• Культура
  • 21 Сентября, 2013

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ

Золотая пора… Начало учебного года в школах и вузах. Сентябрь своей щедростью одарил нас не только богатым урожаем, но и талантливыми людьми, некоторые из них представлены в нашей традиционной рубрике.

 

В этом году исполнилось 650 лет Отейбойдаку Тлеукабылулы (1388–1478), известному казахскому ученому, целителю, автору солидного лечебно-этнографического произведения «Врачебное повествование.
Был широко известным общественным деятелем, принимал участие в решении вопросов, связанных с судьбой народа. Данные о его жизни, дата рождения и смерти взяты из его книги «Врачебное повествование», где он сообщает, что начал ее писать в возрасте 70 лет по просьбе хана Жанибека, а закончил – в возрасте 85 лет в 1473 году, когда хан умер. Сам же он прожил 90 лет. Врачебные, целительские качества передались ему от предков. Поднял медицину своего времени на высокий уровень. На этом поприще он, как и аль-Фараби, пренебрег славой, богатством, всем, что свойственно простым смертным, и всю свою жизнь посвятил изучению тайны целительства. Книга «Врачебное повествование», пройдя через испытания временем, сохранилась до наших дней, благодаря его потомкам, хотя до нас дошла только ее четвертая часть, остальная же часть была сожжена хунвейбинами во время культурной революции в Китае. Эта книга дает достаточно много сведений о традиционной народной казахской медицине. То, что Отейбойдак, используя различные соединения и смеси свыше 1000 видов лекарств, предлагает свыше 4000 рецептов, убеждает нас в том, что он был опытным целителем и выдающимся ученым. Об особой историко-этнографической значимости данного труда говорит то, что в книге упоминаются лечебные свойства 728 видов лекарств растительного, 318 видов лекарств животного происхождения, 318 видов лекарств, полученных из металлов и металлоидов, а также упоминание около 500 анатомических терминов. В 1996 году этот бесценный труд, свидетельство глубины и богатства казахского языка, был издан в Алматы. Его имя носит одна из улиц Алматы. Отейбойдак Тлеукабылулы был прозорливым мыслителем и патриотом, хорошо знающим жизнь, обычаи, миропонимание, духовную культуру своего народа.
В этом году исполнилось 90 лет Бикен Римовой (1923–2000), талантливой актрисе казахского кино и театра, Народной артистке Казахской ССР, Лауреату Государственной премии.
Родилась в Каратальском районе Талды-Курганской области. С детства познала тяжесть полуголодной жизни, и вместе с матерью, скитаясь в поисках лучшей жизни, оказалась в Киргизии. Затем была учеба в Бурлитобинской средней школе. Став призером районных конкурсов, в 1938 участвовала в Алматинском республиканском конкурсе искусств. Закончила театрально-художественное училище. Актриса всю жизнь работала в одном театре – Академическом театре драмы, которому позже было присвоено имя Мухтара Ауэзова, он был ей родным домом. Здесь она создала образы многих женщин: Енлик, Маржан (М. Ауэзов «Енлік-Кебек», «Каракөз»), Жер-ана (Ч. Айтматов «Ана-Жер-ана»), Жанат (Г. Мустафин «Миллионер»), Элиза (Мольер «Скупой»), Пошлепкина (Н. Гоголь «Ревизор») и многие другие. Особо можно выделить образ Зере в драме «Абай». Не так просто раскрыть на сцене образ матери такого властного человека, как Кунанбай, образ бабушки будущего великого поэта Абая. Образ Жер-ана, Матери-земли, в исполнении Бикен предстает сильной личностью. Ей удалось показать не только глубокую скорбь, но и непреклонную волю и энергию. Бикен долго искала образ Корлан, возлюбленной Естая. Актриса ее воплотила на сцене, когда ей самой было уже 70 лет, но она все еще была прекрасной форме. Этот образ – ее лебединая песня, прощание со сценой театра, которому Бикен посвятила всю свою жизнь. Актриса сыграла много ролей в кино: «Ангел в тюбетейке», «Девушка джигит», «Меня зовут Кожа», «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» и др. Снималась в телесериале «Перекресток». 
Также писала статьи об артистах, ее современниках, и воспоминания, посвященные мужу, видному драматургу Ш. Хусаинову. В своих книгах актриса делится своими мыслями о сцене. У нее проявились и драматургические способности. Ее пьесы были поставлены на сцене театра. Награждена Орденами «Знак почета», «Парасат» и многочисленными грамотами. Не стало ее 6 января 2000 года. В том же году ее имя присвоено Талдыкорганскому драматическому театру.
4 сентября исполнилось 100 лет Кендзо Танге (1913–2005), японскому архитектору.
Родился в городе Имабари (префектура Эхимэ на острове Сикоку). Школьные годы его прошли в Хиросиме. На архитектурный факультет Токийского университета он поступил в 1935 году, а через 3 года, по его окончании, стал работать в ателье архитектора Кунио Маэкава. Деятельность его началась в тяжелое для японского народа время. Из-за отсутствия работы был вынужден в 1941 году перейти в аспирантуру Токийского университета. В первые послевоенные годы он создал несколько градостроительных проектов, самым крупным среди которых был генплан Хиросимы, разработанный вместе с Асада, Отани и Исикава в 1947 году. Работа над генеральным планом Хиросимы стала для него подготовительным этапом к проектированию Мемориального ансамбля мира в этом городе (1949–1956), который стал суровым напоминанием об уязвимости человеческих ценностей. Это было его первым произведением, вносившим нечто новое в развитие современной архитектуры. Танге становится одним из наиболее известных и влиятельных архитекторов современности. В 1953 году было завершено строительство детской библиотеки в Хиросиме. Важным этапом в развитии архитектуры был созданный им Зал собраний в городе Сидзуока (1956–1957), используемый сейчас как крытый стадион. Здание ратуши в Курасики (1958–1960) – мощный монолит, высящееся среди пыльной площади уютного старинного городка, стало завершающим аккордом его творчества в 1950-е годы. Большим эссе в книге «Кацура. Традиции и творчество в японской архитектуре» (1960) он как бы подводит итог своим размышлениям о двойственности японской традиции. К подобному типу эссе относится и книга о святилище в Исе, опубликованная двумя годами позже. Вершиной творческой карьеры Танге стал комплекс спортивных сооружений, построенный к Олимпийским играм в Токио в 1964 году. В 1963–1964 годах по его проекту был построен собор Св. Марии в Токио. В 1960-е годы он много проектирует, строит, пишет, размышляет. Во всех поисках неизменно остается большим художником. Скончался Танге 22 марта 2005 года
7 сентября 1923 года была создана Международная организация уголовной полиции – Интерпол. 
В Вене на Международном конгрессе криминальной полиции, созванном по инициативе шефа австрийской и венской полиции Иоганна Шобера, была учреждена Международная комиссия криминальной полиции со штаб-квартирой в Вене. Она была создана для борьбы с международными преступниками. Именно 7 сентября 1923 года считается датой создания Интерпола, хотя официально это название он получил в 1946 году. Первым его президентом стал Иоганн Шобер. В 1930-х годах создаются специализированные отделы по борьбе с подделкой валюты, с мировой базой данных по преступникам. В 1935 году организация начала международное радиовещание. С 1938 года ее возглавлял австриец Отто Штейнхаль, затем его сменил Рейнхард Гейдрих, второе после Гиммлера лицо в немецкой полицейской иерархии. А в 1942 году ее главой стал Эрнст Кальтенбруннер. Но из-за того, что к руководству пришли нацисты, большинство стран перестали участвовать в Интерполе. В 1946 году Бельгия взялась за возрождение организации. Новая штаб-квартира обосновалась в Париже. Прошли демократические выборы нового президента и Исполнительного Комитета. В 1997 году ООН и Интерпол подписали соглашение о сотрудничестве, а в 2005 году был принят первый совместный документ, посвященный «Аль Кайеде» и «Талибану». Советский Союз стал членом Интерпола в 1990 году. Сегодня Интерпол – международная межправительственная организация уголовной полиции – действует на основании Устава, принятого в 1956 году. Членами Интерпола являются свыше 180 государств. Задачи Интерпола – координация деятельности правоохранительных органов стран-членов организации в борьбе с преступностью несовершеннолетних, контрабандой и немедицинским потреблением наркотиков, фальшивомонетчиками, подделкой ценных бумаг, бандитизмом и терроризмом. Интерпол налаживает связи по борьбе с преступностью даже между теми странами, между которыми отсутствуют дипломатические отношения. Конституция Интерпола строго запрещает организации вмешиваться в политические, военные, религиозные или расовые споры суверенных государств.
8 сентября исполнилось 90 лет Расулу Гамзатову (1923–2003), известному аварскому поэту, писателю, публицисту, переводчику.
Родился в селе Цада Хунзанского района. Отец был первым его учителем и наставником в поэтическом искусстве. Будущему поэту пришлось поработать и школьным учителем, и журналистом, и депутатом. С 1945 по 1950 годы учился в Литературном институте им. Горького в Москве. Писать стихи начал в 1932 г., печататься – в 1937 г. Его первая книга на аварском языке вышла в 1943 г. Он также переводил на аварский язык классическую и современную русскую литературу: Пушкина и Лермонтова, Владимира и Есенина. Его многие стихи стали песнями – «Журавли», «Исчезли солнечные дни». Расул Гамзатов тесно работал со многими композиторами, среди которых Д. Кабалевский, Я. Френкель, Р. Паулс, Ю. Антонов, А. Пахмутова. Его песни исполняли Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, София Ротару, Вахтанг Кикабидзе. Поэтические вечера Расула Гамзатова с успехом проходили в разные годы в махачкалинских и московских театрах и концертных залах. Изданы десятки его поэтических, прозаических и публицистических книг на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа, а также всего мира. Гамзатов являлся членом редколлегии таких журналов, как «Новый Мир», «Дружба народов», газет «Литературная газета», «Литературная Россия». С 1951 года он возглавлял писательскую организацию Дагестана. Скончался 3 ноября 2003 года в Москве на 81 году жизни.
12 сентября 1933 года родилась Татьяна Доронина, советская и российская актриса театра и кино, режиссер, Народная артистка СССР.
Родилась в Ленинграде. Любовь к театру у Тани проявилась еще в школе – она принимала активное участие в самодеятельности. А творческая биография актрисы началась в Школе-студии МХАТ, где во время учебы, она уже выделялась своим талантом. Первым театром, где Доронина смогла проявить свои способности, стал Ленинградский театр им. Ленинского комсомола. Богатство души, право на выбор, на возможность быть сложным, неидеальным, живым человеком – таковы были героини Дорониной, в них жила стихия эмоциональности и романтизма. А затем была работа в Большом драматическом театре им. Горького, которым руководил режиссер Г. Товстоногов. Татьяна органичным образом влилась в ансамбль театра, где были сыграны самые значительные ее роли. Именно здесь особенно полно раскрылась творческая индивидуальность актрисы, и начался «золотой век» Дорониной. Она работала во МХАТе, театре им. Маяковского и других столичных театрах, сыграв серию великолепных ролей, давших жизнь целому ряду спектаклей. В кино Татьяна Доронина дебютировала еще в 1955 году в мелодраме М. Калатозова «Первый эшелон». Она снималась мало, однако почти все ее роли в кино были удачными. На экране Татьяна создает образы современных женщин, обладающих сильной и широкой натурой, отличающихся яркостью чувств и эмоциональной наполненностью. Фильмы «Старшая сестра» и «Три тополя на Плющихе» вошли в золотой фонд отечественного кино, а Доронина несколько лет подряд называлась лучшей актрисой страны. С 1987 года начался новый этап в жизни и творчестве актрисы – она стала художественным руководителем МХАТа им. Горького. Возглавив театр, Татьяна Васильевна сделала ставку на классику, традиции русского театрального искусства, осуществила постановки спектаклей Горького, Чехова, Булгакова, Островского, Достоевского и др. Сегодня Татьяна Васильевна живет и работает в Москве. По словам самой Дорониной: «Самое важное, чтобы зритель не просто приходил в театр, но и с чем-то уходил. С чем-то, что бы помогало ему жить». 
15 сентября родился Михаил Танич (1923–2008), советский и российский поэт-песенник.
Родился в Таганроге. Аттестат зрелости получил 22 июня 1941 года. Далее – война, фронт, госпитали, ордена, Берлин, встреча на Эльбе. А потом за студентом архитектурного факультета однажды ночью приехали... и увезли в тайгу на лесоповал сроком на шесть лет. По статье 58 пункт 10 (антисоветская агитация) пришлось просидеть до самой смерти Сталина и возвратиться со справкой, запрещавшей жить в 39 городах страны. В 1940 году на Гидрострое повстречалась Михаилу Таничу его судьба – девочка Лида, ставшая женой и музой поэта. Появились первые стихотворения, первые публикации в московских изданиях, книга «Возвращение», а уже в Москве – песни. Первый сборник стихов вышел в 1959 году. В 1960-х годах песня «Текстильный городок» принесла композитору успех и известность. Дальше было много песен, книг, стихов... Всего несколько названий: «Любовь-кольцо», «Что тебе сказать про Сахалин», «Черный кот», «Черное и белое», «Возьми меня с собой», «Не забывай», «На дальней станции сойду», «Проводы любви», «Комарово», «Узелки», «Погода в доме», «Лимита», «Лесоповал»... В 1992 году основал группу «Лесоповал», и за время существования коллектива написал слова более, чем к 100 композициям. Он работал почти со всеми известными советскими композиторами и ведущими артистами эстрады, театра и кино. Композиторы-соавторы – Я. Френкель, В. Шаинский, А. Островский, О. Фельцман, Ю. Саульский, В. Соловьев-Седой, Н. Богословский, И. Николаев, Р. Горобец. Солисты – К. Шульженко, А. Пугачева, И. Кобзон, М. Магомаев, Э. Пьеха, Э. Хиль, В. Леонтьев, Л. Долина и другие. Михаил Танич – автор 15 книг, включая и песенные, лауреат различных конкурсов, фестивалей и музыкальных премий. К военным наградам Танича – Орденам Красной Звезды, Славы III степени, Отечественной войны I степени и 15 медалям, добавился Орден «Почета», которым поэт и писатель был награжден в 1998 году. 17 апреля 2008 года Михаил Исаевич Танич скончался в Москве, где и был похоронен на Ваганьковском кладбище.
28 сентября родился Микеланджело да Караваджо (1573–1610), итальянский живописец, один из крупнейших мастеров барокко.
Основоположник реалистического направления в европейской живописи XVII века родился в Ломбардии. Искусству рисования он обучался в Милане в 1584–1588 годах у С. Петерцано. В начале 1590-х годов Караваджо переехал в Рим, а начиная с 1606 года, много путешествовал по Италии, жил и работал в Неаполе, на острове Мальта и в Сицилии. В своем творчестве он всегда был оригинален, его нельзя отнести ни к одной из художественных школ. По натуре художник был бунтарем, и это как нельзя ярче выразилось в его раннем творчестве, бросавшем вызов идеалам эпохи. Идеальным образам он противопоставил простого юношу из толпы, наделенного грубой чувственной красотой. Его молодые и жизнерадостные герои похожи на античного бога Вакха, который и сам нередко становится темой картин. Эти персонажи очень натуральны и вплотную придвинуты к зрителю. Они почти осязаемы. В этот период Караваджо рисует жизнь лишенную всякой поэтизации, его сюжеты натуралистичны. Позже его стиль смягчится, станет более символичным и глубоким, не утратив при этом реалистичности. Главными темами его картин становятся библейские сюжеты. Мастер успел найти тонкую грань между драматизмом и натуралистическими деталями. Его святые и апостолы становятся похожи на людей из плоти и крови, не утрачивая при этом своей божественной просветленности. В конце жизни художник обращается к теме одиночества человека в огромном враждебном ему мире, столь свойственной искусству барокко в целом. Он рисует группы людей, объединенных родственными связями и теплыми отношениями друг к другу. Видимо, сказалась усталость автора от постоянного одиночества, скитаний и непонимания окружающих. Его стиль вызывал восхищение и оказал существенное влияние на развитие западноевропейского изобразительного искусства. Среди его ценителей и подражателей были Рубенс, Веласкес и Рембрандт. Умер Караваджо18 июля 1610 года в Тоскани.

Ляйля БУЛАНБАЕВА

1027 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми