного права. Суд биев был уникальной системой, приспособленной к кочевому образу жизни, обеспечивающей непрерывность упорядоченного жизненного цикла кочевого народа, свободу и защищенность членов сообщества [5].
Бесспорно, казахская правовая система имеет глубокие истоки.  Судьи времен феодального Казахстана – это символ справедливости и беспристрастного правосудия. Не будет преувеличением сказать, что в истории казахской государственности правосудие биев сыграло такую же главную роль, как и римское право для западной культуры и современного права.  Кроме того, некоторые принципы из практики биев, сегодня можно внедрить и в современную судебную систему нашей страны.

Литература
1. Назарбаев Н. А. Пять лет независимости. Алматы, 1996. 
2. Зиманов С. Казахский суд биев – уникальная судебная система. Алматы: Атамура, 2008. 224 с.
3. Нурпеисов А. Мысли, навеянные деяниями предков. Айтеке би. Алматы, 1998, с. 49-54.
4. Ибрагимов Ж. Особенности регулирования спорных отношений в суде биев в Казахстане. Евразийский юридический журнал ( ЕврАзЮж). 2013. № 1.  http://www.eurasialaw.ru
5. Сартаев С. Казахский суд биев и его цивилизационное значение.  2009. №4. Nauka-zan.kz

4957 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми