• Культура
  • 24 Июля, 2013

ЛЕТНИЕ КРАСКИ

Памятные даты июля 2013 года

Июль получил свое название из Древнего Рима в честь Юлия Цезаря. В Древней Руси июль носил множество названий: «липец» (в этом месяце цветут липы), «грозовик» (из-за частых гроз), «жарник», «страдник» (проводились уборочные работы), «сенозарник» (косят луга). На Украине и в Белоруссии с давних времен и по сей день июль называют «липнем». В этот жаркий месяц появилось на Земле немало замечательных личностей, некоторых из них мы представляем в нашей традиционной рубрике.

 

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения Сары Тастанбеккызы (1853–1916), выдающейся казахской поэтессы.

 

Родилась на территории современного Аксуского района Алматинской области. В три года оставшись без отца, она с матерью жила у родственников, что наложило отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. Свою жизнь Сара описала в поэме «Западня». В своих стихотворениях «Тайны сердца» и «Сердце» поэтесса воспевает тему любви. Стихи-размышления «Уныние», «У бессовестного брата», «Горевала» посвящены изображению горькой правды жизни, коварства и несправедливости, бесправного положения женщины. Но в наиболее полной мере ее поэтический талант проявился во время айтыса с Биржаном Кожагулулы, который состоялся в 1871 г. близ Капал-Аксу. К тому времени они были широко известны в народе, гордились своей славой и всеобщим признанием. Выступление показало равенство сил обоих, но, тем не менее, Биржан смог победить Сару, используя то обстоятельство, что она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого человека. Сара признала свое поражение, но в ее словах звучала горечь по поводу бесправного положения казахских женщин. Таким образом, благодаря мастерству Сары, айтыс впервые вышел из традиционных рамок и затронул острую социальную проблему – женское неравноправие. Текст айтыса был впервые записан в 1872 г. собирателем произведений казахского народного творчества Жусупбеком Шайхисламулы из уст самой Сары. Впервые опубликован в 1898 г. в Казани. В 1907 г. еще один вариант айтыса опубликовал Арип Танирбергенов. Айтыс Биржана и Сары относится к лучшим образцам этого жанра, что подтверждается и тем, что он пользовался широкой популярностью в народе.

 

3 июля родился Франц Кафка (1883–1924), австрийский писатель, один из фундаменталистов модернистской прозы.

 

Кафка родился в Праге в еврейской семье. Отец был коммерсантом со средним достатком. После окончания гимназии стал студентом Пражского университета юриспруденции. В 1906 году получив степень доктора юридических наук, начал карьеру в страховой фирме. Большую часть своего времени уделял литературной деятельности. Творческое наследие писателя включает в себя три неоконченных романа, несколько сборников новелл и притч, афоризмы, письма и дневники. При жизни опубликовал всего несколько сборников и рассказов, которые не привлекли особого внимания к его творчеству. Известность пришла после его смерти, когда вопреки завещанию, его душеприказчик не стал уничтожать рукописи, а опубликовал их. В жизни Кафки было много проблем, как внешних, так и внутренних. Он был очень болен огромным количеством заболеваний. Были сложные отношения с отцом. Так и не удалось создать семью, несмотря на то, что женщины в жизни и были. Все это отразилось в мировоззрении писателя, и в его сложных, абсурдных и подчас ужасно-прекрасных, шокирующих произведениях, в которых философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Его перу принадлежат следующие произведения: «Описание одной борьбы», «Пропавший без вести», «Америка», «Приговор» и «Превращение», «Созерцание», роман «Процесс», «Сельский врач», рассказ «Письмо отцу», роман «Замок», «Голодарь», повесть «Исследования одной собаки», рассказ «Нора». Кафка умер 3 июня 1924 года в санатории близ Вены.

 

7 июля родился Владимир Леонидович Дуров (1863–1934), знаменитый дрессировщик и цирковой артист. Заслуженный артист РСФСР (1927).

 

Брат Анатолия Леонидовича Дурова. Оба брата были клоунами-дрессировщиками. В 1882 в цирке М. Труцци (Воронеж) начал демонстрировать дрессированных животных. Дрессировку животных построил на кормлении, то есть вырабатывании условных рефлексов: животное, которое перед выступлением долго не кормили, получало еду за сделанный трюк. В своем доме в Москве Владимир Леонидович проводил психологические опыты над животными, в частности, по телепатии, психологии, парапсихологии и т. д. Для работы привлекал знаменитых психологов и психиатров, в том числе выдающегося ученого-психиатра Владимира Михайловича Бехтерева, питерского физиолога Ивана Петровича Павлова, издавал научный журнал, где описывал свои опыты. 8 января 1912 года открыл там же, в своем доме, театр живого уголка, который позже стал называться «Уголок Дурова» (ныне театр им. В. Л. Дурова и «Уголок дедушки Дурова») и давал платные представления с животными. Там же придумал уникальный номер «Мышиная железная дорога». Первый и единственный номер научного журнала тираж хранится в том же доме, где помимо театра, существует и музей Владимира Дурова. Научная работа больше не велась. После смерти Владимира Леонидовича «Уголок Дурова» возглавили его потомки: дрессировщик Юрий Дуров, а после его смерти его дочь, Наталья Юрьевна Дурова.

 

13 июля родился Михаил Иванович Пуговкин (настоящая фамилия Пугонькин) (1923–2008), советский и российский актер театра и кино, Народный артист СССР.

 

Родился в деревне Рамешки, ныне Чухломский район, Костромская область. Семья жила бедно. Поэтому Михаил имел возможность закончить только три класса сельской школы. В 1936 году семья Пуговкиных переехала в Москву. Здесь Михаил Пуговкин устроился на Московский тормозной завод учеником электромонтера. После работы посещал драматический кружок, где его заметил режиссер Ф. Н. Каверин, который возглавлял тогда Московский драматический театр. Так, с 16 лет, Михаил Пуговкин попал в Московский драматический театр на Сретенке, где работал с 1939 по 1941 год артистом вспомогательного состава. Через год Пуговкина заметил известный кинорежиссер Рошаль и пригласил сняться в картине «Дело Артамоновых». Это был дебют Пуговкина в кино: ему досталась крошечная роль купца Степаши Барского, который пытается переплясать главного героя на свадьбе. Съемка этого эпизода закончилась 22 июня 1941 года, в первый день войны. А через два дня, Михаил ушел добровольцем на фронт. Служил в 1147-м стрелковом полку разведчиком. В октябре 1942 года был тяжело ранен в ногу под Ворошиловградом (ныне Луганск). Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но ногу удалось спасти. После госпиталя он был комиссован с военной службы. В 1943 году работал в Московском театре драмы. Там сыграл первую в своей жизни главную роль – Петра Огонькова в пьесе «Москвичка». 24 сентября 1943 года Михаил Пуговкин прошел по конкурсу в Школе-студии при МХАТе. Не имея образования, был принят на курс великого Москвина и стал его любимым учеником. Со второго курса он был временно отчислен из школы-студии. В 1944 году военкоматом был призван на военную службу во Второе Горьковское танковое училище. Начальник училища генерал Ф. Н. Раевский, который любил искусство, назначил его ответственным за самодеятельность училища, и благодаря этому Пуговкин вернулся в Школу-студию МХАТ. Популярность в кино пришла после кинофильмов «Солдат Иван Бровкин», «Дело «Пестрых», «Земля и люди», «Девушка с гитарой». Лучшим временем своего творчества актер считал работу у Леонида Гайдая, Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке» и «Шельменко-денщик», а также у великого сказочника Александра Роу. В июле 1991 году Михаил Пуговкин переехал на постоянное место жительства в Крым в город Ялту. В 1999 году вернулся в Москву, работал в собственном «Киноцентре Михаила Пуговкина» в Сокольниках. Умер 25 июля 2008 года у себя дома в Москве из-за обострения сахарного диабета. Похоронили Пуговкина на Ваганьковском кладбище. Последней волей покойного было – похоронить его рядом с близким другом Александром Абдуловым.

 

20 июля – Международный день шахмат (International Chess Day).

 

Праздник этот возник по решению Всемирной шахматной федерации (World Chess Federation, FIDE) и отмечается с 1966 года. Эта древняя игра пришла к нам из древней Индии, где она родилась, в V веке появилась предшественница шахмат – игра чатуранга. Название игры происходит из персидского: «шах мат – властитель умер». К нам шахматы пришли примерно в IX–X веке. Шахматы – это настольная игра на 64-клеточной доске, на которой располагаются 32 фигуры (по 16 фигур белого и черного цвета). Играют 2 партнера. Цель игры заключается в том, чтобы поставить мат королю противника. 20 июля 1924 года во время проведения в Париже VIII летних Олимпийских игр была основана Международная шахматная ассоциация (ФИДЕ, FIDE – Federation Internationale des Echecs). Главными целями организации стали распространение и развитие шахмат по всему миру, а также подъем уровня шахматной культуры и знания на научном, творческом и культурном основании. Девиз ФИДЕ – «Мы одна семья». Как демократическая организация федерация базируется на принципах равных прав его членов. Это исключает дискриминацию по национальным, политическим, расовым, социальным или религиозным причинам или по половому признаку. До 1939 года федерация в основном занималась организацией проведения Всемирных шахматных олимпиад или «Турниров наций», а с 1927 года чемпионатов мира среди женщин. С 1950 года стала присваивать звание международных гроссмейстеров среди мужчин, с 1976 года – среди женщин. В 1980 году шахматная федерация становится членом ЮНЕСКО. Под эгидой ФИДЕ проводятся все официальные шахматные соревнования: определяется чемпион мира среди мужчин и женщин, командное первенство среди мужчин и женщин, командное первенство мира среди студентов, личное юношеское первенство мира, командное первенство Европы, Кубок европейских чемпионок, Панамериканские индивидуальные соревнования.

 

22 июля родился Януш Корчак (1878–1942), польский педагог, детский писатель, публицист и общественный деятель.

 

В 1903 окончил медицинский институт в Варшаве (по специальности врач-педиатр). В течение 8 лет работал в детской больнице. Отказавшись от врачебной практики, Корчак создает (1911) в Варшаве «Дом сирот» нового типа на средства богатых филантропов, перед которыми поставил условие – «не вмешиваться во внутренние дела Дома и не касаться вопросов воспитания». Будучи директором Дома, Корчак вел большую работу с беспризорными, трудновоспитуемыми детьми. Система Корчака изложена в его книге «Как любить детей», написанной во время Первой мировой войны на фронте, 2-я часть книги «Интернат» издана в СССР в 1922 г. с предисловием к ней Н. К. Крупской, которая советовала каждому педагогу прочитать эту книгу, так как она «…способна заставить задуматься над очень многими вопросами, заставить повнимательнее присмотреться к очень многим явлениям в жизни детских учреждений, повнимательнее отнестись к психике ребят». Корчаку принадлежит около 20 книг о воспитании: «Воспитательные моменты» (1919), «О школьной газете» (1921), «Право ребенка на уважение» (1929), «Правила жизни» (1939), «Шуточная педагогика» (1939) и др., а также много статей. Они основаны главным образом на наблюдениях и экспериментах, в которых Корчак проверял правильность своих теоретических концепций и эффективность основанных на них многих практических предложений. Главный принцип воспитательной системы Корчака, пронизывающий все его произведения и всю практическую педагогическую деятельность в руководимых им детских учреждениях, – это самовоспитывающая активность детей, формирование в детском коллективе и у отдельных воспитанников умения и навыков «самопознания, самоконтроля, самооценки и всякого рода самоуправления». Педагогику Корчака считают наукой не о детях, а о людях: «Ребенок – прежде всего человек, которого внимательный педагог должен изучать и относиться к нему с уважением и доверием». Кроме «Дома сирот», Корчак организовал интернат «Наш дом», читал лекции на Высших педагогических курсах, вел работу в суде по делам малолетних преступников. Во время гитлеровской оккупации Корчак погиб в газовых камерах Треблинки вместе с 200 своими воспитанниками; ему предлагали спастись, но он предпочел остаться с детьми.

 

24 июля родился Шакарим Кудайбердиев (1858–1931), казахский поэт, просветитель, композитор и переводчик.

 

Родился в селе Караул Абайского района Восточно-Казахстанской области. Очень рано осиротев, воспитывался в семье деда Кунанбая. Получил хорошее для того времени образование. Уделял особое внимание изучению восточной и западной классической литературы. Знал арабский, персидский, тюркский и русский языки. В своих ранних произведениях призывал молодежь учиться у Абая («О молодости», «О старости», «Давайте, молодежь, найдем свою дорогу»), выступал за чистоту нравов («Жизнь», «Обидчики», «Страстность», «Балагур»), воспевал искренние чувства, человечность, стремление к знаниям («Молодежи», «Сокровенное», «Истинная святость»). Чуждые ему нравы и мораль той среды, из которой он произошел, выразил в своих поэмах «Қалқаман-Мамыр» (1888), «Еңлік-Кебек» (1891), «Айсұлу-Нар-тайлақ», «Царь Крез», романе «Әділ-Мәрия». В 1905–1906 гг. Шакарим совершил хадж. Во время хаджа поэт делал остановки в Париже и, вероятно, в Стамбуле, где посетил их библиотеки. На основе собранных во время хаджа материалов, написал и опубликовал книги «Родословная» и «Основы мусульманства», посвященные истории казахского народа. В поэме «Лейли и Меджнун» (1907) обратился к сюжетам, воспевавшим вечную любовь. С надеждой встретил Октябрьскую революцию 1917 г., посвятив ей стихотворения «Взошла заря свободы» и «Реет знамя свободы». Несмотря на то, что его творчество пользовалось у народа большой популярностью, он был обвинен в пособничестве классовым врагам советской власти и арестован. Вскоре его освободили. Однако в 1931 году поэт был предательски убит. Ему принадлежат философский трактат «Уш анык», многочисленные переводы лучших образцов восточной и русской литературы. Он осуществил стихотворное переложение повестей Пушкина «Дубровский» и «Метель», перевод рассказов Толстого, поэм Физули и Хафиза. Он был талантливым ученым и композитором. Творчество Шакарима отличается широтой диапазона; для него характерны мотивы радости, оптимизма и веры в лучшую долю для народа. Его наследие многогранно: им написано множество книг по философии, этнографии, этике, истории и религии. Шакарим Кудайбердиев является крупным поэтом и мыслителем, талантливым последователем и продолжателем реалистических традиций великого Абая.

 

24 июля родился Адольф Шарль Адан (1803–1856), французский композитор, автор балетов «Жизель», «Корсар».

 

Сын и ученик фортепьянного педагога Луи Адана. Окончил Парижскую консерваторию по классу композиции Буальдье. Будучи студентом консерватории, он написал по эскизам Буальдье увертюру к его известной опере «Белая дама». По совету своего учителя обратился к жанру комической оперы. Первая же одноактная опера на сюжет из жизни Петра I – «Катерина» (1829) принесла композитору известность. Комические оперы Адана, в которых заметно влияние Обера пользовались в свое время успехом; среди них – «Хижина» (1834), «Король из Ивето» по Беранже (1842), «Калиостро» (1844), «Тореадор» (1849), «Жиральда» (1850), «Нюрнбергская кукла» по новелле Гофмана «Песочный человек» (1852), «Будь я король» (1852), «Фальстаф» по Шекспиру (1856). Особенно прославила композитора опера «Почтальон из Лонжюмо» (1836), мелодии которой близки французским бытовым песням (например, песня почтальона). Адан писал и «большие оперы» в стиле Мейербера, но менее успешно; наибольшее число представлений выдержала опера «Ричард в Палестине» (1844). Около года (1839–1840) Адан жил в Петербурге, где писал музыку по заказу дирекции императорских театров. С 1848 года состоял профессором Парижской консерватории по классу композиции, с 1844 года членом Института Франции. Музыка Адана отличается мелодичностью, изяществом. Успеху многих его опер и балетов способствовала и простота сюжета. Однако до наших дней удержались на сцене лишь опера «Почтальон из Лонжюмо» и балеты – «Жизель» по Готье (1841) и «Корсар» (1856).

 

 Ляйля Буланбаева

1111 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми