• Общество
  • 18 Ноября, 2011

ДОСТОИН ЗВАНИЯ НАРОДНОГО ГЕРОЯ

Тлеу Кульбаев,

доктор исторических наук,

профессор, академик АГН РК

Следы войны исчезают с лица земли, но остается вечная память о грозных событиях и мужественных солдатах Великой Отечественной войны. Они живут в нашей памяти, и мы обязаны спасти от забвения каждое имя, вернув долги, а точнее, то, что они заслужили.

Но надо торопиться. Надо успеть сделать все, что в наших силах. Это наш долг. Ведь за каждой наградой героя – бой с фашистами, смерть товарищей, память о самых святых ценностях. Среди  тех, чей ратный подвиг заслуживает самой высокой награды, бывший командир орудия, парторг первой батареи 10-го Гвардейского воздушно-десантного орденов Кутузова и Александра Невского артиллерийского полка 7-й Гвардейской Черкесской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого воздушно-десантной дивизии, гвардии старший сержант Сембай Калиев.

Он родился в 1916 году в ауле Казы Лебяжинского района Павлодарской области в семье крестьянина-бедняка. Учился в местной средней школе, потом работал в совхозе в качестве учетчика тракторной бригады, отслужил в Красной Армии. Службу проходил на Дальнем Востоке, где в 1938 году окончил годичные курсы младших командиров, поэтому неудивительно, что перед самой войной Сембай работал инспектором военного отдела Лебяжинского района.

Пять суровых лет, с июля 1941 года по июль 1945 года, Калиев был в пекле войны, пройдя боевой путь от Москвы до Вены, где советские войска встретились с англо-американскими союзными войсками. Всю войну прошел в качестве командира орудия.

Всего в дни Великой Отечественной войны славный герой подбил и уничтожил больше двадцати вражеских бронеединиц. Ему не раз приходилось вести тяжелые бои, но в каждом из них он выходил победителем.

БОЙ КАК СРАЖЕНИЕ

В январе 1945 года в разгар сражения за Будапешт фашисты рвались к окруженной в столице группировке, бросали в бой крупные силы.

На одном из самых опасных участков, чуть севернее села Замоль, стояли два 76-миллиметровых орудия. Командовали ими Сембай Калиев и Николай Любченко.

Всю ночь вьюжило, было холодно, бойцы продрогли насквозь. Командиры орудий для каждого из солдат старались найти какие-то ободряющие слова. Сембай был еще и парторгом батареи, а это многое значило тогда, поэтому кратко рассказал о положении на фронтах, о том, что войска 1-го Украинского фронта овладели городом Сандомиром. Победа не за горами… Но путь к ней лежит через кровопролитные бои, в том числе и через заснеженное пространство, на краю которого в расположении немцев послышался шум моторов.

Враг бросил в атаку 36 танков и 24 бронетранспортера. Замысел врага был прост: малыми силами подавить противотанковые средства, а потом уже всей мощью ринуться в проделанную брешь. Старший сержант Сембай Калиев оказался у расчета Любченко.

Рядом снарядов танки были остановлены, затем повернули назад, скрылись за холмом, который как раз был напротив орудия Калиева. Сембай и на этот раз угадал намерение противника: хотят нанести удар слева. Так и получилось. Но едва фашистские машины вышли из-за холма, как их встретил огонь орудия Сембая Калиева. И вот загорелся хваленый «тигр», за ним была подбита «пантера». Но и немцы вели шквальный огонь, иногда казалось, что вот сейчас огнем будут снесены орудия. Несколько человек в расчетах были ранены, убиты, но оставшиеся удвоили, утроили свои усилия, решили: «Будем стоять до последнего, но враг не пройдет!»

Сембай Калиев принял на себя командование обоими орудиями, менял позиции, маневрировал, выводил пушки из-под обстрела и разил противника. В разгар боя тяжело ранило командира батареи Сергея Маркова, его отправили в медсанбат. Старшему сержанту Калиеву пришлось взять на себя командование теперь уже всей батареей. Пушкари дрались как львы. Стальная немецкая лава не прошла холм, не опрокинула батарею всего из четырех 76-миллиметровых орудий.

– Орлы, храбрецы, дали фашистам крепко прикурить, – так сказал после боя командир дивизии, наблюдательный пункт которого находился за позицией батареи. – Подготовить представления на ордена. Старшего сержанта Сембая Калиева – на звание Героя Советского Союза.

Ночью, при свете коптилки из снарядной гильзы командир десятого артполка подполковник Степан Конов в первую очередь заполнил наградной лист на старшего сержанта, парторга батареи Сембая Калиева. Вот несколько строк из этого документа:

«Благодаря исключительному мужеству, храбрости и геройству тов. Калиева, сильная танковая атака противника была сорвана и противник не прорвался. Всего на счету у тов. Калиева 20 уничтоженных бронеединиц врага, из них 8 танков и 12 бронетранспортеров.

Достоин правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Командир воздушно-десантного гвардейского полка

гвардии полковник Конов,

11 января 1945 г.»

Под этим документом подписались и командующий артиллерией 7-й воздушно-десантной дивизии полковник Коваль, и командир 20-го гвардейского стрелкового корпуса гвардии генерал-майор Бирюков, и командующий артиллерией 4-й гвардейской армии гвардии генерал-майор артиллерии Цуканов.

В конце наградного листа имеется заключение наградной комиссии НКО:

«Достоин правительственной награды ордена Ленина с присвоением звания «Героя Советского Союза»

Командующий войсками 4-й гвардейской армии

Гвардии генерал армии Захаров,

Член Военного совета армии

Гвардии полковник Шепилов,

13 февраля 1945 г.»

(Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации, фонд 33, опись 690-306, дело 2437, листы 297, 303 с оборотом).

О подвигах сержанта Сембая Калиева, его принципиальности, как парторга батареи, не раз писала дивизионная газета «Советский воин», которая его так и называла – мужественный сын казахского народа.

Так сражался Сембай Калиев. Войну он закончил в окрестностях Вены. В День Победы на парадном мундире блестели три ордена и пять медалей.

После фронта он вернулся домой, в павлодарские степи. Был председателем колхоза, управляющим отделением совхоза. Старые раны открылись, возможно, и обида силы отнимала. Он ушел из жизни всего в пятьдесят шесть лет.

ПИСЬМО КОМАНДИРА БАТАРЕИ

Однополчанин Сембая Калиева майор запаса Сергей Марков тридцать пять лет назад прислал секретарю Павлодарского обкома партии удивительное письмо.

«В моей батарее воевал ваш земляк Сембай Калиев. Не могу забыть этого человека, до сих пор перед глазами его решительные, мужественные действия на фронте. Орден Красного Знамени он получил из рук командующего артиллерией Северо-Западного фронта, тогда Сембай Калиев уничтожил точным огнем орудия несколько дзотов немцев.

О его подвигах можно много рассказывать, но расскажу только об одном героическом бое в 1945 году в районе венгерского села Замоль. Немцы пытались спасти окруженную группировку в Будапеште. В бой вступали все новые и новые танковые колонны врага. Гвардейцы нашей батареи встали на пути фашистов. Наступила критическая минута боя. Офицерский состав был выведен из строя. И тут проявил героизм парторг батареи Сембай Калиев. Он принял командование, встал во весь рост и крикнул: «Ни шагу назад!» Как рассказывал мне после боя (я был тогда ранен и отправлен в медсанбат), его слова придали батарее новые силы. Орудия батареи открыли прицельный ураганный огонь по танкам и пехоте противника. Только расчет самого Калиева подбил два сверхтяжелых танка и семь бронетранспортеров. Немцы не выдержали боя, откатились. Командир дивизии поручил комполка представить реляцию на присвоение звания Героя Советского Союза старшему сержанту Сембаю Калиеву. Радостная весть облетела дивизию. Мы от души поздравляли героя. Но командующий почему-то принял решение наградить его только орденом Красного Знамени. Это было для нас большой неожиданностью. Некому было вступиться, идет война. Конечно, этого нельзя было оставлять. Но в армии приказ начальника мало кто осмелится обжаловать, для того тоже нужна мужественность. Конечно, для нас это было огорчением. Так как его воинский беспримерный поступок не был так высоко оценен. Сембай Калев был идеальным человеком. Он мог сознательно и в любую минуту пожертвовать собой.

Подвиг Сембая Калиева у нас, фронтовиков в памяти. Мы живем под девизом: «Никто не забыт, ничто не забыто». Мне думается, что следовало бы возбудить ходатайство о награждении посмертно Сембая Калиева высоким званием за ратные подвиги. Возможно, обком партии обратится с такой просьбой в Президиум Верховного Совета СССР, это нужно не мертвым, это нужно живым. Это нужно для земляков героя, для молодежи.

С уважением, Марков Сергей Григорьевич.

КБАССР, г. Нальчик, ул. Богдана Хмельницкого, д.35, кв. 24»

Следует отметить, что Павлодарский обком партии направил ходатайство в Москву, но оттуда пришла сухая казенная бумага: документы на Сембая Калиева в архиве Министерства обороны не сохранились.

В октябре 2003 года в адрес Совета ветеранов войны и труда Республики Казахстан поступило письмо:

«Уважаемые товарищи!

Совет ветеранов 7-й Гвардейской Черкасской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого воздушно-десантной дивизии направляет вам книгу о боевом пути дивизии в годы Великой Отечественной войны, в которой рассказывается и о боевом подвиге вашего славного земляка и нашего боевого друга Сембая Калиева.

Он был старшим сержантом, командиром орудия, а я, Тафля Исаак Давыдович, тогда лейтенант, был его командиром взвода. Поэтому живо помню его. Он был храбрым, честным и добрым человеком и останется в нашей памяти навсегда. Но осталось нас, ветеранов, увы, единицы…

Мы знаем, что вы отдаете должное памяти нашего боевого друга, и одна из улиц его родного поселка носит имя Сембая Калиева. Спасибо вам за это!

Мы знаем также, что вами возбуждено ходатайство перед руководством республики о присвоении посмертно Сембаю Калиеву звания Героя Казахстана. Он, безусловно, заслужил это. В годы войны он был представлен к званию Героя Советского Союза, но вместо этого был награжден орденом Боевого Красного Знамени, что также являлось высокой боевой наградой.

Совет ветеранов нашей дивизии просит рассматривать это письмо как официальную поддержку данного ходатайства советом ветеранов 7-й Гвардейской Черкесской воздушно-десантной дивизии.

Желаем вам доброго здоровья и успехов в делах.

С глубоким уважением,

Председатель совета ветеранов дивизии

Шинкарев И. И. – гвардии полковник в отставке, кандидат военных наук,

заместитель председателя совета ветеранов дивизии

Тафля И. Д. – гвардии капитан в отставке, кандидат экономических наук,

г. Москва,115093, 2-й Павловский переулок, д.20, кв.16,

Тафля И. Д., октябрь 2003 г.»

Да, по разным причинам в годы войны и в послевоенное время многие фронтовики не получили заслуженных воинских наград. Кто-то был тяжело ранен, унесен с  поля боя, а из госпиталя направлен в другую часть. У кого-то была искажена фамилия в списке представленных к наградам. Да мало ли было иных обстоятельств, из-за которых до сих пор герои ищут свои ордена и медали.

При жизни Сембай Калиев о себе говорил скромно, считая фронтовую службу исполнением долга перед Родиной. Но ведь есть долг и перед ним самим. Это долг государства. И если ему звание «Народный герой» было присвоено, тогда и справедливость по отношению к Калиеву полностью бы восторжествовала. Кстати, об этом в свое время просили ветераны войны, ходатайствовал и райвоенкомат, облвоенкомат Павлодарской области.

Предложения о присвоении ветерану войны Сембаю Калиеву посмертно звания «Халық Қаһарманы» («Народный Герой») за совершенные им подвиги публиковались и в периодической печати.

Воин Сембай Калиев выполнил свой гражданский и воинский долг перед своей Родиной и по праву достоин быть «Халық Қаһарманы».

1574 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми