• Культура
  • 26 Декабря, 2013

Дастан Кадыржанов и его «История про хорошего доброго парня»

Новые книги

Берик Жылкибаев

Когда рухнула «советская империя зла», как называют великий СССР враги и вражеские подголоски, – многие убежденные коммунисты (преимущественно в руководящих структурах) оказались у «разбитого идеологического корыта». Особенно тяжело переживали эту трагедию молодые люди, родившиеся в 60-х годах XX века и, как говорится, «с молоком матери» впитавшие наш официальный, доморощенный марксизм, от которого сам Карл Маркс отшатнулся бы и назвал «нищетой философии». 
Дастан Кадыржанов, переживший духовную драму того периода и познавший всю горечь крушения идеалов, нашел в себе силы и мужество, сохранил самое драгоценное что есть в учении Маркса – «краеугольный камень» методологии. О чем речь? В шутливой семейной анкете на вопрос: «Ваш девиз?» – отвечает: «Подвергать все сомнению». Вот этот девиз я и называю «краеугольным камнем» марксистской методологии. Опираясь на этот «камень», Дастан заново пересмотрел учение Маркса и с позиции материализма написал двухтомный труд об истории религиозного становления Человечества. 


Название этой книги «История про хорошего и доброго парня». Это повествование, дастан о пророке Иешуа Машиахе (он же Иисус Христос, он же Иса Пайгамбар) и его двенадцати учениках. Их имена даны в различных номинациях. Например, Симон – Кифа – Петр и т. п. Прибегая к разным номинациям, автор расширяет поле смысловой активности не во вред содержанию.
К теме Иешуа – «Царя израильского с венцом терновым на скорбном челе» – обращались и наши современники, и художники, философы прошлых веков много-много раз. Казалось бы после многократных обращений.
Это на первый взгляд. Но сжигающее пламя творческого поиска подсказало Дастану свой, оригинальный путь. Он назвал свой двухтомник – «Роман-верлибр». Я впервые сталкиваюсь с таким определением жанра. Это не «роман в стихах» как у Пушкина, но в то же время каждая глава обозначена как «стих»; это не «поэма» как у Гоголя, но поэтическое начало, образность, фантазии «на тему» окрыляют структуру текста, превращают его в высокую поэтическую вещь, именно в дастан, где героическое соседствует и противоборствует с трагедией, не вымышленной, а наполненной фактами текущего времени. Новая трактовка, новый взгляд – современный сегодняшнему выходу на глобальные проблемы, заложенные в диалогах Учителя и учеников, в притчах, которые мне кажутся жемчужинами, в легкой (не легковесной) иронии, которая сопровождает повествование, – все это, безусловно, является достоинством книги. Мне кажется, что Дастан Кадыржанов, востоковед и специалист по компьютерной технологии, правильно сделал, не побоявшись ввести эпиграфы-аяты из Корана (в переводах Крачковского, Саблукова и Пороховой) в те главы, которые обозначены как «стих» (11–17 и др.). Он обоснованно подвергает саркастическому осмеянию «вторую древнейшую профессию», которая была и остается служанкой «сильных мира сего», чей девиз: «Мани, мани, мани!!!». Они еще покажут себя, эти шустрые ребята! Ведь социально-экономические процессы идут при самом активном содействии и участии этих «шакалов пера»!
Жалею об одном: не было времени дотошно проследить шаги, пройденные Дастаном Кадыржановым на этом трудном пути. Но впечатление от прочитанного остается очень глубокое и сильное.

1521 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми