• Время
  • 20 Апреля, 2024

ХОТЯ БЫ НА ПЛЕНКЕ СОХРАНИТЬ ОБРАЗЫ НЕТРОНУТОЙ ПРИРОДЫ

Литература

О творчестве Олега Белялова (1960–2020)

 

Надежда БЕРКОВА, 
киновед, независимый исследователь 

 

 

Как вернее всего представить аудитории Олега Белялова? Фотограф-анималист? Ботаник? Ученый-орнитолог? Создатель авторского кино?
Первое, о чем, как правило, упоминают: Олег – сын известного казахстанского режиссера-анималиста Вячеслава Белялова. Каждое дело Олега в течение десятилетий непременно связывалось с фамилией отца: знавшие обоих сравнивали достижения сына с заслугами старшего Белялова.
 

 

Подобно немецкому режиссеру-натуралисту Хайнцу Зильману орнитологией увлекся Олег с ранних лет, проявил интерес к пернатым, благодаря вниманию мамы, когда она подарила ему книжку Икара Бородихина «Птицы Алматы». С начальных классов посещал кружок при Алматинском зоопарке, с 14 лет во время школьных каникул по протекции отца участвовал в научных экспедициях. Наставником в изучении птиц стал ученый Анатолий Ковшарь. 
«45 лет жизни пришлось делить между орнитологией и фото-киносъемкой» [1], – вспоминал наставник юного орнитолога. Да, и киносъемкой. Ведь отец стал привлекать парня к работе над фильмами о животных в 1980-е годы. «Каспия зимний мотив», «Тигр снегов», «Гепард возвращается» сняты при участии сына оператора. Учение – на практике. 
На долгие годы победило увлечение фотографией! Фотографирование природы приносило немалые дивиденды. Один за другим выходили альбомы, посвященные удивительной природе Казахстана с фотографиями Олега Белялова. 
Известные биологи Анатолий Ковшарь, Анна Иващенко и другие, выступавшие консультантами на фильмах Вячеслава Белялова, стали привлекать Олега к созданию совместных изданий о природе. 
«Зоология требует фиксации объекта исследований. Например, в орнитологии – это гнезда, сами птицы, птенцы, их повадки, места обитания» [2], – рассказывал Олег Вячеславович. 
Фотография превратила его в созерцателя. Особая привязанность к птицам привела к публикациям статей в орнитологическом журнале. Усвоенные им с ранней юности правила архивирования и систематики способствовали созданию обширного фотоархива, в котором почетную часть составляло наследие отца. И там записи самого Олега, воспоминания друзей и коллег Вячеслава Алиевича. Его страница в сети пользовалась огромной популярностью, от него ждали новых и новых текстов сотни пользователей. 
Очень сложно было переключиться на съемки собственного кино. Останавливала ответственность перед памятью отца. Наконец в 2008 году вышел первый фильм «Жетысу» [3] (Семиречье – так переводится с казахского название фильма). Олег посвятил его Вячеславу Алиевичу. Пройдя теми же маршрутами, которые не раз были исхожены старшим Беляловым, он показал природу, помня принцип отца в создании природоведческих лент – «человека в моих фильмах нет» [4]. Лента о Семиречье о том, как прекрасна земля сама по себе: великолепно снятые закаты и восходы, панорамы снежных вершин, отражающихся в горном озере, бурные ручьи, набирающие силу, чтобы стать реками. Съемка с вертолета, полет над заснеженными пиками Заилийского Алатау, отрогами Тянь-Шаня, которые так любил отец. 


Богатый опыт фотографа, мастера остановленного мгновения, сказался в съемках серии фильмов о природе Казахстана. Один за другим на студии «Мерген» и на «Казахфильме» были сняты пять фильмов «Алтын Эмель» (2017), «Алатау» (2018), «На родине тюльпанов» (2018), «Каркаралы» (2019), «Баянаул» (2019). 
Не столько о красотах природы лента «Исповедь возле скал» (2019): эта работа о богатом культурном наследии – петроглифах, оставленных представителями кочевых племен, наделенных художественным даром. Родные ландшафты хранят рукотворные памятники предков, потому решение Белялова-натуралиста выступить на фильме режиссером и оператором объяснимо: животный мир вдохновлял древних художников. Выбитые на скальных склонах изображения – образы фауны, обитавшей некогда на обширных просторах нынешнего Казахстана. 
Названия большинства фильмов о заповедных территориях говорят об определяющей особенности жанра научного-популярного кино Олега – они обзорные. Здесь обнаруживается одно из главных отличий от работ старшего Белялова, пик творчества которого пришелся на 1970–1980-е годы. Вячеслав Белялов вместе с драматургом и режиссером Ларисой Мухамедгалиевой был создателем не только обзорных фильмов, но склонен к работе над фильмами-портретами животных. «Героями» становились преимущественно краснокнижные звери, птицы, земноводные – снежный барс, гепард, беркут, серпоклюв, райская мухоловка, джунгарский тритон и другие. Непревзойденным достоинством его лент было создание звукозрительных образов его необыкновенных редких живых существ. Образы эти складывались из разнообразия кадров и планов, озвученных природными шумами и голосами «героев». Союзу режиссера, композитора и звукооператора одни выказывали почтение, им восхищались, другие даже завидовали… Профессионалы замечательно нашли друг друга – композитор Эдуард Богушевский, режиссер и оператор Белялов, и звукооператор Алим Байгарин. «Б. Б. Б.» – как называли их на киностудии.
Обзорные фильмы Олега богаты выразительным визуальным рядом и это естественно: изменились технологии – характеристики цифровой съемки предоставили кинематографистам носители для многочасовой работы и потрясающий суперреалистический ресурс! Совсем не то быстро выцветающее изображение, что давала съемка на ограниченный лимит 35-миллиметровой пленки производства советских фабрик «Шостка» и «Свема»! 
Вот чего не было у старшего Белялова – фильма о цветах! Олегу довелось снять научно-популярный фильм о тюльпанах. Бесконечно прекрасным можно назвать разнообразие этих изящных цветов гор и степей республики. Кадры дивных растений – неотъемлемая часть ленты, позволяющая назвать эту работу художественной, ведь здесь сама природа выступает живописцем. Вряд ли фильм состоялся бы без участия консультанта, знатока казахстанских тюльпанов Анны Иващенко. Они нуждались друг в друге – иначе разве вышли бы в свет две красочные книги о цветах Казахстана ботаника Иващенко и фотографа Белялова [5]?! 


На заповедных территориях Олег знал каждую травинку и животных, безошибочно определял их вид. Огромный опыт стоял за плечами кинематографиста, ученого, фотографа. 
Принципиальной была для Белялова самостоятельная работа над текстом, вбиравшим знания по мифологии, этнографии, биологии, ботанике, истории края. Он брался за подготовку сценария, выступал режиссером и оператором [6]. Автор текста, он демонстрировал, как важно не ошибиться в биологических характеристиках видов растений, животных, привести исторические ссылки, вел внутренний спор с теми драматургами, которые шли на упрощение материала, чтобы не нагружать простодушного зрителя научными определениями. Жаль, что голосовой комментарий нередко заглушал звуки природы, не позволял ей звучать в полную силу. Возможно, причина заключалась в том, что на студии не было профессионального биоакустика, или же в проект не закладывались средства на приглашение звукорежиссера. «Фильм должен говорить языком образов. Когда он действительно хорош, то словесные комментарии почти не требуются» [7]. От музыкального сопровождения можно отказаться, «используя вместо него записи голосов животных и характерного для их среды акустического фона» [8], – писал немецкий режиссер Хайнц Зильман. 
Многоречивость противоречила главному принципу автора – съемкам природы без человека и следов человека. Автор за кадром настойчиво заявлял о себе, нередко объясняя очевидное. Нельзя не согласиться с высказыванием ученого: «В самом деле, понятие «окружающей среды» очень эгоистично, антропоцентрично: это то, что окружает нас, любимых, мы – центр этой окружности» [9].
Белялов был одержим благородной целью: он снимал природу такой, какой она могла бы/должна сохраниться без вмешательства агрессивной цивилизации, запечатлевал пейзаж в его первозданности, исключая из него все, что может напомнить о присутствии человека неразумного. Поразительно его рвение: кинематографист, прибывший на места съемки, он убирал на территории мусор, оставленный людьми. С удивлением прочитала в книге оператора Левана Пааташвили: «Волчек тщательно строил каждую композицию, убирая из кадра все лишнее подобно Шишкину, который, когда писал свои пейзажи, самолично топором вырубал мешавшие ему ветви деревьев» [10]. Парадоксально!
По свидетельству знавших его близко, Олег не терпел ничего лишнего, неприродного в кадре. Один из главных принципов Белялова – визуальным содержанием снятого материала должна быть только первозданная природа… Философия натуралиста, исполненная преданности природе, с присущей ею аутентичной красотой, вела его – человека, гражданина, кинематографиста, с юных лет присягнувшего ей на верность. 


Как же торопился он скорее снять любимые места. И успел немало. Из отснятого материала, не вошедшего при монтаже в фильмы, по предложению продюсера студии «Мерген» Айгуль Черендиновой были смонтированы для детской аудитории короткие ролики на казахском языке «Жан-жануарлар әлемі» – «Мир животных». Идея таких мини-сюжетов не нова. Более семи десятилетий назад на «Центрнаучфильме» в Москве созданием миниатюр-«трехминуток» был одержим режиссер Жемчужный [11]. 
Обеспеченные привлекательными анимационными заставками ролики Белялова – долгосрочный проект для учителей, родителей с детьми. Смотрите, изучайте животных, обитающих на земле Казахстана, – это эндемики из Красной книги Казахстана: лошадь Пржевальского, тугайный оленя, кулан… Работы Белялова – послание автора, посвятившего жизнь изучению и съемкам природы. 
Удостоенный внимания на показах «Разумного кинематографа» в Москве, фестиваля научно-популярных фильмов о природе, поддержанный многочисленными коллегами, кинематографистами, учеными, Олег не намеревался останавливаться, вдохновенно строил новые планы.
Действительно, в независимом Казахстане он стал лидером в создании кино о природе. В 2020 году последнего казахстанского режиссера-натуралиста не стало…
Кто придет следом?..

г. Алматы 

Литература

1. Ковшарь А. Памяти Олега Вячеславовича Белялова //Selevinia – 2020, том 28. ОО Союз охраны птиц. Алматы. – 2020, с. 9.
2. Из выступления фотографа-натуралиста Олега Белялова. http://esgrs.org/?p=14334 (дата обращения: 20. 07. 2023).
3. …в январе 1998 года я приступил к одному из самых авантюрных проектов в моей жизни – съемкам фильма о природе Израиля – «Животные из Библии возвращаются» Олег Белялов. Путешествие в Израиль// Selevinia – 2020. Алматы, 2020, с. 44–46. Прошло много лет с тех пор, как фильм о природе Израиля увидели телезрители Германии. Нам пока не удалось найти этот фильм. 
4. Маран Рейн. Встречи с Вячеславом Беляловым // Вестник «Зеленое спасение» № 20. «Творчество, вдохновленное природой». Алматы, 2013, с. 8–13. 
5. Иващенко А. А., Белялов О. В. Цветы Казахстана. Книга-фотоальбом. – Алматы: Атамура, 2012. – 202 с.; Иващенко А. А., Белялов О. В. Казахстан – родина тюльпанов. – Алматы: Атамура, 2019. – 368 с. (каз., рус., англ.).
6. «Особенностью уникальных фильмов Олега, в отличие от фильмов его отца, было то, что Олег был не только оператором и режиссером, но главное – автором текстов. Он писал эти тексты, глубоко вникая в его собственную идею, докапываясь до малейших тонкостей проблемы, очень грамотно и проникновенно старался донести до зрителя смысл каждого творения Природы. А еще – дать зрителю новые знания, заставить задуматься о значении природы в жизни человека и его отношении к природе». А. А. Иващенко. Он был еще и ботаником // Selevinia – 2020. Алматы, 2020, с. 88. 
7. Зильман Хайнц. Мой путь к животным. Пер. с нем. Н.В. Хмелевской. – М.: Издательство «Мир». 1978, с. 35. 
8. Там же, с. 35. 
9. Темная экология. Будем ли мы снова бояться природы? Об этом рассуждает философ Александр Вилейкис в беседе с Сергеем Медведевым https://www.svoboda.org/a/temnaya-ekologiya-efir-v-18-05/31518577.html?fbclid=IwAR3uqFKmYW9QliYzxOgGRkc0mtTHqF71COHo1dlZaTGg80EvgA-KGEzEerw. (дата обращения: 20. 07. 2023).
10. Пааташвили Леван. Полвека у стены Леонардо. Из опыта операторской профессии. Москва. «Издательство 625». 2006. – 272 с: ил. https://photographerslib.ru/books.php?book_id=0021.0001(дата обращения: 20. 07. 2023).
11. Згуриди А. Экран. Наука. Жизнь. – Москва, Искусство, 1983, с. 62. 

Аннотации на 3-х языках
Статья посвящена творчеству Олега Вячеславовича Белялова, безвременно ушедшего в год пандемии. Многими талантами наделила его природа. Он был замечательным фотографом, ученым-орнитологом, ботаником. О. Белялов принимал участие в создании десятков альбомов фотографий о природе Казахстана. Школу операторского мастерства Олег освоил благодаря сотрудничеству с отцом – известным казахстанским кинематографистом-натуралистом, Вячеславом Алиевичем Беляловым. Пик его собственной кинодеятельности приходится на последние годы жизни. Представления О. Белялова о работе над фильмами носили личностный характер. Хорошо изучивший природу Казахстана, он поставил задачу показать на экране красоту и своеобразие ландшафтов, природных территорий и климатических зон. Совмещая в одном лице функции режиссера, оператора, автора сценария, Белялов не во всех этих ипостасях был равнозначен. Между тем созданные О. Беляловым за период с 2008 по 2020 годы фильмы – большой вклад в историю природоведческого кино Казахстана. 

Мақала адамзаттың өміріне қатер тудырған пандемия залдарынан мезгілсіз қайтыс болған Олег Вячеславович Беляловтың шығармашылығына арналған. Табиғатынан дарынды ол тамаша фотограф, ғалым-орнитолог, ботаник болды. О.Белялов Қазақстанның табиғаты туралы ондаған фотоальбомдарды құрастыруға атсалысты. Киногерлік өнер Олегтің бойына әкесі, қазақтың атақты натуралист кинематографисті Вячеслав Алиевич Беляловтан дарыған. Оның кинодағы белсенділігінің шыңы өмірінің соңғы жылдарымен тұстас келді. О.Беляловтың жұмыс істеу тәсілдері мен кино тұрғысындағы ой-толғамдары өзіндік сипатқа ие. Қазақстанның табиғатын жақсы зерттеп, әбден меңгерген ол экранда ландшафттардың, табиғи аймақтардың, климаттық белдеулердің әсемдігі мен өзіндік ерекшелігін көрсетуді мақсат тұтты. Режиссер, оператор және сценарист функцияларын біріктіріп, қатар алып жүрген Белялов бұл көріністердің бәрінде әр қырынан танылды. Дегенмен, О.Беляловтың 2008-2020 жылдар аралығында түсірген фильмі Қазақстанның жаратылыстану киносының тарихына қосқан зор үлесі.(Выражаю сердечную благодарность киноведу Дане Омирбековой Дана Әмірбекова за перевод аннотации на казахский язык.) 

The article is dedicated to the work of Oleg Vyacheslavovich Belyalov, who died untimely in the year of the pandemic. Nature endowed him with many talents. He was a wonderful photographer, scientist - ornithologist, botanist. O. Belyalov took part in the creation of dozens of photo albums about the nature of Kazakhstan. Oleg mastered the school of cinematography through collaboration with his father, the famous Kazakh naturalist cinematographer, Vyacheslav Alievich Belyalov. The peak of his own film activity occurred in the last years of his life. O. Belyalov’s ideas about working on films were personal in nature. Having studied the nature of Kazakhstan well, he set the task of showing on the screen the beauty and originality of landscapes, natural areas and climatic zones. Combining in one person the functions of director, cameraman, and scriptwriter, Belyalov was not equal in all of these guises. Meanwhile, the films created by O. Belyalov for the period from 2008 to 2020 are a great contribution to the history of natural history cinema in Kazakhstan.

1221 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми