• Культура
  • 26 Июня, 2013

АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ: «КАЗАХСКОЕ ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЕ»

Серик Ажигали

Неотъемлемой составной частью материальной и духовной культуры любой страны являются недвижимые памятники, к которым относятся архитектурные сооружения, археологические древности, памятники монументального искусства и истории. В Казахстане, по оценкам специалистов, насчитывается не менее 150 тысяч памятников историко-культурного, художественного значения, далеко не полностью еще учтенных. Такое огромное число памятников при соответствующем их исследовании, охране, реставрации является неисчерпаемым источником познания прошлого нашей страны, ее многообразной культуры. 

Значимость древних сооружений, разбросанных по огромной территории, многократно возрастает в настоящий период становления и развития суверенной Республики Казахстан, поскольку они являют собой основополагающий  историко-культурный форпост территориальной целостности, независимости государства. Вполне очевидно комплексное, многоплановое культурно-идеологическое, пропагандистское, экономическое (в связи с развитием туризма) значение разнообразных недвижимых памятников. Особое значение имеют т. н. «памятники степной зоны», размещенные на основной территории страны (Сарыарка, Арало-Каспий, Жетысу), относящиеся, преимущественно, к XIV–XV – началу XX вв. и  непосредственно причастные  к казахской истории и культуре: это многочисленные мемориально-культовые комплексы, остатки скотоводческих поселений, камнерезные эпиграфические памятники, старинные колодцы и т. д. Комплексное изучение, охрана, реставрация, консервация и дальнейшее использование этих, ныне интенсивно разрушающихся, исчезающих уникальных памятников, – наиболее полно отражающих историко-культурную специфику Казахстана как наследника древней Степной цивилизации – является важнейшей задачей общегосударственного значения. 

актуальное НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ: «КАЗАХСКОЕ ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЕ» 2 3 4 актуальное НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ:  «КАЗАХСКОЕ ПАМЯТНИКОВЕДЕНИЕ»

 

 

 

 

В Казахстане проблемами недвижимых памятников последние 40 лет, в основном, занимается реставрационная организация Министерства культуры («Казреставрация», Институт «Казпроектреставрация», ныне РГП «Казреставрация» МКИОС), для деятельности которой характерен производственный, практический уклон и недостаточная научно-теоретическая, методическая основа при осуществлении охранно-реставрационных и др. мероприятий, которые традиционно возложены на это учреждение (в т. ч. Свод памятников Республики Казахстан).  Ощущается  отсутствие концептуальной программы в сфере научного исследования, охраны и обнародования недвижимого историко-культурного наследия, необходимых приоритетов в консервационно-реставрационной деятельности, слабая координация со специалистами и др. учреждениями. В результате, на фоне определенных количественных успехов в области охраны и реставрации недвижимых памятников республики, развились негативные тенденции, ведущие к искажению и утрате историко-культурного наследия: неверный подход полного, не всегда обоснованного, «воссоздания» памятников; следование принципу «облегченной реставрации» на наиболее сохранившихся (но не наиболее приоритетных) сооружениях; совершенно недостаточное внимание к самобытным памятникам степной зоны; хроническое отставание важнейшего направления консервации – в особенности сырцовых построек и т. д. 

В частности, в практической сфере это находит выражение в весьма сомнительных решениях по полной реставрации (восстановлению) отдельных  выдающихся памятников, что отражается и на качестве работ – как, например, мавзолеи Айша-биби, Абат-Байтак, Козы Корпеш–Баян Сулу, некрополь Сисем-ата. Имеются многочисленные, «яркие» примеры разрушения в последнее время добротных сооружений народного зодчества, которые долгое время оставались и остаются вне практических интересов охранно-реставрационных органов, вследствие своей пресловутой «неприоритетности», весьма зыбкого для современной эпохи фактора удаленности, а также, уже действенного, фактора неудобности, «сложности» таких объектов, имеющих значительные разрушения, или возведенных из сырцовых конструкций. В качестве примера можно привести обрушение в самое последнее время минарета мечети рода култас (Дильмаганбета) на северо-востоке Актюбинской области в виде вполне приличного памятника с железной винтовой лестницей высотой более 11 м (аварийный объект был зафиксирован и обследован еще в 1983 г.) и т. д. С другой стороны, немало нареканий у специалистов и к вышедшим томам Сводов памятников областей, которые издаются без единой программы (это отдельная тема); Государственному списку памятников, фактически, составленному по данным начала 1980-х гг., и в котором отсутствуют многие выдающиеся памятники, неизвестные практикам, имеются неточности в названиях, датировках и т. п. 
Вполне очевидно, что корни этих и других недостатков лежат в сфере научно-методической деятельности, фактическом отсутствии таковой, и которая, как видно, требует скорейшего развертывания, усиления и координации. В связи с этим, в настоящий период продолжающейся интенсивной работы по историко-культурному наследию Казахстана со всей необходимостью встает актуальная задача развития важнейшего для нашей культуры направления памятниковедения – как всесторонней научно-исследовательской, научно-практической и методической деятельности в области многочисленных и разнообразных недвижимых памятников истории и культуры страны. Одной из первостепенных, стержневых отраслей в этом направлении в настоящий момент становления суверенного государства должно стать «казахское памятниковедение», ориентированное на системное выявление, комплексное изучение, широкое обнародование, охрану, консервацию, реставрацию, использование памятников последних веков (отчасти еще сохранившихся), наиболее причастных к казахской истории и культуре и находящихся, главным образом, в степной зоне Казахстана, нередко в отдаленных районах (Сарыарка, Арало-Каспий, Жетысу, Алтай). Неотложность реализации этой задачи диктуется, помимо уже высказанных причин, тем фактом, что большинство из этого огромного круга памятников находится в стадии окончательного разрушения, в особенности сырцовые и другие сооружения XIX – начала XX вв., расположенные вне населенных пунктов.
«Казахское памятниковедение» как научно-практическое направление пред­ставляется в настоящий момент наи­бо­лее актуальным в лоне Стратегиче­ского нацио­нального проекта «Культурное насле­дие» и отвечающим основным задачам этой программы, в связи с всеобъемлющей ролью недвижимых памятников как акку­мулирующей основы материального и ду­ховного нас­ледия страны, как ба­зиса идеологии государства. В степ­­ной зоне Ка­захстана сосредоточено ог­ромное количество историко-культурных па­мятников XV – начала XX вв., с которыми теснейшим образом связана история нашей страны, этногенез и культура казахского народа. В типологическом отно­шении они распределяются на три основные группы памятников, в соответствии с которыми и определяются ключевые отрасли (направления) «казахского памятниковедения».
1. Мемориально-культовая архитектура. Наиболее многочисленная и изученная группа памятников аридно-степных зон Казахстана. Наряду с выдающимися мемориальными сооружениями эпохи Золотой Орды, Акорды, Кокорды, Казахского ханства и Ногайской Орды (величественные мавзолеи Аяккамыр, Коккесене, Кесене, Абат-Байтак, Балгасын, Коккумбет и др.) имеются многочисленные сооружения казахского народного зодчества 2-й половины XVIII – начала ХХ вв. (мавзолеи, мечети, надгробия, стелы), нередко сосредоточенные на мемориально-культовых комплексах – некрополях, старинных кладбищах. Это наиболее репрезентативное, самобытное и, вместе с тем, базовое направление отечественного памятниковедения, с которым связаны как расширение научных исследований, основная реставрационная практика будущего, так и развитие туризма, разработка адекватной национальной (государственной) символики и т. д. 
2. Поселенческие памятники (казахские скотоводческие поселения). К этой группе памятников относятся многочисленные остатки (как правило) и сохранившиеся образцы старинных кыстау – зимовок,  других традиционных жилищно-хозяйственных сооружений, культово-жилищные комплексы, старинные колодцы и т. д. Памятники имеют распространение почти на всей территории Казахстана, но слабо изучены. Комплексное исследование памятников, относящихся к системе скотоводческого поселения казахов, имеет важное научно-практическое значение, значительные перспективы консервационно-реставрационной деятельности и использования для расширения туристических маршрутов. Многие уникальные памятники этого круга остаются до сих пор неизвестными – например, выдающиеся архитектурно-ландшафтные комплексы Северного Устюрта (Донызтау), могущие стать основой международного, экстремального туризма. 
3. Памятники тюркской арабографичной эпиграфики. Это, прежде всего, камнерезные мемориальные сооружения с эпитафиями (стелы-кулпытасы, надгробия), а также др. виды памятников с арабографичными надписями. Памятники имеют в Казахстане весьма широкое распространение, очень многочисленны в западных областях (десятки тысяч) и относятся к XII–XIII – первой трети ХХ вв. Изучение и охрана данной категории наследия имеет важное значение для истории культуры Казахстана, обоснования феномена казахской письменности и т. д. Памятники мемориальной арабографичной эпиграфики особо значимы как фактор, объединяющий значительную часть тюркского мира.
Кроме вышеуказанных основных на­уч­но-исследовательских направле­ний «казахского памятниковедения» имеет важное значение исходящее из них научно-прикладное историческое направление изысканий, связанное с атрибуцией многих памятников, являющихся захоронениями выдающихся политических деятелей Казахской степи эпохи Средневековья и Нового времени. В частности, многие крупные, знаковые мемориальные  сооружения до сих пор не идентифицированы (мавзолеи Алаша-хана, Аяккамыр, «Калбасунская башня», Балгасын, Коккесене, Кесене, Абат-Байтак, Кошкар-ата на Северном Устюрте, Коккумбет и т. д.). Изыскания в этом направлении могут носить и комплексный научно-практический, междисциплинарный характер, о чем убедительно свидетельствует обнаружение в последнее время могилы Абулхаир-хана на некрополе Хан моласы.
Таким образом, значение перспективного развития памятниковедческого направления в Казахстане (прежде всего на базе «казахского памятниковедения») очень велико и связано, в первую очередь, с государственными задачами территориальной целостности, национальной безопасности, этнокультурной идентичности, экономического развития в сфере культуры и т. д. Широкая научно-методическая работа в области изучения, охраны и обнародования исключительно многочисленных и разнообразных недвижимых памятников на всей территории страны (не обязательно «шедевров» и общеизвестных) особо значимо в идеологическо-воспитательном плане, в сложном процессе выработки адекватного исторического сознания в народе, в укоренении патриотизма – как на общегосударственном, так и на местном уровне. Целенаправленная научно-практическая деятельность в сфере памятников будет способствовать воссозданию подлинной историко-культурный среды (без региональных и цивилизационно-оценочных перекосов), с надежными материальными ориентирами, явится важным стимулом для более широкого развития туризма во всех уголках страны. 
Вышеизложенное свидетельствует об острой необходимости создания в Казахстане, с его огромной территорией, большим количеством разнообразных памятников, в особенности в отдаленных местностях, «Научно-исследовательского цен­т­ра проблем памятниковедения». В нем могли бы быть объединены силы ведущих в республике специалистов этого комплексного направления из числа этноархеологов, архитекторов, археологов, этнологов, историков, искусствоведов, арабистов и др., преимущественно докторов, кандидатов наук, опытных профессионалов в сфере памятниковедения. Основными функциями этого большого и важного подразделения должны стать: научно-исследовательская (прежде всего в сфере полевого изучения, выявления и обнародования памятников), научно-методическая, координирующая (совещания, конференции, научно-методический совет),  курирующая, научно-издательская (в т. ч. по подготовке и изданию Свода памятников Рес­публики). Особо важной представляется  передача научно-методических функций  в сфере недвижимых памятников истории и культуры Казахстана в данный Центр.
Соответствующей видится и структура республиканского Центра памятниковедения: сектор полевых исследований и Свода памятников; сектор казахского памятниковедения; сектор  научно-методических (общих) проблем охраны, реставрации и консервации памятников; методический отдел; отдел культурного туризма и т. д. Среди предполагаемых результатов деятельности отдела можно определить следующие: разработка общих проблем консервации и реставрации памятников Казахстана, координация деятельности учреждений и специалистов в деле изучения и использования недвижимого историко-культурного наследия страны; осуществление научно-методических изданий (серийно); подготовка и издание монографий и сборников статей (в т. ч. серии «Наследие Турана») по отдельным памятникам, их группам, исследованным регионам и комплексным теоретическим и прикладным проблемам; курирование работы по Своду памятников областей Казахстана. 
Вполне очевидно, что развитие памятниковедческого направления является важной частью государственной политики Республики Казахстан в сфере культуры, идеологии и национальной безопасности страны, в связи с чем решение научно-организационных основ в этой области сейчас представляется исключительно актуальным и перспективным.                                                                      

От редакции. Развитие казахстанской науки является одной из приоритетных тем нашего издания… Сегодня мы хотим предоставить место в нашей рубрике известному казахстанскому ученому этнологу, археологу, доктору исторических наук, профессору, члену-корреспонденту Международной академии архитектуры стран Востока Серику Ескендирулы Ажигали. Он долгие годы работает заведующим Отделом этнологии академического Института истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова и известен своими плодотворными изысканиями в области этнографии, культуры казахского народа, многолетними исследованиями нашей диаспоры в Монголии и Китае. Вместе с тем, он является ведущим в нашей республике специалистом по недвижимым памятникам истории и культуры, народному зодчеству казахов и многим другим вопросам, связанным с культурой, древностями, самобытной архитектурой степной Евразии.  Одним из серьезных итогов многолетних изысканий ученого в сфере памятников, культурного наследия явилась разработка им чрезвычайно актуального для нашей страны с ее огромной территорией научно-практического направления «казахского памятниковедения». В разработке памятниковедческого направления в Казахстане заинтересованы многие специалисты; это исключительно актуальное научно-практическое направление имеет серьезный выход на реализацию программ по культурному наследию страны, на развитие туризма во всех ее уголках, решение других вопросов государственного значения – в том числе территориальной целостности страны, основными маркерами которой и являются казахские памятники. В последние годы по инициативе Серика Ажигали были проведены два Симпозиума по проблемам «казахского памятниковедения» в г. Актобе (2011) и в г. Атырау (2012), материалы которых вышли отдельной книгой1. Предлагаем вниманию читателей программную статью ученого о необходимости развития в Казахстане актуального научно-практического направления. 

1487 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми