• Культура
  • 19 Ноября, 2022

ТРИ КИТА ДИЛЬШАТА

Когда я познакомился с Дильшатом, то в первую очередь спросил у него возраст и образование. Когда узнал, что ему всего двадцать лет, я был поражен. По моему мнению, в искусстве есть жизненно важные факторы, которые играют большую роль в достижении цели в творчестве художника. Это, на мой взгляд, три кита: талант (или способности), образование и возраст. Они активно взаимодействуют друг с другом, формируя творческую личность. 

Иногда способный молодой человек, получив художественное образование, не может его использовать должным образом в творчестве. Полученные знания так и остаются мертвым грузом или используются вне творческой деятельности. Это тот случай, когда есть образование, но нет творчества. Некоторые же, получив хорошее базовое образование и обладая хорошими навыками, проходят долгий и мучительный путь творчества, при этом теряя молодость, энергичность и тот период, когда человек может создать качественные произведения искусства, они в целом теряют эффективность в творчестве. Но в редких случаях избранные люди, опираясь только на свой талант и на свои творческие способности, делают свой путь к достижению цели коротким. При этом не обращаются к тем знаниям и навыкам, которые были приобретены в специальных учебных заведениях. Казалось бы, без глубоких знаний в своей области они успешно творят и становятся популярными или знаменитыми. Таких случаев в истории немало, к их числу можно отнести таких художников, как Анри Руссо, Поль Гоген и др.

Что касается возраста художника, то он играет большую роль в творчестве. В каждом случае возраст, фигурируя как главный фактор в творчестве, вносит свои коррективы. Чем раньше выходит на арену творчества талантливый художник, тем больше у него шансов в скорейших достижениях и успехах.

Молодой художник Дильшат Арупов, по всей видимости, относится к той категории художников, которые рано выходят на ниву творчества, они полны больших надежд на успех и более всего опираются на свой талант и нежели на арсенал знаний. К такому выводу я пришел, когда узнал, что он окончил архитектурный колледж при КазГАСА г. Алматы. Многие известные художники, в основном, как минимум оканчивали средние учебные заведения, а как максимум – вузы. А Дильшат осваивал азы изобразительного искусства всего три года. Не берусь судить, что эти знания недостаточны для художника, потому что, рассматривая работы Дильшата, я заметил, что он – в преддверии открытия секретов изобразительного искусства, в интенсивном творческом поиске. Некоторые работы убеждают, что он уже сознательно манипулирует некоторой приобретенной техникой и смело с ней экспериментирует. Этот свой эксперимент он связывает с решением конкретных задач, достижением поставленных целей, своих каких-то идей.

И тут я бы сказал, что тех знаний, которые он получил за три года, я считаю достаточно для таких экспериментов. Дальше с ростом творчества он решит сам, нужно ли ему углубить свои знания, а также какой стиль и какую технику он выберет в дальнейшем. Если цель оправдывает средства, то почему бы и не продолжить путь творчества, действуя по ситуации.

Вот интересный пример из моей жизни. Один мой близкий друг, будучи студентом художественного училища, увлекся творческой работой, результативно и успешно выставлялся. Ему через пару лет светило членство в Союзе художников. Но он не удовлетворился своими знаниями и поступил в вуз. Оттуда он приехал с хорошим багажом знаний, потом много лет мучился с академизмом, не знал, что делать с ним. Ему понадобилось еще много лет упорного труда, чтобы вырваться из плена академизма.

А Дильшат это все понимает прекрасно, и он правильно выстроил параллели между знаниями и талантом и ведет их уверенно вперед. При этом ни полученные знания, ни талант в этом случае не страдают. Наоборот, они друг друга дополняют и превосходно поддерживают.

Но в понятие «талант» я бы немного добавил справки. Дело в том, что среди творческих людей и критиков различных эпох и стран, наверное, никогда не прекратятся споры о понимании и значении данного слова. Некоторые думают, что талант – это удел избранных, «божья искра», которая возникает совершенно непредсказуемо и достаточно редко на Земле. Иные считают, что талант – это то, что дано каждому из нас, и любой человек может выявить определенными методами свои неординарные способности в той или иной сфере, а затем правильно развить при помощи специальных упражнений. Другие думают, что от этого понятия зависит 99% успеха, а некоторые, что талант – это труд и ежедневные упражнения процентов на 90!

По работам молодого художника видно, что он трудоспособный, все его работы трудоемкие. В беседе со мной Дильшат сказал, что не может жить без живописи. Может это и есть призвание? А может, призвание – это талант? Кто знает?..

Время покажет, как он проявит себя на ниве творчества. Если он будет биться до победного конца, значит, он целеустремленный художник и принесет много радости близким, родственникам и своему народу. Да, я не зря сказал про народ. В его работах есть начало, стремление к воспеванию своего народа, истории и культуры. Также в произведениях художника показано отражение современной жизни. В каждой работе присутствует ярко выраженный национальный дух. Он иногда проявляется открытой темой в произведениях в разных жанрах. Это может быть пейзаж, портрет или какой-нибудь изобразительный ряд, выполненный очень похоже на сюрреалистический стиль. Есть работы, в которых художник стремится свою идею выразить в монументальном духе. Также художник старается работать в традиционном направлении – это декоративно-живописный стиль, который не сдает свои позиции и сегодня, все больше и больше вовлекая в свой мир молодых художников. Естественно, свободная манера письма молодому художнику нужна как воздух в приобретении техники живописи. И где набраться молодому художнику опыта, как не в декоративно-пастозном письме? Дильшат так и поступает.

Еще один интересный момент, это – гены и творчество. Один из важнейших вопросов в творчестве художников. В каждом из нас заложен национальный, так называемый культурный код.

Культурный код – уникальные культурные особенности, доставшиеся народу от предков. Это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. По утверждению некоторых ученых, «культурный код – это бессознательный смысл той иной вещи или явления, даже страна в контексте культуры, в которой мы воспитаны». В творчестве художника это все отражается ярко. Дильшат – не исключение. У него нет таких работ, где не отражалась бы национальная особенность. Другой вопрос, через какие призмы он рассматривает этот вопрос.

Сейчас происходит мировая глобализация не только в экономике, но и в сфере культуры. Многие художники в погоне за быстро развивающимся искусством стараются создавать произведения, достойные уровня и вкуса мировых ценителей искусства. Но при этом теряют национальную идентичность. Дильшату это не грозит.

Многие молодые художники просят меня написать статью о творчестве или дать совет. Некоторым отказываю, не потому что я крутой культуролог, а потому что боюсь переоценить или недооценить молодого художника. Оба варианта одинаково вредны, поскольку прогноз – неблагодарное дело, всегда можно ошибиться. Но также есть много непредвиденных объективных и субъективных причин, и жизнь может сложиться по-разному. А Дильшат Арупов, я уверен, станет талантливым уйгурским художником!

Акимжан ГУЛИЕВ,

кандидат культурологических наук,

президент ОФ «Галерея современ­ного искусства «DUNIYA-ART»

 

1587 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми