• Время
  • 20 Апреля, 2024

ВЕРШИННАЯ ЛИЧНОСТЬ

Рецензия на книгу «Заңғар тұлға»: академик Т. Т. Тәжібаев» (Авторы: Жолмукан Туркпенулы, Алмасбек Мауленов; ответственный редактор – Ардак Какимова. Алматы: Қазақ университеті, 2024. – 361 с.).

Научная общественность Казахстана с теплотой встретила памятное для страны и всего тюркского мира событие национальной культуры – выход в свет книги о выдающемся казахском ученом, первом психологе и педагоге, академике АН Казахской ССР, министре образования и первом министре иностранных дел КазССР, ректоре КазГУ имени С. М. Кирова, ярком общественном и политическом деятеле Тулегене Тажибаевиче Тажибаеве.

Авторы научного издания – «Заңғар тұлға: академик Т. Т. Тәжібаев» – Ж. Туркпенулы и А. Мауленов отмечают, что благородные идеи казахской независимости, заложенные великим Абаем, получили свое историческое продолжение в свободолюбивых мечтах лучших представителей движения Алаш: в философии Шакарима Кудайбердиева, в общественной деятельности Темирбека Жургенова и Ахмета Байтурсынова, в просветительских трудах Жусипбека Аймаутова – первого казахского эстета и искусствоведа, заложившего основы национального театроведения и психологии творчества. 
Авторы книги подробно исследуют творческую лабораторию первого казахского психолога и педагога, академика Т. Т. Тажибаева, который посвятил свое научное творчество изучению философии, педагогики и психологических взглядов великого казахского поэта-просветителя ІІ половины XIX века Абая Кунанбаева. Основным объектом изысканий академика Т. Т. Тажибаева стало воспитательное значение творчества поэта, психолого-педагогический опыт, знания, идущие из глубин народной многовековой мудрости. В книге отмечено, что исследователь Т. Т. Тажибаев обращает особое внимание на то, что творчество Абая имеет глубоко воспитательное значение, что оно направлено не на развлечение слушателя, не на краснобайство и созерцательность, а на практическое воспитание молодежи, как это было в древности и функционировало в военно-кочевой среде, где культивировались любовь и преданность будущих батыров и акынов к своему роду, племени, всему народу.
Авторы книги отмечают, что, анализируя поэтические строки Абая: «Не для забавы я слагаю стих, // Для чутких ухом, сердцем и душой, // Для молодых я свой рождаю стих.», Т. Тажибаев делает вывод, что: творение великого мыслителя, его мудрое слово выступают заветом молодым и великим уроком всему казахскому народу.
Авторы книги упомянули о высокой оценке, которую дал исследованиям Т. Т. Тажибаева классик казахской литературы Мухтар Ауэзов. Так, в рецензии на статью ученого «Психологические взгляды Абая Кунанбаева» М. О. Ауэзов писал: «Настоящая работа представляет собой большую научную ценность: в ней есть много свежего и полезного для современного абаеведения». Указав на сильные и слабые стороны исследования, великий писатель уточнил: «Изучая художественно-поэтические, идейно-исторические особенности творчества Абая, мы, литературоведы, нередко упоминали о том, что в своих сатирических стихах, посвященных степным правителям, биям-феодалам или отдельным сутяжникам, ханжам из этой же среды степных воротил, Абай выказывает недюжинные способности тончайшего психолога». Это очень ценное замечание. Хотя оно касается истории литературоведения начального советского периода, оно и сейчас говорит нам о необходимости комплексного изучения казахской национальной литературы абаевского и доабаевского периодов, когда поэтическое искусство еще прочно сохраняло черты «идеологического» синкретизма и синкретизма искусств, то есть, когда устный певец выступал и философом, и оратором, и учителем, и психологом, и общественным критиком, и когда он сочетал свое поэтическое исполнение с музыкой и элементами театрального действия – мимикой и пантомимой.
В заключение своего критического анализа писатель М. О. Ауэзов указал на исключительно ценные мысли автора статьи и завершил свою критику следующим: «Не вдаваясь сейчас в подробности этих свежих, впервые печатно высказанных суждений, анализов конкретных произведений поэта, скажем в целом, что данная работа вполне достойна для опубликования ее в трудах КазГУ».
Книга имеет высокую ценность и потому, что авторы включили в нее воспоминания и исследования учеников ученого и известных общественных и политических деятелей, его современников. Все это ценное культурное наследие существенно обогащает биографию и научное творчество Т. Т. Тажибаева, имя которого навечно вписано золотыми буквами в историю родного университета имени аль-Фараби как одного из почетных его ректоров. Продолжателем научных традиций первого ученого-психолога выступает сегодня кафедра психологии и педагогики КазНУ имени аль-Фараби, и вся большая организаторская работа ректора Ж. К. Туймебаева в продвижении подлинных ценностей казахстанской науки, ее лидера, Т. Т. Тажибаева.
Один из авторов книги, Ж. Туркпенулы, ученик и последователь научных идей Т. Тажибаева, не только оставил свои воспоминания о своем наставнике, но и посвятил ему свои исследования.
Книга «Заңғар тұлға: академик Т. Т. Тәжібаев» состоит из введения, четырех частей и списка использованной литературы.
Введение к книге написано доктором филологических наук, профессором КазНУ имени аль-Фараби А. А. Мауленовым. Во введении выявлена историческая связь первого советского педагога с воспитательно-образовательными установками деятелей Алаш-Орды. Показано, что это было сложное время становления новой казахстанской науки, время, когда был уничтожен весь интеллектуальный слой казахской культуры, а преподавание в школах и вузах велось только на русском языке. Поэтому автором А. Мауленовым особо подчеркивается роль представителей Алаш в развитии науки и образования на родном языке в начале ХХ века, борьба их за качественное знание и образование казахского населения ради светлого будущего казахского народа. Эти их традиции самоотверженно продолжил молодой ученый Т. Тажибаев, поддерживая повсеместное открытие школ с казахским языком обучения и издание учебников на казахском языке. Величайшим поступком ученого стало внедрение в систему школьного обучения произведений Абая – символа свободы национального самосознания. 
Непосредственным учителем будущего академика Т. Т. Тажибаева, – пишут авторы, – был один из выдающихся деятелей партии Алаш, писатель, эстет и первый профессиональный искусствовед, пламенный просветитель, отдавший свою жизнь служению родному народу, Жусипбек Аймаутов. В 1924 году он был директором Чимкентского педагогического техникума, где и получил свои первые профессиональные навыки студент-отличник Т. Т. Тажибаев, затем оставшийся преподавать в этом педагогическом техникуме.
Автором вступления подробно описана научная биография будущего ученого: обучение в Москве, поступление в аспирантуру, обучение в Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской и его блестящая защита в 1938 году кандидатской диссертации. Описаны и все последующие этапы научного и служебного роста Т. Т. Тажибаева от студента и преподавателя Чимкентского педагогического техникума до должности Комиссара народного просвещения республики в 1940 году, а затем и до министра образования и министра иностранных дел Казахской Республики.
Автор А. Мауленов особо останавливается на научно-педагогическом и психологическом аспекте написанной профессором Т. Т. Тажибаевым в 1957 г. докторской диссертации «Философско-педагогические и психологические взгляды Абая». В этой книге впервые в казахстанской науке философско-художественное наследие Абая рассмотрено с психолого-педагогических позиций. Автором особо подчеркнуто, что Абай являлся ценным звеном в развитии свободолюбивых идей деятелей Алаш касательно правильного национального воспитания молодежи. 
Важен и сам смысл заглавия книги – «Вершинная личность». Этот эпитет раскрывает масштаб личности великого ученого, его историческую роль в развитии родной страны, пользу его научной, общественной и дипломатической деятельности на ключевых поворотах родной страны.
Так, с 1948 по 1953 год Т. Т. Тажибаев был ректором Казахского государственного университета, основателем и заведующим кафедры педагогики и психологии, а в последующие годы – Почетным ректором этого университета. В своих воспоминаниях его коллеги отмечают: «Кипучая деятельность Т. Т. Тажибаева и огромная его работа по руководству Казахским государственным университетом имени С. М. Кирова сочетается с большой организационной работой по развертыванию впервые в КазГУ им. С. М. Кирова кафедры психологии и педагогики».
Необходимо упомянуть и о личных, глубоко человеческих, качествах ученого, который в трудные времена бесстрашно поддержал К. И. Сатпаева и М. О. Ауэзова в пору гонений на них и травли. Свою четкую гражданскую позицию он проявил, встав на защиту ученого Е. Бекмаханова, написавшего книгу «Казахстан в 20-40-е годы ХХ века». За этот самоотверженный поступок ректор Т. Т. Тажибаев получил строгий выговор – пишет автор вступления. Но всем было понятно, что это был поступок подвижника науки, азамата, глубоко осознающего ценность, пользу подлинной науки.
Большую роль Т. Т. Тажибаев сыграл и на дипломатическом поприще, работая в Министерстве иностранных дел Казахской ССР. Он был послом в Республике Индия, возглавлял Комитет стран Азии, Африки и Латинской Америки. Он четырежды выступал с докладами в Нью-Йорке.
«Сегодня, – пишет профессор А. А. Мауленов, – имя Т. Т. Тажибаева стало символом чести и гордости нашего народа, свободной науки, о которой мечтали деятели Алаш». Это суждение автора книги подкрепляется мнением одного из рецензентов исследовательской работы ученого «Психологические взгляды Абая Кунанбаева»: «Я глубоко удовлетворен исследовательской работой тов. Т. Т. Тажибаева и убежден, что ее напечатание явится благородным актом заслуженной популяризации психологических взглядов глашатая просвещения, замечательного представителя культуры казахского народа Абая Кунанбаева».
В первом разделе – «Слово Абая – поучение молодым» авторы книги анализируют «Слова назидания» великого просветителя. Они рассуждают об истоках крылатых слов поэта, проводят связь между традиционным казахским воспитанием посредством искусства и новыми идеями Абая в аспекте поучительно-воспитательной содержательности «Слов…». Эти качества всегда отличали древнее воспитание в степи, ставившее своей целью вырастить достойных людей – азаматов родного племени и народа. 
Во втором разделе – «Исследование академиком Т. Т. Тажибаевым произведений Абая» – говорится о творческой (психологической) лаборатории ученого, о силе и значении поэтической мудрости Абая для становления психологической и педагогической науки в Казахстане. Авторы пишут о Т. Т. Тажибаеве как первом исследователе Абая именно с этих научных позиций. Ученый, по их мнению, глубоко вскрывает органические связи Абая с со степной традицией, утверждая, что основной акцент в своем поэтическом творчестве великий философ делает на воспитании молодежи. Очень ценны наблюдения докторанта Т. Т. Тажибаева и с точки зрения этнографии и психологии, описание им различных граней человека Степи, его характера, привычек, его сильных и слабых сторон, его отличительных особенностей от других народов. Особо останавливается 
Т. Т. Тажибаев, – отмечают авторы книги, – на выводах великого мыслителя о специфике народного бытия, на его миропонимании. Для более глубокого осмысления психологической природы казахов в «Словах назидания» ученый выявляет их этнические стереотипы, проводит глубокие экскурсы в фольклор и эпос казахского народа, психологический сравнительно-сопоставительный анализ известных поэм Абая «Искандер» и «Масгуд». Результаты анализа максимально обогащают психологический мир казахского народа, выявляя основные педагогические акценты и перспективы научного развития. Такой глубокий анализ, на наш взгляд, проводится ученым Т. Т. Тажибаевым впервые в казахстанской науке и именно – с психологической точки зрения и на материале творчества Абая.
Для более объективного описания этих закономерностей и в целях качественных результатов профессор Т. Т. Тажибаев применяет в своей научной методологии психологическую систему выдающегося русского педагога, писателя-демократа 
К. Д. Ушинского. Он подробно исследует научно-теоретическую и методологическую базу великого русского педагога, всесторонне изучает его психологическую систему и определяет возможности ее применения к национальной системе казахского традиционного воспитания. 
В третьем разделе – «Благодарения всем, несущим свет науки» – раскрывается вершинная роль ученого-академика как блестящего педагога, ученого, крупного организатора науки и яркого общественного деятеля. Подчеркивая значимость Толегена Тажибаева как незаурядной личности, авторы книги отмечают и актуальность его учения, пишут о преемственности учениками его идей, рассуждают о психологической науке сегодняшнего и завтрашнего дня. Красной нитью в книге проводится мысль о человеке, который добился научного, общественного и мирового признания посредством своего труда и таланта, ежедневным подвигом и благодаря любви к своему делу и народу. Эта созидательная энергия Т. Т. Тажибаева проявилась в разных сферах его деятельности. Например, в этом разделе авторы отмечают как его дипломатические заслуги, так и заслуги, отмеченные в бытность им министром культуры Казахстана.
Четвертый раздел – «Образ Гражданина» – посвящен раскрытию личности Т. Т. Тажибаева через воспоминания о нем его современников, сообщающих о нем как об ученом очень высокого качества. Некоторые из них пишут не только о научной, но и об общественной и политической значимости Т. Т. Тажибаева и о том, какую яркую память оставил он в сердцах современников как первый исследователь произведений Абая с педагогических и психологических позиций.
В настоящее время труды первого казахского советского психолога и педагога Т. Т. Тажибаева переосмыслены с учетом изменившихся политических и исторических реалий, но главным остается одно – национальное образование и воспитание детей, будущего Казахстана.
В этом плане актуальны работы его ученика, Жолмухана Туркпенулы «Введение в психологию образования», где в концентрированной форме им изложены как основные концептуальные идеи и концепции его учителя, так и оригинальные взгляды самого автора – правопреемника его учения: автор рассматривает и проблемы образования через призму творчества Абая, и психологию самого Абая как великого мыслителя.
Завершает книгу перечень рецензий, среди которых самое видное место занимает рецензия блестящего классика казахской и мировой литературы М. О. Ауэзова. В самом конце книги – список основных трудов академика Т. Т. Тажибаева, краткая биографическая справка о нем, дающая представление об основных этапах его научной и общественной жизни, а также перечень диссертаций, защищенных под руководством академика и диссертаций о самом научном и государственном значении Т. Т. Тажибаева. Полагаем, что это достойный вклад ученых-исследователей КазНУ имени аль-Фараби в увековечении памяти выдающегося казахского академика, общественного и государственного деятеля нашей страны.

Кайрат ЖАНАБАЕВ, 
кандидат филологических наук, писатель

 

1284 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми