- Экономика
- 19 Октября, 2011
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО СТРАНАМ
Ураз Баймуратов,
академик НАН РК,
директор Научно-исследовательского института
финансово-банковского менеджмента
Широко распространено мнение о первенстве Запада в области демократизации общества и его экономической жизни. Запад и, в частности, США считаются родиной современной демократии, а Америку, признают ее локомотивом.
Это представление следует объяснить тем, что развитие демократических трансформаций в экономических отношениях обусловлено рационалистическим и антропоцентристским стилем мышления и действий, преобладанием индивидуалистических тенденций в образе жизни, что, в конечном счете, породило капиталистический способ производства и развитие частной собственности. На основе опережающего развития демократизации и рыночных отношений современные индустриально развитые страны добились больших экономических высот.
В демократическом развитии странам Востока исторически пришлось выполнять роль догоняющих, что объясняется продолжающимся стремлением США и ряда государств Европы глобализировать западную модель политических отношений в обществе. В восточном мире раньше всех вступила на путь политических модернизаций Турция, в целом преуспевающее в исламском мире государство, где еще в 20-40-е годы ХХ в. проводились реформы Кемаля Ататюрка. Однако в последующем в этой стране происходили спады и подъемы в экономическом развитии, со сменой правительств резко менялся политический курс. Противоречивость, на мой взгляд, – характерная черта политической модернизации в Турции. К примеру, здесь происходили колебательные движения от исламизации к деисламизации, от признания связи между религией и экономикой к отрицанию такой корреляции. Это, по-видимому, объясняется сложной этнической структурой народа Турции, многоконфессиональностью страны и сложностью балансирования между культурами Востока и Запада. Ведь именно сложным системам присущи высокая волотильность, «зигзаги» в развитии.
Позже (60–70-е годы ХХ в.) в Иране произошла «белая революция» шаха Пехлеви, в Китае по инициативе Дэн Сяопина внедрялась модель рыночного социализма, в 80-е годы в Малайзии премьер-министром Махатхиром Мохаммадом проведена политическая модернизация, и здесь сложилась рыночная экономика, в значительной мере совмещающаяся с демократическими преобразованиями, духовно-демографическим благополучием народа.
На Ближнем Востоке в последние десятилетия значительные шаги по экономической модернизации (в частности, по либерализации) осуществлялись в Египте, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах и других странах – в направлении к определенной открытости общества и либерализации хозяйственной жизни. Особенно радикальные меры были приняты в ОАЭ, где созданы свободные экономические зоны, а налоговая система является наиболее благоприятной, учитывающей всю мировую практику.
В исторически короткие сроки некоторые страны, входящие в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), из маловлиятельных субъектов международных отношений превратились в активную силу мировой экономической системы в качестве финансового донора развитых стран мира, импортера передовых технологий и рабочей силы. Главный фактор роста влияния «арабской шестерки» не только экспорт нефти, но и определенная политическая модернизация и развитие системы образования при сохранении существенной роли ислама в духовном здоровье народа, что позволяет им довольно активно развиваться в хозяйственном плане. Экономическая модель, принятая «арабской шестеркой», обеспечивает рост ВВП если не самыми высокими, то стабильно умеренными темпами. Для нее подошло бы сравнение с бегом стайера на длинную дистанцию. На судьбы цивилизации, как оказалось, эта стратегия влияет благотворнее, чем стратегия бега спринтера на короткое расстояние, поскольку в первом случае не происходит отставания в духовной жизни и развитие страны идет не рывками, а планомерно-поступательно. В самом деле, в отличие от ряда развитых стран мира государствам ССАГПЗ не угрожают стагнация, присущая древним цивилизациям, и депопуляция этносов, напротив, здесь отмечается рост численности народов и сторонников ислама.
Однако, как показывают нынешние реалии, политическая модернизация в ряде стран Ближнего Востока далека от завершения. Проходящие нынче так называемые «финиковые» революции представляют, на наш взгляд, сигналы об отставании процесса демократизации от потребностей народов, о необходимости устранения сложившихся дисгармоний в странах. По-видимому, их можно рассматривать как путь к обновлению политических систем, в конечном счете, к исламскому ренессансу, к новому процветанию Ближнего Востока, всего исламского мира.
События в ряде стран Ближнего Востока можно понимать как сигнал к политической модернизации практически на всем Востоке. Процесс демократического обновления актуален, в частности и в Казахстане. Так, большого внимания требуют задачи по дальнейшей гармонизации соотношения президентской и парламентской форм власти, оптимизации сроков смены президента, расширению свободы слова в СМИ, усилению роли институтов гражданского общества, повышению уровня избирательной системы и др. Высказываемый нередко тезис «сначала экономика, а потом демократия» с точки зрения теория гармонии в обществе и в его экономике представляется нерациональным. Он располагает важнейшие общественные процесы линейно, последовательно, по «очереди», что является противоестественным. А речь должна идти о нелинейном их восприятии, о синхронном совмещении экономического развития с демократическим, демографическим и демоэтическим (духовным в широком понимании) процессами. Гармоничная экономика может формироваться лишь в обществе с этими тремя «D». Демоэтика, то есть, рост духовности, составляет основу нового сценария развития.
Всеобщий принцип умеренности, ведущий к Гармонии, должен лежать и в основе демократического развития общества. Парадокс в том, что избыточная демократия в секулярном обществе, как и ее отсутствие, ведет к негативам.
Опыт индустриальных стран высветил одно важнейшее обстоятельство: в условиях низкой духовности индивидов или ее полного отсутствия, что следует особо подчеркнуть, развитая либеральная демократия открывает дорогу для различных негативных явлений. Это, к примеру, официально признанные однополые браки, ведущие к низвержению института семьи и брака, распространение безнравственности, оборачивающееся разгулом насилия и жестокости, наркоманией, алкоголизмом и пр. Свобода, очень привлекательная внешне, в реальности трансформируется во вседозволенность и дистанцируется от обязательств перед другими индивидами и социумами. Не менее актуальная проблема независимости территорий в целом ряде государств обусловлена несбалансированностью демократических процессов с деятельностью центральных правительств, институтов гражданского общества, соблюдением принципа социальной справедливости, обеспечением экономических интересов регионов. Силы, стоящие за дезинтеграцию, и силы, преследующие сохранение целостности государства, могут найти общий язык лишь на основе компромиссов, и в политических реформах такой путь гармонизации интересов не может игнорироваться.
В восточных странах получила распространение идея применения стратегии догоняющего развития при довольно широкой вестернизации. Справедливости ради следует сказать, что речь не идет о полном повторении того пути, что прошел Запад. Необходимо иметь в виду – это практически невозможно, да и нецелесообразно. Можно говорить о существовании некоторого порогового уровня вестернизации, за которым эффективность политических модернизаций резко снижается (при стратегическом видении). Объясняется это тем, что уровень либерализации экономики, всей жизни общества в условиях духовной неразвитости индивидов имеет свой разумный предел, за которым наступает вседозволенность, возникают деградация индивидов, социумов в целом и опасность исчезновения этноса, получают простор негативные явления. Этот урок из опыта Запада весьма поучителен для остального мира в плане не повторения ошибок, так сказать, движения по обходной дороге. Такой дорогой и является демократия, пронизанная духовностью, которая может быть названа гармоничной демократией.
Экономический эгоизм достигает своего максимума в условиях чрезмерно мягких либеральных законов, дающих максимум свободы предпринимателям. Казалось бы, для хозяйственного роста при этом создаются идеальные условия. Но реальность показывает другое – эффективность бизнеса не доходит до максимума вследствие всеобщего роста цен, а отсюда – снижение уровня жизни. Инфляционную спираль, в основном, раскручивают недобросовестная конкуренция, неуемная жажда денег, ценовой сговор, монополизм, спекулятивная составляющая рынка, становящегося при полном либерализме радикальным. Такая экстремальная модель рынка, по своей сути, асоциальна, аморальна, а потому не имеет будущего.
Следует заметить, что модель полного неолиберализма в значительной мере не применима к исламской экономике вследствие запрета в ней производства и потребления алкоголя, наркотиков, шоу-индустрии, азартных игр, пользования женщинами как живым товаром и т.д., а также из-за табу на проценты за кредиты, спекулятивную составляющую бизнеса. Деньги не являются товаром, не должны продаваться и покупаться в отличие от рекомендаций теории полного либерализма. Так в исламской экономической модели валютный рынок оказывается вне закона. Поэтому теория неолиберализма не может быть признана универсальной не только в условиях какой-либо отдельной страны, но и, тем более, в условиях различия цивилизаций. Главный ее порок состоит в допущении реальных возможностей для возникновения различного рода негативных явлений, правонарушений в экономической сфере индивидами-сверхэгоистами, духовный уровень которых, мягко выражаясь, оставляет желать много лучшего.
Даже в США, где свободное предпринимательство поднято на уровень высшей демократии, а население воспринимает его как национальную гордость страны, оно не всегда оправдывало надежды экономистов, идеологов и политиков. Не раз такое предпринимательство приводило к финансово-экономическим кризисам, к примеру – Великой депрессии 30-х годов XX в. Нынешний финансовый кризис, целый ряд других ситуаций вызывают отрицательное отношение к себе не столько самим фактом возникновения подобных явлений, что воспринимается уже как неизбежность в рыночной экономике, сколько их большой глубиной и масштабами, угрозами их повторения.
Глубинная причина кризисов в экономике, как представляется, кроется в недрах самого общества – в чрезмерном материальном эгоизме индивидов, не совмещенным с духовным прогрессом, но получившим практически неограниченный простор при слабом регулировании и недостаточном контроле финансового рынка со стороны государства. Такой голый эгоизм, в конечном счете, генерирует все социально-экономические противоречия в рыночном хозяйстве, придает ему экстремистский характер, разрушает гармонию в экономике и в обществе в целом. В этом опасность данного явления для цивилизации. Выпячивание какого-либо фактора, будь то даже инновации, из комплекса всех факторов и условий и рассмотрение его в качестве «палочки-выручалочки» методологически не состоятельно. Стало очевидным, к примеру, что экономическая свобода, не совмещенная с высокой духовностью и политической модернизацией, множеством других условий и факторов развития, сама по себе не обеспечивает стабильный экономический рост, она, скорее, способна вызвать хозяйственный хаос и неэффективное использование ресурсов. Целый ряд развитых стран достиг высокого уровня в инновационном прогрессе и либерализации экономических отношений, но это не избавило их от генерирования кризисов перепроизводства, от непомерных бюджетных дефицитов. Они (США, Греция, Ирландия, Португалия, Испания и др.) в настоящее время оказались на грани дефолта.
Самое демократическое государство мира, каковым являются США, терпит ныне финансовые крушения именно потому, что в обществе игнорируется основополагающая роль духовно-нравственного развития. Современному либерализму открыта широкая дорога в условиях фактически секулярной среды. Государство с самой крупной в мире экономикой не в силах преодолеть свой огромный бюджетный дефицит, с суммарными долгами в 14,3 триллионов долларов. Это несмотря на высокий уровень инновационности экономики и мировое лидерство в сфере науки. Антикризисные меры правительства с большими финансовыми вливаниями в банковскую систему до конца не решили проблему выхода из кризиса. Объяснение этому состоит в том, что антикризисная борьба ведется поверхностно, она замыкается на следствиях, а не первопричине кризиса. Такой подход ущербен дает краткосрочный эффект. Необходимость преодоления последствий, разумеется, должна признаваться, но ограничивать антикризисную политику правительства – значит лечить симптомы болезни, оставляя вне внимания ее причины. Аналогия эта полезна тем, что позволяет понять истину – все кризисы: экономические социальные, экологические, политические, имеют своим генезисом дисгармонию между экономикой и тремя «D». Она имеется во всех государствах, но не везде одинаково остро образовалась. Наиболее критична она там, где духовно-нравственное здоровье общества слабое при высокой экономической развитости. Парадоксально, но факт: к числу стран с максимальной остротой дисгармонии относится большинство экономически сильных государств мира, с развитой демократией. Разве данное обстоятельство не служит поводом для глубоких размышлений и для политиков, и для ученых? Автор, впрочем, уже лет шесть призывает к этому.
Итак, фундаментальная причина этих и других кризисов одна, она кроется в дисгармонии между непрерывно возрастающими материальными потребностями и отстающими от них духовными запросами индивидов, даже социумов. Ее углублению способствует отрыв демократических процессов от духовно-нравственного состояния общества. Нарушается правило «Экономика при трех «D». Отсутствие или отставание какой-либо составляющей из этих четырех общественных процессов или же одностороннее провозглашение любой из них как единствено важный приоритет общества открывает шлюзы многочисленных дисбалансов и проблем. Цель не достигается на стратегическом горизонте, эффект бывает краткосрочным. Такой подход быть может, выгоден для политиков, а для народа – это иллюзия благополучия. Синергия между экономикой и тремя «D» образуется лишь при комплексной стратегии развития всего общества. К сожалению, это присущее не только развитым странам, но и развивающимся государствам, в том числе Казахстану. Разумно ли идти по пути заблудившихся?
В то же время было бы абсурдным отрицать значение развития экономической и политической свободы в росте прогресса любого общества. Но принципиально важно, чтобы оно не уводило от баланса (гармонии) с ответственностью индивидов, от проблем укрепления духовности в обществе и его демографического развития.
Хорошо известно, что концепция справедливости наиболее присуща восточному миру, что, впрочем, не говорит о полном отсутствии ее в западном менталитете. Взять, к примеру, экономическую доктрину ислама: «Ислам провозглашает не равенство в распределении жизненных благ, а предоставление возможности приобретения благ и средств к существованию».1
Принцип равенства возможностей справедлив, универсален, его поэтому и разделяют во всех частях Земли. Он создает мотивационный потенциал для практических действий наряду с принципами конкуренции. Эти два механизма, на мой взгляд, неразделимы, как два полюса Земли. Отрыв одного от другого, каким бы то ни было образом, чреват социально-экономическими конфликтами.
Сходство западной и восточной, в частности, исламской, моделей демократии состоит также в утверждении равноправия индивидов, уважении к человеку как субъекту и источнику власти. В обоих случаях действует принцип субсидарности – все проблемы должны решаться как можно на более низком уровне политической иерархии.2 Принципиально важно заметить, что нередко встречается утверждение «Ислам отрицает права человека и демократию».3 Этот миф развенчивается такими фактами, что рабство в арабских странах было устранено мирным путем еще ХIV веков назад без каких либо восстаний рабов, установлены вечные права человека на жизнь, безопасность и помощь со стороны других людей права на свободу личности, на защиту чести, на собственность, на признание прав женщин на достойную жизнь и др. Все это прописано в исламской идеологии еще с VII века на много раньше, чем в конституциях всех развитых государств.
Однако нельзя не видеть существенных отличий между разными моделями демократии. «Ислам стремится к тому, чтобы абсолютно равно ценились и личность, и коллектив».4 Этим он признает наличие гармонии в мировоззрении индивида между индивидуалистскими и коллективистскими устремлениями человека, т.е. равенство между ними, любое нарушение которого означает отход от «золотой середины». На таком балансе интересов покоится стабильность общества, также как и отдельных его «ячеек». В то же время ислам накладывает запреты на все то, что вредит здоровью, загрязняет душу человека (алкоголь, табак, наркотики, азартные игры и др.), унижает достоинство женщины, превращаемой часто в живой товар в неисламском мире.
Современный опыт различных стран показывает, что оба вида демократического развития находятся на разных стадиях прогресса. Западная модель – на своей наиболее высокой стадии, а восточная – на этапе совершенствования политической системы. Поскольку в восточных государствах применяются в той или иной степени элементы западной демократии, то обычно используется термин «вестернизация». Но важно различать, что в ряде стран (к примеру, Япония, Южная Корея, Турция и др.) степень заимствования западного опыта достаточно высока, что позволяет говорить о вестернизации части Востока в сфере политического устройства. Однако западная модель демократии, которая ныне наиболее распространена в мире, имеет свои внутренние проблемы. Этого не могут не видеть остальные государства мира. Включая в процесс политмодернизации вестернизацию, они стоят перед необходимостью не тотального, а избирательного восприятия западных ценностей. Выходящие на мировую авансцену суперэтносы (исламский, китайский, российско-славянский, японский, индийский и др.) со своими проблемами, собственными представлениями о картине мира претендуют (и не без основания) на активное участие в глобализационных процессах. И свое демократическое развитие они видят в ограниченном, «отфильтрованном» использовании опыта индустриально развитых стран, не соглашаясь с политикой тотальной экспансии западной демократии. Поэтому можно говорить о зародившейся новой, особой, восточной демократии. Не вдаваясь в подробный анализ этой формации, можно отметить ее важнейшие особенности.
Восточная демократия совмещается с национальной спецификой стран, и самое главное, с духовным прогрессом общества.5 Это – демократия, пронизанная духовностью, потому-то она не тождественна западной демократии ни по содержанию, ни по степени либерализации. В ней имеются ограничения прав и свобод граждан (однополые браки, аборты, шоу-бизнес и сексуальные развлечения, азартные игры, употребление алкоголя, табака и наркотиков, некоторых продуктов). Но принципиальное отличие состоит в особенностях исламской финансово-экономической модели. При этом восточная демократия создается путем критического осмысления и использования того богатого опыта демократического развития, что накопили западные страны. Конечно, каждое государство учитывает собственную специфику, прокладывает свой путь демократического развития. Прежде казалось, что политическая жизнь в ряде стран не претерпит каких-либо радикальных переформаций. Однако ХХ век и начало XXI века принесли большие изменения и в их политическую жизнь, и в распределение политических ресурсов (обладание властью). Тому подтверждение – революционные волнения в странах Ближнего Востока, Северной Африке, направленные на демократизацию жизни общества, его отдельных сфер.
Некоторые крупные восточные страны стремятся изменить существующее привилегированное положение индустриально развитых государств как законодателей моды в сфере демократии. Здесь осознают, к чему может привести ее насильственный экспорт в восточные страны без учета их особенностей. Неисчислимые бедствия приносит, в частности, война в Ираке. Человеческие жертвы и финансовые затраты огромны, а установление демократии по западному образцу здесь так и не состоялось. Отдаленные последствия экспорта этой модели демократии для самого Запада представляются непростыми, поскольку в результате него возникают серьезные военно-политические конфликты. Стратегия современной модернизации исламского мира, а не самого Ислама, как религии, на наш взгляд, должна учитывать эту особенность его возрождения и процветания. Взвешенные политические реформы, нацеленные на длительное стабильное развитие общества, являются более эффективными по сравнению с их радикальными вариантами. И этому учит опыт того же Запада. Парадокс в том, что избыточная демократия, как и ее отсутствие, ведет к негативным проявлениям.
События в ряде стран Ближнего Востока можно понимать как тенденцию к политической модернизации. Процесс демократического обновления актуален и в Казахстане. В частности, большого внимания требуют задачи по гармонизации соотношения президентской и парламентской форм власти, оптимизации сроков смены президента, расширению свободы слова в СМИ, усилению роли институтов гражданского общества, повышению уровня избирательной системы и др.
Всеобщий принцип умеренности, ведущий к гармонии, должен лежать и в основе демократического развития общества.
Литература
1. Малик Ибрахим. Ислам и не-ислам. Ислам и экстремизм. Ислам и терроризм. Казань, 2005, с. 51.
2. Баймуратов У. Гармония общества и экономики: мировая парадигма // Том 6. Избранные научные труды. Алматы: Экономика, 2010, с. 65.
1712 раз
показано1
комментарий