• Общество
  • 21 Мая, 2013

Вопросы подготовки военных специалистов

Жанна НАГУМАНОВА,

майор, кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

военной кафедры ЕНУ им. Гумилева

 

С момента возникновения армии, как специфического социального явления, важнейшими компонентами воинской деятельности были и остаются обучение и воспитание личного состава Вооруженных Сил. При этом важно учитывать, что выполнение личным составом профессиональных задач требует не только боевого мастерства, но и формирования личностных качеств (личностной зрелости). Решать задачу подготовки военных специалистов важно таким образом, чтобы с первых дней своей самостоятельной деятельности в качестве офицеров, молодые люди были готовы профессионально осуществлять обучение и воспитание личного состава.

Признанный специалист в области профессиональной подготовки, доктор педагогических наук Н. Д. Хмель отмечает: «В процессе профессиональной подготовки должны решаться задачи, результаты которых вооружат будущего специалиста необходимым потенциалом в соответствии с кругом обязанностей – как он будет применять знания в своей профессиональной деятельности, какими качествами личности должен владеть, чтобы его знания и умения давали максимальный результат». 
Выполнение этих задач становится возможным, если в ходе учебно-воспитательного процесса в военном вузе у курсантов будет сформирована высокая готовность к будущей профессиональной деятельности. 
В январе 1993 года был подписан Указ Президента РК «О создании института заместителей командиров (начальников) по воспитательной и социально-правовой работе в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Однако следует заметить, несмотря на то, что процесс воспитательной работы в вузах в целом позволяет решать учебно-воспитательные задачи, подготовка курсантов, обучающихся по программам командных и инженерных специальностей, осуществляется по существу эмпирически. Большинство офицеров, занимающих должности офицеров-воспитателей, закончило либо различные гражданские вузы и не имеет соответствующей военной подготовки, либо военные вузы по командным специальностям и не имеет соответствующей педагогической подготовки. 
Анализ изучения психолого-педагоги­ческой литературы показывает, что проблема готовности к педагогической деятельности постоянно находится в поле зрения педагогики. Однако, проблемы формирования готовности будущего офицера к воспитательной работе в условиях перехода к комплектованию вооруженных сил на контрактной основе в прямой постановке вопроса не нашли еще должного отражения в военно-педагогических исследованиях. Спорным представляется вывод ряда авторов о том, что только часть студентов, а значит, в нашем случае часть курсантов, способна овладеть целостной деятельностью педагога-воспитателя, освоив такие ее виды, как диагностика, прогноз, исследование, эксперимент. Возражение вызывает понимание готовности как завершенной характеристики, включающей некий устойчивый круг качеств и свойств педагога, в то время как требование мобильности педагога в меняющейся социокультурной ситуации воспитания делает готовность понятием достаточно условным и динамичным, т. е. – открытым системным образованием. 
Современные исследования показывают, что подготовка специалиста оказывается более результативной, если мобилизуется эмоционально-положительное отношение к профессиональной деятельности, знания направляются на решение конкретных практических задач, если обучаемые участвуют в творческой поисковой деятельности, где реализуется их потребность в самоутверждении как воспитателя на основе использования новых педагогических идей и разнообразной педагогической техники. Для будущего офицера, как воспитателя, важен не только выбор методов воспитательного влияния, но и обоснованный выбор своей педагогической позиции, стратегической линии профессионального поведения, то есть нравственный аспект воспитательной работы. В таком случае успешность профессиональной деятельности будет зависеть от степени развития личностных качеств воспитателя.
Мы предположили, что готовность курсантов к воспитательной работе с личным составом зависит от содержания профессиональной подготовки, осуществляемой в военном вузе, учитывающей особенности функционирования целостного педагогического процесса, является основообразующим элементом профессионализма.
В ходе соотнесения сути понятия было определено, что готовность в педагогике имеет статус категории, является самостоятельным понятием и носит интегральный характер (изучается философией, психологией, социологией, политологией и т. д.), но в общей теории готовность субъекта как феномена деятельности рассматривается по-разному. Готовность к деятельности – это цель профессиональной подготовки и критерий результативности процесса подготовки в вузе, характеристика, отражающая уровень профессионального развития личности специалиста.
Внешняя жесткая регламентация воспитательной работы с личным составом Вооруженных Сил затрудняет осуществление творческого выбора, так как чтобы его сделать, необходим комплекс условий. На основе анализа литературы, изучения опыта профессиональной подготовки была установлена необходимость поиска оптимальных условий воспитывающего воздействия, активизирующих формирование готовности курсанта к воспитательной работе с личным составом. 
Проанализировав и обобщив исследования по данной проблеме, мы пришли к пониманию того, готовность будущего офицера к воспитательной работе – сложное интегрирующее качество личности, которое характеризуется способностью к реализации в рамках субъект-субъектных отношений специальной педагогической деятельности, направленной на формирование профессионально значимых качеств защитника Отечества, и которое выражается через единство взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих успешность профессиональной подготовки военнослужащих. 
На стадии констатирующего эксперимента, нами было выявлено, что абсолютное большинство курсантов и молодых офицеров находится на низких уровнях готовности к воспитательной работе.
Гипотеза опытно-экспериментальной работы включала положения о том, что эффективность процесса формирования готовности курсанта к воспитательной работе повышается в том случае, если в военном вузе существенно изменяются субъектно-объектные отношения курсантов в учебно-воспитательном процессе, увеличивается объем знаний об объекте предстоящей деятельности, развивается интерес к педагогической деятельности, усиливается участие курсантов в различных видах учебной и профессиональной деятельности, влияющей на формирование готовности.
При осуществлении данной деятельности мы еще раз акцентировали внимание на противоречиях между восприятием курсантом своей будущей профессии как сугубо военно-специальной и необходимостью осознания высокой роли педагогического аспекта в деятельности офицера. На наш взгляд, именно эти противоречия  и снижают качество процесса профессиональной подготовки. В разрешении данных противоречий и кроется  основное условие совершенствования подготовки курсантов. Поэтому необходимо было произвести общую оценку процесса профессиональной подготовки военного вуза, выявить и проанализировать условия, факторы, способствующие и препятствующие процессам формирования готовности курсантов к воспитательной работе.
Диагностические срезы позволили определить степень готовности к воспитательной работе в условиях традиционного и специально организованного обучения и разработать комплекс мер для эффективного формирования готовности. В мониторинге осуществлялся контроль за  ходом учебно-воспитательной деятельности, проводилось прогнозирование процесса. Готовность к воспитательной работе оценивалась комплексно: с помощью исходного уровня готовности; анализа уровней готовности, сформированных в процессе экспериментальной деятельности; анализа особенностей учебно-воспитательного процесса.

Схематично модель подготовки к воспитательной работе может выглядеть следующим образом.
Схема. Модель готовности курсанта к воспитательной работе

Untitled-1

Экспериментальные меры, направленные на совершенствование профессиональной подготовки, оказались результативными и подтвердили гипотезу исследования. Формированию готовности курсантов к воспитательной работе способствуют: повышение профессиональных педагогических знаний, четкие представление об объекте будущей профессиональной деятельности, знание об особенностях целостного педагогического процесса, положительная мотивация к работе в системе «человек-человек».

Повышение профессиональных педагогических знаний курсантов в процессе подготовки к воспитательной работе обеспечивалось созданием определенных педагогических условий. Ими выступали: теоретическая подготовленность курсантов и включенность их в воспитательную деятельность; самооценка уровня своей педагогической подготовленности; формирование у курсантов положительных мотивационных установок на предстоящую педагогическую деятельность; оптимальное  профессиональное общение; наличие возможностей для самообразования; обучение их необходимым способам профессиональных действий в воспитательной  деятельности; обеспечение условий для овладения различными видами деятельности.
Знание основ целостного педагогического процесса, умение применять их в практической учебно-воспитательной деятельности выступают и как условие успешного решения военно-педагогических задач, и как показатель уровня его профессионального развития.

1114 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми