• Время
  • 24 Января, 2023

ГРУЗ ПАМЯТИ И ГОРЯ

Гульбаршин САЛЫК,
краевед, член Союза журналистов Казахстана

 Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий, восстановление ее в виде мемориальных музеев, памятников и памятных знаков – «это одна из форм реабилитации человека в глазах нынешних современников и наших будущих поколений». Публикация посвящена личностям, которые жили, боролись во имя светлого будущего своей страны. Они трудились на пределе своих возможностей, умений, сил. Искренне любили свое Отечество.

Айбасов Бирмухамед (Биркей) родился в 1895 году в Улытауской волости Атбасарского уезда Акмолинской области. В 1912 году окончил двухгодичные педагогические курсы в Атбасаре, учительствовал в аульной школе, после продолжил повышать свои знания в сельскохозяйственной школе в Омске. После успешной учебы работал в Акмолинской волостной гидротехнической партии. Участвовал в национально-освободительном движении 1916 года, был членом бюро организации «Жас қазақ». Его активная гражданская позиция и добросовестность была замечена, и в 1920–1937-е годы он трудится инструктором представительства Кирреспублики при Сибревкоме, заведующим Акмолинским, затем Петропавловским земельными отделами, позже возглавляет Семипалатинский губернский комитет союза Қосшы, работает начальником земельного управления, заведующим животноводческим отделом Казахского союза аульной сельхозко­операции. Учитывая его первоначальное педагогическое образование, партия направляет Б. Айбасова директором краевого кооперативного техникума в Кызыл-Орду. Напряженную работу он совмещает с учебой в Аграрном институте красной профессуры в Москве. Опытного руководителя с высшим образованием выдвигают на должность – начальника политотдела Тургенского овцесовхоза (Алма-Атинская область). В последние годы жизни он работал главным редактором Казпартиздата, ныне издательство «Казахстан». Кипучая деятельность целеустремленного человека оборвалась в 1937 году. Бирмухамед Айбасов был репрессирован, позже посмертно реабилитирован.

Государственный деятель, участник национально-освободительного и революционного движения в городе Акмолинск – Абдолла Абдрахманович Асылбеков. (1896–1938 гг.). Родом из Нуринской волости Акмолинского уезда. В 1913–1916-е годы участник и руководитель кружков казахско-татарской молодежи в Акмолинске. В 1917 году участвовал в создании в этом же городе молодежной революционно-демократической организации «Жас қазақ», сотрудничал и печатался в газете «Тiршiлiк».

Гражданская война, голод, разруха… Абдолла не прекращает революционную деятельность, в 1918 году был схвачен колчаковцами, заточен в «вагон смерти» атамана Анненкова и отправлен по этапу в Омск, затем на Дальний Восток. Там же после побега из лагеря участвовал в Гражданской войне, устанавливал Советскую власть.

В 1921 году его назначают заместителем председателя штаба по подавлению контрреволюционного мятежа в Петропавловском, Акмолинском и Кокчетаском уездах. В 1921–1923 годы он возглавлял управление Наркомпроса КАССР, работал секретарем Казахского обкома РКП (б), затем ЦК РКП(б). В 1926 году успешно окончил Сельскохозяйственную академию в Москве, после чего его рекомендуют на ответственную должность в Наркомате земледелия. Позже он возглавит исполкомы Костанайского, Каркаралинского окружного Советов, а затем Карагандинской области. Абдолла Абдрахманович плодотворно трудился заместителем наркомов: легкой промышленности; социального обеспечения республики. Был членом ВЦИК СССР и КазЦИК. В 1938 году реп­рессирован.

Лучшие представители предыдущих поколений – яркий пример самодостаточной, с богатым внутренним миром, скромной личности, образец беззаветного служения народу. Нам потомкам остается людская память и их незапятнанные имена, которые питают наше родовое древо. Память и Имя, заставляющие в трудный час брать ответственность за страну, делать выбор между честью и бесчестьем, вечным и бренным, верностью идеалам и конформизмом.

Адильбек Майкотов (1869–1919  гг.) – общественный деятель, один из борцов за установление Советской власти в Казахстане. Родился в ауле Сарышой Атбасарского уезда Акмолинской области в семье небогатого кочевника Майкота Бекмурзина.

Когда Адильбеку исполнилось 10 лет, его повезли в далекий Акмолинск для поступления в начальное училище. Через три года обучения он переводится в Атбасарскую русскую гимназию, которую успешно оканчивает в числе первых выпускников – казахов. Преподаватели рекомендуют Адильбеку продолжать образование. В 1887 году он поступает в Омскую фельдшерскую школу, где обучается до 1891 года. После окончания школы, 16 июня 1891 г., назначается волостным фельдшером в Терисакканскую и Тенгизскую волости Атбасарского уезда. «Начало его трудовой деятельности приходится на период тяжелейших испытаний, выпавших на долю казахского народа: в 1891 г. в Акмолинской, Тургайской, Уральской, Семипалатинской, Сырдарьинской областях вследствие засухи погибает весь урожай, происходит падеж скота, начинается голод и, как следствие, эпидемия тифа, скарлатины, дифтерии, холеры и цинги. В 1892 году снаряжается большой медицинский караван, возглавляемый ссыльным врачом – народовольцем Л. А. Кузнецовым. Задача – это борьба с холерой. В составе каравана работает и фельдшер Атбасарского уезда А. Майкотов. Лучшей характеристикой профессиональных качеств является официальный отзыв – это архивный документ. Где написано: «…к  своим обязанностям относится добросовестно, теоретические познания пополнялись практическим прикомандированием поочередно к приемному покою, где несет обязанности – палатного и аптечного фельдшера, помогая уездному фельдшеру». (Свиридова Л. Е. Из истории здравоохранения и медицины Северного Казахстана. М.: Высш. Шк., 1990, 174 с). Нетерпеливо относящийся ко всяким проявлениям несправедливости, А. Майкотов одним из первых представителей казахской демократической интеллигенции становится членом марксистского кружка в Атбасаре. В 1905–1907 годы принимал активное участие в организации забастовок рабочих Атбасара. В 1916 году выступал против мобилизации казахской молодежи для тыловых работ, собрал вооруженный отряд на территории Улытау. В августе 1916 народные волнения охватили всю Акмолинскую область. В годы революционного подъема Амангельды Иманов посещает Атбасар и Кокшетау. В Атбасаре он обменивается мнениями с А. Майкотовым. К октябрю 1917 года Адильбек вступает в партию, становится одним из признанных руководителей местной партийной организации. ­(Гос. архив Омской обл. Ф. 308, оп. 1, д. 1, ­л. 10.).

В октябре 1916 года А. Майкотов был арестован местными властями и заключен в тюрьму, а в 1917 году освобожден. После победы Октябрьской революции А. Майкотов участвует в создании большевистской организации в Атбасаре. Ведет работу среди бедноты, готовит расширенное заседание Атбасарского Совета, на котором 12 января 1918 года принимается решение об установлении Советской власти в уезде, а 20 января на первом уездном съезде Советов Майкотов выступает с докладом «О положении казахской бедноты в уезде». Он избирается заместителем председателя исполкома уездного Совета. Ему поручают вопросы здравоохранения и культуры, работу по пропаганде и агитации среди степняков. При этом посещает самые отдаленные аулы и кочевья уезда, где с помощью местного населения создает новые и улучшает работу немногих действовавших медицинских пунктов. За свою короткую, но бурную и интересную по-своему жизнь, на любом посту с чувством огромной ответственности относился к работе, был предан порученному делу, с честью исполнял долг гражданина своей Родины – Казахстана.

Летом 1918 года белое казачество Атбасара, поддерживаемое колчаковцами и меньшевиками, подняло мятеж и захватило власть. А. Майкотов становится руководителем одного из крупнейших, более 200 человек, партизанских отрядов из казахской бедноты. Вдоль тракта Атбасар – Акмолинск партизаны совершают внезапные налеты на обозы колчаковцев, разъезды полиции, склады белых. Одновременно готовят восстание в поселке Малый Муйнак и в селе Мариинском. За поимку казахского атамана Майкотова было назначено хорошее вознаграждение. Выданный предателем, А. Майкотов был арестован. После жестоких пыток и изнурительных допросов в числе других, около 60-и человек большевиков и активистов, он был расстрелян в ночь на 20 июня 1919 года. В ноябре 1920 года прах жертв июньского расстрела перенесен в братскую могилу, которая находится на центральной площади Атбасара.

В свое время Сакен Сейфуллин писал: «Многие казахские сыны сложили голову за Октябрьскую революцию, за лозунг казахской бедноты, с их знаменем в руке. Это Шаймерден Альжанов, Бакен Серикбаев, Искак Кобеков, Адильбек Майкотов, Нургаян Бекмухаметов, Хаким Маназаров, Нургали Кулжанов, Амангельды Иманов… Они сложили свои головы за свободу трудящегося народа, за его счастье. Это жертвы священной мечты человечества!.. Дорогие, незабвенные товарищи! Вы погибли, но ваши священные имена вечно живы! Не погибнут ваши мечты! Пусть будет вам земля пухом, братья мой!.. Долг оставшихся в живых – увековечить имена этих жертв. Для этого необходимо некоторым школам, медресе, учебным заведениям, улицам Казахстана присвоить их имена. В этом должны принимать участие все товарищи. Если осуществим это, значит, мы выполним свой долг перед ними».

Не забыто имя фельдшера по профессии, революционера, участника становления Советской власти, сына степного края Адильбека Майкотова. Его именем названы улицы в городах – Астана, Атбасар, Акколь, Аркалык.

Недавно в Атбасарском историко-краеведческом музее состоялась встреча с родственниками А. Майкотова, которые проживают в п. Жаксы. А приехала на встречу приемная дочь Елена. Мусульманское имя Салия Смагулова. История такова, что супруга Жами через некоторое время после казни мужа Адильбека колчаковцами, вышла замуж за его брата Когаша, так как детей не было, была удочерена Елена, она же Салия. Ныне ей 87 лет, посетила вместе с сыном Маратом, дочерью Гүлсім музей, и приехала не с пустыми руками, дополнила фонд храма истории материалами, фотодокументами и другими ценными раритетами, сохранившиеся с тех времен. Несмотря на свой преклонный возраст, приехала в музей посмотреть и вспомнить о родном для нее человеке, о прошедшем тяжелом и горьком времени, рассматривала экспозицию, посвященную Адильбеку Майкотову, со слезами на глазах. Выразила свою искреннюю благодарность за сохранения истории прошедших поколений, в том числе и своего родственника.

Салия Қоғашқызы Майкотова (Елена Ивановна) по национальности немка, в 1942 году, когда их переселили из Поволжья в Казахстан, вместе с родной матерью и сестрами жила в поселке Қима. В семилетнем возрасте потеряла родную мать, которая, по ее рассказу, умерла от голода. Их должны были отвезти в детдом. Из-за непогоды детей не довезли, оставили в одном ауле. Елена (Салия) слабо помнит, что через пару месяцев она попадает в семью Майкотова. Выросла в казахской семье, повзрослев, вышла замуж за казаха, приняла мусульманство и получила имя Салия. Прожила с супругом Акмаш счастливо, вместе воспитали шестерых детей. Сегодня Салия апай радуется своим 15 внукам, правнукам и праправнукам.

Есть такие строчки:

 

...Груз времени, памяти и сожалений,

Он так не посилен бывает подчас.

Он давит, сгибает Вас день ото дня.

Но только надежда дарует Вам силу.

 

Как писал художник В. М. Васнецов: «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

Не дать памяти остыть, погаснуть совсем – это ведь благородная задача. Об этом не забывают в нашей области.

(Подготовлено по архивным материалам и информации музея истории г. Атбасара).

 

 

1745 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми