• Экономика
  • 24 Июля, 2013

Исламское финансирование

 

Алишер БОДАУБЕКОВ,

магистрант факультета экономики и администрирования

Университета им. Сулеймана Демиреля

В финансовом секторе Казахстана исламское финансирование стало очень популярным в последние годы. Создано множество финансовых инструментов для разных клиентов. Очень часто встречается непонимание сути исламского финансирования. В этой работе предпринята попытка объяснить основной постулат данного вида финансирования, а именно финансирование, обеспеченное активами – реальными товарами и услугами.

Одна из самых важных особенностей исламского финансирования то, что это финансирование, обеспеченное активами. Обычное капиталистическое понятие финансирования состоит в том, что банки и финансовые учреждения имеют дело только с деньгами и денежно-кредитными бумагами. Именно поэтому им (банкам) в большинстве стран запрещено вести торговлю реальными товарами и создавать материальные запасы.

 

Области применения

 

– Экономическая теория – исламская экономическая концепция не формируется, игнорируя современную глобальную экономику, поэтому лучшее понимание исламской экономики поможет нашим экономистам работать с ней в настоящее время, в эпоху перемен и кризисов.

 

– Финансы – исламская финансовая система не является абсолютной альтернативой традиционной финансовой системе, это новая возможность для местных финансовых экспертов, дабы обогатить нашу финансовую систему и найти новые источники для финансирования.

 

– Социальная психология – исламская экономика является спросом, сформировавшегося у местного мусульманского населения, в то время как западная финансовая системы в настоящее время используемая как исключительно традиционная финансовая система, создана для нужд христианского Запада. Таким образом, хорошее понимание этой новой концепции может помочь понять социологию последних тенденций в обществе лучше.

 

 Финансирование, обеспеченное активами

 

Ислам не признает деньги предметом торговли, кроме некоторых особых случаев. У денег нет собственной полезности; это только средство обмена. Каждая единица денег на 100% эквивалентна другой единице того же самого наименования, поэтому нет никакой возможности для получения прибыли посредством обмена этих единиц между собой. Прибыль произведена, когда что-то, имеющее собственную полезность, продано за деньги или когда различные валюты обменены одна на другую. Прибыль, заработанная посредством операций с деньгами (той же самой валюты) или бумаг, представляющих их, является ростовщичеством, следовательно, запретным. Поэтому, в отличие от обычных финансовых учреждений, финансирование в исламе, всегда основано на неликвидных активах (здания, сооружения, оборудование), что создает реальные активы и материальные запасы.

 

Реальные и идеальные инструменты финансирования в Шариате – это мушарака и мудараба. Когда финансист вкладывает деньги на основе этих двух инструментов, они должны быть преобразованы в активы, имеющие собственную полезность. Прибыль получается путем продажи этих реальных активов.

 

Финансирование на основе салям и истисна также создает реальные активы. В случае саляма финансист получает реальные товары и может получить прибыль, продавая их на рынке. В случае с истисна финансирование осуществляется через производство некоторых реальных активов, финансист зарабатывает прибыль в качестве вознаграждения за них.

 

Финансовые арендные договоры (лизинг) и мурабаха, как будет отмечено позже в соответствующих главах, не являются первоначально способами финансирования. Но, чтобы соответствовать некоторым потребностям, они были изменены таким образом, что они могут использоваться в качестве способов финансирования согласно определенным условиям в тех секторах, где остальные инструменты (мушарака, мудараба, салям и истисна) не осуществимы по некоторым причинам. Инструменты лизинга и мурабаха иногда подвергаются критике на том основании, что их конечный результат часто подобен конечному результату займа, основанного на проценте. Эта критика оправдана до некоторой степени, и именно поэтому шариатские наблюдательные советы единодушны в том вопросе, что это не идеальные способы финансирования, и они должны использоваться только в случаях необходимости с полным соблюдением условий, предписанных Шариатом. Несмотря на все это, инструменты аренды и мурабаха также полностью поддержаны активами, и финансирование через эти инструменты ясно отличается от основанного на проценте финансирования по следующим причинам:

 

1. При обычном финансировании банкир дает деньги своему клиенту как процентную ссуду, после чего он не беспокоится относительно того, как деньги используются клиентом. В случае мурабаха, напротив, никакие деньги не продвигаются финансистом (банкиром). Вместо этого сам финансист покупает товар, требуемый клиентом. Эта сделка не может быть выполнена, если клиент не гарантирует финансисту, что хочет купить товар. Поэтому мурабаха невозможна вообще, если финансист не создает активы. Таким образом, такое финансирование всегда поддерживается активами.

 

2. В обычной системе финансирования кредиты могут быть выданы для любой выгодной цели. Игорное заведение может занять деньги у банка, чтобы развить своей игорный бизнес. Порнографический журнал или компания, производящая порнофильмы, считаются хорошими клиентами обычного банка. Таким образом, обычное финансирование не связано никакими божественными или религиозными ограничениями. Но исламские банки и финансовые учреждения не могут остаться безразличными к характеру деятельности, для которой требуются средства. Они не могут использовать мурабаха для такой цели, которая запрещена в Шариате и вредна для морального здоровья общества.

 

3. Это одно из основных требований для законности мурабаха – когда товар покупается финансистом, что означает, что он принимает на себя риск товара прежде, чем продать его клиенту. Прибыль, требуемая финансистом, является вознаграждением за риск, который он принимает на себя. Никакой такой риск не предполагается в основанной на проценте ссуде.

 

4. В процентной ссуде сумма, которая должна быть возмещена заемщиком, продолжает увеличиваться с течением времени. В мурабаха, с другой стороны, цена продажи после ее согласования остается неподвижной. В результате, даже если покупатель (клиент банка) не платит вовремя, продавец (банк) не может просить за товар более высокую цену из-за задержки в урегулировании взносов. Это происходит потому, что в Шариате не существует понятия времени, зависимого от денег.

 

5. В аренде также финансирование предлагается посредством обеспечения актива, имеющего узуфрукт (право пожизненного пользования чужим имуществом и доходами от него). Риск арендованной собственности принимается арендодателем/финансистом в течение периода арендного договора в том смысле, что если арендованный актив полностью разрушается без какого-либо неправильного употребления или небрежности со стороны арендатора, финансист/арендодатель потерпит убытки.

 

Выводы

 

Очевидно из вышеупомянутого обсуждения, что всякое финансирование в исламской системе создает реальные активы. Это верно даже в случае мурабаха и аренды, несмотря на то, что они, как считается, не являются идеальными способами финансирования и часто подвергаются критике за то, что они близки к основанному на процентах финансированию по своим конечным результатам. Известно, с другой стороны, что основанное на процентах финансирование не обязательно создает реальные активы, поэтому предложение денег через кредиты, выданные финансовыми учреждениями, обычно не обеспечивается реальными товарами и услугами, произведенными в обществе. Таким образом, кредиты создают искусственные деньги, которые увеличивают объем денежной массы, а иногда и умножают ее, не создавая реальные активы в том же самом количестве. Этот разрыв между предложением денег и созданием реальных активов создает или подпитывает инфляцию. Поскольку финансирование в исламской системе всегда обеспечивается активами, оно всегда совпадает с количеством соответствующих товаров и услуг.

 

Литература

 

1. Al-Jarhi M. A. Islamic finance: an efficient equitable option, Islamic research and training institute, Islamic development Bank.

 

2. Al-Jarhi, M. A. Iqbal M. Islamic Banking: Answers some frequently asked questions, Islamic development Bank, Islami Research and Training Institute. Occasional Paper No. 4, 2001.

 

3. Gait A. H., Worthington A. C. A Primer on Islamic Finance: Definitions, Sources, Principles and Methods, School of Accounting and Finance, University of Wollongong, WP No. 07/05

 

4. Mohieldin M., Iqbal Zamir A. Rostom and Xiaochen 8th International Conference on Islamic Economics and Finance. The Role of Islamic Finance in Enhancing Financial Inclusion in OIC Countries

 

5. Bekkin R. Islamic financial institutions and instruments in the Muslim and non-Muslim countries: features and prospects, SSU, 2009.

 

6. Таки Усмани М. Введение в Исламское финансирование. Карачи, 29.06.1998.

1395 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми