• Культура
  • 16 Июня, 2021

КОГДА СБЫВАЮТСЯ ПРЕДСКАЗАНИЯ

Хотя и бытует устойчивое мнение, предсказывать что-либо, давать прогнозы – занятие неблагодарное, нет нет да приходится их делать. Мотивы бывают самые разные. Для кого-то прогнозирование – это работа. Кому-то предсказывать события – нравственная потребность. Особенно это характерно людям неравнодушным. Ведь призывая изменить в жизни страны что-то, нужно предлагать нечто, более лучшее. Для этого желательно указать предполагаемые масштабы положительных перемен или же возможных людских, материальных, финансовых и иных потерь. Поэтому политики, депутаты, политологи, социологи, журналисты и так далее обобщают свои публичные выступления прог­нозным абзацем. Правда, не всегда эти прогнозы сбываются. Проб­лем на бренной земле много, а провидцев из ряда Вольфа Мессинга единицы. Но бывает, когда предсказания подтверждаются. Иногда спустя годы и десятилетия.

Через несколько дней после XIX зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, а это было без малого двадцать лет тому назад, расстроенный слабым выступлением наших олимпийцев в российско-казахстанской газете «Новости недели», озаглавив статью «Соленые уроки Олимпиады», автор этих строк через призму формирования конкурентоспособного казахстанца выразил свою тревогу о будущем страны. Цитирую: «Возможно, подспудно, на уровне робкой интуиции наша молодая нация чувствует, что время провинциального самолюбования закончилось в тот день, когда Казахстан известил мир о государственном суверенитете. С тех пор нужны современные герои, креативные личности международного уровня. Они необходимы в первую очередь, чтобы привлечь внимание других государств к нашей стране, для ее успешной интеграции в мировое сообщество и динамичного развития.

Проблема лишь в том, что где взять и как воспитать таких личностей? Возможно, надо их искать среди молодых ученых и бизнесменов? Однако надежды на скорое появление мировых светил в этих сферах, на мой взгляд, безосновательны. Пока отечественная наука не придет в себя после развала Союза, трудно рассчитывать на появление своих нобелевских лауреатов, так же как и казахстанских Фордов, Соросов и Тернеров. Поэтому в условиях становления национальной государственности, вероятно, нужно сделать сознательный выбор двух направлений – искусство и спорт».

Далее автор, приводя конкретные факты, напоминал читателям, и не только им, о том, что дети Великой степи всегда были талантливы и сильны. И любовь к искусству и спорту в крови каждого степняка. И, собственно, именно она позволила остаться нашему народу на сцене истории и отстоять девятую территорию в мире. Поэтому в первые десятилетия становления нашей молодой государственности надо сделать приоритетным развитие культуры, искусства и спорта. Именно в этих сферах Казахстан может громко заявить о себе всему миру.

По прошествии двух десятилетий, да простится нескромность, чувствую себя как бы услышанным. Особенно, когда наши представители культуры, искусства и спорта получают мировое признание на самых знаменитых аренах и залах, таких как легендарные Карнеги-холл, Ла Скала, Барклайс-центр, а деятели отечественной науки, к сожалению, все еще топчутся на месте. Однако сначала о том, что приятно для сердца. Это о верности избранного курса на общенациональном уровне.

За годы Независимости были построены сотни больших и малых дворцов, теат­ров, стадионов и спортивных центров по всей стране. Во дворах наших городов и сел в разы стало больше современных спортивных площадок. Возведены такие уникальные сооружения, как Государственный театр оперы и балета «Астана-опера», стадионы «Астана-арена», «Туркестан-арена», ледовый дворец «Барыс-арена», Театр традиционного искусства «Алатау» – киноконцертный комплекс в южной столице, Центральный концертный зал «Казахстан», Государственный академичес­кий музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаева, музыкально-драматический театры и киноконцертные залы и дворцы спорта в Усть-Каменогорске, Павлодаре, Костанае, Караганде и других городах.

Хотя давно и успешно работали и работают поныне подобные учебные заведения в южной столице, в Астане были открыты еще – Казахский университет искусств и Национальная академия хореографии – новые кузницы формирования, как говорили в недалеком прошлом, будущих звезд культуры и искусства. Неспроста миссию единственной академии такого профиля в Центральной Азии ее ректор Алтынай Асылмуратова определила так: «У нас особая миссия – воспитать не только высококвалифицированных артистов балета, но и людей с высоким уровнем культуры, образования и духовности, способных достойно представить Казахстан на мировой сцене. Речь идет о создании культурного бренда – отечественной балетной школы, которая, наряду с лучшими классическими традициями, вберет в себя уникальные и неповторимые элементы национальной культуры».

В этом молодом учебном заведении, руководимой Народной артисткой России, в недавнем прошлом прима-балериной прославленного Мариинского театра, не только работают амбициозные педагоги от Бога и Большой сцены, но и созданы прекрасные условия для занятий. То же можно сказать об окрепшем за годы Независимости детище Народной артистки, Героя труда Казахстана Айман Мусахаджае­вой. Ведь ныне трудно представить наше искусство без выпускников КНУИ. Достаточно одного упоминания имени Димаша Кудайбергена, открывшему Казахстан всему миру.

Косвенно подтверждают верность курса развития страны с культурно-спортивным акцентом и многие международные эксперты, заговорившие в последние годы о казахском феномене в культуре и спорте. И это дорогого стоит. В искренности и объективности оценок, данных ими нашим звездам, сомневаться не приходится. К тому же их мнения, мнения профессионалов, разделяют миллионы и миллиарды людей в социальных сетях. А интернет сегодня, как известно, это часть мировой культуры.

Сотни, тысячи, миллионы людей во всех континентах благодаря ярким выступ­лениям наших артистов и спортсменов открывают для себя Казахстан. Так недавно американский музыковед Jnfoartist JK, сравнивший первого в СНГ обладателя Грэмми в номинации популярная музыка Иманбека Зейкенова с легендарным «отцом музыки кантри» Джимми Роджерсом, сказал: «Мы хотим, чтобы и Димаш получил Грэмми, сохранил художественную целостность собственных произведений и делился с казахской культурой. Он очень глубокий человек, у него доброе сердце. Димаш несет свет и добро в мир как нес Майкл Джексон». Иманбеку же он пожелал «оставаться еще немного в Казахстане, чтобы люди со всего мира примкнули к нему». Имеется в виду, чтобы иностранцы посетили, больше узнали о нашей стране. Эти слова профессионала из Вашингтона, как впрочем, и других его коллег, как нельзя лучше еще раз подтверждают наш посыл двадцатилетней давности о роли выдающихся деятелей культуры и спорта в страновом имидже.

Ныне с именами подлинных творцов, представителей старшего поколения нашей культуры и спорта – Олжаса Сулейменова, Тимура Бекмамбетова, Алибека Днишева, Ермека Турсынова, Жании Аубакировой, Майры Мухамедкызы, Байгали Серкебаева, как и молодых соавторов казахского феномена – Самал Еслямовой, на сегодня единственной актрисы на всем постсоветском пространстве, получившей приз Каннского кинофестиваля, Геннадия Головкина, легенды мирового бокса, лучшего рэпера СНГ Скриптонита (Адиля Кулмагамбетова), выдающейся оперной певицы Марии Мудряк, олимпийского чемпиона Александра Винокурова, чемпиона мира, серебряного призера Олимпийских игр дзюдоиста Елдоса Сметова, одного из лучших юмористов на всем русскоязычном культурном пространстве Нурлана Сабурова, талантливого кинорежиссера, клипмейкера, признанного в Голливуде Айсултана Сеитова, юной певицы, покорившую Америку Данэлии Тулешовой, и многих других ассоциируется Республика Казахстан. Точно так, как в крылатых строчках Олжаса Сулейменова: «Если ты человек. Сотвори себе имя, быть может, оно станет символом племени». Ныне эти выдающиеся личности символизируют нашу Родину. И надо заметить свою духовную причастность к родной земле, нравственную ответственность за ее настоящее и будущее каждый из них выражает по-своему и честно.

Не только ярким талантом, но и искренностью чувств в раскрытии важных общественно-социальных, духовно-нравственных тем подкупает ныне молодая, набираю­щая популярность группа «Ирина Кайратовна». Возможно, это качество и выделяет ее от множества других. В любом случае интерес, проявленный к ней одним из самых известных и серьезных российских журналистов Юрия Дудя, у которого 9 млн подписчиков и 1.5 млрд посещений его ютуб канала, говорит о многом. К такому вниманию к «ИК» не надо удивляться. Хотя бы потому, что не каждому под силу поднять целый пласт трагической истории (насильственная коллективизация, голодомор, судьба лидеров общественного мнения за последнее столетие и т. д.) своего народа и через призму сегодняшних реалий дать философское обобщение на языке искусства. К концу мая 2021 года самый популярный клип «ИК» набрал более 21 миллиона просмотров на YouTube.           И сегодня творчество «Ирины Кайратовны» – культурное явление, которое видится нам частью казахского феномена в искусстве.

Появление и развитие такой группы со смелыми творческими установками стали возможными благодаря глубокому пониманию роли культуры и искусства как широкой общественностью, так и на государственном уровне. В этом контексте характерны ответы первого заместителя руководителя администрации Президента РК на площадке проекта «Открытый диалог 2.0».

На вопрос, считает ли он ребят из группы «ИК» патриотами своей страны, Даурен Абаев ответил утвердительно.

– Но они довольно резко критиковали власть, – продолжил телеведущий.

– Ну, это их право. Это не первые люди в нашей стране, кто критикует власть. Вполне нормальное явление для цивилизованного мира. Конечно, с некоторыми тезисами я не согласен. С некоторыми согласен частично. Ну, а в целом – много правильных вещей было озвучено. За это им можно только поаплодировать. Тут же самое главное что? Это неравнодушие ребят к судьбе страны. Думаю, это неплохой маркер нашей новой культурной волны. То есть за последние годы выросло и окрепло новое поколение творческой молодежи. Это не только певцы, артисты, вайнеры, но и плеяда новых молодых художников, актеров, фотографов, режиссеров театра и кино и так далее. Кстати, многие из них вносят просто колоссальный вклад в популяризацию казахского языка. Они делают это модным, востребованным – особенно в молодежной среде.

Что касается наших сомнений двадцатилетней давности по поводу перспектив развития науки и возможности появления казахстанских ученых с мировыми именами… За эти годы Национальная академия наук трансформировалась в общественную организацию. Почти все государственные высшие учебные заведения, колледжи поменяли форму собственности. В разы увеличилось число академиков и докторов, не говоря о кандидатах наук. В несколько раз стало больше всевозможных академий и университетов. Казалось бы, надо радоваться таким переменам. Увы, пока в этой важной сфере академическая тишина.

Аяган САНДЫБАЙ,

заслуженный деятель Республики Казахстан

 

2420 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми