• Экономика
  • 20 Января, 2024

ЧТО ГОД ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

Какие политические перспективы у Казахстана на 2024 год, журналу «Мысль» прокомментировал известный казахстанский политолог.

Эдуард ПОЛЕТАЕВ, 
политолог, руководитель 
общественного фонда «Мир Евразии»

 

Полагаю, что Казахстан в 2024 год вступает с верой в стабильность и в счастливое уверенное будущее. После новогодних праздников, в первый же рабочий день, в газете «Егемен Қазақстан» было опубликовано программное интервью Главы государства К.-Ж. Токаева, в котором подведены итоги прошедшего года, и обозначена повестка года наступившего. 

 

Судя по реакции госаппарата, эта системная программная статья будет реализовываться в текущем году. И Президент как был, так и является главным генератором политических новостей, поэтому, считаю, что в этом плане каких-то изменений не будет. Вообще, я бы сказал, что 2024 год пройдет под знаком Труда. То есть, я думаю, что он поможет укрепить веру и отношение к Труду как к благу, которое меняет жизнь к лучшему. Но и наверно это будет не только год Труда, но и Год справедливости, законности, о чем Президент неоднократно говорил. Все делается ради будущего страны. И различные законодательные акты, инициативы, моральные, практические, финансовые стимулы для населения, социальная поддержка – все это для того, чтобы укрепить место Казахстана не только на экономическом пьедестале, хотя бы в регионе, как лидирующей страны Центральной Азии, но и в целом как государство, которое ждет достойное будущее. 
В прошлом году важными политическими событиями в стране были выборы 19 марта в Мажилис Парламента и параллельно в маслихаты, а также пилотные выборы 45 руководителей районного и областного значения, которые состоялись 5 ноября. Усилилась политическая конкуренция в Парламенте, зарегистрировано 6 из 7 партий. Все это говорит о том, что процессы демократизации вышли на определенно новый уровень. 
Выборы продолжатся в 2024 году, поскольку, как сказал Президент в Послании народу 1 сентября прошлого года, казахстанцы получат возможность выбирать акимов районов. Скажем так, «на низовом уровне», там, где живут сельские жители, люди Труда, о которых я говорил уже, там электоральные процессы перманентно будут продолжаться. 
В целом, таких важных политических событий, связанных с электоральными процессами на уровне Главы государства, Парламента, не случится. Мы видим, что Президента избрали на 7 лет, до 2029 года. Мажилис еще долго будет функционировать (он фактически только показал 8 месяцев работы) в нынешнем составе. Поэтому все переходит постепенно в рабочий режим.
Ну и, конечно же, надо понять, что главная задача – это не столько политика, а сколько экономика. То есть необходимо усилить показатели экономического роста страны. Не случайно, собственно говоря, крайнее сентябрьское Послание Президента и было в основном экономике посвящено. И по замыслу руководства страны, принятые решения в сферах развития конституционного строя, безопасности, все реформы, должны поддержать рост экономики и уберечь нашу страну от бедности в условиях геополитической турбулентности и сложностей, мирового роста инфляции и прочего. Конфликтогенный потенциал растет в разных регионах мира.
В той же программной статье в газете «Егемен Қазақстан» Президент обозначил основные направления политических реформ, с которыми в том числе и в 2024 году будет двигаться наша страна. Казахстан уже перешел от суперпрезидентской республики к президентской модели власти. Это уже после референдума по изменениям в Конституцию случилось. То есть, полномочия Президента сейчас уравновешены системой сдержек и противовесов, в частности, в лице Парламента, возрожденного Конституционного Суда и т. д. Статус парламентской оппозиции укрепился. Ну и изменения избирательного законодательства прошли, обновился закон о митингах, произошло внедрение института петиций. Именно с апреля 2024 года в Казахстане платформа для онлайн-петиций должна заработать. И в этом плане население не на каких-то сторонних левых ресурсах сможет высказывать свое возмущение или обращаться к власти. Это реальный инструмент, на который будут реагировать, поскольку в законодательстве это прописано. И перечень дел, рассматриваемых судом присяжных, будет расширен. Этот институт давно внедрен в Казахстане, но, не очень хорошо себя показал. Благодаря реформам Токаева все-таки ряд вопросов по реформе судебной системы будет подкорректирован в положительную сторону, потому что претензии к ее работе еще остаются. 
Также, возможно, в этом году пройдет референдум по строительству в стране АЭС. Президент неоднократно говорил, что население к этому вопросу относится неоднозначно. Поэтому такой важный вопрос на референдум и выносится. Собственно говоря, вообще работа референдума как электорального института возродилась при Президенте Токаеве. В Старом Казахстане референдум по вопросам изменений в Конституцию проходил очень давно. А сегодня этот институт начинает внедряться как инструмент народовластия и голосования всей нации. Вполне возможно, что это случится именно в нынешнем году, потому что, мы видим, что в прошлом году вопросы энергообеспечения Казахстана обострились. Оказалось, что у нас ресурсы ТЭЦ, ГЭС и прочих энергопроизводящих объектов, скажем так, находятся в не очень хорошем состоянии. Поэтому как альтернатива и как дополнение к имеющимся энерговозможностям Казахстана, строительство АЭС вполне бы пригодилось. И это на самом деле тоже политический вопрос, потому что своими силами, сами мы не построим АЭС, придется привлекать внешних инвесторов и строителей. Это может быть Россия, Франция, Южная Корея, США. Определенное количество стран имеет опыт в этом деле. Здесь нужны огромные внешние инвестиции, миллиарды долларов, что повлечет за собой усиление товарооборота с той страной, которая будет строить АЭС, если, конечно, результаты референдума будут положительными и население одобрит строительство атомной электростанции. 
Понятное дело, что перед страной стоят новые задачи и вызовы. Все эти системные реформы, направленные на укрепление государственности, повышение благополучия народа, будут продолжены. Будут объявлены новые точки роста в экономике, в разных ее секторах, в частности, упор больше будет сделан на перерабатывающую промышленность, сельское хозяйство, энергетику. 
Еще одна инициатива Президента. Как мы знаем, с 1 февраля этого года часть средств Национального фонда будет поступать на счета детей. Это тоже фактор поддержки населения, чтобы молодежь смотрела в будущее с определенной надеждой. Пусть каждому достанутся не такие уж огромные деньги, но, считаю, что сейчас такое внимание очень важно для нашей молодежи. Так как у нас население достаточно молодое в Казахстане, очень много детей в его возрастном составе. В частности, у нас 32 года составляет средний возраст гражданина Казахстана, в то время как в России, например, он превышает 40 лет. Поэтому здесь очень важно смотреть именно на перспективу будущего нашей молодежи и какую-то поддержку им уже сейчас оказывать, чтобы они образование могли частично оплатить и т. д. 
В целом, перезагрузка ключевых институтов власти уже случилась в минувшие годы. Создана новая конституционная модель президентской республики. Платформа для фундаментальных перемен создана. В ближайшее время стоит ждать расширенного заседания Правительства Казахстана, которое Президент анонсировал в программном интервью газете «Егемен Қазақстан». И там как раз тактика по улучшению социально-экономических условий в стране будет выработана. Какие-то большие отставки, изменения состава Правительства пока не ожидаемы. В прошлом году частично произошли кадровые перемены, появилось два новых министерства. Но, тем не менее, карт-бланш, который Президент дал Правительству, не бесконечен, конечно же, поэтому спрос с Кабмина будет. Посмотрим, что он нам предложит в этом году. В частности, Правительство уже пообещало разработать 16 новых законопроектов. Это, по сути дела, новые правила игры в экономической сфере и их законодательное закрепление. Речь идет о новых Налоговом, Бюджетном кодексах, законах о госзакупках, о государственно-частном партнерстве. Можно также выделить проект нового Цифрового кодекса, который в ближайшее время будет разработан. Сейчас, в условиях перспектив искусственного интеллекта и, я бы сказал, тотальной цифровизации, надо выработать единые подходы в сфере цифровизации с учетом местного и зарубежного опыта. Я пока не очень четко представляю, как Цифровой кодекс будет выглядеть, но цифровизация иногда «бежит» достаточно вперед за инертностью общей массы населения, и приходится приспосабливаться, так скажем, к нововведениям и инновациям. Поэтому такой документ важен с той точки зрения, что Казахстан идет в ногу со временем. 


Также в 2024 году будет продолжена работа Комиссии по демонополизации при Правительстве. Как мы помним, был принят закон о возврате незаконно выведенных активов из Казахстана. И за долгие годы была приватизирована масса имущества, земель, порой не всегда законно. Поэтому в этом году работа предстоит очень большая. И важно, конечно, чтобы эта возвращенная собственность действительно принесла благо всему Казахстану. Согласно законодательству, все эти средства будут направлены на строительство и ремонт школ. Это очень важно – в стране много школьников, которых необходимо обеспечивать учебными местами. 
В целом, умные страны делают правильные выводы, исходя из происходящего, и становятся все сильнее и богаче. Поэтому нам сейчас каких-то разборок, неопределенностей не нужно. Очень важно, что Президент очень четко и ясно определяет задачи страны и не куда-то далеко смотрит на какие-то там десятилетия вперед. Главой государства максимально поставлена определенная задача к 2029 году – удвоить объем нашей национальной экономики, ВВП должен вырасти фактически в два раза – до 450 млрд долларов. Хотя ООН прогнозирует рост нашей экономики в 2024 году на уровне 4,8 процентов, в 2025 году – 4 процента (по итогам 2023 года он составил 4,9 процента). Тем не менее, поставленную задачу считаю реалистичной. Должен сработать мультипликативный эффект. Перспективные задачи нужно ставить, чтобы общество, экономика и государство были целеустремленными. Если все последовательно реализовывать, то ведь те же прогнозы, которые международные организации делают, они же их выставляют исходя из прошлых темпов роста ВВП. А если, допустим, будут продолжаться демонополизация экономики, возврат активов, если энергетика будет развиваться, экономика знаний, в принципе, все это вполне может быть реалистично. Единственное, конечно же, ближайшие 5 лет надо поработать очень серьезно. И важно, чтобы простой казахстанец (ВВП – это же такая цифра обобщенная) на кармане своем улучшения чувствовал. Если мы спросим простого человека, действительно ли на 4,9 процента его доход увеличился в 2023 году, не факт, что он это подтвердит. Поэтому важна политика в области человеческого капитала в нашей стране. То есть постоянно необходимо поддерживать уверенность в будущем. Но все это должно быть не только на бумаге, а реально отражено в доходах и в уровне жизни граждан. 
Что касается внешней политики, то Казахстану тоже в 2024 году предстоит много работы. Будет продолжаться сближение с нашими большими соседями – Россией и Китаем, с которыми и рост товарооборота идет, которые, в принципе, заинтересованы в безопасности и стабильности Казахстана. Они даже совместно заявляли об этом, особенно после событий трагического Января, когда Россия и Китай выступили против действий внешних сил. Ну и, в конце концов, 2024 год объявлен Годом туризма Казахстана в Китае. Одним из достижений прошлого года нашего внешнеполитического ведомства – это 30-дневный безвизовый режим с Китаем. Это важно на самом деле в плане доверия между странами и роста туризма. В конечном счете, это может сказаться и на ценах. То есть казахстанцам стало легче что-то необходимое из Китая привезти.
Казахстан в 2024 году председательствует сразу в нескольких авторитетных международных организациях – ШОС (Казахстан предложил объявить 2024 год Годом экологии в ШОС), Организации Договора о коллективной безопасности, Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации тюркских государств, Международном фонде спасения Арала, Исламской организации по продовольственной безопасности.
И еще есть много задач по обеспечению реализации Концепции внешней политики Республики Казахстан, принятой до 2030 года. Наши представители, Имангали Тасмагамбетов, который руководит ОДКБ сейчас или Бахытжан Сагинтаев, который недавно возглавил Евразийскую экономическую комиссию, тоже показатель того, что казахстанская позиция в плане межгосударственных взаимоотношений и работе региональных международных организаций усиливается в значительной степени. Да и сам Президент – профессиональный дипломат, который очень четко и тонко чувствует международную политику. Поэтому на международной арене он интересы Казахстана максимально положительно реализует. Вот сейчас фактически уже конкуренция между центрами силы в мире идет. Конфронтация между Россией и Западом, Китаем и Западом, а Казахстан в срединном положении находится, ему очень важно от всех этих рисков оградиться. То есть продолжать иметь прекрасные отношения и с Россией, и с Китаем, но не позиционировать себя как страна, которая противостоит Западу. И для Запада тоже Казахстан нужен как хороший партнер, к тому же он очень важный источник энергетического сырья. У нас все-таки основной торговый партнер не Россия и Китай, а Европейский Союз, куда основная наша нефть уходит. Поэтому мы в какой-то степени спасаем Европу от «энергетического голода», и это приводит к тому, что Казахстан становится более привлекательным для других государств мира. Так что в целом 2024 год будет довольно непростой. Никто не ожидает от него каких-то волшебных изменений, которые вдруг могут неожиданно произойти. Дай бог, чтобы никаких форс-мажоров не случилось. Надо мирно и достойно прожить, отработать этот год, и с верой в будущее двигаться дальше.

 

3042 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми