• Культура
  • 24 Июля, 2013

ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КОЖАБЕРГЕН ЖЫРАУ

Жумабек АХМЕТОВ,

доктор военных наук, профессор,

начальник Военного института

Внутренних войск МВД, полковник

Есть несколько весомых причин обратиться к долгой и насыщенной жизни, богатому творческому наследию великого сына казахского народа Кожабергена.

Первая. Многообразие, многогранность таланта самого Кожабергена. Настоящая статья больше относится к жанру эссе, в котором предпринимается попытка научно осмыслить и изложить семь аспектов его деятельной натуры: батыра, полководца главнокомандующего (ордабасы), дипломата и законотворца, жырау (поэта, певца, композитора, сказителя), историка, педагога и филолога.

 

Вторая. Несправедливость оценки роли и места в истории казахского народа личности Кожабергена как одной из колоритных фигур государственного масштаба своего времени. До настоящего времени не получило адекватного освещения его творческое наследие, сведенное к узкому пониманию его как жырау и сыншы.

 

Третья. Недостаточное освещение деятельности Кожабергена на казахском языке и крайняя скудность материалов на русском языке. Поистине усилия, прикладываемые такими исследователями, общественными деятелями и учеными, как С. Жумабаев, К. Бигожин, Г. Кадирали, А. Кузембайулы, Т. Какишев, К. Муканов, К. Омаров, Ш. Смагулов, К. Салыков, А. Тасбулатов, Б. Тургараев, О. Кали1, 2 и др., по возвращению имени Дауылпаз баба – Великого пращура Кожабергена сродни, как говорят в казахском народе, «рытью колодца иголкой».

 

Четвертая. Восприятие темы возвращения из небытия имени Кожабергена, восстановления исторической справедливости по отношению к его заслугам перед казахским народом, как завет последующим поколениям ученых и исследователей, который оставили столпы казахской науки – академики Манаш Козыбаев и Салык Зиманов.

 

«Кожаберген – это целое явление, он один из символов, одна из крупных личностей и ярких предводителей, возглавивших борьбу казахского народа за свободу и независимость. Поэтому возвращая его имя народу, возрождая и по достоинству оценивая его жизнь-подвиг, мы отдаем дань глубокого уважения, народной любви и благодарности великому патриоту», – сказал в своем выступлении на конференции «История борьбы за независимость в Северном Казахстане» академик Салык Зиманов.

 

Пятая. Личное отношение как военного ученого к полководческому таланту Кожабергена, и к другим не менее славным его дарованиям и свершениям. Высказывание «талантливый человек талантлив во всем» не в полной мере раскрывает сущность его деятельной натуры. Выражаясь терминологией Льва Николаевича Гумилева, можно назвать Кожабергена пассионарием своего времени. Пассионарность – это неудовлетворенность разных степеней. Пассионарии лишают своих соплеменников покоя. Без них не может существовать ни один этнос, ибо они его основа. Без них этнос беззащитен. Их импульс страстей равен инстинкту самосохранения3, и это очень справедливо, особенно в годину скитаний, и джунгарских войн, когда звучал голос Кожабергена как ордабасы – главнокомандующего казахского войска и как жырау – поэта, певца, сказителя.

 

Как отмечал академик Манаш Козыбаев, «в мировой истории мало кого можем привести в примеры, кто одновременно отлично владел оружием и в то же время занимался творческой деятельностью. Это были лорд Байрон, Шандор Петефи. За Кожабергеном последовала плеяда жырау таких, как Үмбетей, Ақтамберді, Тәттіқара, Махамбет и Сегіз сері, они были достойными продолжателями его творческого пути»4.

 

Родился Кожаберген в 1663 году в местности Гүлтөбе («Цветочный холм») недалеко от села Благовещенка Жамбылского района Северо-Казахстанской области. Его отец Толыбай сыншы Дәуленұлы был знаменитым батыром, полководцем, командовавшим войсками всего среднего жуза, ясновидцем, предсказывающим события, а также справедливым бием и красноречивым оратором (шешен). Этими качествами он был известен не только казахам, но и народам соседских стран.

 

На развитие многочисленных граней таланта Кожабергена большое влияние оказали природные задатки и качества как отца, так и матери, Ақбілек (дочери Айдабол бия из рода Сүйіндік племени Арғын).

 

Кожабергена с малых лет отец отдает на воспитание и обучение своему дяде, знаменитому батыру Жалаңтөс Сейітқұлұлы из рода Төртқара племени Әлімұлы Младшего жуза. Кожаберген учится в духовном медресе Бухары, Самарканда и Ургенча и получает довольно приличные знания по арабскому, персидскому языкам, по мусульманской религии, а также по восточной литературе. С 13-летнего возраста начинает сочинять свои стихи. Однако несмотря на то, что окончив медресе, получил звание имама, он не стал ни муллой, ни ишаном, ни имамом или Ходжой – его жизнь получила другую многогранную траекторию.

 

Батыр, полководец, главнокомандующий. После смерти родителей Кожаберген остается на попечении старшого брата Карабас батыра, который обучает Кожабергена военному искусству. Кожаберген быстро овладевает им и уже с 17 лет участвует в военных походах и сражениях, становится батыром, способным полководцем, а впоследствии и главнокомандующим (ордабасы).

 

В июне 1688 года в предместье г. Туркестана руководители казахских родов во главе с Тәуке ханом избрали 25-летнего Кожабергена Ордабасы, главнокомандующим всеми войсками хана, и подняли на белой кошме. С благословения (бата) Анет би из племени Арғын Среднего жуза Кожаберген, стоя с Кораном в руках, поцеловал саблю и при всем народе дал клятву.

 

Стать полководцем, военачальником у казахов в степи было непросто. Надо было стать батыром. И еще, батыры должны признать в качестве военного вождя человека, подготовленного для этого опытом всей предыдущей военной деятельности.

 

Кожаберген прошел все этапы непростой процедуры военной, кочевой демократии избрания и становления, прежде чем стать крупным военачальником. Благодаря незаурядным качествам батыра, таланту полководца и дальновидности он становится главнокомандующим и в течение последующих 22-х лет (1688–1710) непрерывно возглавляет объединенные войска казахов, кыргызов, каракалпаков, ногаев, барабинских татар против джунгарских захватчиков, о чем сложены дастаны (поэмы) и стихи. Сам он пишет так:

 

 

 

Жасымнан ғаскер еттім, сардар болып,

 

Сырт жаудан ел қорғадым, жасап жорық.

 

Салдық пен қолбасылық арақасында,

 

Қазақтың жер жағдайын білдім толық.

 

Боевые подвиги под умелым руководством ордабасы (главнокомандующего) Кожабергена в сражениях с джунгарами за независимость казахской земли прославили его и весь казахский народ.

 

Так, ученик Кожабергена знаменитый Бұхар жырау Қалқаманұлы посвятил своему наставнику дастан «Ұстазым» («Мой наставник»), в котором перечисляет мирные и ратные подвиги своего учителя, говорит о его высоком авторитете среди казахского народа и всех других народов, о том, что он был батыром, мудрым ордабасы, талантливо руководил войсками в сражениях против джунгаров, о чем свидетельствуют следующие строки его произведения:

 

Қиын-қыстау кезеңде,

 

Намысын қозғап өлеңмен.

 

Батыр-ақын ұстазым,

 

Қалың қолға дем берген.

 

В прозведении он рассказывает и описывает черты характера Кожабергена в сражениях как батыра:

 

Екі жүз жауды майданда,

 

Бір кісідей көрмеген.

 

Жолбарыс түстес шұбармен,

 

Дұшпанды қуып ерлеген.

 

Перед его воинственным взглядом и грозным видом противник впадал в панику, либо убегал.

 

Айбарынан жау қашқан,

 

Есінен қалмақ адасқан.

 

Ұрандап жауға тигенде,

 

Жарқылдап қолда алдаспан.

 

Бұхар жырау горд тем, что в свое время получил благословение (бата) от такого выдающегося человека. О подвигах Кожаберген батыра писал в своем дастане «Ордабасы – ұстазым» его младший ученик акын Жанақ Төлекұлы (1743–1821).

 

Устав от долгого беспрерывного (22 года) напряженного ратного труда в 1710 году 47-летний ордабасы Кожаберген обратился к Тәуке хану с просьбой об отставке, благословив и предложив вместо себя Бөгенбая Ақшаұлы (1683–1775). Хан дал согласие и в 1710 году в Каракумах состоялся съезд знати всех трех жузов, на котором предводителем всеказахского ополчения был избран батыр Среднего жуза Бөгенбай Ақшаұлы из рода Қанжығалы.

 

Об этом благородном поступке Кожаберген батыра его ученик Бұхар жырау написал стихотворение «Ғадыл ер» («Справедливый батыр»). В нем Бұхар жырау говорит о том, что у Кожабергена были и братья и сыновья, прославленные в боях с врагами и достойные занять его место, однако он принял справедливое решение, предложив на свое место не их, а своего отважного сардара Бөгенбая. Отметим, что Бөгенбай батыр оправдал доверие наставника в борьбе с джунгарами за независимость казахского государства, став впоследствии одним из выдающихся полководцев Абылай хана.

 

Дипломат и законотворец. Кожаберген занимался дипломатической работой у Тәуке хана пять лет (1683–1688). 17-летний Кожаберген горячо поддержал реформы Тәуке хана (избран в 1680 году), направленные на укрепление государственного строя. Судьба распорядилась так, что приближенные хана Тәуке, стоявшего в то время у власти, заметили дарования юноши и поручили ему дипломатическую работу. Знание восточных языков пригодилось Кожабергену в его дальнейшей службе. Он предпринял ряд мер для повышения авторитета ханской власти, преодоления сепаратизма знати, консолидации народа. Он искал союза и мирных отношений с соседними странами. Вместе с тем, будучи образованнейшим человеком своего времени, глубоко изучив стратегию и тактику соседних государств открыто разоблачал подлую и опасную политику соседних империй по стравливанию малых народов друг с другом.

 

Он отлично владел арабским, персидским и шагатайским языками. Учитывая это, хан Тәуке часто поручал Кожабергену дипломатические миссии в среднеазиатские Кокандское, Бухарское, Хивинское ханства, а также к туркменам и в Персидское царство, о чем свидетельствуют строки дастана «Елім-ай». Об этом периоде Кожаберген писал:

 

Тіліне араб, парсы болдым жетік,

 

Оны да қолданбадым өнер етіп.

 

Көрші елге елшілікке ылғи барып,

 

Мен жүрдім қазағыма қызмет етіп.

 

Большое внимание Кожаберген как дипломат и политик уделял проблеме единства и сплочения трех казахских жузов. Как национальную идею провозглашал он единство народа как залог достижения победы над врагом. Главной причиной трагедии казахского народа Кожаберген считает отсутствие между жузами, улусами и султанами единогласия и общего взаимодействия.

 

Шынында Үш жүз халқы атасы бір,

 

Сол себеп болмау керек көңілде кір.

 

Қалмақты жеңем деген елде үміт бар,

 

Қолдаса жұртымызды аруақ пен пір.

 

При хане Тәуке был составлен свод норм обычного права «Жеті жарғы» («Семь установлений»), определивший основные принципы правопорядка и государственного устройства. В целях усиления ханской власти Тәуке стремился опираться на биев, составлявших значительный слой класса феодалов, ослабить роль султанов. В совете при хане главная роль стала принадлежать биям, которые привлекались к участию в съездах феодальной знати, где решались наиболее важные вопросы внутренней и внешнеполитической жизни ханства. Бии при Тәуке хане превратились в носителей всей полноты власти на местах.

 

Ежегодно осенью бии на 1-2 месяца собирались у ставки Тәуке хана «Ханабад» на холме «Күлтөбе» на левом берегу реки Ангрен в 40 верстах на юге от Ташкента. В памяти народа эти собрания сохранились в выражении «Күлтөбенің басында күнде кеңес» («На холме Культобе собрания происходят ежедневно»). Эти собрания носили законодательный и судебный характер. Законодательные изречения, названные «Жеті жарғы» передавались из уст в уста и дошли почти до наших дней. Смысл и содержание Свода государственно-правовых изложений «Жеті жарғы» отвечал интересам народа, потребностям степи, географическим особенностям, хозяйственному укладу, общественной жизни, менталитету казахов того времени.

 

Утвержденный в начале 80-х годов XVII века, этот национальный документ обычного казахского права действовал в казахском обществе до середины XIX века, а отдельные положения – до октябрьской революции.

 

В «Жеті жарғы», в условиях патриархально-феодальных отношений, в которых продолжало жить казахское общество, усиливалась роль отдельной личности, что способствовало прекращению межродовых распрей, обеспечению национальной безопасности, сохранению территориальной целостности. Введенный институт ежегодных сборов на совет – құрылтай, и обязательность его решений имели важнейшее значение. В этой связи, решения құрылтая ставились выше интересов отдельных родов и жузов. Это имело особый политический и бесспорно военный смысл в тех исторических условиях.

 

«Жеті жарғы» – это свод законов обычного права, состоящий из семи разделов, регулирующих отношения в казахском обществе. Он разрешал споры и обеспечивал законность, устанавливал ответственность за преступления, регулировал вопросы воспитания и семьи, межродовые споры, обеспечение национальной безопасности.5

 

Эта точка зрения основывается поэтическими выводами Қазанғапа Байболова, высказанными в дастане «История Толе би», где семь установлений сформулированы следующим образом:

 

Вот первый, решающий в нашей судьбе,

 

Закон о земле, что досталась тебе.

 

Пусть алчный сосед, вымогатель иль рать

 

Попробует землю твою отобрать!

 

Второй – о домашних семейных делах –

 

Исполнить его да поможет Аллах!

 

О третьем Законе пусть ведают те,

 

Кто вырос в бесчестии и барымте.

 

Вражду родовую, рыдания, стон,

 

Надежно потушит четвертый Закон.

 

Нас пятый Закон защитит от врагов,

 

Шестой и седьмой – право слабых и вдов!

 

В произведении Кожабергена встречаются строки, что по поручению Тәуке хана он лично участвовал вместе с Төле, Қазыбек и Әйтеке биями в работе по разработке и принятию «Жеті жарғы».

 

Писатель Н. Абуталиев приводит по этому случаю факты и говорит о том, что Кожаберген, по поручению хана Тәуке, написал «Жеті жарғы» на белую кожу. Свидетельством этому служат следующие строки:

 

«Мұқияттап хаттадым,

 

Әз Тәукеге қызмет қып,

 

Жаздым «Жеті жарғыны».

 

Салыстырып талдадым,

 

Бергі менен арғыны».

 

Жырау: поэт, певец, композитор, сказитель. Опираясь на сведения собирателей наследия Кожабергена жырау, опубликованные произведения и другие материалы, его творчество условно можно разделить на следующие жанры: толғау (раздумья), «ғасыр жас» («столетие»), «жастық» («молодость»), «кәрілік» («старость»); исторические песни-стихотворения: «Ата тек» («Родословная»), «Қызылжар» («Петропавловск»), «Қарасары»; песни: «Дүние» («Вселенная»), «Ақ сауыт»; дастаны (поэмы): «Баба тілі» («Язык предков»), «Елім-ай!» («О, Родина моя!»), «Ер Көкше», «Ер Жәнібек», «Қорқыт баба»; кюи: «Дабыл», «Елім-ай», «Бозайғыр», «Аңырақай» и др.

 

Кожаберген воспевал исторические события из жизни народа, а также отдельных выдающихся личностей своего времени. Большинство произведений жырау написаны на основе конкретных исторических событий.

 

Произведения Кожабергена насыщены большой любовью к Родине, истории, традициям казахского народа. В них он призывает воинов мужественно оберегать просторы великой степи. Благодаря таким произведениям, вселяющим в воинов колоссальный дух патриотизма, были достигнуты большинство побед в сражениях. И роль жырау в этом неоценима.

 

«Особенность личности и творчества Кожабергена в том, что он был одновременно одним из руководителей-организаторов и идеологов в борьбе казахов против джунгар-калмыков. Его пламенные стихи-воззвания сплачивали различные роды, поднимали народ на сопротивление захватчикам», – отмечает академик Салык Зиманов.

 

К сожалению, многие произведения поэта до нас не дошли. Но сама суть выражается в том, что, именно, строки, написанные Кожабергеном жырау помогли, придали импульс казахскому народу сохранить нацию.

 

Музыка и слова поэмы Кожабергена «Елім-ай», повествующей о трагических событиях джунгарского нашествия, настолько проникновенны, что невольно слезы наворачиваются на глаза.

 

Мен сонда қобыз алып, ойға баттым,

 

Аздан соң «Елім-ай» деп күйді тарттым.

 

Халайық көздеріне жас алғанда,

 

«Елім-ай» әнін шырқап, жырын айттым.

 

Кожаберген жырау хорошо описывает картину происходящего в казахской степи. От бесконечных нашествий джунгар значительно сократилась численность казахов (потери составилили более 40%), у людей угоняли скот, убивали мужчин, женщин. Но, несмотря на все беды, казахский народ помогал друг другу, делился, чем мог, проявлял заботу о слабых и инвалидах. Это и есть казахское гостеприимство, уважение и человечность. Об этом поэт рассказывает таким образом:

 

Қазаққа ұйымшылдық жарасып тұр,

 

Аштарға тұрғын елдер қарасып тұр.

 

Науқас пен кемтарларды қамқорына ап,

 

Жұртымның ғаріптерге жаны ашып тұр.

 

Традиция заботы о других берет начало с далеких тех времен и продолжается по сей день. Мы можем привести множество тому примеров из нашей истории. Во время депортации других наций и народностей в казахскую степь, народ Казахстана встретил их с открытой душой, делился чем мог.

 

Кожаберген жырау в произведениях особое место уделял народу, четко и ясно описывал все беды, которые они претерпели в результате нашествий джунгар. Великую степь, которую предки создавали веками, ни в коем случае не следует отдавать врагу. Он оплакивал события, происходящие в те времена в казахской земле.

 

Бұл заман қай-қай заман – қасқыр заман,

 

Көрші ел жоқ қазақтарға қас қылмаған.

 

Дұшпанға кездескенде соққы бергей,

 

Дұрыс іс – жауға кеуде бастырмаған.

 

В этих строках говорится о том, что казахскую степь со всех сторон окружали враги. У них одна цель – захватить огромную землю. Он призывал народ отражать все удары противника, сплотиться и быть вместе.

 

Дастан «Елім-ай!» (3683 куплета) – самое главное и знаменитое произведение Кожабергена жырау. Тема и основное содержание поэмы раскрывают судьбу казахского народа в период захватнической войны джунгар и связанного с этим великого бедствия, показывают борьбу с джунгарами как всенародную войну.6

 

В целом, в дастане представляется целостная картина бедствий народа из-за захватнической агрессивной войны джунгар и самоотверженной борьбы за независимость. Дастан «Елім-ай!» – это произведение, правдиво показывающее один из драматических периодов истории казахского народа – период «Великого бедствия» («Ақтабан шұбырынды») – крупное эпическое произведение. Также Кожаберген жырау сочинил к этому произведению музыку, и народ поет ее до сих пор, в этом и ценность данного произведения.

 

В произведении Кожаберген жырау изображает духовный образ казахского народа, хозяина огромной красивой земли, его миролюбивый характер, широкую натуру, замечательные обычаи и традиции.

 

В дастане профессионально с точки зрения стратегии тактики, описаны сражения и битвы, показаны маневры, описаны вооружение и экипировка войск. О том, что джунгары использовали лучшее оружие той эпохи хорошо описывается в следующих строках:

 

Сегіз жүз тоқсан бес мың жаудың қолы,

 

Доп атқан дәу мылтықтан аршып жолды.

 

Жағалай Үш жүз жерін басып алып,

 

Халқыма аямастан құрды торды.

 

Трудные и тяжелейшие времена были для казахского народа эти годы, которые вошли в историю под названием «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама. И, в этой связи, мы видим еще одно проявление таланта Кожабергена, как великого жырау казахской степи. С литературной точки зрения произведение «Елім-ай» не имеет аналога.

 

Историк, педагог и филолог Кожаберген прекрасно знал историю. В те времена поэты и жырау, благодаря таланту, часто посещали аулы, округа и демонстрировали народу свое искусство (сал, сері болған). В историко-эпическом произведении «Елім-ай» разворачивается понорама исторических событий, изображаются страдания и несломленный дух народа в одном столетии, в этом плане заслуга Кожабергена не столько как жырау, а как летописца, историка. В своих глубоких раздумиях о судьбе народа автор уходит то в самую глубь истории, то думая о будущем, приводит философские назидания.

 

Академик Манаш Козыбаев так резюмировал исторический аспект творчества Кожабергена жырау. Во-первых, он описывает всю эпоху. Раскрывает как поднималась и возвышалась Джунгарская империя. Во-вторых, рассказывает о том, что джунгары получали помощь от китайцев, русских и научились владеть пушкой. В-третьих, разоблачает вражеские настрои Коканда, Хивы и Бухары, а также говорит о неблагих намерениях узбеков и таджиков. В-четвертых, описывает накаленные события, которые развернулись после смерти хана Тауке. В-пятых, находит ответы на вопросы «Как происходили события Ақтабан шұбырынды?», «Как народ был подвержен страданиям». Он говорит о том, что бедствие началось не с Алкаколя, а с Алаколя.

 

Для военной аудитории, безусловно, в творчестве Кожабергена много источников для изучения истории войн и военного искусства. Особенно периода джунгарских войн.

 

Кожаберген как педагог воспитал плеяду замечательных деятелей. Наиболее колоритные – батыр Бөгенбай и Бұхар жырау. В 1710 году своего 27-летнего воспитанника Бөгенбая батыра жырау рекомендовал возглавить все войска казахов. Воспитанник Кожабергена Бұхар жырау был наставником Абылай хана. Сам великий Абылай хан был благословлен (бата) устами Кожабергена.

 

Педагоческий потенциал творчества Кожабергена в патриотическим воспитании не востребован. Этот целый пласт наследия малоизвестен даже ученому миру, интеллегенции. Нужно восполнить этот пробел ради будущих поколений.

 

Одним из дошедших до сегодняшнего времени ценных произведений Кожабергена жырау является дастан «Баба тілі» («Язык предков»). Он состоит из 145 куплетов.

 

В дастане повествуется о происхождении казахов, развитии казахского национального языка. Показано состояние казахского языка на разных этапах истории казахов, начиная с Х-ХІ веков до своего времени. Приведены примеры из периода правления Әз-Жәнібек хана, Тәуке хана и последующего времени. Кожаберген критикует султанов и других правителей своего времени, которые использовали в своей речи чужеземные слова. Он призывает молодежь уважать язык предков и говорить на чистом родном языке, не засоряя его иностранными словами. Эти призывы и пожелания, безусловно, актуальны и сегодня.

 

Произведение было написано Кожабергеном жырау в 60-летнем возрасте. До наших дней произведение «Баба тілі» дошло благодаря правнуку Сегіз сері Нұрмұхаммеду и потомку Кожабергена летописцу Кожахмету Дарибаеву. Со слов последнего в 1958 году эта поэма и была записана писателем Набиденом Абуталиевым.

 

Содержание произведения можно разделить на две части. В первой части рассказывается о казахской летописи, истории казахов, жузовом, родовом составе народа, его взаимоотношении и генетических связях с другими народами и родственными языками. Во второй части жырау приводит научное толкование о богатстве казахского языка и его возможностях, о необходимости сохранения, уважения и изучения языка наших предков.

 

«Халқымыздың тілі бай,

 

Бұзылмаған қаймағы!

 

Біз шығарған хиссалар

 

Нағыз соның айғағы!!!»

 

Автор говорит о том, что казахский язык очень богат. Тому яркое свидетельство написанные произведения великих сыновей нашего народа.

 

«Ислам дінін ту етіп,

 

Көтере бер, жамиғат.

 

Қазақша жазба көбейсе,

 

Болар, халқым, көңіл шат».

 

В строках дастана Кожаберге

3222 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми