• Культура
  • 15 Апреля, 2022

ВСТУПАЯ В НОВУЮ ЭПОХУ

Такен ДЖАНАТАЕВ, 
философ, кандидат экономических наук

Посещая с визитом Казахстан в 2013 году, председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул идею совместного формирования экономического пояса сухопутного Шелкового пути, а позднее в Индонезии – идею совместного создания морского Шелкового пути ХХI века. Вместе они составили инициативу проекта «Один пояс – один путь». С момента выдвижения концепции более 100 государств и международных организаций выразили поддержку данной программе и стали принимать активное участие в реализации стратегии  «Один пояс – один путь».

В марте 2015 г. по поручению Государственного Совета Китайской Народной Республики Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство торговли КНР опубликовали документ «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического Пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». В документе отмечается, что инициатива «Один пояс – Один путь» является открытой для всех стран, международных и региональных организаций.

Концепция «Один пояс – Один путь» рассчитана на несколько ближайших десятилетий. В ее основе, кроме социально-экономических целей и иных задач, вопросы возможного созидания общества единой судьбы. Поскольку инициатором этой глобальной инициативы является КНР, представляется интересным рассмотреть  ее современное состояние и потенциальные возможности в сравнении с развитым обществом во многом успешного Запада.

По Конституции Китая, источник власти его народ. Гражданское общество основывается на отношениях социальной солидарности. Его структура включает в себя хозяйственные, этничес­кие, религиозные, культурные, правовые отношения. Неотъемлемы права гражданского общества – это право на труд, право на национальные культурные ценности, право на свободу самореализации. В основе организационной структура гражданского общества Востока – семья, коллектив, государство. Семья воплощает в себе атомизированную структуру государства. Отношения между членами семьи определяются не разделением труда как на Западе, а ритуалами с почтительным отношением к родителям, уважительным отношением к старшим.

На Западе условием существования гражданского общества является превращение человека в индивида, освобожденного от всяких уз, связывающих его с семьей, коллективом, обществом. Как говорил Жан Жан Руссо, первый кто расчистил участок земли и сказал: «Это мое», стал подлинным основателем гражданского общества. Частная собственность Запада придала динамизм и мобильность гражданскому обществу, усилила личную мотивацию каждого индивида. Частная собственность Запада создала условия для рационализма, эгоизма индивида в отношении гражданского общества. В то же время частная собственность обеспечила условия для свободы личности.

Механизмы гражданского общества, основанные на свободе личности, индивидуализма, оказались несовершенными, что проявилось в XXI веке. Произошла девальвация морали. Христианская мораль была отброшена. Превалировало право, демократия, которые оказались неспособными заменить моральные законы гражданского общества. На Востоке коллективизм в отношениях собственности не разрушался веками, сохраняя устойчивость, развивался динамично на протяжении тысячелетия. Мораль была на Востоке той цементирующей основой, которая скрепляла структуру гражданского общества. Нравственность оставалась незыблемой, а правовые регуляторы подвергались изменениям в зависимости от перемен в гражданском обществе. Поэтому организационная структура гражданского общества на Востоке сохраняет свою устойчивость и не подвергалась революционным изменениям, так как нравственные нормы Востока оставались и остаются фундаментальным фактором развития гражданского общества.

На основе частной собственности Джон Локк (1632–1704), английский философ, сформулировал принципы цивилизационных отношений в гражданском обществе:

– интересы личности индивидуума стояли выше интересов гражданского общества и государства;

–  свобода индивидуума – наивысшая ценность;

– основой свободы индивида, гарантией его политической самостоятельности является частная собственность.

Фундаментальный смысл гражданского общества основан на двух концепциях:

1) антропологический – человек как индивид;

2) политэкономический – частная собственность.

Эти концепции Запада оказались неприложимы к культуре Востока, стоя­щей на иных антропологических и политэкономических предписаниях и гражданском обществе. Восток на основе принципов в коллективной общественности развил этические основания государства. Запад на основе принципов частной собственности развил правовые основания государства. Взаимоотношения на Востоке регулируются ритуалами, уходящими корнями в многовековую историю и отшлифованные временем. На Западе взаимоотношения регулируются правовыми законами и нормативно-правовыми актами. На Западе на первый план выступает правовая защита индивидуума со стороны государства, на Востоке защита индивидуума обеспечивается морально-этическими нормами гражданского общества.

На Востоке ключевым звеном организационной структуры гражданского общества выступает семья как маленькое государство и государство как большая семья. Основным понятием такого гражданского общества является «долг» при «встрече человека с человеком». На Западе ключевым звеном организационного устройства гражданского общества является «право» каждого индивидуума. Личные интересы индивида на Западе регулируются законом, а на Востоке долг реализуется в нравственности через ритуалы. На Западе функции катехизиса нравственной жизни выполняла Библия, на Востоке – этика Конфуция. На Западе интересы индивидуума ограничиваются правом. На Востоке долг реализуется в нравственных поступках.

На Западе индивидуализм превращен в безликих и равноправных «агентов рынка», выступающих в функции «менеджеров», «маркетологов» и т. д., вступающих между собой в формальные, прописанные законом или контрактом отношения – обмена, распределения и реализации товарной продукции, где сам человек становится «товаром» и теряет «человечность» (жэнь). «Встреча человека с человеком» превращается в бездушные, бесчеловечные отношения.

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

На Западе государство является организующим началом защиты прав частной собственности. На Востоке государство – орган, обеспечивающий социальную справедливость и гарантирующий исполнение долга. Это святая конституционная обязанность, отчасти прописанная в Конституции Китайской Народной Республики. Долг и справедливость в Конституции Поднебесной понятия тождественные. На Западе справедливость тождественна с понятием «равенство». На Востоке высшим критерием справедливости являются отношения «сыновней почтительности», на Западе – отношения равенства даже с родителями.

Государство на Востоке построено на организационных началах коллективизма, на Западе – на организационных началах общества, основанного на частной собственности. На Востоке социальное неравенство определяло имущественное, а на Западе имущественное неравенство является источником социального неравенства. Поэтому организация государства на Западе построена на основе институтов частной собственности, на Востоке – на основе институтов коллективной собственности.

Для Запада государство – это политический орган, где господствует «право силы», для Востока государство – это орган, где господствует «сила права». На Востоке государство – это большая семья. Оно управляется моральными законами и нормами этики Конфуция. В основу управления семьей, корпорацией, обществом этика Конфуция берет принцип философии Лао-цзы «Одно», то есть принцип, рассматривающий все аспекты жизни как один целостный организм. Государство, основанное на принципах семьи, исключает забастовки за понижение рабочего времени, за повышение заработной платы и т. д. На Востоке с молоком матери впитываются культурные традиции, основанные на святости семейных отношений. Запад воспитан на церковных традициях, основанных на том, что религия есть нечто высшее, чем социальная организация гражданского общества.

Поскольку индивидуум на Западе не связан с ритуалами семейных отношений, то только на Западе могла возникнуть мысль о том, что государственное устройство гражданского общества можно изменить силой. На Востоке человеку в голову не приходит мысль о том, чтобы изменить государственное устройство гражданского общества. Изменить можно только себя, чтобы вписаться в гармоничное единство общества. На Востоке пресекаются внешние причины, способствующие нарушению гармоничного духовного единства. На Западе общество, разрозненное ­социально, культурно, религиозно, требует формальных регуляторов объединения, тогда как на Востоке тысячелетние культурные традиции объединяют людей. На Западе постоянно происходит обновление властных структур, тогда как на Востоке функции перемен жестко контролируются моральными законами и протекают без каких-либо эксцессов, потому что ценностью является не личность индивидуума, а семья, коллектив, общество.

На Востоке организационные начала государственного устройства основаны на внутреннем, духовном состоянии человека. Смысл которого сводится к усилию нравственного совершенствования. Это означает господство в моральной жизни таких ценностей, как искренность, человечность, то есть те добродетели, которые обозначаются в культурной традиции Китая как «внутренняя почтительность» (Цзин). Конфуций рассматривал государство как большую семью, а семью как маленькое государство. Поэтому в государстве все отношения должны регулироваться ритуалами. Этика Конфуция сводится к духовной практике и является основой организации семьи и государства. Отсюда и иерархический порядок и ритуалы, утверждающие ценности духовной жизни. Ритуал как организационное начало государственного устройства гражданского общества основан на постоянстве Дао Неба как символа моральной устойчивости. «Ритуал – это устои в отношении верхов и низов, основа  и утóк Неба и Земли. Он дает жизнь народу» [1,  с. 151].

Ритуал есть правила этики, выработанные в соответствии с отношениями людей и их чувством долга. «Ритуал означает определенный порядок, а определенный порядок выражает смысл долга. Ритуал происходит от чувства долга, чувство долга – от существующего порядка, а основой существующего порядка служит Дао» [1, с. 151].

Ритуал в обществе есть проявление Дао, от  Дао происходит государственное устройство гражданского общества. Дао осуществляется через ритуалы… Ритуал – это форма государственного устройства. «С помощью ритуала пахали пашни; разбрасывая долг, засеивали ее; наставляя в науках, пололи ее; укрепляя человеколюбие, убирали ее; посеяв музыку, давали ей отдых. Поэтому ритуал – Плод долга. Долг – это часть духовного совершенства, одно из звеньев человеколюбия. Человеколюбие есть корень долга и плоть благоденствия» [1, с. 215].

Народ является главным в государстве, за ним следуют Дао Земли и Неба, а государь следует за Дао Земли и Неба. Только завоевав расположение народа, государь может стать сыном Неба. «Начало жизни положено Небом, а поддерживают его люди. Тот, кто умеет поддерживать то, что породило Небо и не причинять ему зло, называется сыном Неба. Деятельность сына Неба заключается в том, чтобы сохранить целостным то, что породило Небо. С этой целью было учреждено чиновничество, смысл которого состоит в том, чтобы сохранить в целости природу человека» [1, с. 414]. На Западе организационные начала общества основаны на борьбе за выживание. Поэтому глава государства на Западе воспринимается не как глава семьи (государство – большая семья), а как «монарх», обладающий абсолютной властью. На Востоке глава государства почитается как сын Неба, воплощающий в себе всю добродетель (дэ) общества. На Востоке «сын Неба» – это юридическое лицо. На Западе «сын Неба» – это физическое лицо. Отсюда и восприятие главы государства как физического лица, наделенного неограниченной властью. На Востоке нет понятия «физического лица», так как человек в восточном понимании – это «встреча человека с человеком».

Как юридическое лицо глава государства на Востоке через аппарат системы управления, через министерства и ведомства обладает «одухотворенным» недоступным физическому лицу знанием. В «Дао дэ цзине» говорится, что мудрый правитель учит «развязывать узлы прежде, чем они завяжутся». Система государственного управления, основанная на этике Конфуция, позволяет правителю как юридическому лицу предвосхищать «появление узлов» и принимать меры, прежде чем они «завяжутся». В философии Лао-цзы такое предвосхищающее предметное знание «появление узлов» называется «неразличимо-малое» (вэй).

У-вэй – это способность постичь суть  явлений. Поэтому юридическому лицу этика Конфуция предписывает невозмутимо-покойный вид, что невозможно для физического лица. Спокойствие духа правителя как юридического лица позволяет видеть скрытое и предвосхищать событий, что возможно только через систему управления, доставляющего правителю всю массу необходимой информации для принятого того или иного решения. Конфуций говорит, что «благородный муж», постоянно пребывающий в покое, «доверяет всем, но первым распознает обман».

Главное достоинство мудрого правителя – это умение предвосхищать события и незаметно, через систему У-вэй, направлять их течение по естественному руслу. Это доступно только юридическому лицу, так как правитель, как физическое лицо, не может обладать всей необходимой информацией для принятия решения. Именно правителю как юридическому лицу свойственна ясность сознания, которая позволяет мгновенно устранять все проявления субъективизма, свойственные физичес­кому лицу.

Согласно философии Лао-цзы, муд­рый правитель не имеет своего субъективного «Я». На Западе правитель как физическое лицо и как юридическое лицо отождествляется. Отсюда и нападки на того или иного кандидата в правители различных уровней. Правитель Востока как юридическое лицо вбирает в себя «Дао сердца», одного из важнейших понятий философии Лао-цзы. Природа этого «сердца» вбирает в себя всю этику Конфуция. Правитель Востока не делает мир «объектом управления», но открывает «путь сердца» в духовную сферу, в «небесное» как выражение этических отношений.

В отличие от Запада в Китае личность государя не имеет большого значения, и власть четко отделена от ее физического носителя. Государь – это воплощение добродетели. Причем добродетель приписывается не физическому лицу правителя, а «юридическому лицу» правителя. Именно юридическое лицо воплощает в себе те моральные качества, которые свойственны в нравственных поступках общества.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Для Запада народ – это совокупность граждан, составляющих классы, сословия, каждый из которых преследует свои экономические, социальные, политичес­кие интересы. На Востоке отсутствует понятие «классы» и др., а есть семья, общность, составляющие общество. На этом основана социальная организация, которая является фундаментом государственного устройства. Потенциальные угрозы, способные разрушить социальную организацию и культурные традиции на Востоке, отсутствуют. Если на Западе забастовки являются общепринятой нормой, то на Востоке забастовки исключены, так как действуют внутренние сбалансированные законы «единого сердца» и «сердечного общения», требующие ­«внутренней   почтительности» (Цзин).

На Западе социальная организация общества формируется путем законодательства, исходящего  из римского частного права и закрепляющего деления общества на классы и сословия. На Востоке социальная организация основана на нравственных нормах через внутренний духовный мир каждого человека. Поэтому этика Конфуция выступает фундаментом социальной организации общества и является естественным инструментом решения проблем его социального обустройства.

На Западе отсутствует понятие «сердечное общение». Это следствие индивидуализма. Люди общаются исходя из деловых интересов, в которых нет «внутренней почтительности». На Востоке человеческие отношения в основе имеют коллективизм, предполагающий доверительные отношения. Отсюда и демонстративная почтительность младших к старшим, подчиненных к руководству.

Этика Конфуция требует «сохранить лицо». На Западе позволительны споры между подчиненным и руководством. На Востоке «узел развязывают до того, как он завязался». Поэтому решения руководства являются следствием коллективного выбора. На поверхности это кажется единоличным решением руководителя. На самом деле – коллективное решение. Это проистекает из осознания и понимания каждым изначального импульса действия – «Ци». «Ци» – это скрытая основа связи между ценностями человеческих отношений.

Семья – образец социальной организации «Гуаньси». Семейные отношения распространяются на социальную организацию общества. Семья как маленькое государство и государство как большая семья – это уже иерархическая социальная организация, в которой действуют ритуалы Конфуция. Показательно, что школы духовной практики на Востоке называются «семьей», «домом». У каждой «семьи», «дома» своя методика духовной практики. Отец – основатель  школы – глава «семьи». На этих же принципах построены иерархические отношения социальной организации общества, составляющие суть «Гуаньси» и обеспечивающие «единое сердце» корпоративного духа. Отсюда необыкновенная чувствительность Востока к корпоративному духу. На Востоке «Гуаньси» является выражением «встречи человека с человеком». На Западе отсутствует это понятие. Человек Запада – это «Я», его индивидуальное сознание, отделенное как от мира вещей, так и от личности другого человека.

На Востоке поведение человека как «встреча человека с человеком» определяется нравственным долгом перед другим человеком. На Востоке действует принцип: каждый дает другому столько, сколько может и тогда, когда может. На Востоке никогда не рассчитывают на материальное вознаграждение. При «встрече человека с человеком» каждый знает, что может рассчитывать на помощь и поддержку. На Западе действует принцип: «Ты – мне, я – тебе» и часто «ты – мне, я – себе». Это следствие действия института частной собственности, породившего индивидуализм.

На Востоке «Гуаньси» формирует надежность связей при «встрече человека с человеком», определяет доверительные отношения, которые на Востоке ценятся высоко. Доверие – твердая валюта. На Востоке высоко ценится способность жить «единым сердцем» со всеми и находиться со всеми в доверительных отношениях. «Совершенномудрый овладевает вещами с тем, чтобы использовались для сохранения природы человека в целости. Когда цела природа человека, тогда его дух становится спокойным, глаза – зоркими, уши – чуткими, нос – острым, язык – чувствительным, а 360 суставов будут функционировать исправно. Такой человек, безусловно, заслуживает доверия, без размышления находит правильный путь, без умственных усилий постигает истину. Его рассудок проникает в Небо и Землю, а его ум охватывает Вселенную. По отношению к вещам он всех их принимает и охватывает. Такой человек, находясь наверху и становясь сыном Неба, не зазнается, находясь внизу и являясь простым человеком, не печалится. Он называется человеком, сохранившим свое Дэ в целости» [1,  с. 416].

Социальная организация на Востоке строится на сохранении «дэ» или добродетели, пронизывающим всю структуру государственного устройства. На Западе социальная организация осуществляется не через «единое сердце», а опосредовано, через систему законодательных актов, которые делают структуру социальной организации жесткой, не способной быстро реагировать на перемены в обществе. На Востоке социальная организация сосредоточена на государстве как «единого сердца», что позволяет сохранять «спокойствие при любых переменах в обществе.

 

ПРОСТРАНСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В наступившей новой эпохе жизненное пространство обретает «небесное», то есть моральное измерение, меняющее привычную систему координат. Из плоскостной она становится сферичес­кой, открывающей путь к пониманию движения Великого Дао, утрачивая былое значение территории государств и расстояния между ними. Пространство взаимодействия между народами начинает обретать иные очертания, все больше напоминая единое информационное поле или, как говорят физики, квантовое поле с ее Пустотой. Ученые различных отраслей науки объединяют свои знания в переоценке существующей парадигмы цивилизационного развития и в поисках направленности движения Великого Дао.

Во избежание кризиса миропонимания философия Лао-цзы исходит из того, что все затруднения надо разрешать до того, как они появятся, «развязать узел» до того, как он завяжется. Философия Лао-цзы учит оценке си­туации «здесь» и «теперь» и последовательно овладевать ею до возникновения «опасности» наступления кризиса и использовать «возможность» до окончательного исключения кризиса. Это предвидения, которые философия Лао-цзы характеризует как то, что мудрый знает, когда наступит «опасность» и заранее предпринимает меры, чтобы она не наступила. Этим мудрый человек находит возможность избежать острой фазы кризиса.

Философия Лао-цзы является той основой мировоззрения, благодаря которой человечество может расширить пространство взаимодействия, приблизиться к осознанию своей принадлежности к единой системе Неба и Земли и постичь гармонию, кроющуюся в их единстве.

Различные уровни органического и неорганического мира управляются природой в соответствии с заложенными в них свойствами. На Западе их оценивают как хорошие или плохие, исходя из сознания «Я». Так, сорняк – это растение, полезные свойства которого неизвестны сознанию «Я». На Востоке на сорняк смотрят как на выполнение предустановленных законов, которые находятся в гармонии друг с другом.

На Западе стоят пред дилеммой:

– конечность Пространства и Времени;

– вечность и бесконечность Времени и Пространства.

Западное сознание «Я» не способно примирить эту дилемму, так как сознание «Я» подходит однобоко к решению этих вопросов. Человечество пока не может ответить на все вопросы о пространственном взаимодействии между органической и неорганической природой, между жизнью и смертью. Философия Лао-цзы дает собственное толкование этим вопросам. Она указывает на присутствие в мире единой движущей силы – Великое Дао.

В Великом Дао отсутствует философия личности индивидуума. Личность существует как часть общества. Она имеет ценность и смысл бытия только в контексте ее отношения к обществу, вне которого личность индивидуума не мыслится. Базовая категория Философия Лао-цзы – это не личность индивидуума, а «общество единой судьбы», в котором личность индивидуума выполняет функции связующего звена в пространстве взаимодействия. Восток рассматривает природу с позиции единства человеческого и природного, старается использовать принцип У-вэй – невмешательство в естественные свойства вещей, а разумное их использование на основе знания вещей как «организма», а не как «механизма». На Западе «организм» и «организация бизнеса» трактуется с механистических позиций, как вмешательство человека в естественные свойства вещей, нарушая их органическое единство и целостность.

На Востоке организация бизнеса трактуется как целостный организм с единым сердцем. Японские кэйрэцу, корейские чёболы, китайские корпорации принципом организации Пространства взаимодействия берут «пространство сердца» – понятие, недоступное пониманию западного бизнесмена. В Пространстве взаимодействия созидают знание, которое есть процесс, возникаю­щий только в «пространстве сердца». Если Запад исходит только из материальных интересов в бизнесе, то Восток исходит из единства материального и духовного в Пространстве взаимодействия. В этом успех стремительного роста китайской экономики.

Кризис, начавшийся в 2008 году, оказался не очередная стадия перед новым процветанием, а завершение цикла, окончательное угасание многовековой культуры потребления. Запад начинает переходить от линейного к циклическому мышлению. Циклическое мышление – это нелинейный синергийный способ духовного освоения материальной действительности. Для Запада было характерно ставить акцент на отношении человека к миру материальных вещей, при котором сознание «Я» выступает как потребитель. Сознание «Я» – это центр управления материальной действительности.

На Востоке акцент делается не на отношении сознания «Я» к миру материальных ценностей, а на отношении между вещами, на поиске центра во взаимоотношении между сознанием «Я» и миром вещей, поиск Великого Равновесия в мироздании.

Инициатива Си Цзиньпина «Один пояс – Один путь» – это начало нового цикла в движении Великого Дао. Это путь, ведущий человечество к высшему состоянию духовного единения с миром материальных ценностей. Рациона­листически ориентированная культура Запада далека от духовно ориентированной культуры Востока.

На Востоке «встреча человека с человеком» направлена на формирование единства человека с природой, и на этой основе – формирование духовной сущности человека, что позволяет избегать «крайностей, которые проявляются как «кризисы».

На Западе сознание «Я» направлено на получение информации о внешнем мире, что приводит к возникновению кризисных явлений при недостатке информации. Образуется духовный дискомфорт, способствующий возникновению кризиса. Не работает духовный орган ощущения как дополнительный инструмент познания, не сводимого к рациональному познанию. Реалии духовного мира скрыты от сознания «Я». Поэтому возникают кризисные ситуации, которые исключены для восточного мышления.

На Востоке кризис как опасность и возможность рассматривается в их единстве. При возникновении опас­ности тут же включается механизм возможности их исключения. Возникает возможность преодоления внутренних коллизий. Поэтому переломные процессы, создающие опасность, на Востоке рассматриваются как возможность изменения ситуации.

На Западе переломные моменты в развитии той или иной культуры, социальных явлений, в экономике и т. д. в силу линейного мышления рассматриваются как распад, крушение цивилизации. Поэтому кризис понимается как тяжелое переходное состояние.

На Востоке кризис как опасность и возможность – это переоценка и переосмысление духовного состояния общества. Кризис сопряжен с духовной сферой, в которой постоянно возникают коллизии в самопознании, в возможность внутреннего развития. Поэтому на Востоке кризис понимается как постоянное явление, подвергнутое изменению.

Современный кризис носит системный характер, охвативший все сферы человеческой деятельности. Человечество вступило в новую эпоху. Если до настоящего времени кризис происходил в отдельных сферах: экономика, технологии, промышленность и т. д., то сейчас наступил этап переосмысления всей культуры.

На Западе кризис Средневековья породил Ренессанс, на смену которому пришла эпоха Просвещения.

 

ПРОГРАММЫ ПОЯСА И ПУТИ

Пространство взаимодействия инициативы «Один пояс – Один путь» расширяется. На инициативу откликнулись свыше 100 государств и международных организаций. В 2014 году Китай подготовил план строительства Пояса и Пути, а в 2015 году обнародовал перспективы и программу действий, назначил три министерства для стимулирования и реализации данной концепции. За 3-4 года после выдвижения инициативы правительством Китайской Народной Республики подписаны меморандумы о взаимопонимании по совместному строительству Пояса и Пути более чем сорока странами, расположенными вдоль Шелкового пути и развернуто международное сотрудничество с 30-ю государствами.

Началось строительство Евразийского экономического коридора. Полноценно заработал китайско-пакистанский экономический коридор. Подписан пункт о создании экономического коридора между Китаем, Монголией и Россией. В 2018 г. с началом работы Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), а также с успешным созданием Фонда Шелкового пути более ста стран и международных организаций активно участвуют и поддерживают строительство Пояса и Пути, а также разрабатывают проект сотрудничества.

В мае 2014 г. официально заработал первый пусковой комплекс казахстанского терминала в китайском порту ­Ляньюньган. В июне 2014 г. завершилось строительство нити газопровода «Китай – Центральная Азия». В мае 2015 г. началось строительство железной дороги Вахдат – Яван в Таджикистане. В мае 2014 г. начались работы над проектом реконструкции ТЭЦ в Бишкеке. В марте 2016 г. был открыт тоннель в Центральной Азии через перевал Кимчин в Узбекистане протяженностью 19,2 км.

В сентябре 2013 г. пущен в эксплуа­тацию газопровод Китай – Бирма. В январе 2012 г. вступил в строй нефтепровод Китай – Бирма. В апреле 2015 г. было начато строительство электростанции в Хайане. В этом же году завершены работы по строительству ГЭС на реке Юн. В декабре 2015 г. начались работы по строительству железных  дорог Китай – Лаос, Китай – Таиланд. В январе 2016 г. начались работы по прокладке высокоскоростной дороги Джакарта – Бандунг. В июне 2016 г. началось строительство специальной экономической зоны в Сиануквиле (Кампонгсаоме).

3543 раз

показано

452

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми