• Общество
  • 23 Апреля, 2013

ДУХОВНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Николай МАКСИМЕНКО,
кандидат философских наук,
доцент Академии гражданской авиации

Общеизвестно, что непременным спутником переломных моментов в исторической жизни  народов являются духовный разброд и смятение, крушение ранее господствующих идеалов и ценностей, более или менее мучительный и длительный поиск и утверждение новых взглядов и воззрений.

Именно с такой ситуацией столкнулся Казахстан, вступивший в начале 90-х годов прошлого столетия на путь независимости и фактической смены общественно-экономической формации. Здесь, как и во всех странах бывшего Советского Союза, произошло крушение надежд, связанных с попыт­ками воплощения в жизнь коммунисти­ческих идей. Это крушение происходи­ло на фоне тотальной критики давно обанкротившейся КПСС, которая при­своила себе право единственного разра­ботчика и толкователя идеологии про­исходящих под ее руководством процес­сов, субъекта, начисто отрицающего и подавляющего право на существование в обществе других взглядов и воззрений.

Крах социалистической идеологии привел к разброду и шатаниям в идеологическом плане большинства населения, распространению всевозможного идеологического мусора, что подтверждается реанимацией и оживлением в республике, как и в остальных странах бывшего СССР, различных мистических и оккультных идей, а также идей псевдорелигиозного, радикального и националистического содержания.

Всякий кардинальный поворот в раз­витии общества, касается ли это экономики, политики или идеологии, начина­ется с разрушения старого. И это – по общепризнанному мнению – самая лег­кая часть работы. Однако кажущаяся легкость этой работы вовсе не отрицает ее сложности, которая определяется не только борьбой между сторонниками старого и нового, но и в значительной мере борьбой между самими сторонни­ками нового, признающими необходи­мость перемен, но расходящимися по вопросам темпов, методов, форм и при­оритетов преобразований.

Как бы ни сложна была задача разру­шения, наступает момент, когда на передний план во весь рост выходит пробле­ма созидания новых отношений. И здесь нельзя не заметить, что в экономичес­кой и политической сферах жизни Ка­захстана уже четко вырисо­вываются контуры нового общества, чего нельзя сказать об идеологической сфере. Сложность преобразований в этой сфере, кроме указанной выше, связана еще и с тем, что всякий раз кардинальные преобразования вызывают к жизни одно очень стойкое, имеющее боль­шое число сторонников, заблуждение, сущность которого сводится к отрицанию необходимости создания и пропаганды в обществе идей и концепций, выступающих в качестве ориен­тиров для тех, кто заинтересован в выходе из кризиса и дальнейшем прогрессе своего народа. Сторонники такого взгляда, по существу, становятся на точку зрения вульгаризаторов марксизма, которые, отталкиваясь от известной марксистской формулы: «бытие определяет сознание», считают, что создание соответствующих правовых, экономических и политических условий автоматически приведет к росту духовности, формированию адекватного этим условиям  сознания.

Дело в том, что Маркс, формулируя этот принцип, имел в виду не сознание конкретной отдельной личности, а общественное сознание, усредненное, массовидное сознание, сознание больших групп людей. Распространение этой формулы на индивидуальное сознание отдельных личностей фактически выводит их за пределы всякой нравственной и юридической ответственности: в этом случае все преступники могут быть оправданы ссылкой на то, что их преступное сознание и вызванные им действия детерминированы несовершенством общества. В истории человечества есть немало примеров духовных устремлений индивидов и даже целых народов, никак не связанных с заботами о земном благополучии и борьбой за материальные интересы. Здесь достаточно указать на духовный подъем всех народов Советского Союза, направленный на разгром врага во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

На этом фоне в стране все чаще поднимается вопрос о необходимости идеологического обеспечения осуществляемых преобразований. И совсем не случайно то внимание, которое уделяет этой проблеме  Президент Н. Назарбаев, который еще двадцать лет назад в статье «Идейная консолидация общества – как  условие прогресса Казахстана» расставил все точки над «i» в вопросе о нужности или ненужности идеологии.  Более того, проблема идеологического обеспечения происходящих в стране процессов, проблема роста духовности народа проходит красной нитью через все его  публикации и выступления. Не исключением является и Послание народу Казахстана от 14 декабря 2012 г. «Стратегия «Казахстан – 2050» – новый политический курс состоявшегося государства».

В современном понимании идеология – это поли­тические, правовые, экономические, философские, этические, эстетические, религиозные и другие взгляды, концеп­ции, теории и учения, в систематизиро­ванном виде раскрывающие положение и отношение человека к другим людям, обществу и природе.

Общество без идеологии не сущес­твует. Это означает, что в любом обществе всегда существуют идеи, взгляды, воззрения, теории, адекватно или неадекватно объясняющие проис­ходящие процессы и намечающие правильные или неправильные пути даль­нейшего развития. Это также означает, что в обществе, состоящем из групп, имеющих различные интересы, не может быть одной идеологии. Здесь можно говорить о множестве идеологий, существующих в обществе одновременно и имеющих большее или меньшее число приверженцев. Идеологическое многообразие в  Республике Казахстан закреплено конституционно.

Каждое государст­во имеет свою государственную идеоло­гию, в которую включаются все политические, право­вые, экономические концепции прави­тельства и других органов власти. Суть государственной идеологии выражает­ся в конституции, политических, экономических программных документах пра­вительства и других органов государст­ва. Словом, государство создает свою политическую, экономическую и пра­вовую идеологию, без которой оно не может функционировать как государст­во. Что же касается других форм идеоло­гии, как, скажем, философских, этичес­ких, эстетических, культурологических, религиозных, то здесь вопрос стоит несколько по-другому. Государство может с помощью своей полити­ческой и правовой идеологии влиять на указанные формы теоретического со­знания, поддерживать, скажем, те или иные философские направления или опровергать, но не может их каждый раз заново создавать. Философия, культу­ра, религия, мораль – как принципы, как системы взглядов, как идеологические формы сознания – развиваются независи­мо от государства, по своим законам и имеют преемственность в своей исто­рии. Государственная идеология может конкурировать, соперничать с другими негосударственными идеологическими системами, отстаивать, защищать свою правоту. Но она не должна подавлять другие идеологические концепции, ибо это может означать ущемление демок­ратии, свободы выражения своих взгля­дов, в конечном итоге может привести к тому, что мы называем тоталитаризмом или диктаторским режимом. Вместе с тем, надо признать, что государственная идеология – это господствующая идео­логия в данном государстве, и она, в опре­деленной мере, навязывает себя общест­ву, имеет более привилегированную ос­нову для своего функционирования, чем другие идеологические системы. Идео­логические взгляды, исходящие не от государства, а от оппозиции, могут оказать влияние на государствен­ные концепции, сделать их более профессиональными, более приемлемы­ми для общества.

Как показывает исторический опыт, в каждом обществе рано или поздно устанавливается господство, среди прочих, одной идеологии,  с помощью ли насилия или благодаря добровольному приня­тию ее большинством населения.

Идеология как систематизирован­ное теоретическое осмысление происходящих в обществе процессов не может разрабатываться широким кругом лю­дей. Другими словами, механизм созда­ния идеологии исключает участие в нем широких народных масс – это удел на­иболее подготовленной части научной и политической интеллигенции. Создание новой идеологии довольно длительный процесс, и ни одна идеоло­гия не достигает своего завершения. Достигнув определенного этапа своего развития, каждая идеология со време­нем идет к закату, к кризису, и ее место занимает новая идеология. Так создается история идеологии, которая выступа­ет более как история идей и взглядов.

 Любая идеология имеет практическое значе­ние лишь в том случае, если у нее есть определенное коли­чество сторонников. А это возможно только при условии создания достаточ­но эффективной системы ее пропаган­ды. И здесь возникает вопрос: нужны ли для распространения новой идеологии специальные организации и учрежде­ния, или она сама, так сказать, найдет путь к умам и сердцам людей?

В этом вопросе тоже имеется стойкое заблуждение, будто новая идеология сама пробьет себе дорогу. Для рас­пространения государственной идеоло­гии нужна государственная система ее пропаганды. И это не наше изобретение – к этому выводу давно пришли в циви­лизованных странах и мож­но проследить здесь стойкую связь прави­тельственных учреждений с пропаган­дистскими организациями.

Установление в обществе господ­ства той или иной идеологии вовсе не означает, что индивидуумы полностью воспринимают и разделяют все ее положения. Очень часто одни и те же люди имеют мировоззрение, базирую­щееся на идеях, заимствованных из раз­личных существующих в данный момент идеологий.

Процесс установления господства одной идеологии носит длительный характер, и в реальной жизни принятие большинством граждан идеологии нового государства испытывает определенное отставание, особенно, если изменения осуществляются быстрыми темпами. В Послании обращается внимание на этот момент: «За 20 с небольшим лет мы провели модернизацию всех сфер жизни общества в очень высоком темпе.  И сделали то, на что многим другим странам потребовалось 100, а то и 150 лет.

Однако у нас до сих пор есть социальные группы, которые не интегрировались в общий модернизационный процесс. Этому есть объективные причины. В обществе все еще имеет место некоторый дисбаланс, влияющий на моральное состояние и общественные ожидания людей. 

Мы должны устранить этот дисбаланс и предоставить всем слоям общества возможность интегрироваться в модернизационный процесс, найти свое достойное место в обществе, сполна воспользоваться возможностями, предоставляемыми новым политическим курсом».

Идеология является одной из основ формирования мировоззрения людей, в структуре которого значительное место занимает духовная жизнь, духовность. Вместе с тем, и это отмечено в Послании, человечество переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис, кризис духовности, тогда как глобальные проблемы современности не могут быть решены без подъема уровня духовности населения, без формирования нового мировоззрения, новых ценностей.  Как отмечается в Послании, «мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка».

Обычно под духовностью понимаются внутренние душевные состояния человека, отражающие его устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. В нашем случае, это такие ценности, как «Бог», «Родина», «патриотизм», «честность», «порядочность», «законопослушность» и т. д. Они могут и не сознаваться человеком, но так или иначе забота о «душе» является сгустком (философы говорят: квинтэссенцией) личностного развития. Рано или поздно каждый   человек,   хотя   бы   в   отдельные   моменты   жизни, начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Зачастую духовность не только «держит» личность, подобно стержню, но является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой люди иногда даже жертвуют жизнью. И здесь возникает вопрос, каково же сегодняшнее духовное состояние нашего общества?   Необходимо   признать, что ответ здесь будет неутешительным. Правда, справедливости ради, следует отметить, что неутешительное духовное состояние казахстанского общества не является его, так сказать, «привилегией»: падение духовности – это одна из важнейших особенностей общественного развития человечества в последние несколько веков. За это время человечество пережило две духовные катастрофы: отказ от Бога, начавшийся в XVII веке, и отказ в XX веке от разума; точнее говоря, в XVII веке начался процесс отказа людей от признания Бога в качестве основы существования человека и окружающего его мира, а в XX веке люди стали отказываться от признания разума в качестве основы и опоры человеческого существования. Этот процесс, который многие философы назвали «роковым», «трагическим» для судеб человечества, привел к формированию совершенно нового   мироощущения, мировосприятия, мировоззрения, в котором теряется ощущение того, что есть что-то такое над миром (Бог, Абсолют, Мировой дух), что определяет судьбу человека и всего мира. Отсюда уверенность, что никто, кроме самого человека, не сможет помочь ему, что сам человек определяет себя самого, свою жизнь и окружающий его мир.1

Деятельность людей здесь больше не ориентируется на высшее Благо, Истину, Бога, а превращается, как писал русский религиозный философ П. Флоренский, либо во внешне-полезную (достижение ближайших корыстных интересов, связанных с материальным бытием людей), либо во внешне-развлекательную (искусственное заполнение свободного времени забавами, превращение всего искусства в способ развлечения, а не духовного развития).

Сказанному выше могут возразить, что массовый отход от Бога наблюдался в силу известных причин при советской власти, а с ее падением начался бурный процесс перехода населения на религиозные позиции, приводя в качестве аргумента факты широкого строительства и восстановления в годы независимости храмов и их массовое посещение во время религиозных праздников. Но истина состоит в том, что сегодня большинство даже верующих людей  живет так, как будто Бога нет. На эту мысль наводят факты роста числа брошенных родителями детей, числа преступлений против личности, в том числе и убийств родителями своих детей и детьми своих родителей, что считается тяжким грехом во всех конфессиях.

Ослабление идеи существования над миром и определяющим этот мир Бога, Абсолюта и т. д. сопровождается переоценкой времени: никто теперь не думает о  вечности. Люди уже не рассматривают свою жизнь как некий экзамен перед вечностью, время их существования ограничивается набором сиюминутных потребностей. Человек перестает искать высоких смыслов жизни; он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих потребностей.

Необходимо отметить еще одну особенность мировосприятия современного человека – господство материализма, но не в теории, а прежде всего, в жизни. В наше время материальные потребности стали ведущими, доминирующими в жизни не только отдельных людей, но и целых сообществ. Активизируется человеческая деловитость, ориентированная на пользу и экономический успех. В современном обществе происходит «насаждение новых нравственных ценностей, центральное место среди которых занимает культ личного преуспевания и обогащения, а деньги являются мерилом и эквивалентом жизненного благополучия»2.

В этих условиях многим современным людям стали ненужными так называемые трансцендентные акты, т. е. умение выйти за пределы чувственного опыта и подняться к чему-то высокому, надчеловеческому, духовному (их кредо: Родина там, где больше платят, уважение к старшим, супружеская верность, верность данному слову, бескорыстность и т. д. – это никому не нужные пережитки прошлого). Трансцендентность – это попытка человека возвыситься над собой, построить свое существование по типу должного, это бой человека со своими инстинктами и пороками.

Что касается второй духовной катастрофы человечества, начало которой положил XX век, то сущность ее состоит в следующем.

Начиная с эпохи Просвещения, в обществе сложилось представление, что именно человеческий разум, просвещение, наука выведут человечество на путь бесконфликтного и благополучного развития, т. е. укоренилась мысль, что основой существования мира и человека является разум. Однако разум не оправдал надежд человечества: он не сумел предотвратить страшных войн и потрясений XX века, не обеспечил порядок и гармонию в мире, не укрепил здоровье поколений и даже сам поработал над созданием оружия массового поражения. Наступило разочарование людей в разуме: у них возникло ощущение безопорности существования во всех сферах жизни – политике, экономике, морали и т. д.

В наше время все виды массовой культуры пропагандируют свободу от социальных норм и ценностей и, прежде всего, от стыда. Стыд объявлен ее сторонниками ложным, мешающим человеку жить, чувством. Началась эпоха бесстыдного показа всех скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний.

Людям давно было известно, что существуют секс, тюрьма, безумие, но они считались антиразумными, разрушительными как для общества в целом, так и для отдельного человека, и поэтому не входили в пространство публичного осмысления и обсуждения, находились, так сказать, на периферии общественного сознания. Однако в конце XIX и особенно в XX веке проблемы секса, тюрьмы, безумия вдруг выходят на передний план, становятся доминирующими, заполняя все виды искусства и проникая в массовое сознание. «Отказавшись  от  Бога, – пишет Т. П. Матяш, –  («Бог  умер» – Ницше), не надеясь  более  на  разум, человек XX в. остал­ся один на один со своим телом. Начался культ тела, сме­нивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества. Язычество или, вернее, неоязычество конца XX в. быстро распространилось по планете, благодаря телеви­дению и другим средствам массовой информации. Ночные эротические и порнографические телепрограммы взяли на себя своеобразную функцию организаторов массовых оргий, на манер дионисийских, но с несравненно большим количе­ством участников»3. Бесконечные похождения воров и бандитов, маньяков и садистов, эротические и порнографические сцены – основное содержание большинства произведений современной массовой культуры, что не может не оказывать определенное воздействие на формирование взглядов и ценностей, жизненную позицию широких масс населения, особенно молодежи.

Завершая краткий анализ процессов, приведших к нынешнему духовному состоянию общества, необходимо сделать следующие два замечания.

Во-первых, описанные процессы относятся, в первую очередь, к обществу западного типа, к которому, по общепризнанному мнению, в значительной степени относится и современный Казахстан. «В обществе западной культуры, – писал Ортега-и-Гассет, – человек, ми­ровоззрение которого не содержит ни опоры на Бога, ни опоры на разум, напоминает избалованного ребенка, с присущим ему беспрепятственным ростом жизненных запросов и, следова­тельно, безудержной экспансией собственной натуры, а так­же врожденной неблагодарностью ко всему, что дало ему жизнь и облегчило ее. …Он напоминает взбесившегося дикаря, именно взбесившегося, ибо нормальный дикарь чтит традиции, следует вере, табу, заветам и обычаям»4.

Во-вторых, вызванный этими процессами духовный кризис (Н. А. Назарбаев: «Мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис») отражает только тенденции в духовной жизни общества. Что же касается каждого отдельного индивида, то он приобщается к этой тенденции по-своему, в разной степени. Каждый человек потенциально является свободным участником своего духовного становления и развития, что предполагает самостоятельную работу ума и души каждого. Отсюда – наша уверенность в возможности повышения уровня духовности современного общества. Вопрос состоит только в том, каковы пути и возможности этого повышения и какие духовные ценности необходимо формировать сегодня у граждан нового Казахстана.

Итак, возвращаясь к положению, высказанному Главой государства в Послании о том, что «мы вступаем в такой период развития нашей государственности, когда вопросы духовного будут иметь не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального порядка», следует отметить острую необходимость подъема духовности, возрождения трансцендентности внутреннего мира каждого человека. Как уже отмечалось,

под трансцендентностью понимается стремление выйти из круга повседневных жизненных интересов, подняться над этими интересами к чему-то высокому, надчеловеческому, духовному. И сегодня представляется совершенно безразличным, что может явиться причиной трансцендентности того или иного человека: вера в Бога, чувство патриотизма, гордость за свой народ, представление о честности и порядочности. Не случайно в выступлениях Президента, конституционной обязанностью которого является определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, постоянно акцентируется внимание на острой необходимости подъема духовности нашего народа. Здесь, указывает он, важно все: возрождение и пропаганда лучших национальных культурных традиций, общечеловеческих ценностей, религиозных ценностей, воспитание казахстанского патриотизма, чувства гордости за свою страну. Большое значение в развитии духовного потенциала нашего общества должна иметь разработка общенациональной казахстанской идеи, понятной и отвечающей интересам всех граждан страны, а также формирование казахстанской нации, т. е. такой общности граждан республики, в которой представители разных национальностей, живущих в ней, идентифицировали бы себя представителями этой нации, чувствовали бы себя равноправными во всех сферах общественной жизни, гордились бы своей страной. Последнее Послание Н. Назарбаева конкретизирует и углубляет эти задачи, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

Здесь, в частности, поднимается давно назревший вопрос о следовании принципу «нулевой терпимости» в государстве. Под термином  «нулевая терпимость» понимается полное непринятие даже самых незначительных отклонений от общепринятых норм и законов (кто из нас решится сегодня привлечь к суду водителя автобуса, нанесшего оскорбление в ответ на просьбу не устраивать небезопасных гонок со своими коллегами на переполненном транспортом маршруте, и какой судья примет к производству заявление по такому «незначительному» случаю?). «Развитое общество, – говорится в Послании, начинается с дисциплины и порядка во всем: комфортного подъезда, аккуратного двора, чистых улиц и приветливых лиц.

 Мы не должны мириться даже с самыми малыми правонарушениями, хулиганством, бескультурьем, поскольку это нарушает общественный покой, снижает качество жизни.

Ощущение беспорядка и вседозволенности создает почву для более серьезных преступлений.

Атмосфера нетерпимости к мелким правонарушениям – важный шаг к укреплению общественной безопасности, борьбе с преступностью».

Следствием переживаемого острого мировоззренческого и ценностного кризиса, несомненно, являются: рост бытового насилия над женщинами и детьми в семьях, число разводов и неполных семей, а также сирот, падение уважения к женщине – матери, супруге, дочери, попытки отдельных кругов навязать обществу общественные нормы, идущие вразрез с существующими в нашем обществе традициями и законодательством. В Послании дается жесткая оценка этим явлениям, и намечаются некоторые подходы к их искоренению. «Мы должны создать все условия для того, – говорится здесь, чтобы девушки Казахстана могли получать качественное образование, хорошую работу и быть свободными.

Они должны иметь возможность пользоваться банковской карточкой, водить автомобили, делать карьеру, быть современными, не наряжаться и не укутываться в чуждые нам одежды, которые у нас никогда не носили. У нашего народа своя культура, свои традиции и обычаи…

…Девушка, женщина всегда была равноправным членом нашего общества, а  мать его самым почитаемым лицом. 

Мы должны вернуть безусловное уважение к женщине матери, супруге, дочери.

Мы должны оберегать наше материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия над женщинами и детьми в семьях.  Неуважительного отношения к женщине не должно быть. И сразу скажу, что такое насилие должно пресекаться предельно жестко…

…Государство должно помогать матерям, которые одни воспитывают ребенка. Мы должны предоставлять женщинам гибкие формы занятости, создавать условия для работы на дому…

…Мы и дальше будем создавать все условия, чтобы роль женщин в жизни страны повышалась. Современная казахстанская женщина должна стремиться делать карьеру. Следует активно вовлекать женщин в государственное и общественное управление, особенно на местном уровне в регионах. Создавать благоприятные условия для открытия и ведения бизнеса женщинами». 

Важнейшей духовной ценностью, цементирующей общество является патриотизм, под которым понимается, прежде всего, гордость за свою страну и ее достижения.  Говоря об этом, Президент ставит задачу «воспитывать в себе и наших детях «новый казахстанский патриотизм». Что он здесь имеет в виду? Дело в том, что в наш прагматичный век совершенно недостаточно, чтобы любовь к Родине, стране базировалась, скажем, на гордости и любви к истории своего народа, чувстве принадлежности к своему народу и т. д.  «Новый патриотизм формируется, – говорится в Послании, – если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы.

Только такой подход дает нам прагматичный  и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания.

К 2050 году нам надо построить такую политическую систему, при которой каждый гражданин Казахстана должен быть твердо уверен в завтрашнем дне, в будущем.

Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на Родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле».

В современном мире, во многих регионах которого не утихают этнические, религиозные и социальные конфликты, порой очень кровавые, гражданский мир и межнациональное согласие, диалог культур и религий являются высочайшей духовной ценностью. Общепризнано, что в этой сфере Казахстан за годы независимости добился значительных успехов. Однако и здесь существуют определенные проблемы. «Наша главная цель в данном направлении, – говорится в Послании, – проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации». При этом, подчеркивает Президент, в деле укрепления национального согласия ключевым вопросом является единство казахов. «…Меня беспокоит, – говорит он здесь, – что появились силы, которые хотят разрушить внутриказахское единство.

Тот, кто идет на поводу этого осознанно или неосознанно, тот начинает делиться по разным признакам, прежде всего по шежире…

…Меня беспокоит, что нацию искусственно делят на «нагыз казахов» и «шала казахов». Мне очень стыдно за тех, кто это делает, за тех, кто раскалывает общество. И опасно, что это делается под прикрытием святых идей любви к Родине.

Наша молодежь должна научиться ценить, любить друг друга, как дети одного родителя, одного народа, где бы они ни находились».

Как уже отмечалось выше, идеология как систематизирован­ное теоретическое осмысление проис­ходящих в обществе процессов не может разрабатываться широким кругом лю­дей – это удел на­иболее подготовленной части научной и политической интеллигенции.  Это положение четко подчеркивается в Послании. Здесь говорится: «Основу современным взглядам нашего общества должна дать именно интеллигенция.

Интеллигенция должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства».

Именно интеллигенции отводится здесь главная роль в создании мировоззренческой модели будущего страны. Она также должна сказать свое слово в показе и создании новых Героев нашего временитех, на кого должна будет ориентироваться наша молодежь, и продолжить работу по формированию исторического сознания нации.

Говоря о проблемах духовности в современном обществе, необходимо иметь в виду, что духовность может иметь как «положительный», так и  «отрицательный» заряды: она может быть направлена на созидательные цели (усвоение и распространение общечеловеческих, гуманистических идей, прогрессивных народных традиций и ценностей), так и на деструкцию, внедрение в жизнь народа чуждых ему традиций и ценностей, ведущих, в конце концов, к деморализации общества. В переломные моменты, как уже говорилось, деструктивные идеи находят широкое распространение и создают угрозу дестабилизации общества. В современном Казахстане такая угроза исходит, прежде всего, от религиозного экстремизма. «Государство и граждане, – отмечается в Послании, должны единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма.

Особую озабоченность вызывает угроза так называемого религиозного экстремизма. Общую озабоченность разделяют и духовные иерархии.

Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом.

Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа…

…Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества.

Это атака на мир и стабильность в нашей стране. Это испытание на прочность нашей государственности и гражданской зрелости».

Резюмируя сказанное, необходимо сделать следующие выводы:

– современное казахстанское общество, как и весь мир, испытывает острый мировоззренческий и ценностный кризис – многие традиционные идеи и ценности отвергнуты, а новые в определенной степени еще не созданы или, в лучшем случае, не усвоены как внутреннее убеждение большинством граждан;

– дальнейшее экономическое и политическое развитие общества во многом будет определяться уровнем духовности населения, что вызывает необходимость работы по его повышению;

– в Послании Президента Н. Назарбаева от 14 декабря 2012 года намечены определенные конкретные реальные пути повышения духовности общества на ближайшие годы. 

Литература

1. Флоренский П. А. Итоги. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 1990, с. 341–350.

2. Кимлацкий О. А., Мачульская И. Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Актуальные проблемы противодействия коррупции.  Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Серия: Проблемы национальной безопасности. № 6 (351), 2008.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: «Феникс», 1995, с. 151.

4. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991, с. 63. 

1206 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми