• Культура
  • 21 Сентября, 2013

ОЧАРОВАННАЯ СТРАННИЦА

Адильхан ЕЛЕМЕСОВ

Прошло жаркое лето, и наступила золотая осень. Как известно, с приходом осени, люди чем-то обеспокоены. И в один из осенних дней, когда холод пробирает насквозь и становится зябко, как никогда хочется отдалиться. Как-то становится грустно и, прислушиваясь к беззвучному шуму падающих осенних листьев, монотонно-уныло стучащих капель дождя, хочется уединиться в тишине, прочувствовать теплоту и изящество настоящего искусства. 
Вот в такой момент своей жизни, как-то, будучи гостем нашей столицы Астаны, мне посчастливилось побывать в архитектурном венце города, шедевре зодчества со знаковым названием Центральный концертный зал «Казахстан», и познакомиться с известной художницей, членом Союза художников Казахстана, лауреатом и дипломатом многих международных фестивалей – Гульмирой ТЕЛЬГОЗИЕВОЙ. 


Оказавшись в ее бутике, я сразу же уставился на одну из ее работ, стоявшую отдельно. Эта была великолепная картина. Девушка-азиатка смотрела открыто, гордо, даже вызывающе на мир, который она принимала сразу, весь, потому что он принадлежал ей одной, без остатка. Не в силах отвести глаз от полотна, я подошел к ее автору: «А кто это?» – «Это искренне любящая девушка, которая ждет своего любимого», – ответила художница. Я был поражен, как точно мастер передал черты и пластику своей натурщицы. Гульмира мило улыбнулась мне, и мы познакомились, но я и представить себе не мог, что через некоторое время снова буду с таким же интересом всматриваться в это лицо, чтобы суметь как можно точнее передать энергетику, характер и красоту талантливой художницы.

– Гульмира, начнем с опыта работы, сколько лет вы пишите картины?
– Пишу картины уже 20 лет. Хочу отметить, что я была домашним ребенком, сильно привязанной к семье, к дому, маме. Скучая по дому, сама понемногу взрослела, и во мне рождались нежные материнские чувства. Именно эти чувства, эмоции, переживания дали идею нарисовать картину. Свою первую картину «Материнство» я написала в 1980 году, когда училась в художественном училище. Так появилась тема моей дипломной работы и первое серьезное произведение. Моим наставником и преподавателем был Кенжебай Дуйсенбаевич Дуйсенбаев – сильный живописец и колорист, который смог пробудить во мне профессиональное и творческое начало, дать направление.
– Вы человек искусства, расскажите, каким образом у вас рождаются творческие идеи?
– Все, что дорого мне в жизни – из мира детских воспоминаний и детских образов. Только теперь эти образы стали более осмысленными. Как и все маленькие девочки, в детстве я любила рисовать кукол, придумывать им наряды, а теперь эта любовь переросла в написание портретов и переодевание своих героев в национальную одежду. Тем самым подчеркивая удивительный колорит национальной одежды казахского народа.
– Художником можно родиться или все-таки им нужно стать?
– Я считаю, что талант, данный нам свыше, надо развивать, но это требует большого труда, многих усилий. Только тот, кто идет к намеченной цели, невзирая ни на какие трудности, достигнет желаемого результата. Прихожу к выводу, что настоящими художниками становятся те, кто целеустремленно развивает свое творческое начало, которое дано им от Бога.
Сейчас у меня много учеников: все дети талантливы, однако я точно знаю, что не все из них станут художниками. Но я уверена в том, что они вырастут всесторонне развитыми личностями, которые никогда не пойдут на подлость. Умение понимать и создавать необыкновенную красоту, которое они получают в искусстве, у них останется пожизненно. Достаточно привести в пример моих однокурсников – далеко не все стали художниками.
В Союзе художников Казахстана нет случайных людей. Все они большие труженики и профессионалы своего дела. Художнику нужно быть в гармонии с собой, не бросать кисти даже когда не получается. 
– Первые ваши работы, которыми вы остались довольны?
– Мне нравятся почти все мои картины, даже незаконченные этюды. Сейчас смотрю на свои ранние произведения и вижу, что многое можно переделать. Но они хороши на тот промежуток времени, в котором они написаны. И все-таки, это картина «Материнство», написанная в качестве дипломной работы в годы студенчества. Более того, тема материнства проходит лейтмотивом через все мое творчество. Мои картины о любви, привязанности к родной земле, моему народу и искусству. 
Если взять 90-е годы, талисманом выставок того времени была картина «Нанайка», а в 2002 году – «Мир животных», которая была экспонирована  в Третьяковской галерее, в 2003 году – серия натюрмортов «Дастархан» – вот все произведения, которые мне хотелось бы отметить из раннего творчества.
– Скажите, почему вы решили связать свою жизнь с профессией художника?
– Моя душа поет, когда я пишу. Мне моя работа по душе, по сердцу, я вижу хороший результат на холсте. Я слышу хорошие отзывы от зрителей, а это, в свою очередь, меня вдохновляет и стимулирует к созданию новых картин. 
Быть художником – моя судьба и предназначение. У моих родителей пятеро детей, и все мы рисуем. В детстве меня окружала красота, созданная руками моей матери: это – войлочные ковры, сырмак, тускийз, текемет. Мама нас вырастила с любовью к искусству и подарила ребятам умение рисовать, а папа наделил волевым характером и стремлением созидать. По этой причине, наверное, мои брат и сестренки стали архитекторами, только старший брат – военный, но, несмотря на это, и он великолепно рисует, а я выбрала свою стезю художника.
– Чем живут художники, как общаются? В какой творческой среде вы вращаетесь?
– С приобретением независимости нашей республики, художники-казахстанцы часто выезжают за рубеж на международные выставки. Также ежегодно организовываются республиканские и международные выставки на различные темы с участием молодых талантов и корифеев изобразительного искусства. Именно эти выставки являются прекрасной школой для творческого созидания и школой для определения молодых талантов. К примеру, в 2010 году при Союзе художников Астаны открыто молодежное объединение, инициатором которого являюсь я. 
– Помимо активного творчества, вы растите свою дочь, как вам все это удается? Расскажите о себе.
– Я счастлива в том, что состоялась как женщина. У меня есть дочь – Наира. С ней у меня духовное родство, мы хорошо чувствуем и понимаем друг друга. А теперь, когда дочь стала мамой, мне хочется, чтобы и она со своими детьми нашла взаимопонимание и близость. Мои родные всячески меня поддерживают. 
На сегодняшний день, я – достаточно активный человек, самостоятельный в принятии решений, и знаю, чего хочу добиться в этой жизни, умею ставить перед собой цели, последовательно их достигать и при этом, не переходя границы дозволенного, знаю, что живу в мире реальных явлений. Ко всему этому я пришла через многие трудности и испытания, боль и переживания.
– Расскажите пожалуйста о процессе создания ваших картин.
– Я иду в свою мастерскую, беру мольберт, ставлю новый белый холст и готовлю палитру, размещая все цвета красок. Буйство красок манит меня. Белый холст окрыляет и торопит отобразить все мои мысли и эмоции. Я, наслаждаясь, всей душой ухожу в творческий полет. И видя достигнутый результат, обретаю душевное равновесие. 
– Вы получили прекрасное художественное образование, как оно помогает вам в творчестве и жизни?
– Я закончила Алматинское художественное училище. Училась мастерству у великих художников Казахстана, таких как: Абильхан Кастеев, Канафия Тельжанов, Айша Галымбаева, Гульфайруз Исмаилова и других, видя их работы-оригиналы в музее А. Кастеева, который стал моим излюбленным местом. Я прошла прекрасную школу живописи, перенимая опыт у мэтров.
– Существует мнение, что женская логика и мужская отличаются. Это сказывается на ваших картинах?
– Однозначно – да. Разница между художником-мужчиной и художником-женщиной как небо и земля. Психология мужчины быстрее освобождается от притязаний повседневности, и, отрешаясь от всего, мужчина спокойно пишет свою картину. С женщиной происходит все иначе. Необходимо привести в порядок свою мастерскую, квартиру, приготовить обед, быть уверенной, что у близких все хорошо, что с детьми все в порядке. Грунтуешь холст и следишь за молоком, чтобы оно не убежало. (Смеется). Настроиться на творческий лад женщине-художнику гораздо сложнее, мы тоньше воспринимаем окружающую энергетику, поэтому творческая нирвана у нас тоньше. Творчество достается женщине огромными усилиями, и ценность его определяется очень многими составляющими. Приходится многим жертвовать во имя любимого дела – настоящего большого искусства. 
– Каких современных мировых художников вы выделяете?
– В детстве – это Михаил Врубель, из студенческих времен я училась на работах Айши Галимбаевой и Гульфайруз Исмаиловой. Сейчас восторгаюсь работами Николая Фешина.
– Как бы вы, в общих чертах, охарактеризовали свои картины? О чем они?
– Я пишу портреты, пейзажи и натюрморты. Главные темы моего творчества – обычаи, традиции, повседневная жизнь родных мне людей, которую я передаю в особой романтической трактовке и национальном стиле. С огромной любовью пишу о национальных традициях и обычаях, таких как: бесик салу, тусау кесер, беташар, кыз узату и др. Я их с особой гордостью беру на зарубежные выставки, с любовью рассказывая об истоках и культуре нашего народа.
– Расскажите о своих выставках.
– В моей коллекции на сегодняшний день более 150 картин и ряд новых незаконченных произведений, над которыми я работаю в своей мастерской. Когда много работаешь, то с удовольствием ждешь новых выставок, новых посетителей, оценок своего творчества, и все это – прекрасное и позитивное, то, что дает стимул к новым неизведанным темам и неожиданным заказам. Мои персональные выставки проходят в Национальной библиотеке РК и ЦК «Казахстан».
– Представляете ли вы свои работы за рубежом?
– Мои картины сейчас находятся в фондах Президентского центра культуры РК, Музея современного искусства г. Астаны, а также в частных коллекциях Германии, Англии, Турции, Китая, Италии, Польши и Югославии. Когда ты находишься далеко от Родины, ты особенно чувствуешь связь с родной землей, с просторами Сарыарки, с особенным волнением рассказываешь о них и ждешь соучастия, взаимопонимания и поддержки.
Каждая выставка требует много времени, труда. Всякий раз сильно волнуюсь и переживаю, для меня это словно экзамен. Мне хочется достойно выставиться, не повторяя ошибки прошлых произведений. И я всегда много работаю, нет предела совершенству. 
В 2002 году на Международном фестивале ЮНИСЕФ «UnitedBuddyBears» я была представителем РК и Астаны в Берлине. А на данный момент я работаю в новом Дворце школьников, обучаю детей академическому художественному образованию. Мне нравится работать с детьми. С удовольствием наблюдаю, как они создают свои маленькие шедевры!
В 2010 году я была представителем Казахстана на Международном фестивале тюркоязычных стран «Тюрксой», в честь десятого юбилея которого была организована выставка на Кипре.
– Как вы относитесь к критике?
– Я прислушиваюсь к критике, но воспринимаю ее болезненно. Считаю, что она не всегда бывает уместной. И здесь необходимо отметить нехватку профессиональных искусствоведов на нашем поприще.
– Вы достигли определенного положения в жизни. Какими принципами руководствуетесь при принятии решений?
– Интуиция и разум. Прежде всего, прислушиваюсь к своему сердцу, а потом включаю разум и свою природную интуицию. Для меня самое главное – семья и творчество, близкие мне люди.
– Ваши планы на будущее?
– У меня есть мечта, я хочу открыть свою частную галерею. На начальном этапе галереи я сделаю выставку своих картин. И в качестве директора хочу пригласить свою дочь Наиру. Ей нравится этим заниматься, ей это больше по душе, думаю, у нее это получится. Она знает почти всех профессиональных художников в Астане, знакома с их творчеством. Хочу, чтобы как можно больше людей увидели мои картины, и зритель мог оценить их по достоинству. Нравится мне помогать и другим художникам, потому что все сложности по признанию, достижению к своей цели испытала на себе. Знаю, как радуются художники, когда покупают его картины, приглашают на международные симпозиумы, как окрыляет признательность людей за свой труд, за искреннее понимание творчества.
– Ваши пожелания нашим читателям?
– Я от всей души хочу поблагодарить журнал «Мысль» за предоставленную возможность обратиться к читателям. Если Вы открыли журнал и прочли эту статью, значит, вы неравнодушный человек. Я вам желаю в дальнейшем проявлять интерес к миру искусствав, откуда всегда можно черпать силы для духовного обогащения и истинной радости к жизни, к взаимопониманию и ко всему прекрасному.

P. S. Для того чтобы достойно подготовиться к предстоящей беседе с художницей с большим именем, которую знают не только в Казахстане, я «зашел» в Интернет и не мог «оттуда выйти», так как заблудился в огромных потоках информации, начиная с первого дня жизни Гульмиры.
Было очень легко общаться с нею, потому что на все интересующие меня вопросы, героиня сегодняшней беседы с вами отвечала с удовольствием, свободно, непринужденно, тонко подшучивая, улавливая мысль самого вопроса, легко переходила к ответу.
Философия мыслей, отношение к жизни, ранимость и непоколебимость, грусть и великое очарование, свет наполненной радости – все можно встретить в картинах нашего персонажа.
Если неким градусником измерить ее творческие и человеческие параметры, градусник бы зашкаливал. Она искренна, свободна и просто-таки нечеловечески обаятельна. Молода душой. Достигла всего: славы среди художественной братии (в 25 лет Гульмира становится членом Союза художников Казахстана).
Она четно излагает свои мысли, великолепно пишет картины – это еще раз доказывает великую мудрость ее души. И тридцать минут общения с нею дали понять многое.
Гульмира Тельгозиева относится к художникам молодого поколения, чей талант ярко раскрылся в самом начале девяностых годов (после окончания Алматинского художественного училища в 1990 г.). Глубокое интуитивное чувство понимания сущности искусства помогло ей найти свой путь художника. Благодаря необыкновенному трудолюбию, окрепли ее мастерство живописца, умение профессионально грамотно воплотить в пластической форме свои мысли и чувства. 
Впервые наиболее полно эти качества молодой художницы проявились в произведениях, показанных на персональной выставке в 2001 году. Свое творческое дарование Гульмира реализует в таких, излюбленных жанрах, как пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и портрет. 
К своему таланту мэтр художества относится скептически, говоря, что талант не может быть только от Аллаха, есть вторая сторона, это – трудолюбие. Талант, нарабатываемый опытом и большим трудом – это совершенно разные вещи. «И если ты, хоть немного улыбаешься – уже счастье», – делится своим мнением очаровательная Гульмира.
Настоящее произведение искусства всегда глубоко индивидуально. Наша героиня, как Космос, вмещает в себя и свое творчество все: от эмоций до подсознания. 
Невозможно не восхвалять ностальгию. Соцветие небесной радуги и теплота атмосферы картин Гульмиры сливается воедино. Поэтому ей удается писать удивительные портреты, шедевры искусства. Творчество Гульмиры Тельгозиевой пронизано материнством, женственностью и, конечно, любовью. В лабиринтах небольшого интерьера Национальной библиотеки для вас откроется еще одна грань изобразительного искусства – цветопластика. И даже если вы не являетесь любителем живописи, вы прочувствуете, как много может вместить в себя человек – любовь и сострадание, внимательность и сомнение, превосходство и почитание на небольшом отрезе холста. Свет, стиль и колористика – только простые инструменты, с помощью которых Г. Тельгозиева помогает вам понять, каков он, мир художника. 
А напоследок хочется сказать, что не хлебом единым мы живы, и что творчество великих людей выше других ценностей. Помнить, знать творческую интеллигенцию – наш долг.

1139 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми