• Экономика
  • 26 Декабря, 2013

Аманжол КОШАНОВ: «Целесообразно избежать чрезмерной урбанизации страны»

В октябре с. г. в Акорде с участием Главы государства состоялось расширенное заседание правительства, на котором Н. А. Назарбаев высказал критические замечания в его адрес. Обескураживает тот факт, что они не нашли активного отклика в рядах членов Кабинета министров. Только через 20 дней после критики Президента появилась некоторая активность в работе глав министерств и ведомств. Но их нынешние действия по своему уровню и масштабу не отвечают поставленным задачам.
В начале ноября Нурсултан Абишевич вновь поднимал вопросы по проблемам развития экономики на совещании, посвященном совершенствованию деятельности администрации Президента.
Ситуацию в экономике страны, ее проблемы и перспективы мы попросили прокомментировать одного из самых компетентных в республике ученых-экономистов, академика НАН Аманжола КОШАНОВА:

– Последний период ознаменовался рядом событий международного уровня с участием Президента нашей страны. Это были встреча глав государств G-20 в Санкт-Петербурге, совещания в Минске, в Бишкеке и т. д. Естественным продолжением этих крупных совещаний, где с важными инициативами выступал Президент, явились мероприятия, связанные с наведением порядка, ревизией в нашей собственной экономике. Состоялась серия совещаний, заседаний на правительственном уровне с участием Н. А. Назарбаева, где конкретно рассматривались состояние нашей экономики, ключевые вопросы развития народного хозяйства, серьезные недостатки, упущения министерств, ведомств в сферах бюджетной политики, освоения государственных средств. В частности, он отметил, что объем неосвоения этих средств по предварительному прогнозу составит 150 млрд. тенге. Президент подчеркнул, что данные средства не должны направляться на «залатывание дыр», а использоваться только на неотложные нужды. Также Глава государства поручил направить их на сокращение дефицита бюджета или в Национальный фонд.


Хронической проблемой Президент назвал удорожание бюджетных проектов. Так, в 2012 году объемы увеличения проектной стоимости составляли 40 млрд. тенге, а в нынешнем – уже 60. Вокруг разработки и пересмотра проектно-сметной документации сформировалась целая отрасль сомнительного бизнеса. Резкой критике были подвергнуты система госзакупок, недостаточно эффективная работа по внедрению инноваций, деятельность в сферах недропользования и т. д.
Все эти материалы стали достоянием СМИ, активно обсуждаются, высказываются мнения руководителей областей, рядовых жителей нашей страны, которые заинтересованы в эффективном, динамичном развитии экономики.
Наряду с частными вопросами упущений в работе министерств, ведомств, главным образом министерств финансов, экономики и бюджетного планирования и других, Президентом выдвинут ряд кардинальных вопросов о путях дальнейшего развития нашей экономики. В частности, республика приступила к разработке программы второй пятилетки – программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). В этой связи поставлен ряд вопросов, которые должны радикально скорректировать, переориентировать экономику нашей страны. Президент поставил задачу выстраивания новой политики в создании эффективной системы использования углеводородных ресурсов. Это очень важная проблема, потому что нефть, газ, металлургия и т. д. являются основными источниками пополнения нашего бюджета. Президент ставит задачу оптимизировать приоритеты индустриализации нашей страны на вторую пятилетку на ближайшие 10 лет и, безусловно, главный приоритет – Программа-2050, когда мы планируем войти в число 30-ти развитых стран. С чем мы войдем? Безусловно, мы должны корректировать программу ФИИР. На втором этапе она должна строиться преимущественно на высокотехнологических сферах производства. Это задача стратегического плана в целом для развивающихся стран, располагающих богатыми природными ресурсами, как основы их индустриального развития. Президентом выдвигается новая концептуальная задача – сырьевые ресурсы должны поддерживать экономику, но при этом перестать быть главным источником дохода государства. Речь идет о кардинальной перестройке структуры экономики. Выдвигаются два подхода в развитии сырьевых отраслей, в частности, в добыче углеводородов. Консервативный подход с сохранением устойчивой добычи и экспорта до 2050 года с обеспечением стабильного поступления доходов в Национальный фонд. И агрессивный подход – курс на быстрейшее вычерпывание тех запасов углеводородов, которые у нас находятся под землей. Но при таком подходе мы можем быстро исчерпать эти запасы. В целом запасы углеводородного сырья в мире рассчитываются всего на 40-50 лет, учитывается глубина залегания и т. д. Мы и так уже 20 лет активно вычерпываем эти ресурсы, поэтому предполагается альтернативный путь развития нетрадиционных источников энергии и энергосбережения. Есть важные наметки и планы развития энергетики в данном направлении в увязке с предстоящей Всемирной выставкой 2017, которая будет проходить в Астане.
Изменение курса в использование наших недровых ресурсов по консервативному пути развития – стабильному, последовательному – будет сочетаться с преобразованиями в структуре экономики, ее диверсификацией. Поставлена задача оптимизировать текущие приоритеты индустриализации и отказаться от увядающих сфер производства. Ориентир преимущественно взят на развитие передовых отраслей производства. Наш Президент в целях экономии призывает к концентрации средств на решающих направлениях развития приоритетных отраслей. В программе ФИИР существует опасность распыления средств, что сейчас, зачастую, и происходит. При этом мы должны учесть опыт первой пятилетки программы ФИИР. Например, если мы посмотрим программу индустриализации по областям за истекающую пятилетку с 2009 по 2014 годы, то внимательный анализ показывает, что предприятия отражают в своем развитии общие задачи индустриализации, зачастую возводимые объекты, точки роста не взаимосвязаны, бессистемны. Создается впечатление, что акимы областей впопыхах занимаются вводом случайных объектов, слепленных из текущих нужд регионов. В этом плане сложно проследить, что здесь инновационное, а что просто копирование традиционных технологий. Сейчас ставится задача – в областях и регионах формировать систему взаимосвязанных передовых индустриальных производств. Существует так называемая система вертикальной интеграции корпораций: главное производство, например, по добыче нефти и газа, затем переработка, строительство заводов, предприятий, выпускающих разнообразные изделия из этого сырья, утилизация газов, отходов производства, их переработка в пенопласт, полипропилен и т. д. И до выпуска конечной продукции. Предполагается, что два-три направления такого рода должны быть системообразующими, которые увязывали бы все другие обслуживающие сферы производства и, в конечном итоге, повышали эффективность региональной экономики. Любая экономическая реформа невозможна без развития периферии территории. Экономика областей, ее эффективность образуют в целом экономику республики. По моему мнению, на первом этапе реализации программы ФИИР по областям и в целом по республике методологических и методических увязок не прослеживается. Что инновационного в общем потоке технологий возводимого объекта, зачастую, остается тайной за семью печатями. Все тонет в общих отчетах, докладах и т. д. Каков эффект инвестиций в рамках ФИИР? Единицы объектов, относимых к инновационным, теряются в общем потоке. В целом на первом этапе ФИИР превалирует главный подход: набрать определенное количество предприятий – цементные заводы, ремонтные предприятия, выпуск запчас­тей, еще что-нибудь. И это выдавалось за общую программу индустриализации. Не было системы взаимосвязанных производств, которые работали бы на выпуск конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Поэтому сложно судить об эффективности инвестиций вообще и о целевом решении задач общей индустриализации и инновационного развития в особенности. Методологически важно в плане ФИИР на новую пятилетку четко определиться с элементами инноваций в объектах ФИИР и по-настоящему новыми инновационными предприятиями, цехами. Если, например, на новом предприятии, возводимом за счет трансферта технологий, могут быть элементы инноваций, за счет чего будет получен определенный эффект, то к полноценному инновационному предприятию необходим другой подход. Я считаю, что это важно для определения эффективности инвестиций в программу ФИИР, учитывая судьбоносный характер инноваций в реализации Стратегии «Казахстан-2050». Важно уже сейчас специализироваться на высокотехнологичных сферах производства с усилением исследовательского потенциала.
Интересно, что в связи с изменением политики освоения природных ресурсов разработан проект Указа Президента «Об утверждении концепции эффективного управления природными ресурсами и использовании доходов сырьевого сектора». Это совершенно новая концепция, и выдвигается она не вдруг. Начало было положено в Послании Президента в декабре прошлого года «Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства». Президент ставит вопрос о необходимости эффективной переработки добываемых ресурсов на месте, потому что современные технологии предоставляют большие возможности для использования именно составных элементов сырья, которые уже котируются на уровне передовых звеньев научно-технического прогресса и дают толчок в развитии. Из них можно добывать и формировать новейшие материалы, которые используются в нанотехнологии, биотехнологии и т. д. Эту идею, по словам Президента, высказанным в Послании, нам не освоить без огромных инвестиций, капитальных вложений. Поэтому необходимо использование национального капитала и зарубежных инвестиций, и на совместных предприятиях добиваться высокой эффективности переработки сырья. Эта идея находит закономерное отражение в концепции, которая представлена Правительством в виде Указа Президента. Очевидно, в ближайшее время он будет подписан.
В этой связи Глава государства ставит вопрос о новой и в то же время консервативной политике добычи природных ресурсов. Такая политика на первом этапе предполагает сохранение современного уровня добычи. В 2020 году будет добыто 120 млн. тонн нефти. В 2010–2013 гг. добыча держится на уровне 79-82 млн. тонн. В этом году будет добыто, примерно, 82 млн. тонн, а через 7 лет добавим еще где-то 40 млн. тонн к этому объему. Затем, в 2021-2030 годах будет происходить постепенное снижение добычи до 100 млн. тонн, а в 2050 году добыча сократится до 40. Это консервативный путь бережного, постепенного снижения добычи сырьевых ресурсов с их максимальной переработкой на месте. Если в 50-м году у нас будет добыто 40 млн. тонн нефти, то 20 из них будут перерабатываться в республике, а другие 20 млн. тонн поступят на экспорт.
Сегодня Казахстан отправляет на зарубежные рынки, примерно, 80% добываемого. То есть, прослеживается политика рационального использования и постепенного консервативного снижения объемов добычи с ориентацией на эффективную переработку и развитие других индустриально-развитых технологий.
Я уже говорил о том, что в целом успех экономической реформы в республике в решающей мере зависит от эффективности работы региональных экономик. В этой связи в докладах Президента на последних совещаниях обсуждался вопрос рационального размещения производств и точек роста. Ставится задача формирования четырех крупных агломераций-мегаполисов мирового уровня. Они станут физическим каркасом формирования наукоемкой экономики. Такая экономика относится уже к пятому технологическому укладу, который мы должны в полной мере реализовывать до 2050 года с переходом на шестой технологический уклад. Для формирования агломераций-мегаполисов намечаются Астана, Алматы, Шымкент и еще один город, который пока не определен. Об Астане – особый разговор. Это – политический, экономический, даже я бы сказал, индустриальный центр нашего формирующегося государства. Но меня, как экономиста, несколько тревожит, что при огромной территории в 2 млн. 700 тыс. квадратных километров, при малой демографической нагрузке на эту территорию – всего 17 млн. человек, возникает опасение – огромные расстояния, низкая плотность населения, 45% живет на селе, которое находится в плачевном состоянии в экономическом и социальном плане, и вот этот точечный принцип агломерации городских центров наукоемкой экономики может привести к еще большему обезлюдению пространственной пустоты, недоосвоению пригодных для народного хозяйства просторов. Это может привести к снижению экономической, географической и оборонной безопасности. Недаром же сейчас готовится соглашение о совместной защите воздушного пространства в рамках ОДКБ. То есть возникает опасность чрезмерной урбанизации. Могут обостриться экономические и социальные проблемы. Наиболее урбанизированным мегаполисом в мире сейчас считается Токио. Там живет 37 млн. человек – одна треть населения, на крохотной островной территории самой Японии. В этой связи нелишне вспомнить, что эта страна высокоиндустриальная, высокоурбанизированная и наиболее упорядоченная. И в то же время из капиталистической практики известно, как стихийно складывались такого рода мегаполисы с их бидонвилями, центрами нищеты, преступности и вымирания бедных, деклассированных слоев населения.
Безусловно, для Казахстана нужна другая концепция урбанизации и рациональной организации территорий с сочетанием средних и малых городов, сельских поселений типа агрогородов. Тем более Президент выдвигает задачу перестройки в целом организации сельского хозяйства. Это большая проблема. Необходимо рационально организовать оптимальное размещение производительных сил на областном уровне с научно-обоснованными точками роста экономики и созданием достойных условий жизни населения. Разумеется, такая организация хозяйственной и социальной жизнедеятельности должна проводиться при развитой инфраструктуре и путей сообщения.
При организации четырех крупных мегаполисов, меня волнует судьба десяти оставшихся областных центров и дышащих на ладан малых городов – бывших градообразующих центров со специализацией на добыче природных ресурсов. 
Но что же все-таки сделано конкретно в рамках программы ФИИР? С 2010 года, по карте индустриализации Казахстана, введено в строй 563 проекта – по данным министра индустрии и новых технологий Исекешева. Притом реализация более 90 процентов из них осуществлялась за счет частных инвестиций – это интересный момент. Вначале, когда принимали программу ФИИР, она была рассчитана на 42 млрд. долларов. Половину из них планировалось получить из средств фонда национального благосостояния «Самрук-Казына». И вот за год до окончания первой пятилетки докладывают, что доминируют частные инвесторы. Здесь стоило бы покопаться, что это за инвестиции? И эти новые предприятия произвели на ноябрь 2013 года продукцию на сумму 2,1 триллиона тенге, это столько же, сколько было потрачено средств на их реализацию.
Таким образом, можно отметить недостаточную эффективность этих инвестиций. В то же время, как пишут в СМИ, целый ряд предприятий, которые выставляются как фланговые, после их открытия Президентом обычно простаивают или закрываются из-за недостаточных рынков сбыта. Большинство этих предприятий создано на уровне общей индустриализации, на базе традиционных технологий, притом – заимствованных трансфертов, которые недостаточно эффективны с позиций современных требований. 
Нужно учесть, что доля инноваций в общей промышленной продукции по отраслям республики не превышает 1,3-1,7 процента – это очень низкий показатель. Например, в США, Германии, Японии доля инноваций в товарах, вывозимых на мировой рынок, составляет 30-35-40 процентов. Поэтому неотложная задача в проекте второго этапа ФИИР, который завершится к началу 2014 года, методически правильно классифицировать и выделять объекты общей индустриализации на базе трансферта традиционных технологий, но с элементами инноваций и, преимущественно, инновационное объекты и чисто инновационные проекты с раздельным учетом меры их эффективности в сфере производительности, технологичности, культуры производства, меры замещения живого труда, необходимого уровня квалификации рабочих и обслуживающего персонала. Этого у нас нет. Только при таких условиях возможно определить меру эффективности и инновационности реализуемой программы ФИИР.
Президент особенно акцентирует внимание на строгом подходе к формированию показателей второй пятилетки программы ФИИР, дорожной карты перспективных национальных кластеров. Он ставит воп­рос так: коль скоро на втором этапе речь идет о формировании преимущественно инновационно-индустриальных объектов, необходимо их формировать как кластерные. Я уже говорил о вертикальной интеграции. – Это и есть так называемый кластерный подход. Н. А. Назарбаев ставит вопрос об ответственности акимов за формирование программ, дорожных карт индустриализации и т. д.
Для реализации государственной программы ФИИР на 2013–2020 годы, при семипроцентном росте экономики, необходимо привлечь примерно 80 млрд. долларов. Растут масштабы, ответственность, технологичность, приобретается более дорогое оборудование. Это, примерно, в среднем 10 млрд. ежегодно. Безусловно, должны привлекаться не только иностранные инвестиции, но и частные, и государственные. Эта проблема серьезная. В первые годы после распада Союза мы себе в убыток отдали многие месторождения зарубежным компаниям. Не только из-за отсутствия опыта делового общения с капиталистами, но во многом это было вынужденной мерой. Предприятия остановились, люди лишились работы, средств к существованию. Необходимо было оперативно решать проблему, не дожидаясь социального коллапса.
Однако в настоящее время поводы для осторожного оптимизма есть. К 2018 году в Казахстане планируется душевое производство ВВП в пределах 24 тыс. долларов. В нынешнем году этот показатель более 12 тыс., в следующем он должен достигнуть уровня в 14 тыс. долларов. Это на фоне предполагаемого позитивного базового сценария динамики развития мировой экономики. Он может и не совпасть с грядущей реальностью. Но об этом и других проблемах экономики нашей страны и в целом глобализированного мира при нашей следующей встрече.

(Окончание следует)

Записал 
Юрий Барсуков

1002 раз

показано

75

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми