• Культура
  • 22 Ноября, 2021

РАЗМЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ДЖАМБУЛЕ

(К 175-летию Джамбула Джабаева)

21 октября текущего года студенты Института филологии и полиязычного образования КазНПУ им. Абая провели круглый стол, посвященный 175-летию Джамбула Джабаева. В наше время отношение к творческому наследию акына неоднозначно. Студенты высказали свое мнение по этому поводу.

Назерке Салауат:

Джамбул Джабаев (1846-1945) – казахский народный поэт. Родился в семье бедняка-кочевника. Ко времени революции Джамбул был уже 70-летним стариком, давно не бравшим в руки домбры. Но революция, как говорится в его официальной биографии, вызвала у него творческий подъём. Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни – яркая страница казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Джамбул призывал к дружбе казахов с русским народом, он сложил множество лирических, бытовых, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок («Собака бая Кадырбая», «Чёрный указ», «Поэма гневного сердца», поэмы «Утеген батыр», «Суранши батыр», сказка «Хан и акын», «Притча о лентяе» и др. В творчестве Джамбула большое место занимает поэма «Суранши батыр». Главная идея поэмы – борьба против порабощения и грабительства Коканда, дружба Суранши с русскими. Джамбул в образной, обобщенной форме показал в ней борьбу казахского народа против кокандских полчищ в 50-60-х годах XIX века. В основном акын останавливается на одном эпизоде – нашествии кокандцев. И в этой поэме описанные события в полной мере соответствуют историческим данным. Весть о начале Великой Отечественной войны пришла к Джамбулу, когда он находился на джайляу. Через несколько дней он сел на коня, чтобы вернуться в район Май-Тюбе. Как рассказывает Сабит Муканов, Джамбул подъехал к дому в тот момент, когда по радио передавалась речь И. В. Сталина 3 июля 1941 года. Перед репродуктором собрались все родственники Джамбула. В эту же ночь Джамбул сложил песню: «В час, когда зовёт Сталин». Эта песня сердечно и взволнованно выражала все те чувства тревоги советских людей за свою родину, патриотическую готовность встать на ее защиту. Несколько своих лучших песен в эти годы Джамбул сложил о Москве и Ленинграде. Те, кто пережил ленинградскую блокаду зимой 1941-1942 года, никогда не забудут поэтическое послание, с которым обратился Джамбул к жителям города в сентябре 1941 года.

Аяулым Нусуп:

Творчество поэта очень богато интеллектом, философскими глубинными национальными ценностями. В его стихах есть дыхание времен, дыхание времен. Слова, как белый бриллиант истины, целиком перекликаются с мыслью и мечтой страны. В годы войны Джамбул создал песню «Ленинградцы, дети мои». Обращение поэта помогло жителям блокадного города пережить то страшное время. Сегодня в Санкт-Петербурге расположен переулок, носящий его имя. Джамбул прожил долгую, наполненную событиями жизнь. Однако, несмотря на трудности, он оставался верен своему призванию – дарить людям радость и надежду на счастливое будущее. Произведения акына переведены на множество языков. Они известны в Китае, Великобритании, Чехии, Словакии.

Жанна Утемуратова:

– Джамбул Джабаев – один из самых знаменитых поэтов (акынов) Казахстана. Родился 28 февраля 1846 года в семье бедного кочевника. Мальчика назвали в честь горы Жамбыл (ныне Мойынкунский район Жамбылской области). Еще в раннем детстве поэт стал проявлять интерес к музыке. В 14 лет вопреки воле отца, которому совсем не нравилось увлечение сына, стал учеником знаменитого акына Суюнбая. Молодой Джамбул частенько выигрывал айтысы (состязания акынов). Славился как мастер обличительных песен. Позже из дореволюционного репертуара с его слов были записаны эпосы «Суранши-батыр», «Утеген-батыр», сказки «Хан и акын», «Сказка о лентяе» и множество других. К Октябрьской революции Джамбул был уже в достаточно преклонном возрасте. Тем не менее, в этот момент начался его новый творческий подъем. У него появилось очень много патриотических стихов, посвященных Стране Советов и ее лидерам. Но самые известные стихи Джамбула – это стихи, посвященные советской стране и советским людям во время Великой Отечественной войны: «В час, когда зовет Сталин», «Москве», «Работницам наших полей», «Ленинградцы, дети мои!», «Поэма любви и гнева», «Приказ Родины» и др. Во всех своих песнях Джамбул Джабаев подчеркивал единство народов Советского Союза и призывал сражаться с врагом. Военная лирика Д. Джабаева гремела на всю страну. Она цепляла своей простотой и душевностью. Когда началась война, на фронт ушел сын Джамбула – Алгадай. Он погиб в феврале 1943 года при освобождении Днепропетровской области УССР. Сам Джамбул умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия 8 месяцев. Сейчас можно встретить разные спекуляции, такие как, типа «Джамбула выдумала советская пропаганда, стихи писал не он, а приставленные к нему переводчики» и т. д. Самое смешное, что эти слухи и сплетни совсем не новы. Они начались еще в 50-х годах ХХ века, но быстро угасли после вмешательства тогдашнего главы ЦК Компартии КазССР Пантелеймона Пономаренко, который, по воспоминаниям дипломата М. И. Исиналиева, заявил: «После смерти Джамбула прошло много лет, остались все его секретари, переводчики, но почему-то нет ярких стихов Джамбула, дело видно в том, чтобы гранить алмаз (что якобы делали его секретари, переводчики), надо иметь этот самый алмаз, чем и была поэзия Джамбула». Резонное замечание. И не поспоришь.

Экспозиция в нашем краеведческом музее, посвященная Д. Джабаеву, к моему удивлению и разочарованию, более чем скромная. Несколько тоненьких книжечек, портрет, небольшой бюст и отлитая в металле картина Е. Таранова «Ленинградцы, дети мои!».

Честное слово, можно было и побольше сделать… Таких людей, как Джамбул-ата, нужно помнить.

В честь Джамбула названы населенные пункты в Казахстане и Узбекистане, улицы в некоторых российских городах, а в Санкт-Петербурге даже установлен памятник. Есть он и в Киеве, равно как и улица его имени. Это, признаться, меня очень сильно удивило.

                      

Альбина Сабитова:

– Как и во всех богатых историей странах есть люди, которые сыграли важную роль в его развитии, так и Джамбула Джабаева можно назвать великим поэтом. В Интернете есть информация, с которой можно поспорить. И тут возникнет большой вопрос: так согласны ли мы изучать творчество Джамбула, стоит ли его имя и его богатое творчество многих переименований улиц, города, посёлков  и памятников.

         Джамбул Джабаев для меня очень хороший и уникальный писатель, у которого свой стиль, которым он сильно отличается от других, но так же красиво и широко умеет донести свои мысли, и мне бы не хотелось, чтобы такого человека вычеркнули из  истории, и не хотелось бы, чтобы следующее поколение забыло о нем. Поэтическая манера Джамбула отличалась психологической насыщенностью и конкретностью изображения жизни, задушевностью и эпической простотой повествования. Он сочетал устные формы с литературными, поэтические отрывки с прозаическими. Его песни представляют яркую страницу казахской литературы советского периода. Поэзия Джамбула связана с жизнью простого народа. Это будет большой ошибкой всего народа, если допустят такие действия, как отсутствие его стихов, его произведений в школьных книгах.

 

Мерей Тлеуханова:

Почет и уважение к поэту Джамбулу Джабаеву пришли далеко не сразу. Ему пришлось преодолеть долгий путь от мальчишки-кочевника до великого акына. Он был лауреатом Сталинской премии, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Также в его честь названы улицы, установлены памятники. Однако жизнь Джамбула была наполнена трудностями с самого рождения.

По преданию, мать родила будущего казахстанского поэта 16 февраля 1846 года около горы Джамбул. Это произошло, когда жители аула его деда прятались от бандитов. Их набеги были нередки в те времена. Отец назвал мальчика в честь горы Джамбул (Жамбыл). Поэтому в некоторых источниках его имя – Джамбул Джабаев.

В юности Жамбыл любил шумные компании, многолюдные места, часто проводил время с табунщиками и чабанами, поскольку те знали много веселых песен и сказок. Также маленький Джамбул с удовольствием слушал сказания о великих людях прошлого и старые легенды.

Он рано научился играть на домбре. Мать поэта Улдан поддерживала мальчика и говорила, что талант игры на домбре передал ему дядя. Отец же не жаловал увлечение сына.

Сам Джамбул был фигурой колоритной – старец в халате, с домброй в руках. Долгожитель – умер он уже в возрасте 99 лет. Еще мальчиком он начал играть на домбре, а впоследствии решил стать акыном. К 1917 году Джамбул был уже 70-летним стариком и давно не играл. Однако, по его словам, с революции началось его духовное перерождение и творческий подъем. В 1930-е годы были опубликованы его произведения: «Гимн Октябрю», «Моя Родина», «В Мавзолее Ленина», «Ленин и Сталин».

Неудивительно, что Джамбул был известен на всю страну и даже за ее пределами. Однако, существовал ли на самом деле поэт Джамбул Джабаев? Например, этой истории посвящена книга «Джамбул Джабаев: приключения казахского акына в советской стране». В ней рассказывается о том, что оригиналов стихотворений Джамбула на казахском языке никогда не существовало – были только тексты на русском, которые выдавались за переводы.

Культ Джамбула возник благодаря стечению обстоятельств: так, если верить филологу Александру Жовтису и еще нескольким мемуаристам, в 1934 году литератор Павел Кузнецов опубликовал несколько своих переводов из Джамбула. Переводы понравились, а тут подоспело десятилетие новой национальной казахской литературы. Джамбула, 90-летнего старца, предъявили широкой публике. За этим последовало сочинение Джамбулу биографии с подвигами, а на самого старика, всю жизнь прожившего в бедности, посыпались неслыханные богатства: пенсии, премии, двенадцатикомнатный дом, личный автомобиль.

Вот что рассказывал об этом композитор Дмитрий Шостакович в своих воспоминаниях: «Даже я клюнул на это и, признаюсь, сочинял музыку на некоторые из его строк. Что было, то было. Но оказывается, все это – вымысел. Я имею в виду, естественно, что Джамбул Джабаев существовал как человек, и существовали русские тексты его стихов – так сказать, переводы. Только оригиналов никогда не существовало.

Аяжан Турлан:

– В годы войны Джамбул создал песню «Ленинградцы, дети мои». Обращение поэта помогло жителям блокадного города пережить то страшное время. Сегодня в Санкт-Петербурге расположен переулок, носящий его имя.

Дана Амит:

– Его произведения переведены более чем на 50 языков мира. Творчество Джамбула актуально и по сей день и является объектом пристального изучения не только казахстанских, но и зарубежных литературоведов. В истории казахской литературы есть два столпа – Абай и Джамбул, основные идеи произведений которых тесно переплетены. Наследие великого поэта Джамбула – это зеркало жизни и истории казахского народа, – отметила Госсекретарь РК.

Тогжан Наби:

– Его песни звучали и в осажденном Ленинграде и Сталинграде, и в партизанских отрядах, и на предприятиях, публиковались в газетах, использовались в политработе действующей армии – все это свидетельствует об огромной общественной силе его песен, об их воздействии на разум и сердце слушателей, их служении делу победы. 

Тема Ленинграда прочно вошла в песни Джамбула Джабаева в военные годы как тема дружбы народов Советской страны, Джамбул посвятил Ленинграду много песен: «Ленинград победит» «Городу Ленинских зорь», «Тебе, комсомолец Ленинграда» и другие. Но наивысшей точкой этого поэтического разговора, кульминацией стала его песня «Ленинградцы, дети мои!», прозвучавшая в сентябре 1941 года по радио в осажденном городе. Плакаты с поэтическими посланиями казахского акына были развешаны по всему городу. Стихотворение Джамбула Джабаева явилось поэтическим призывом ко всему советскому народу, дающему отпор вражескому нашествию. Поэтическое внушение казахского акына по форме было фольклорным заклинанием, а по содержанию – наполнено высоким патриотизмом.

Аяулым Нусуп:

Акынов немного, начиная с поэтов дворца, которые нашли отражение в поэзии Жырау, а позже смогли поспевать за темпами новой поэзии. Джамбул – творческий поэт, внесший новшества в этот процесс. Он один из величайших поэтов своего времени. Джамбул – единственный человек, который является лидером в процессе инноваций, чью работу еще предстоит изучить.

Айсулу Ертаева:

– Несомненно, что в годы Великой Отечественной войны стихи Жамбыла зародились в казахских степях, разошлись по всему фронту и вселили во многих молодых художников дух, огонь и воодушевление. Он сумел воплотить в жизнь преимущества пути социалистического развития, успехи нового общества, дополнив стихотворение советской политической системой. Одна из знакомых и заученных песен – «Ленинградцы, дети мои». История стихотворения известна. В ушах солдат, защищавших Ленинград, он запомнил по радио и вдохновил каждого солдата в тяжелые дни страшных военных лет. Опыт поэта показывает, что человеческий разум нуждается в психологической поддержке больше, чем в физиологической силе. Его песня духа смогла укрепить не только ленинградскую армию, но и многих солдат на фронте. Интуиция поэта никогда не обманывала ни себя, ни людей. Потому что главная ценность его стихотворения в том, что он воспевал правду.

Джамбул – художник настоящей реальности. Поэт чистой правды. Как и его учитель Суюнбай, он привык погружаться в горькую правду, не глядя ни на кого и не делая вид, что что-то говорит. Это качество легко прослеживается в его стихах, посвященных могуществу страны и потребностям народа. Из любого из стихотворений великого поэта, облаченного в политическую лирику, можно выделить нелегкую жизнь народа, его потребности, бремя, лежащее на голове страны, явные проявления взяточничества. Джамбул, познавший мир глазами поэта, не отрицал этого душевного состояния до самой смерти. Поэты любого возраста, как и обычные люди, зависят от своего времени.

Айдана Амирбаева:

– Казахский и советский поэт-акын Джамбул всегда воодушевлял свой народ, поддерживал его дух и надежды. Джамбул Джабаев – импровизатор, один из самых знаменитых поэтов Казахстана. Практически всю свою долгую и плодотворную жизнь Джамбул посвятил воспеванию лучших человеческих качеств – патриотизма, благородства, верности правому делу и справедливости. Мощний талант казакского поэта оценили ещё при жизни акына. Сейчас же стихи Джамбула Джабаева звучат более чем на 50-ти иностранных языках.

Алина Орныкбай: 

– Сила Джамбула поразила мир не только своим мастерством, но и тем, что он был великаном народной поэзии. Искусство Джамбула – сокровище Великой степи.

Аяжан Абдраманкулова:

–  У Джамбула не было возможности получить образование, но, благодаря его умению анализировать увиденное и выражать свои мысли в стихотворной форме, он и его песни становятся известными в казахской степи.

         Дореволюционное творчество акына отражало думы и чаяния трудящихся казахов, их тяжёлую жизнь и борьбу против угнетателей. Он сложил множество лирических, социально-сатирических песен, героических поэм и сказок. Всенародную известность приобрели песни акына в советское время. Поэт создал произведения, проникнутые глубоким советским патриотизмом и пафосом коммунистических идей. Его песни периода Великой Отечественной войны воодушевляли защитников родины на боевые подвиги.

         Существует версия, что стихи за Джамбула писали русские поэты, официально числившиеся переводчиками; подобные слухи ходили упорно и отражены, например, в апокрифических мемуарах Д. Д. Шостаковича. Поэт А. И. Алдан-Семёнов утверждал, что Джамбула «создал» именно он, когда в 1934 году получил задание от партии найти какого-нибудь акына. Джамбул был найден им по рекомендации председателя колхоза; критерием выбора была бедность и множество детей и внуков. Стихи якобы за него писал Алдан-Семёнов, после же его ареста в дело включились другие «переводчики». В их числе, как утверждается, был Марк Тарловский, который числится переводчиком большинства военных стихов Джамбула, включая «Ленинградцы, дети мои». Джамбул Джабаев умер 22 июня 1945 года, не дожив до своего столетия восемь месяцев. Его похоронили в Алма-Ате в саду, который он вырастил сам.

Мереке УЮКБАЕВА, профессор КазНПУ им. Абая

 

 

 

 

 

 

397 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

МЫСЛЬ №11

30 Ноября, 2021

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»