• Культура
  • 21 Октября, 2013

ШРИ-ЯНТРА – господствующий принцип

Берик ЖЫЛКИБАЕВ, 
профессор-языковед

 

 

 

 

Казахское слово «АРУАХ» перекликается с арабским «Ар-РУХ» и древ­нееврейским «Га-РУХ». Возможно, это одно из самых древ­них и самых священных корнесловов, ведущих свое проис­хождение от того момента, когда человек разумный открыл для себя идею творчества, созидания и осознал разрушение, деградацию как самое враждебное, что ему противостоит. Возможно, господствующий Принцип – Шри-Янтра восходил по своей орбите именно благодаря опоре на истоки данного корнеслова. Как бы там ни было, в океане человеческой мыс­ли, которую формирует человеческая речь, мощное течение господствующего принципа в ярко выраженных националь­но-самобытных формах и звучаниях, оказывает непреобори­мое влияние на нашу жизнь. Это влияние непобедимо. Оно приведет Человечество к желанным берегам Будущего.

 

Среди древних сакральных сим­волов особое место занимает Шри- Янтра, оказывающая колоссальное воздействие на сознание человека, сопряженное с пространством. Изображение, приведенное на ри­сунке, является одним из многих рукотворных способов, доступных человеку, освоенных еще со времен глубокой древности, помогающих входить в сферу законов, управля­ющих мощным движением энерге­тических потоков. Ни один выдаю­щийся мудрец восточной античнос­ти и позднего времени не прошел мимо Шри-Янтры, повторяющей формы и отношения, заложенные в основе Вселенной и отражающей структуры человеческого существа, как атома этой грандиозной систе­мы. Белая точка в центре Шри-Янт­ры символизирует выход в беско­нечную Вселенную. Первый круг с лепестками Лотоса символизирует стихию Огня. Второй круг – стихию Воды. Квадрат, в который включены круги с лепестками Лотоса, отража­ет законы, которым подчиняется тонкая структура человека. В эту структуру входят энергетические каналы, обеспечивающие жизнеде­ятельность важнейших энергети­ческих точек-узлов, называемых чакрами. В традиционном толкова­нии и практической медитации Шри-Янтра дает возможность выходить на глобальные космические проблемы, а также опускаться в микрокосмическую Вселенную на уровень тела и психики человека.
Обучение искусству медитации на мантру – труднейшее из всех занятий, известных человечеству. Тра­диционное осмысление Шри-Янтры, изложенное в религиозных и эзотерических трактатах, стало об­щеизвестным информативным тек­стом. Ниже предлагается несколько иное, «заземленное» толкование Шри-Янтры – господствующего принципа, имеющего непосред­ственное отношение к нашей много­трудной повседневности.
Плодотворная мысль древнеин­дийских мудрецов питает своими рациональными корнями многие поколения творческих интеллекту­алов. В числе сокровищ, оставлен­ных древнеиндийскими мыслителя­ми, не перестает вызывать изумле­ние и восхищение Шри-Янтра. Это краеугольный камень в фундамен­те теории познания МИРА-ВСЕ­ЛЕННОЙ – БОЖЕСТВЕННОЙ ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТИ – КОНЕЧНОЙ ИНСТАНЦИИ МАТЕРИИ И ДВИЖЕ­НИЯ. Но самое точное определение Шри-Янтры формулируется как ГОСПОДСТВУЮЩИЙ ПРИНЦИП. Согласно этому принципу (началу познавательного и созидательного процессов), исходным пунктом движения человеческого действия – мысли является сопряжение двух треугольных фигур, общее про­странство, результат сопряжения которых есть познанное поле, со­зданная терра когнита, где закреп­ляется человеческая деятельность в форме расширяющегося прямо­угольника, а боковые грани этого прямоугольника представлены в форме «ласточкина хвоста».
Сопряжение треугольных фигур включает бесконечное повторение процесса генерации прямоугольни­ков. Бинарность порождающего комплекса теоретически может пе­решагнуть в область минус-про­странства, тем самым сведя на нет все предположения о моно-источнике мысли-процесса. Практичес­кая сторона этой бинарности – нео­граниченный простор для движения творческой мысли-фантазии и приложения созидающих сил.
Символический смысл Шри-Янт­ры заключается в гуманистическом утверждении двух вышеупомянутых начал: мысли-слова и действия акта, синтезом коих является заво­еванное пространство – обиталище творческого интеллекта, сфера по­знанного и созданного.
Научно-прагматический смысл ГОСПОДСТВУЮЩЕГО ПРИНЦИПА заключается в неограниченных возможностях расширяющегося поля познания и сферы созидания. Нет предела познанию человеческой мысли и нет ограничений в творческих возможностях для приложения созидательного действия.
К сожалению, комплекс идей, заложенных в Шри-Янтре, принял ортодоксальную форму религиозно-мистического догмата, где потенциальное воплощение живот­ворящей мысли сводилось к со­пряжению НЕБА и ЗЕМЛИ, или двух начал: МУЖСКОГО и ЖЕНСКОГО. А созидательная функция сопряже­ния этих начал преследовала цель ОЧИЩЕНИЯ, ОСОВОБОЖДЕНИЯ МЫСЛИ от ДЕЙСТВИЯ. Это значит, что ТЕЗИС (мужское начало, НЕБО) и АНТИТЕЗИС (женское начало, ЗЕМЛЯ), сопрягаясь, дают СИН­ТЕЗ, в котором воплощается не новое начало, гармонически соче­тающее в себе всю атрибутику со­ставляющих сопряженных компо­нентов, а НЕЙТРАЛИЗОВАННОЕ, УНИЧТОЖЕННОЕ, лишенное пер­воначальной специфики ПОДЧИ­НЕННОЕ, ВТОРИЧНОЕ, ПРОИЗ­ВОДНОЕ. Это производное лише­но божественного ореола, оно является ПРОДУКТОМ, а не ТВОРЕ­НИЕМ, сочетающим всю полноту материнских и отцовских наслед­ственных достоинств. В подобной трактовке содержится ревнивая тенденция удержать на недосяга­емой высоте ПЕРВОПРИЧИНУ, не допустить расщепления понятия ПЕРВОГО ТВОРЦА. Это значит, что эвристическая и гносеологическая направленность указанной догмы была связана с расширением ПО­НИМАНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО, уточнением и детализированием атрибутики БОЖЕСТВЕННОГО, пе­реключением активности человека на СОЗЕРЦАНИЕ, ограничением его активных действий. Если бы все время, которое человечество затратило на созерцание БОЖЕ­СТВА, на песнопения, гимны, сла­вословящие БОЖЕСТВО, – если бы все это время заполнить активным созидательным трудом, культур­ная обстановка на Земле находи­лась бы не в таком зачаточном со­стоянии. Однобокое понимание ГОСПОДСТВУЮЩЕГО ПРИНЦИПА привело к обратным результатам. Человечество на долгие века по­грузилось в летаргическое состо­яние псевдорелигиозности, было отдано во власть мракобесия и кровавых жертвоприношений, предано сожжению на кострах ин­квизиции, подвергалось гонениям за несуществующую крамолу, за «дьявольские инициации», за ина­комыслие и прочие придуманные разжиревшими священнослужите­лями грехи.
Этот однобоко понятый принцип утвердил практику предоставления власти кучке правителей, бессове­стно обманывающих огромные массы людей. Слепая покорность и вера в «мудрость правителей», в непогрешимость и божественное происхождение их власти, тупая покорность держали сознание чело­века на уровне убогих крохоборс­ких забот о куске хлеба, о жилище, о перспективе завтрашнего про­блематичного существования.
Мы и сегодня видим тупую покор­ность огромного большинства лю­дей тому бессовестному и антигу­манному положению, в котором держит их кучка «господ», присво­ивших себе БОЖЕСТВЕННОЕ НАЧА­ЛО распоряжаться судьбами целых поколений. Люди не используют своего права самим распоряжать­ся своей судьбой, строить свою жизнь в соответствии с оптималь­ными возможностями окружающей среды и общественных ресурсов. А всякая попытка в этом направлении яростно пресекается обнаглевши­ми от всевластия и безнаказаннос­ти «господами».
В Шри-Янтре заложен принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, предоставляющий право на мысль, слово и дей­ствие. Органическое сочетание этих трех моментов разрушается вла­ствующими структурами общества, где господствует ложь о природе власти, об избранности представи­телей властных структур, о предназ­начении человека в обществе. Нега­тивные функции божества, присво­енные властью, возобладают над крохами благодетельного начала, которыми божество утверждалось в сознании древних мыслителей. Механизм созидания, творчества, про­гресса отодвинут или вовсе отбро­шен современными «господами». Ведь в самом деле, не называть же творчеством перманентное выду­мывание все новых способов выко­лачивания налогов из вконец обни­щавшего народонаселения?!
Мандала – сакральный круг, в ко­тором заключено сопряжение СЛО­ВА-МЫСЛИ и АКТА-ДЕЙСТВИЯ, – окружена лепестками священного ЛОТОСА. Это значит, что Слово должно произноситься устами, не оскверненными ЛОЖЬЮ, а ДЕЙ­СТВИЕ – руками, не обесчещенны­ми ВОРОВСТВОМ и УБИЙСТВОМ. Святость слова и действия – обяза­тельное условие для всех сопря­женных треугольников, независимо от калибра сопрягаемых фигур. Та­ким образом, сопряжение не может распространяться на ЛЖЕЦОВ-СВЯТОШ и на ПРЕСТУПНЫХ ВЛАС­ТИТЕЛЕЙ, ТИРАНОВ и ВРЕМЕНЩИ­КОВ. Эти субъекты уже по опреде­лению лишены права на сопряже­ние и произнесение СЛОВА-МЫС­ЛИ, а также на подвиг СВЯЩЕННО­ГО ДЕЙСТВИЯ, от которого зависит судьба других людей. Власть над жизнью человека и право указывать истинный ПУТЬ принадлежит изна­чально БОЖЕСТВУ. Но сопряжен­ный в ЗЕМНОМ и НЕБЕСНОМ обвитии ЧЕЛОВЕК сам вправе выбирать свой ПУТЬ, неуклонно следуя по нему, ведомый ИНТУИЦИЕЙ, ИН­ТЕЛЛЕКТОМ, ЗАВЕТОМ. И нет ему на этом пути вожатого-политрука, пастора, кюре, муллы, акима-куратора или жандарма от идеологии. Все поповские выдумки, затемняю­щие истинный свет Шри-Янтры, низводящие Человека, созданного по ОБРАЗУ и ПОДОБИЮ ВСЕВЫШ­НЕГО, до уровня бессловесного скота, вся клерикально-торгашес­кая болтовня о духовных ценностях, истинная цена которым ломаный грош, – это продукт мерзкого по­ползновения, не прилагая умствен­ных и физических усилий создать для кучки прохвостов «рай земной». Любой агностик, полувер, любой атеист, любой самый крайний ниц­шеанец, кричащий на базарной площади: «Бог умер!», в миллион раз порядочнее и честнее лицеме­ров, обнимающихся сегодня со вчерашними лидерами коммунис­тических партий. Спрашивается, кого они вчера предавали анафе­ме? Кому услужливо протягивают Крест для лобызания? Во имя чего? Уж во всяком случае НЕ ВО ИМЯ ОТЦА, СЫНА И СВЯТОГО ДУХА! Тут, извините, святые патеры, ба-а-аль-шой ГЕШЕФТ!
Треугольные фигуры, сопрягаю­щиеся в Шри-Янтре, символизиру­ют своими гранями ИСТИНУ, КРА­СОТУ, ДОБРО. Женское начало имеет свои специфические призна­ки, заключенные в этих понятиях, а мужское начало – свои. Эти призна­ки дополняют друг друга, облагора­живают указанные понятия, напол­няют их материнским молоком и го­рячей отцовской кровью. Да пребу­дет МИР под властью этих священ­ных символов НЫНЕ, ПРИСНО и ВОВЕКИ ВЕКОВ!

ОТ  РЕДАКЦИИ
Поздравляем нашего уважаемого автора Берика Магисовича Жылкибаева с 80-летним юбилеем! Желаем ему крепкого здоровья и новых творческих успехов!

1045 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми