• Культура
  • 30 Октября, 2021

ПЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ…

(30-летию Независимости посвящается)

Лариса КОСТЮК,

специалист ЦГБ им. Оралхана Бокея

Каждому гражданину своего государства необходимо хорошо знать историю своей малой и большой Родины, культуру, искусство, обычаи и традиции собственного народа. И только тогда он сможет в полной мере воспринять и понять жизнь других народов, общечеловеческие ценности мировой цивилизации. 

В познании исторических процессов мы опираемся на исследования ученых, историков, археологов. Большую роль в этом процессе играют творческие люди: писатели, композиторы, художники, воссоздающие в своих произведениях события, образы прошлого. Известно, что исторический жанр всегда был одним из самых трудных в художественном творчестве. В этом плане, мастер, соприкасающийся с этой темой, должен быть сродни ученому. Ему необходимо знать историю, подробности жизни определенной эпохи. Он должен обладать богатой творческой фантазией, чтобы силой воображения убедительно и достоверно воссоздать историческое событие. От творца требуется не только талант, но и огромный упорный труд.

Хочу познакомить читателя с работами двух признанных устькаменогорских художников, которые в своем творчестве обратились к историческому жанру. Их имена – Габдулмади Меркасимов и Николай Аштема. В созданных ими произведениях авторы талантливо раскрыли тему борьбы казахского народа за свободу и независимость, помогли современному зрителю соприкоснуться и перелистать страницы истории страны.

В 1980-е годы многие художники обращались к исторической теме. Яркие страницы истории Казахстана явились тем благодатным материалом, на основе которого расцветает самобытность в творчестве, появляется национальный колорит, возникают легендарные личности. В этот период было создано много интересных и достойных произведений. Авторы работ внесли свои принципы, свой взгляд на историю народа. Член Союза художников Казахстана Г. Меркасимов (1949–1993) был одним из первых художников в Восточном Казахстане, который обратился к данной теме. В 1987 году он создает графическую работу «Кочевники». Главным достоинством произведения является полнота позиции автора. В отличие от художников, которые благоговейно и возвышенно относились к далекому прошлому, Меркасимов не стал избегать показа борьбы и драматизма. Без экстатического восторга он представил суровую действительность жизни кочевого народа. Картина потрясает своей правдивостью, иным взглядом на происходящие события. Художник переносит нас в эпоху железа, во времена сакских племен. Перед нами – кочевники, конно-пешее войско, готовое каждую секунду вступить в бой с врагом, сражаться за право быть хозяевами на своей земле. Каждый изображенный человек для художника – главный герой. Их художник изображает крупным планом, сосредотачивая внимание главным образом на лицах. Суровые, измученные, усталые, они привлекают внимание, усиливают жизненную убедительность. Каждый образ – это индивидуальность, наделенная определенным характером. От этого работа становится эмоционально насыщенной. Для большей жизненности произведения художник использует разнообразие сложных ракурсов, характерные жесты, позы, подбирает точные формы, выверяет пропорции. Рисунок поражает поистине виртуозным мастерством. Каждый штрих и каждая линия отличается точностью, уверенностью и вместе с тем, удивительной легкостью и свободой выполнения. Каждая деталь насыщена подлинной силой и убедительностью. Линии и штрихи подвижны, гибко вторят мыслям художника. У Меркасимова в этой работе своя неповторимая «линейная палитра». Глядя на произведение, ощущаешь, как из быстрых, подвижных, пластичных линий-штрихов складываются объемы и формы человеческих тел (сильных, мускулистых – мужских и гибких, стройных – женских), передается фактурность предметов и объектов: мягкость шерсти у животных и на одеждах; гибкость и подвижность травы, колышущейся на ветру, пышность бегущих по небу облаков.

Здесь нет ничего лишнего, ничего второстепенного. Создается впечатление, что все племя позирует, и замерло буквально на минуту, чтобы дать автору возможность сделать эскиз, а затем нелегкий путь и битвы с захватчиками продолжатся дальше. Композиция картины вытянутая, панорамная. Сильно вытянутый формат дает ощущение устойчивости не только самого произведения, но и тех устоев и принципов, по которым живет это племя. В этом произведении художник стремился на интеллектуальном уровне осмыслить основу бытия и борьбы, проникнуть в истоки, корни, сюжеты, архетипы, традиции в содержательном, философском, мировоззренческом аспекте. Тяга к познанию истории своего народа, уклада жизни, увлеченность событиями и людьми прошлого, послужило отправной точкой и благодатным материалом для раскрытия таланта, мастерства, самобытности художника Г. Меркасимова.

Яркие исторические личности всецело завладели душой еще одного признанного устькаменогорского художника, члена Союза художников Казахстана Николая Аштемы (1942). В его работах выражены размышления автора о становлении и развитии государственности. Они окрашены глубоко личным отношением художника к избранным темам, наделены определенной патетикой, потрясают экспрессией художественного высказывания. В одном случае, он старается приблизить современника к тому тревожному времени, дает возможность окунуться в водоворот событий, стать их непосредственным участником. В другом – чуть приоткрывает завесу времени и приглашает просто понаблюдать и оценить происходящее.

Как произошло, что Николай Павлович предстал перед зрителями как историк? Сам автор вспоминает так: «Однажды мне попалась в руки историческая трилогия Ильяса Есенберлина «Кочевники». Я читал ее двое суток кряду, почти не отрываясь. Когда дочитал, побежал в мастерскую, чтобы перенести на полотно те образы, которые ярко и отчетливо увидел. Захотелось передать масштабность событий, эпическую силу характеров». Так родились сюжетно-тематические композиции «Поединок Кабанбая с джунгарским нойоном», «Джунгары», «Война», «Нашествие», «Торжество победы. Батыры Казахстана», а также портреты некоторых ярких личностей прошлого. Из всего цикла исторических работ выделяются картины «Томирис – царица массагетов» и «Торжество победы. Батыры Казахстана».

Первое произведение было выполнено художником в 2003 году. Героиня картины – царица массагетов Томирис, победившая жестокого царя персов Кира. Личность историческая, легендарная, необыкновенная.

Николай Павлович прочел роман Булата Джандарбекова «Томирис» и вдохновился героиней: «И вдруг на площадь выехала Томирис. Вороной конь под ней блестел, как отполированный агат. Гордо переступая ногами и позванивая бронзовыми подвесками, он косил глазом, как бы приглашая полюбоваться всадницей. А всадница была действительно хороша! Тонкую, гибкую талию стягивал широкий кожаный пояс наподобие царских боевых, но золотые пластины с вычеканенными изображениями хищных птиц и причудливых зверей говорили о высоком положении владелицы, а подвешенное за рукоятку к поясу отполированное бронзовое зеркало – о том, что он принадлежит девушке. Этот наряд завершал шлем затейливой работы чужеземных мастеров, из-под которого выбивались распущенные волосы, и, право, трудно было решить, чей блеск ярче – бронзового шлема или золотой россыпи волос. Ее огромные миндалевидные глаза вобрали в себя всю синеву небес. В левой руке у нее был щит, в правой – меч». «Смелая и решительная Томирис обладала властным, не терпящим никакого противоречия характером. Красота, ум и обаяние».

Художник несколько раз перечитывал этот роман, восхищаясь и по-своему представляя эту женщину удивительной красоты. И вот она перед нами. Юная воительница. Мужественная, смелая, сильная, решительная. Уверенно держится в седле, крепко сжимает короткий меч – акинак, с неистовой силой натягивает поводья. Но через крепкую броню твердости и решительности взгляд улавливает тонкие, едва заметные черты женского начала – обаяние, свежесть, нежность, красоту. Завораживает взгляд прекрасных больших миндалевидных глаз, стройная, грациозная фигура. Для этого образа очень точно и тонко подобрана цветовая гамма. Красновато-оранжевый с серебристо-серым отражают всю суть происходящих трагичных событий. Особенно красный – цвет жизни, борьбы, крови, любви. Именно этим была наполнена жизнь Томирис. Образ, перед которым преклонялись и преклоняются, подчеркивается особенными средствами выразительности – сангиной и соусом.

 «Томирис неотрывно глядела на поле битвы. Ее потемневшие глаза с расширенными, как у кошки, зрачками, казалось, не мигали… Томирис обернулась. Семь тысяч конных массагеток стояли стеной за курганом. Массагетки стонали от нетерпения, но безмолвие царицы удерживало их на месте. Томирис вновь бросила взгляд на поле боя. Она увидела, что еще миг – и саки, не выдержав, дрогнут. Пора!

– Сестры! – пронзительно зазвенел голос царицы над степью. – Пусть узнает перс всю силу и ярость массагеток! Нет пощады врагу!

– Нет пощады врагу! – единым выдохом ответили массагетки.

Вырвав из ножен акинак и не оглядываясь, Томирис с места рванула коня вскачь» (Б. Джандарбеков, «Томирис»).

Яркий и сильный образ царицы-воительницы Томирис сполна удалось создать художнику современности.

Победа над завоевателями, которые во все времена пытались захватить и поработить вольный казахский народ, раскрыта в следующей работе автора «Торжество победы. Батыры Казахстана». Момент после одной из славных побед запечатлел Н. П. Аштема. Чтобы усилить цельность восприятия, значимость единства и сплоченности людей, художник отказывается от индивидуальности образов, выбирает обобщенный, собирательный образ батыров разных эпох и времен. Мы видим всеобщую радость, всеобщее ликование. Не чувства отдельного человека показывает художник, а общее эмоциональное состояние казахов после победы, состояние, которое и объединяет народ.

Автор обращает внимание на детализацию костюмов и снаряжения коней, что символизирует силу, храбрость, единство, непобедимость казахского народа. Торжественность, парадность, величие событию придает золотисто-охристый цвет с добавлением бронзовой краски в сочетании с красным и белым. Под стать всеобщей радости и треугольная композиция картины. Основанием ее являются фигуры всадников на празднично убранных боевых конях; вершина – фигура духовного наставника. Использование параллельных вертикальных направлений – воздетые к небу руки, копья с развевающимися флагами подчеркивают пик эмоционального состояния.

Глядя на это произведение, вспоминаешь строки из романа-притчи Рустама Ибрагимбекова «Кочевник»: «Чувство единения, незнакомое прежде, давало возможность дышать полной грудью с уверенностью, что теперь враг, посягнувший на землю казахов, получит достойный отпор». Неудержимая удаль героев, их смелость и мужество, сплоченность и единение народа, которые и приводят к победе, всецело захватила художника Н. Аштему. Он смог воспроизвести исторические факты смело, открыто, правдиво.

Картины Н. Аштемы историко-патриотической тематики отмечены правительственными наградами – медалью к «80-летию Союза художников РК» и медалью имени Абылхана Кастеева за первое место в республиканском конкурсе графиков к 550-летию Казахского ханства.

Картины обоих художников созданы на высоком профессиональном уровне. Исторические события и образы воссозданы ими с восторгом и трепетом, уважением и благодарностью. Их произведения – возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником, задуматься о смысле жизни и ее ценностях. Каждый из авторов на века вписал эти образы и события в вечную книгу жизни и борьбы за свободу и независимость великого казахского народа.

Г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК

1935 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми