• Исторические страницы
  • 21 Мая, 2013

АЛИМХАН ЕРМЕКОВ: СЛУЖЕНИЕ ОТЧИЗНЕ

Жанна Кыдыралина,

первый заместитель директора

Института истории государства,

доктор исторических наук

ermekovОсмысление ценности и смысла нашего суверенного развития должно опираться на глубокое знание истории своей Родины. Если окинуть взором историю прошлых веков, то увидим  непрерывную борьбу казахского народа за создание самостоятельного национального государства. Первая половина ХХ в. оказалась спрессованной временем, в течение жизни одного поколения произошли события огромной значимости, имевшие переломный характер как в судьбе отдельных личностей и семей, так и в судьбе нации в целом. Один только голод 1932–1933 годов унес половину численности казахов, а по некоторым подсчетам, миллион и больше были вынуждены уйти в чужие страны.

  До сих пор ощутимы в судьбах поколений последствия минувшей трагедии. Причины сегодняшних противоречий, негативного наследия прошлого в менталитете и сознании людей позволяют понять тот период жизни народа, когда его пропускали сквозь политические, культурные, идеологические жернова, когда у него пытались отнять историческую память и прервать связь поколений. Борьба за социальное единство общества и утверждение новой идеологии сопровождалась подавлением национального самосознания и нивелированием самобытности национальной культуры. Всякие попытки использования естественного права ранее угнетенных народов на защиту национальных интересов воспринимались тоталитарным режимом как проявления буржуазного или местного национализма.  

ermekov1Сегодня возникает вопрос, в чем причина живучести нации и сохранения себя в жерновах и тисках системы, условиях  общенародной катастрофы? В первую очередь, приходит мысль о высоком национальном духе народа. В начале ХХ века понятие «Алаш», имеющее древние истоки и являющееся базовым понятием этнического единства, общеказахским девизом (ураном) и боевым кличем, превратилось благодаря усилиям национальной интеллигенции в объединительную освободительную идею. «Алаш» –  исторический термин, происходящий, по различным предположениям, от имени мифического прародителя казахов и других древних тюркских  родов (Алаша-хана). Казахские интеллектуалы подняли смысл термина «Алаш» как искони родового клича до уровня государственной идеи.

Появление движения, первой политической казахской партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды было не случайным явлением. Это был закономерный этап в многовековой борьбе казахского народа за независимость. Выдвижению Аалашскими лидерами идеи об образовании государства казахов способствовало получение представителями Алашской интеллигенции юридического образования в передовых российских вузах. Деятели «Алаш» были людьми высокообразованными, обладавшими глубокими познаниями в социально-гуманитарном и естественно-научном знании. Они владели несколькими языками, были большими эрудитами.

Бывшие деятели «Алаш» и представители казахской управленческой элиты, научной и творческой интеллигенции заложили фундамент казахской государственности. Они приняли активное участие в процессе  определения границ и воссоединения казахских земель. А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Беремжанов, М. Шокай, Ж. Акпаев, М. Тынышпаев, А. Ермеков, а позже С. Ходжанов, Т. Рыскулов, С. Мендешев, С. Сейфуллин, С. Асфендияров, С. Садвокасов и Н. Нурмаков прилагали все усилия для обеспечения целостности казахской территории.  

Алимхан Ермеков,   уроженец Каркаралинского уезда, выходец из средне-состоятельной семьи (отец и дед его в разное время были волостными правителями), был в когорте блестяще образованных и закончивших с золотой медалью учебные заведения России. Еще в стенах Томского технологического института к  нему пришло четкое осознание своего гражданского долга и предназначения. А. Ермеков в годы революций 1917 г. ушел из института с пятого курса, уехал в Семипалатинск, сблизился здесь с Алиханом Букейхановым. Он принял активное участие в претворении программы партии «Алаш». Он писал так о целях партии: «Основная цель, которой руководстовались при создании партии Алаш, была судьба казахского народа, создание независимого государства наравне с другими развитыми высококультурными народами, обладающими богатством территории и государственностью. Чтобы достичь этой цели, необходима была организация с сильным началом. Такой организацией мы считали партию «Алаш»...».

 Алимхан Ермеков был одним из самых молодых, деятельных, талантливых и энергичных представителей Алашского движения. Он,  с благословения и напутствия А. Букейханова и А. Байтурсынова,  был удостоен доверия выполнить высокую историческую миссию отстаивания государственных интересов. Еще 19-21 марта 1918 г. по поручению А. Букейханова в разговоре по прямому телеграфу с Лениным и Сталиным в Москве А. Ермеков и Х. Габбасов поставили перед большевиками главный вопрос о признании целостности Казахской территории и возможности устройства будущей жизни казахского народа на правах Автономии. 

А весной-летом 1920 года, будучи членом Киргизского ЦИК (Центрального исполнительного комитета), Алимхан делегировался  в Москву с докладом «О положении Казахского края вообще, и по вопросу о границах, в особенности». Именно тогда, в процессе четырехмесячной кропотливой работы, вопреки мнениям многих других чиновников центрального аппарата, Ермеков добился возвращения Казахстану очень важных территорий. Среди этих территорий особо следует отметить побережье Каспия, Акмолинскую и Семипалатинскую области. Сегодня нашему государству это обеспечивает выход к Каспию и владение запасами нефти и газа, с которыми в значительной мере связывается экономическое и политическое будущее суверенного Казахстана. В Акмолинской области располагается новая столица нашего государства.

 Значительным и успешным результатам деятельности Алимхана Ермекова способствовали, по выражению ряда авторов, «глубокое знание им вопросов права, истории этноса, экономической географии, непоколебимая убежденность в необходимости национального суверенитета, прагматизм мышления и редкое умение, несмотря на сравнительно молодой возраст (29 лет), убеждать оппонентов». В свое время талантливый поэт С. Торайгыров так охарактеризовал его в своей поэме-посвящении лидерам Алаш: «Молодой Ермеков  хваток и прозорлив,  как   быстролетный и зоркий сокол…».

Авторитет А. Ермекова среди  народа  и его лидеров был высок и признан. На следствиях по делу алашордынцев многие отмечали, что «все алашординцы очень уважают Ермекова, и он является среди них очень влиятельным лицом, пользовавшимся большим доверием среди национальных деятелей. На вопрос, кто из населения больше любит Ермекова – бедняки, середняки или баи –  они заявляли, что все казахское население».

Алимхан Ермеков – человек-легенда. Он достойно вынес все испытания судьбы, сохранив жизненную стойкость, душевный свет и человеческое благородство. По ложным обвинениям в «контрреволюционной деятельности» он находился сначала два года под следствием во внутренней тюрьме НКВД КССР, затем, в 1938 г.,  был приговорен  к длительному  лагерному заключению. В 1947 г., отбыв 9 лет в  Енисейлаге, что в г. Канске Красноярского края, вернулся в Казахстан, но 4 декабря 1948 г. был вновь арестован. И еще 7 лет пришлось ему провести за колючей проволокой в городах Воркуте Коми АССР и Тайшете Иркутской области. Лишь в 1955 г. Он был досрочно освобожден. Всего А. Ермеков находился под следствием и в заключении восемнадцать лет. Однако и после официальной реабилитации в 1955-1957 годах его имя долгое время было под запретом.

Алашские лидеры дают примеры нравственности, высоких порывов служения Отечеству, самопожертвования во благо народа. Алихан Букейханов говорил: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей Родины, для меня судьба ее превыше всех благ…

Я не могу спать спокойно, если не знаю, в каком положении она находится». Представители казахской интеллигенции били тревогу о недопустимости форсирования темпов социалистических преобразований в ауле. Ермеков в числе других лидеров алашской интеллигенции предостерегал о пагубных последствиях курса насильственной и  ускоренной коллективизации. Осуществленные в годы коллективизации насильственное оседание скотоводов-кочевников и полукочевников, конфискация хозяйств имели для казахов трагические  последствия.

А. Ермеков использовал средства печати для отстаивания национальных интересов. Рупором общественного мнения казахского народа выступала общенациональная газета «Казах», издававшаяся с 1913 г. в Оренбурге. Алимхан Абеуович печатал на ее страницах статьи об учебе казахских студентов в вузах Томска, оценивал эту национальную газету, печатный орган алашордынцев, как самую яркую и передовую газету своего времени, наподобие «Русских ведомостей». Газета поднимала на всенародном уровне просветительские, социальные, хозяйственно-экономические, культурные вопросы. В этом году исполнилось 100 лет этой газете, издававшейся лидерами алашского движения.

Президент страны Н. А. Назарбаев поставил задачу перевода казахского языка на латиницу, при этом предложив исключить поспешные действия, значительно продлив процесс перехода до 2025 года.  Алимхан Ермеков издал в 1935  г. на казахском языке (на латинской графике) учебник для высших технических учебных заведений и педагогических вузов «Ұлы математика курсы» (Курс высшей математики), а также словарь-справочник «Математические термины на казахском языке». В те же годы другой выпускник Томского технологического института – Каныш Имантаевич Сатпаев написал на латинской графике учебник математики, вскоре ему пришлось переводить его на кириллицу. В кратчайшие сроки казахские интеллектуалы, заботясь об образовании на родном языке и развитии казахского языка, могли приспособить национальные потребности к изменяющимся условиям.

Вернувшийся из застенков Ермеков и в более поздние годы писал: «Я всегда был предан идее служения народу и продолжаю выполнять свой святой долг перед Родиной». Алимхан, будучи первым казахским профессором математики, внес значительный вклад как незаурядный ученый-организатор и яркий  педагог. Он работал в 1917–1938, 1947–1948, 1955–1958 годах в различных вузах республики и страны:  во вновь открывшихся – Казахском высшем педагогическом институте в Ташкенте, в Казахском государственном университете, а затем и в Казахском педагогическом институте, ветеринарно-зоотехническом, горно-металлургическом институтах в г. Алма-Ате, Куйбышевском плановом институте, Чимкентском технологическом институте строительных материалов, в последние годы – Карагандинском горном (позднее – политехническом) институте.

Не только Алимхан, но и другие представители рода Ермековых внесли вклад в развитие науки и образования в республике.  Так, сын Алимхана – Магавья (названный так в честь любимого сына Абая Кунанбаева), 1921 года рождения, в 1950 году с отличием окончил Алма-Атинский горно-металлургический институт, в 1957 году поступил в аспирантуру Казахского горно-металлургического института. В 1968 г. стал доктором геолого-минералогических наук, в 1970 г. – профессором, а в 1983 г. – членом-корреспондентом АН КазССР, а затем академиком НАН РК. Племянник Алимхана Ермекова – Мухсин Амирханович, 1914 года рождения, диломированный металлург, кандидат технических наук, был первым директором Института металлургии и обогащения. Другой племянник – Муслим Амирханович закончил в 1930 году Тимирязевскую сельскохозяйственную академию в Москве.  Работал в Институте овцеводства, в Института животноводства Казфилиала ВАСХНИЛ. В 1961–1963 гг. был первым заместителем министра сельского хозяйства Казахской ССР, с 1963 по 1972 гг. – ректором Алма-Атинского зооветеринарного института. Он являлся членом-корреспондентом Академии наук Казахской ССР. Сын Муслима Амирхановича – Толеген Муслимович – посвятил себя горному делу, стал доктором технических наук, профессором, членом-корреспондентом НАН РК.

Внук Алимхана Ермекова – Олег Магавьянович – кандидат технических наук, успешно начав работать в области геофизики, преподавал в Карагандинском политехническом, был начальником областного управления экономики, перешел в сферу бизнеса.  Эта духовно-нравственная аура, сформированный старшими и истоками интерес к высокому, воспитанный в семье культ образованности и интеллекта, чувство ответственности перед собой, самодостаточность, помогают человеку достойно жить и стойко преодолевать все жизненные невзгоды и препятствия.

 ...Много полезных уроков преподносит нам история. Все мы, казахстанцы, непременно должны знать чем гордиться, где черпать силы, чтобы достигать все новые вершины, преодолевая трудности. 

В Стратегии «Казахстан-2050» в числе многих важнейших поставлена задача по формированию исторического сознания, казахстанского патриотизма и гражданственности, созданию символов для нынешних поколений. Имена выдающихся сынов народа Казахстана, в том числе и лидеров «Алаш», а также передовой управленческой элиты увековечены в названиях топонимических объектов. Воспитанию гражданско-патриотических чувств и истинных нравственных ориентиров в полной мере служило бы присвоение имени выдающегося государственного деятеля, педагога Алимхана Абеуовича Ермекова учреждениям образования республики.

 Нам, современникам,  воплощать в жизнь стремления и надежды по социальной модернизации Казахстана и строительству подлинно конкурентоспособного, развитого демократического государства. Успех модернизации во всех сферах будет зависеть от каждого гражданина, его жизненной позиции и отношения к обществу. Этому учат и немеркнущие примеры истории, жизни и деятельности выдающихся личностей.

Вся жизнь и деятельность Алимхана Ермекова – наглядный и достойный пример самоотверженного служения народу и республике. Великие личности поколения «Алаш» были светочами, нравственными ориентирами для своей нации, немеркнущими образцами высокого человеческого духа и служения Отечеству.

1899 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми