- Экономика
- 21 Мая, 2013
ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ
Раушан Джуманиязова,
кандидат искусствоведения
Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло.
А. Горячев
В экономике XXI века креативные индустрии становятся значимой, а в некоторых странах и ведущей отраслью. Сложившееся положение – особый статус творческих индустрий – связано как с ключевыми характеристиками художественного производства, так и с мировыми тенденциями развития культуры и искусства.
О все возрастающей роли арт-индустрии свидетельствуют международные форумы, научно-исследовательские работы, статистические данные. Культура признается серьезным ресурсом экономики, уже укоренившимися стали такие понятия, как культурно-экономическое развитие, экономика впечатлений, экономика переживаний1. Более того, в докладе ООН, посвященном креативной индустрии, говорится: «В 2008 году финансовый и экономический кризис вызвал падение мирового спроса и сокращение миро вой торговли на 12%. Тем не менее, мировой экспорт креативных товаров и услуг продолжал расти, достигнув 592 миллиардов долларов в том же 2008 году – это вдвое превышает их уровень 2002 года, обозначая ежегодный уровень роста креативной индустрии в 14% на протяжении шести лет»2. Приведенные в пример цифры являются чрезвычайно убедительными, ведь после кризиса экономика развитых стран растет в лучшем случае на 4-4.5% в год, а зачастую и вовсе не достигает и 1%.
Новый экономический статус арт-индустрии, изучаемый и анализируемый в развитых странах как потенциал для экономического роста, для Казахстана может значить необходимость развития отрасли, которая находится у нас на стадии становления или даже зарождения. Арт-менеджмент как специальность появилась в вузах страны около пяти лет назад. Публикуемые на данную тему статьи почти всегда акцентируют косвенный характер связей между культурой и экономикой, где культура стимулирует экономику и является катализатором экономического роста. Привлекательность арт-индустрии связана с высокими доходами, чрезвычайно активным темпом обновления, креативностью как основным типом деятельности. Первые выпускники арт-менеджеры уже приступили к трудовой деятельности, уже на практике реализуют полученные навыки и знания.
Многочисленные формулировки арт-индустрии (в других вариантах – творческой или креативной индустрии) сводятся к фиксации нескольких ключевых положений:
– Доминантой деятельности является творческая, культурная компонента;
– Продукт творческой индустрии всегда несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности;
– Понятие объединяет визуальные и исполнительские искусства, ремесла и дизайн, кино, телевидение и медиа;
– Присутствие творческой индустрии – решающий фактор социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.
Таким образом, согласно существующим определениям, можно констатировать, что творческие (или креативные) индустрии в стране присутствуют. Более того, данная отрасль находится в стадии активного поиска, определения своего инструментария и категориально-понятийного аппарата, создания собственных моделей и форм бытования. Да и бизнес осознает собственную зависимость от креатива в различных его проявлениях. Это побуждает корпорации вкладывать в культуру деньги, причем немалые. Культурно-символическая составляющая приобретает все больший вес в развитии экономики, определяя конкурентоспособность товаров, услуг и брендов. Отличительной чертой настоящего этапа становления арт-индустрии в Казахстане является осознание острой востребованности системного, профессионального подхода в арт-деятельности (причем это понимание демонстрируют как заказчики в лице государственных структур, меценатов, бизнес-организаций, так и рядовые исполнители в лице артистов, музыкантов и других создателей творческого продукта).
Арт-индустрии переняли и адаптировали практически весь инструментарий бизнеса, но особенное место занимают проектные технологии. Проектное мышление и проектные технологии оптимально соответствуют сути, форме и содержанию творческих индустрий. Объективно, в арт-индустрии каждый продукт (или проект) имеет уникальный характер, его реализация всегда имеет регламентированные временные рамки и ограниченные материальные, финансовые, человеческие ресурсы. Таким образом, речь идет почти о полной идентичности характеристик арт-индустрии и проектных технологий. Большинство творческих работников малоэффективны как бизнесмены, что закономерно, ведь творческие способности и эффективность – это разные вещи3. Осознание этого факта и стало поводом возникновения арт-менеджмента и различных посреднических организаций.
В современном бизнесе проектные технологии заняли прочное весомое место. Принципы проектного менеджмента доказали свою эффективность в политике, промышленности, финансовом секторе, инновационных индустриях. Ведущие аналитики констатируют необходимость проектного мышления, которое существенно отличается системного мышления, стратегического планирования и других методов планирования бизнеса в менеджменте.
Большинство современных авторов считают исходной основой проектного мышления книгу Герберта Саймона «Науки об искусственном»4. Эта книга лауреата Нобелевской премии по экономике, с преобладающими интересами в области естественного и искусственного интеллекта, Герберта Саймона, самого преданного и убежденного сторонника проектного менеджмента, была в прошлом веке раскритикована. Однако в XXI веке энтузиасты проектного мышления восстановили все принципы Герберта Саймона, распространив их за пределы дизайна и архитектуры.* В реальной практике проектное мышление – это не только мышление: оно включает также экспериментирование, визуализацию информации, моделирование, обсуждения, размышления. Проектное мышление – это длительная непрерывная деятельность, ключевой предпосылкой которой является то, что проблемы сложны, нечетко определены, плохо структурированы, скрыты, запутаны. Можно утверждать, что принципиальная особенность проектного мышления – это основанность на практике, только при наличии практики проектное мышление может быть эффективным и результативным.
Практика современных культурных индустрий в Казахстане всегда имеет в качестве важной составляющей национальное содержание, связанное с нашей ментальностью и реальностью, в которой мы существуем. Наличие национальной компоненты в арт-проектах обеспечивает им оригинальность, неограниченный потенциал рынка сбыта, даже семантическую плотность. При этом, национальное содержание совсем не обязательно должно иметь буквальное значение, то есть подразумевать только традиционные виды и формы искусства. Национальное содержание может иметь более сложные или опосредованные формы. К примеру, национальная компонента может быть идеологической основой проекта (как в «Международном конкурсе пианистов в Алматы» или «Международном Фестивале современной музыки «Наурыз»), присутствовать в виде философской платформы (например, художественный фильм «Шал»), включаться как важная составляющая (например, фестиваль «Джазистан») и др. Именно национальная компонента зачастую приносит ту саму индивидуальность, узнаваемость и уникальность, которые обязательны для любого арт-проекта. А уникальность – ключевое свойство, отличающее проектную деятельность от любого другого вида деятельности (например, от серийного или процессного производства).
Проектные технологии являются оптимальными для арт-индустрии не только в силу совпадения сущностных характеристик, но и потому что являются мобильными и экономически эффективными. Так, мало какая организация может себе позволить одновременно содержать администратора, антрепренера, руководителя, агента, персонального менеджера, бизнес-менеджера, промоутера (импресарио), продакшн-менеджера и т. д. Примечательно, что здесь перечислены лишь специализации арт-менеджера, без учета технического и финансового персонала. В рамках же проектного менеджмента все задачи распределяются между участниками проектной группы, каждый из которых многофункционален.5
Мобильная проектная группа решает вопросы организации, планирования, мотивации, контроля, управления рисками, материальными (финансовыми, техническими и пр.) ресурсами, отношениями с клиентами, персоналом, документооборотом. Каждая из этих функций предусмотрена в проектных технологиях и жизненно необходима для успешной реализации проекта. Планирование обеспечивает основу для реализации главной стратегической цели - создания и реализации проекта, получения прибыли, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических задач.
При всем разнообразии существующих подходов к управлению проектами, их можно сгруппировать в зависимости от типа проекта. Если соотнести их с условным показателем популярности в арт-индустрии, то можно выстроить следующую таблицу:
Подход к управлению |
Тип проекта |
Соответствие арт-индустрии |
Классические методы. |
Предположение о неизменности требований, низких рисках, жесткий срок |
Максимальное соответствие реальной практике |
Метод PRINCE2. Акцент на взаимодействие исполнителей |
Варианты нейтральных (сбалансированных) подходов |
Достаточный и минимальный набор приемов для обеспечения успешности средних по характеристикам проектов |
Метод Process-basedmanagement. Акцент на взаимодействие процессов |
||
Метод Инновационные проекты (стартапы) |
Предположение о высоких рисках проекта |
Характерен для масштабных/амбициозных арт-проектов |
Предположение о критичности качества, при этом требования к сроку и ресурсам достаточно гибки |
Встречается редко. Применим для разработки новых арт-проектов |
|
Метод PERT, |
Предположение о неограниченности ресурсов, критичен только срок выполнения и качество |
Встречается очень редко. Характерен для арт-проектов, имеющих стратегический, имиджевый, политический характер |
Таким образом, можно определить в качестве стандартного набора инструментов проектного менеджмента в креативных индустриях методы PMBOK, модель водопада, PRINCE2, Process-basedmanagement. При наличии единой конечной цели (достижение успешного результата) каждый из методов имеет различные основания. К примеру, в основе PMBOK разделение всех процессов на 5 основных групп: группу процессов инициирования, процессов планирования, процессов исполнения, процессов мониторинга и управления и завершающих процессов. Каскадная модель (модель водопада) является более уязвимой для культурных проектов, так как не учитывает специфику арт-сферы – возможность (и даже необходимость) совмещения и параллельного осуществления некоторых фаз и процессов. Тем не менее, каждый из приемов управления, зародившихся и детально рассчитанных первоначально для программного обеспечения, позволяет организовать процессы в художественном проекте, которые намного сложнее поддаются планированию, мониторингу и управлению6. Подробное описание с конкретными примерами из современной культурной жизни Казахстана составляет содержание готовящихся к изданию учебников и методических пособий по арт-менеджмнету.
В ряду самых эффективных инструментов проектного менеджмента, применимых к арт-сфере, следует назвать модели структуризации проектов. Из большого количества применяемых моделей структуризации проектов в качестве наиболее соответствующих креативным технологиям можно определить следующие: древо целей, решений, работ, матрица ответственности, структура затрат и структура потребляемых ресурсов. А также их оптимальное объединение в сетевой модели. Кроме того, выбранные модели являются гибкими, удобными, доступными, не требуют дополнительного обучения. Каждый из данных методов структуризации апробирован автором на практике, и каждый может быть легко адаптирован к сфере управления в искусстве и культуре. Специфичность каждой модели почти равна ее преимуществам и может быть сформулирована следующим образом:
1. Древо целей. Древо решений Древо работ. Все три метода являются иерархическими структурами, образованными путем разделения общей цели/решения/работы на подцели (задачи/решения/работы), а их, в свою очередь, на более детальные составляющие (новые подцели/подрешения/подработы, функции и т. д.).
2. Матрица ответственности определяет роли, степень ответственности и полномочия каждого участника команды при реализации арт-проекта, тем самым сбалансировав деятельность каждого. При этом количество степеней ответственности зависит от специфики проекта.
Операция |
Ахметов |
Петров |
Климов |
Хамитов |
Камалов |
Задача 1 |
И |
Щ |
К |
Н |
Н |
Задача 2 |
О |
К |
К |
И |
Н |
Задача 3 |
К |
О |
Н |
И |
И |
3. Структура затрат и структура потребляемых ресурсов обеспечивает рациональное соотношение долей различных статей затрат в их общей сумме и фиксирует стоимость элементов проекта на каждом уровне.
4. Сетевая модель - это графическое представление проекта. Она отображает взаимосвязи между операциями и порядок их выполнения, позволяет найти минимальные сроки завершения проекта и отдельных работ, а также определить множество критических работ.
Таким образом, перечисленные приемы структуризации проекта являются неотъемлемой частью общего процесса планирования проекта, существенно снижают риски любого арт-проекта и способствуют повышению качества арт-продукта. Важно, что внедрение данных проектных технологий в развивающийся культурный сектор страны является незатратным и осуществимым (то есть реальным).
Креативные индустрии в Казахстане могут стать одним из самых перспективных и прибыльных секторов экономики страны при условии профессионализации всех элементов и характеристик своей деятельности. И один из очевидных, эффективных путей – внедрение проектных технологий.
Литература
1. Новая экономика – экономика переживаний. Интервью с ректором Высшей школы экономики Я. Кузьминовым. Менеджер. 2005 №3 (12).
2. Кирнарская Д. Роль художественного образования в становлении креативной экономики. Культура России: Информационно-аналитический сборник 2012 г. Актуальные задачи духовного возрождения России. М., 2012.
3. Как на заработать на культуре. Интервью с В.Бабковым. Эксперт Урал. №16, 2007.
4. Herbert Simon. The Sciences of the Artificial. Cambridge: MIT Press, 1969.
5. Войтковский С. Б. Основы менеджмента и практический менеджмент в искусстве. М., 2000.
- Новикова Г. Н. Технологии Арт-менеджмента: учебное пособие. М.: Дом МГУКИ, 2006.
* Интересно, но при существующем мнении о том, что менеджмент «украл» у дизайнеров идею проектного мышления, в среде дизайнеров самые прогрессивные методы проектного менеджмента не используются. В связи с этим в англоязычном менеджменте сложилась поговорка «Designthinkingisn’tdonebydesigners».
2549 раз
показано0
комментарий