• Культура
  • 24 Марта, 2013

Сей образ чистый, священный…

Сафар АБДУЛЛО Доктору философских наук, профессору Альмире Бекетовне Наурзбаевой исполняется 60 лет. Уму непостижимо!.. Я уже много лет знаю Альмиру Бекетовну, как замечательного ученого и педагога, интеллектуала высшей пробы, человека, заметно отличающегося от многих других ученых своей неторопливостью, вдумчивостью и, вместе с тем, острым умом и абсолютно точным, ясным и грамотным выражением мысли. Каждый, кто знает этого прекрасного ученого, красивую и элегантную женщину, понимает, что главным достоинством ее научного языка является ясность. Ибо хороший язык научной работы не заметен, потому что заметной должна быть мысль. Я имел счастье несколько лет работать под ее непосредственным руководством, когда она была деканом факультета востоковедения Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана. Еще тогда я заметил в ней, помимо ее высокой учености и интеллигентности, выдающиеся качества организатора в научно-образовательной сфере, стремление сделать все, от нее зависящее, для улучшения качества образования и науки, умение оценить все новое в этой области, а также умение отделять по-настоящему ценные результаты от мнимых, рассчитанных только на внешний эффект. Альмира Бекетовна, как ученый с уникальным складом ума, умением мыслить конкретно, прекрасно понимает цену живой связи наук, посвященных объекту исследования. Это может быть и анализ конкретной темы, например, проблемы билингвизма в литературе, анализ конкретного произведения, фильма, живописи или архитектуры, или же какой-нибудь конкретный вопрос из области философии. Альмира Бекетовна Наурзбаева из той редкой породы людей, которых Всевышний одарил особым талантом и острым аналитическим умом. Я думаю, что большими усилиями и стараниями можно получить звание доктора наук или академика, но стать настоящим ученым невозможно. Помню, как еще в советское время, на 16-й странице знаменитой «Литературной газеты» прочитал удивительное изречение: «Пора защищать науку от – докторов наук!». А сейчас количество подобных дипломированных «докторов» выросло в разы, но, по моему глубокому убеждению, многие из них не имеют никакого отношения к настоящей науке. Ведь наши предки Абу Наср аль-Фараби, Абу Али ибн Сина и Омар Хайям не были докторами наук или членами какой-либо академии, они были просто Учеными. В наше время мы часто сталкиваемся с амбициями «ученых», которые имеют все мыслимые и немыслимые ученые степени и награды, занимают высокие посты, выдают себя за знатоков все и вся, но, на самом деле, оказываются лишь красивой вывеской, скрывающей пустоту. Вспоминаю известную мудрость, сохранившуюся с давних времен в персидской поэзии: «Пустая фисташка опозорится, как только откроет рот». И вот представьте себе, имея многолетний опыт работы и встреч с такими титулованными учеными, вы встречаете человека, настоящего ученого, который своим умом и ясностью мысли, с первых же минут знакомства, пленит вас, и с тех самых минут, если вы обладаете той же сущностью и умением слушать, вы никогда не сможете оставаться равнодушными к его словам и мыслям. Так случилось и со мной после первого общения с Альмирой Бекетовной Наурзбаевой. Несомненно, она получила блестящее образование. Успешно защитила кандидатскую диссертацию по филологии в Московском Государственном университете. Это была, по признанию московских коллег, одна из лучших исследовательских работ по поэтике литературно-художественного двуязычия. До сих пор эту работу цитируют ученые из разных стран, где двуязычие и иногда трехъязычие в литературе активно используется. Она могла бы сделать блестящую карьеру литературоведа, написать много книг по исследованию творчества отдельных литераторов и т. д., но ее пытливая натура, философский склад ума и особое, требовательное отношение к себе, всегда склоняли ее в сторону глубокого изучения предмета исследования и вопросов философско-теоретического характера. Поэтика – это важнейшая часть теории литературы и искусства, тот раздел литературы, который изучает структуру литературных произведений, поэтического искусства и литературных приемов и т. д., она очень тесно связана с эстетикой и философией. А. Б. Наурзбаева еще со студенческих лет начала изучать произведения великих философов – Г. В. Ф. Гегель, Ф. Ницше, А. Тойнби, М. Хайдеггера, Б. Рассела и, особенно, произведения таких великих русских специалистов, как М. М. Бахтин, Ю. Лотман, Е. М. Мелетинский, Д. С. Лихачев, а также европейских ученых таких, как Гастон Башляр, Мишель Фуко. Это та блестящая плеяда ученых, которая расширила горизонты современной мысли. Альмира Бекетовна прекрасно понимает, что в наше время научное познание быстро подвергается изменениям: меняется роль науки в общественной жизни, меняются те формы и методы, посредством которых она осмысливает природу и общество, меняются взаимоотношения науки с другими формами общественного сознания. О современности часто говорят как об эпохе, или как о совокупности черт, характерных для данной эпохи. Один из философов даже рассматривал современность не как исторический период, а как установку. Мишель Фуко говорил, что «под установкой я подразумеваю способ отношения к актуальности, добровольный выбор, делаемый отдельными людьми, и, наконец, способ мыслить и чувствовать, способ действия и поведения, который одновременно указывает на определенную принадлежность и выступает как задача». Человек, чувствующий динамику современной жизни, коим является Альмира Бекетовна Наурзбаева, пытается определить, не через осознание прерывности времени, не через разрыв традиций, чувство нового и головокружение от происходящего, а через непрерывную связь, непрерывное движение. Для нее быть современным человеком, означает не только осознавать и принимать это непрерывное движение, а оказаться по отношению к нему в определенной установке; и эта произвольная установка заключается в том, чтобы ухватить нечто вечное, находящееся не по ту сторону настоящего мгновения, и не позади него, а в нем самом. И абсолютно прав Мишель Фуко, когда говорит, что «современность отличается от моды, то есть от простого следования течению времени; эта установка позволяет ухватить то героическое, что есть в настоящем». Это обстоятельство, то есть чувство времени, и мысль о вечности направляют ее к исследованию вечной темы – гуманизма. Результат ее многолетних исследований, связанных с вопросами гуманизма, в 2003 году был представлен в качестве докторской диссертации по философии под названием «Гуманизм как концепт антропологического дискурса культуры» и ее блестящей защиты. Во всех научных работах Альмира Бекетовна Наурзбаева старается избегать поспешности, прекрасно понимая, что простая демонстрация эрудиции в научной работе – это еще не показатель значимости работы, или как сказал бы великий Дмитрий Сергеевич Лихачев это не эрудиция, а «ерундиция». Вспоминаю, как однажды она, терпеливо выслушав наукообразную демагогию некоторых своих коллег, попросила слова и сказала: «Я вот слушала коллег и думала: нет, все-таки, Маркс бессмертен! Но чаще всего его мысли и слова становятся просто лозунгами, которые затмевают все остальное и собственно само реальное прочтение Маркса. Я это к тому, что на самом деле гуманитарная составляющая такого понятия, как феномен качества жизни, в идеале должна находиться в равновесии с экономической составляющей. А что мы подразумеваем под гуманитарной составляющей? То, что уже было высказано здесь – очеловечивание этих понятий. Язык статистики коварен, потому что, с одной стороны, он вроде очень убедителен, верен, точен, а с другой – он надевает некую вуаль цифр на реальную ситуацию. На самом деле можно выбирать из контекста разные сферы и говорить: да, мы хорошо живем – у кого-то в гараже две машины, кто-то строит особняки и т. д. Но, с другой стороны, возможно ли гражданину, который имеет такой материальный достаток, реализовать себя при этом как личность? Помимо потребностей физического и материального характера у человека есть еще две высшие потребности – личностная самореализация и духовное совершенствование. И если мы собираемся делать национальный стандарт качества жизни, он в обязательном порядке должен складываться из гуманитарной, экономической, социальной, политической составляющих. Мы можем строить хрустальные замки, но насколько при этом в стране преодолена, скажем, коррупция?». И такой подход, несомненно, впечатляет. В своих выступлениях А. Б. Наурзбаева, где бы ни выступала, – на заседаниях ученого Совета, на научных семинарах, различных форумах, никогда не бывает многословной и велеречивой. Она придерживается старой академической традиции – говорит всегда коротко и для принятия определенного конкретного решения не стремится произвести впечатление на аудиторию. Личность Альмиры Бекетовны Наурзбаевой, как ученого и педагога, отражается в ее работе. Когда она писала о гуманизме в культуре, несомненно, понимала, что этим прекрасным, по своей сути, термином злоупотребляли в течение веков очень многие. Вспомним, как существовал гуманизм, выступавший против религии, христианский гуманизм, который противопоставляли аскетическому и гораздо более теоцентрическому гуманизму. Мы знаем, что существовал гуманизм, настроенный недоверчиво, враждебно и критически по отношению к науке, и, в то же время, другой гуманизм, который, напротив, связывал свои надежды с той же наукой. И марксизм назывался гуманистическим, и было время, когда гуманистические ценности представлялись национал-социализмом, когда сталинисты также заявляли, что они являются гуманистами… Но Альмира Бекетовна прекрасно знает, – нужно отбросить все, что объявляло о себе, как о гуманизме… Ей интересно обратить внимание на тот гуманизм, который служит человеку в его совершенствовании. Гуманист служит украшению и оправданию тех представлений о человеке, которые воспитывают в каждом из нас любовь к человеку. Альмира Бекетовна Наурзбаева владеет искусством полемики, в любой ситуации она находит точные слова, блистательные аргументы. Она умеет поставить на место зарвавшегося оратора вовремя поданной репликой, неожиданными и остроумными вопросами, которые, порой, поражают самых искушенных слушателей. Вот, например, ее реплика о том, что у нас есть закон о коррупции: «Если нет культуры социальной солидарности, никакой закон не будет работать. Эта культура должна быть абсолютно на всех уровнях. Простой пример: если сосед сверху делает ремонт, он даже не утруждает себя предупреждением своих соседей о том, что, допустим, сегодня отключит воду. Вроде элементарно, но этого же нет… И так у нас во всем.» Она очень внимательна к языку, к стилю изложения, к душевным движениям своих собеседников. При ее абсолютной простоте в общении, любой уважающий себя собеседник старается вести себя соответственно, достойно и деликатно. Ее интеллигентность и утонченность проявляется во всем – в тембре голоса, в выборе слов, выражений и т. д. Альмира Бекетовна Наурзбаева очень красива и женственна, а ее высокая нравственность и врожденная интеллигентность делают ее еще красивее. Связь красоты и нравственности несомненна, ибо, как сказано мудрецом, истинная красота никогда не лжет, она правдива по своей сущности. Красота и ум, в сочетании с нравственностью – это великое сочетание, оно бессмертно. Истинная красота никогда не убивает, у нее нет конкретной борьбы. Красота – в искусстве, в литературе, какой бы она ни была, основана на вековых традициях, она почитает своих предков. Поэтому красота основана на нравственности и воспитывает нравственность. Я дружу с профессором Альмирой Бекетовной Наурзбаевой и дорожу этой дружбой. Она человек с большой буквы, настоящий патриот своей Родины, всегда думающий о прогрессе, о культуре, о развитии общества, очень чуткий к человеческой судьбе. Однажды я случайно наблюдал такую картину. Мать одной абитуриентки пришла к декану (в бытность Альмиры Бекетовны деканом) с просьбой предоставить место в общежитии ее дочери, так как ей некуда идти, и у нее нет денег, а, узнав о том, что общежитие еще не готово, стала плакать. Альмира Бекетовна предложила этой незнакомой женщине, чтобы ее дочь пожила у нее дома… Только благородные и щедрые душой люди могут так поступать… Однажды в беседе она сказала, примерно, следующее, – я внимательно слежу за выступлениями наших чиновников, депутатов. Слушая их речи, я редко слышу слово «культура». Между тем, без культуры в обществе не может быть нравственности. Без элементарной нравственности не могут нормально действовать социальные законы, экономические законы, не могут исполняться указы. И не может существовать настоящая современная наука и образование, ибо трудно, например, проверить дорогостоящие проекты, направленные на развитие… Известно, что авторитет страны зависит не от количества добываемой нефти, а от числа настоящих авторитетных университетов, больниц, хороших школ, качества науки, музыки, живописи, от трудолюбия народа, поведения населения… Я абсолютно уверен в том, что авторитет страны зависит еще от того, на каком уровне будет культура страны. Культура в широком смысле этого слова. Культурная страна будет уважаема во всем мире. И всем нам надо сделать очень многое для того, чтобы мы стали культурными людьми и могли развивать свою культуру. Отдача культуры народу, по словам академика Д. С. Лихачева, неизмеримо больше, чем возможные доходы от любой области экономики и техники… Это понимает и наш юбиляр, много лет занимаясь культурологией и постоянно отстаивая свои принципы в деле укрепления и развития культуры. Кто хотя бы один раз слушал лекции профессора А. Б. Наурзбаевой, никогда не забудет ее непосредственность, свободу и компетентность. Ее преподавание это, прежде всего, заботливое взращивание молодых специалистов. Стремление научить своих студентов работать, передать им свои знания, наметить темы будущих исследований сказывается во всей ее деятельности. Она удивительно яркий и талантливый педагог. Ее талант выражается в том, что она не только многое дает своим ученикам, но и многое с них спрашивает, она требует от них самостоятельности, отстаивания своей точки зрения. Среди ее учеников есть много оригинально мыслящих и талантливых людей. Мне было очень приятно услышать, когда мои друзья, известные люди Казахстана – писатель Дидар Амантай и ученый-политолог Санат Кушкумбаев с гордостью называли себя учениками Альмиры Бекетовны Наурзбаевой. От души поздравляю Альмиру Бекетовну с юбилеем и желаю ей долгих лет плодотворной творческой жизни и крепкого здоровья! Знаю, что половину пути она прошла с достоинством, уверен, что вторую половину она пройдет также с честью и гордо поднятой головой. Истинная честь всегда созвучна с совестью. У Альмиры Бекетовны Наурзбаевой честь всегда была в гармонии с совестью. Убежден, что всегда так и будет.

1033 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми