• Культура
  • 15 Июня, 2021

«БРАТСКИЕ УЗЫ» И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Айдар Амребаев, 
политический аналитик

    Современные международные отношения характеризуются повышенным риском конфликтогенности, способной разрушить целостность отдельных государств и устойчивость выстраивае­мых годами региональных систем отношений. Это касается и стран Евразийского Экономического Союза, которые сотрясают сегодня достаточно неоднозначные турбулентные процессы, испытывающие на прочность как формат, так и содержание «союзничества», а также подвергающие риску состоятельность молодых государственных образований, становящихся на осколках распавшегося СССР. Казахстан, отмечающий в этом году 30 лет воссоздания национального суверенитета, не является исключением. Сегодня наша «ближняя» внешняя политика в этом плане резонно вызывает повышенную озабоченность.

Последние события, связанные с беспрецедентным решением руководства Беларуси по принудительной посадке самолета компании Ryanair в Минске, который летел 23 мая из Афин (Греция) в Вильнюс (Литва), могут иметь серьезные последствия не только для Беларуси, но и ее партнеров, в том числе и для союзников по ЕАЭС, к коим относится Казахстан.

Как сообщается из официальных источников, борт был направлен в минский аэропорт из-за сообщения о минировании, которое в итоге не подтвердилось. После приземления с борта сняли белорусского оппозиционера Романа Протасевича – основателя телеграм-канала Nexta, разыскиваемого властями Беларуси. Он покинул страну в прошлом году. Вместе с ним задержали его подругу. Кроме того, до Вильнюса в итоге не долетели еще несколько пассажиров, но об их задержании ничего не сообщалось. По некоторым мнениям, это могли быть агенты белорусского Комитета государственной безопасности.

Гендиректор Ryanair Майкл О’Лири в интервью радиостанции Newstalk назвал вынужденную посадку в Минске летевшего в столицу Литвы лайнера, «государственным угоном самолета». В настоящий момент ряд стран Европы и отдельные международные авиакомпании меняют свои маршруты, избегая летать над территорией Беларуси, а государства вводят санкции в отношении белорусских авиакомпаний. Россия осуществляет свои полеты в штатном режиме.

Казахстан, как сообщили в Авиационной администрации страны, не планирует отменять полеты в Беларусь. Несмотря на то, что до этого инцидента еще 20 мая было принято решение об отмене прямого рейса из Алматы в Минск, который собирались открыть с 31 мая. В национальной авиакомпании Air Astana пояснили, что это не связано с политическими причинами, поводы – коммерческие. Речь идет о слабой заполняемости рейсов. Сейчас полеты в Беларусь из Казахстана осуществляет только белорусский авиаперевозчик.

На последний момент стало известно, что лидеры стран Евросоюза приняли решение закрыть европейское небо для самолетов из Беларуси.

 Таким образом, Казахстан оказался в щепетильной ситуации. С одной стороны, мы выступаем с позиции многовекторности внешней политики и стремимся сохранить ровные и прагматичные отношения с Европейским Союзом, с другой, «союзнический долг» по ЕАЭС и ОДКБ обязывает нас остаться на стороне белорусских властей, хотя данный шаг Александра Лукашенко и существенно ограничивает наше поле для внешнеполитического маневра. И в этой связи никак не может отвечать нашим национальным интересам. Если быть предельно откровенным, то стоит сказать, что участие Казахстана в евразийских проектах, имеется в виду Евразийский Экономический Союз и Организация Договора о Коллективной Безопасности, становится для нашей страны весьма «токсичным». Мы вынуждены в который раз идти на решения, ограничивающие наш суверенитет при выражении собственной государственной позиции в отношении наших партнеров.

Сравнительно недавние события в той же Беларуси летом 2020 года, чуть не приведшие к смене политического режима в стране, очередная кыргызская революция с неоднозначными последствиями для наших соседей, азербайджано-армянская война осенью прошлого года, поставившая наше руководство перед дилеммой общетюркской культурной солидарности и союзническими договорами в рамках ОДКБ, явились достаточно серьезным испытанием для внешнеполитического ведомства нашей страны.

Явно «пересидевший» свой президентский срок, а также не проработавший свой «план Б» по легитимной передачи власти следующему поколению политиков, Александр Лукашенко, похоже, не случайно выразил свое «недовольство» негостеприимностью Казахстана на онлайн встрече Высшего Экономического Совета ЕАЭС, инициированной казахстанской стороной. Дипломатичная оценка президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым этого высказывания Александра Григорьевича, как по традиции «запоминающееся», является весьма симптоматичным. Новому руководству нашей страны совершенно не хочется ассоциироваться с «нерукопожатым» на Западе автократичным лидером Беларуси. При этом, конечно, в интересах нашей страны поддерживать высокий уровень прагматичных и взаимовыгодных отношений с этой страной, чьи товары уже достаточно заметны на отечественных прилавках.

Говоря о дальнейшей политической судьбе Лукашенко можно легко предсказать, что его, скорее всего, ждет перспектива «хромой утки» в политике. В частности, речь идет о том, что дальнейшее развитие страны, ее геополитичес­кий выбор находится в руках внешних игроков, например, таких как Россия и ЕС. Фактически это ситуация внешнего управления. Действующий «под давлением» президент Беларуси сегодня непопулярен в собственной стране, где его легитимность весьма сомнительна, а на внешних фронтах он вынужден быть «младшим партнером» и зависимым от воли Кремля вассалом и «нежелательной персоной» в европейских столицах.

Поэтому Казахстан должен извлечь собственные «уроки» из данной ситуа­ции. Полагаю, что решение Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в марте 2019 года оказалось стратегически выверенным, поскольку позволило своевременно начать процесс политического транзита в стране и дальнейшей легитимации нового преемственного курса в лице опытного дипломата Касым-Жомарта Токаева, которому приходится решать две ключевые стратегические задачи в свой срок президентских полномочий. Это легитимация внутриполитического курса Елбасы через установление открытого диалога государства и гражданского общества, что выражается в концепции «слышащего государства». И сохранение хрупкого баланса интересов крупных мировых «игроков» во внешней политике страны через уравновешивание их участия в «казахских проектах», так как усиление позиции одной из великих держав в условиях нашей страны может быть осуществлено лишь за счет ослабления позиции другой. Такова непростая арифметика внешней политики Республики Казахстан в нынешних непростых условиях. 

Думается, при выстраивании своей внешнеполитической позиции в современных, турбулентных условиях международных отношений Казахстан должен исходить не столько из традиционно «братских уз», неизменно и принудительно сопровождавших народы бывшего СССР, а из концепта real politik, требующего прагматично оценивать риски и возможности для развития страны на том или ином треке внешней политики с безусловной опорой на наши национальные интересы в каждом конкретном случае.

Мы не можем подвергать сомнению и ограничению развитие потенциала нашей суверенности даже в угоду каким-либо идеологическим или геополитическим соображениям. Однозначный выбор той или иной траектории внешней политики чреват серьезными издержками для устойчивого и динамичного развития нашей страны. К примеру, в существующей сегодня конфронтации Запада с Россией, Китая и США, неясных перспектив китайско-российского альянса Казахстан не может себе позволить «играть» на какой-либо одной стороне. С моей точки зрения, необходимо использовать тактику и стратегию гибкого маневрирования, использующего синергию разновекторных партнеров с целью поддержки и «раскрутки» нового качества национального суверенитета нашей страны.

Мир становится достаточно жестким пространством конкуренции, в котором только функциональная мощь государства, военный и экономический потенциал при поддержке государственных институтов со стороны большинства общества способны формировать основу для подлинно независимой позиции страны. Полагаю, что мы вступаем в новый этап своего суверенного развития, который требует более четко артикулируемых государством общественных запросов, национальной идеологии конструктивного развития и адекватного, прагматичного и предсказуемого поведения на мировой арене, позволяющих занять достойное место в ряду цивилизованных и передовых стран мира.

1437 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми