• Общество
  • 18 Ноября, 2011

Философия независимости

Гайни  Котошева, доктор философских наук, профессор

Анастасия  Нигай, кандидат философских  наук, доцент

 

Казахстан – великая степь, на просторах которой рождаются выдающиеся личности, душой преданные идеям своей Родины. Такова жизнь  академика Национальной Академии наук Республики Казахстан, доктора философских наук, профессора Кшибекова Досмухамеда Кшибековича. В этом году отпразднован его 85-летний юбилей.

В народе говорится: «Нет Земли без цветов, а народа без героев». Патриарх науки, Досмухамед Кшибекович Кшибеков, достиг огромных успехов в своей деятельности, им опубликовано более 700 научных трудов, из которых более 50 монографии.

По его мнению, нет земли лучше Родины и нет людей лучше, чем на  Родине. «Философия независимости» – под таким заголовком недавно вышла его книга, написанная простым, очень доступным языком, понятным любому читателю, она содержит глубокие философские мысли, касающиеся независимости. Начав с раскрытия понятия «независимость», его диалектики, автор шаг за шагом проникает в  глубину  проблемы, насыщая ее богатейшими философскими, историческими, литературными, сугубо жизненными, яркими примерами, помогающими более четкому осмыслению материала.

В своем исследовании Досмухамед Кшибекович  не просто описывает рассматриваемые проблемы, а анализирует их, делает свои выводы – в этом исключительная особенность и ценность его работы. В этом, считаем мы, заключается новизна его работы. Возьмем некоторые примеры. Автор пишет, что нет на свете абсолютной независимости, как и абсолютной зависимости. Эти два понятия взаимосвязаны. Ошибается тот, кто делает упор только на зависимость или независимость. Автор  ставит вопрос о том, есть ли вообще независимость или зависимость? Отвечает: да, есть. Поясняет, что самое главное в этой взаимосвязи – что из них перевешивает. Если страна независимая, то в этой диалектике должна перевешивать категория независимости над зависимостью.  Независимость – категория не абстрактная, она носит конкретный характер.

В целом, независимость – это стратегия, а зависимость – тактика. Стратегия не меняется, а тактика – меняется.   А тактика, изменяясь, должна помогать стратегии. В этом состоит диалектика независимости и зависимости. Только один  Бог – Аллах, Христос независимы ни от кого и ни от чего. Все остальное состоит из диалектики независимости и зависимости. Эта мысль впервые проводится в работе академика Кшибекова.

В начале книги автор поставил сложный вопрос, был ли Казахстан независимой республикой при советском строе?  И дает очень объективный, аргументированный ответ. Он не принижает роль Казахстана, как союзной республики, в составе СССР. Приводит такие данные – Казахстан имел около 50млн. голов скота, (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот), получал ежегодно почти миллиард пудов зерна. В республике была осуществлена культурная революция, ликвидирована неграмотность, созданы театры, высшие учебные заведения, Академия наук с отраслевыми институтами и т. д.

Казахстан имел свою Конституцию, Государственные эмблемы (герб, флаг, гимн). Всей жизнью республики руководила Коммунистическая партия Казахстана, как боевой отряд КПСС. Она направляла развитие экономики, культуры, образования, науки; назначала, переводила, снимала, сменяла все руководящие кадры, вся идеологическая работа была сосредоточена в руках КПСС.

В Верховном Совете СССР были депутаты из Казахстана. Но при всем этом, как справедливо  отмечает автор, суверенность, независимость республики носила формальный характер. У Казахстана не было своих дипломатических представительств за рубежом, он не имел права заключать договоры с зарубежными странами. Это было  прерогативой центрального правительства, поэтому о Казахстане мир не знал.

Далее, Досмухамед Кшибекович с гордостью и теплом пишет, кто мы сегодня, обретшие действительную Независимость? Мы имеем свою властную структуру, правительство, государство, управляемое Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым.  Мы, как суверенное, независимое государство, являемся членом ООН, имеем свои посольства в зарубежных странах, а также их дипломатические представительства у нас в стране. Мы стали узнаваемы в других странах, это, к слову, испытали на себе авторы статьи во время зарубежных поездок, научных командировок. К нам очень тепло отнеслись и в Италии, и во Франции, и в Испании, и в Голландии. На многочисленных удачных примерах академик Досмухамед Кшибеков показывает, что независимость Казахстана  при СССР носила мнимый характер.

Интересен раздел книги, где речь идет о государстве. Как известно о государстве писали многие: Платон, Аристотель, Гоббс и другие. Марксизм считал, что государство существовало не всегда, оно когда – то возникло и придет время и его не будет. Также марксисты считали, что государство -  орудие в руках господствующего класса, как аппарат управления, подавления одного класса другим.

Но жизнь показывает, что государство, как аппарат управления, возникло естественно. По Аристотелю государство существует для счастья людей. Платон считал «государство необходимо для порядка».

Академик  Кшибеков считает, что государство   есть аппарат управления и воспитания; стержнем, которого является закон. Государство будет существовать всегда, пока существуют на Земле разумные люди.

Томас Гоббс был монархистом. Его мысли сводятся к созданию монархии, обладающей абсолютным правом господства над своими подчиненными, которые согласно «договору» дали ему неограниченную власть. Несостоятельность этой точки зрения, очевидна. Досмухамед Кшибеков в своих суждениях по проблемам государства считает близкой к истине точку зрения Аристотеля.

В данной книге интересные суждения автора и по вопросам религии. По проблемам религиозности он рассматривает взгляды Л. Фейербаха,  И. Челенко. Л. Фейербах  считал, что Бог – это прототип мысли. Автор выражает свое несогласие с его позицией. Вместе с тем рассматривает точку зрения религиозности философии видного ученого И. Челенко. Последний делит религиозность на две категории.

Первая – откровенная вера – это соблюдать религиозные  обряды, ходить в церковь, выполнять религиозные ритуалы. профессор Челенко считает, что  откровенная религиозность носит более торжественный характер, влияющей на сознание людей.  Но есть еще внутренняя религия, она в душе каждого. В отличии от первой, вторая не контролируется. Это внутренняя вера, она есть у каждого нормального человека. Когда возникает трудность, горе, человек остается с самим собой, он обращается к Богу. Не говоря об этом вслух. Исследователь Челенко считает внутреннюю  религию более устойчивой, глубокой. Почти такая мысль содержится во взглядах Ходжи Ахмеда Яссауви. Хотя  И. Челенко жил в начале XX века, а Ходжи Ахмед Яссауви жил в XII веке, автор оставляет проблему открытой для размышления.

На страницах книги Досмухамеда Кшибекова поднимается вопрос о возникновении крепостного права. Автор книги «Философия независимости» раскрывает «тайну» возникновения крепостного права. По его мнению, истина состоит в том, что монголо-татарские ханы, хотели подчинить себе русские княжества, чтобы они своевременно  платили Ясак – налог. А они не  могли регулярно платить налоги, потому что не было постоянного притока богатства.

Отсюда, возникла необходимость крепко «привязать» крестьян с землей к помещикам. Так появилась, примерно в  XIII веке печально известное в истории «крепостное право», а царь Борис Годунов своим указом  окончательно закрепил крестьян за помещиками как их собственность. Автор пишет: «так, произошло полное закабаление крестьян в России». Таким образом, впервые на страницах этой книги поднимается вопрос о происхождении крепостного права.

Новизна мысли и глубокие размышления о проблемах независимости, сквозной  нитью проходят в книге «Философия Независимости». Автор связывает историю двух государств: России и Казахстана, нелегкие отношения между ними через призму категории «зависимости и независимости ».

Академик Д. К. Кшибеков ненавязчиво, спокойно, без каких – либо громких эпитетов показывает многогранную работу, проводимую президентом во внешней и внутренней политике, который с гордостью титулован народом – Лидером нации.

Вспоминаются восьмидесятые годы прошлого столетия. За границей Советского Союза мало кто был наслышан о Казахстане, о том, что это за страна. Правда, в Японии некоторые знали о Казахстане, имели какое – то представление о жизни этого огромного народа по книге М. Ауэзова «Путь Абая». А сейчас и в Италии, и во Франции, и в Испании, и в Голландии, где были авторы статьи, улыбаются, приветствуют, услышав слово  Казахстан.

В XXI веке растет всеобщий интерес к Казахстану, назрела необходимость пересмотра содержания традиционных категорий, оценивающих историческое и духовное развитие казахстанского общества, которое сегодня характеризуется стремительным ростом самосознания, чувства национальной гордости за свою историю, культуру, язык, традиции, обычаи, горячим стремлением не только сохранить, но и приумножить национальные ценности, идущие из глубины веков.

Для сохранения целостности и единства казахского этноса важными являются не только материальные, но и духовные ценности. Однако на это долгие годы в научной литературе не обращалось должного внимания. При выяснении понятия социальной сущности казахского этноса, надо понимать духовную жизнь, которая предопределена природно-социальным бытием.  Она у казахов имеет сложную структуру: язык, мифы, пословицы и поговорки, которые отражают особенность казахов, логику и стиль поведения, и в особенности обычаи и традиции. Казахи, как целостная этническая общность, стремятся к самосохранению своего своеобразия, своей самостоятельности, самоидентификации  и сохранению независимости.

Казахи могут гордиться сыновьями своей Земли. Эта земля наших предков, отцов, которая дала миру выдающихся сыновей: Қорқыт ата, Мұстафа Шокаева, Ахмета Ержанова... Среди выдающихся сыновей Родины – академик Национальной Академии Наук Республики Казахстан, доктор философских наук, профессор Досмухамед Кшибекович Кшибеков. Аксакал философской науки, стоявший у ее истоков в Казахстане. Сегодня ему исполнилось полных 85 лет и он полон творческих идей, исканий и огромных научных достижений. Он достиг вершины научной и педагогической карьеры, огромного успеха и счастья в жизни: обучил миллионную армию студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов.

Учитель в понимании Востока-это второй отец. Долг ученика перед Учителем выше гор и глубже морей. Оплатить его в земной жизни невозможно, так гласит восточная мудрость. Досмухамед Кшибекович Кшибеков родился педагогом и остается им по сегодняшний день. На сегодняшний день  он профессор кафедры общественных дисциплин КазНТУ имени Каныша Сатпаева. Более шестидесяти лет читает лекции студентам, магистрантам, аспирантам, докторантам. Преподавать и заниматься наукой – цель и призвание в жизни Досмухамеда Кшибековича

Читает интересные, увлекательные лекции, показывая незаурядную эрудицию, лекции отличаются высокой идейно- теоретическим содержанием, разнообразной методикой. Как горячий патриот Родины, проводит большую воспитательную работу,    Досмухамед Кшибекович достиг значительных успехов в научной карьере. Им опубликовано сотни научных публикаций, среди которых: «Национальная идея и идеология», «Философия истории и современность», «Речь и письменность», «Идея как исток творчества» и многие другие, каждое из этих произведений является шедевром философской мысли имеет огромную научную и идеологическую ценность для страны.

Досмухамед Кшибекович Кшибеков как член диссертационного совета участвует в выпуске высококвалифицированных специалистов-докторов и кандидатов философских наук. Огромную работу проводит со студентами, в соавторстве с профессором,  доктором философских наук, проректором КазНТУ Сыдыковым Улукпан Есильхановичем выпускают 10-е переиздание учебника «Философия» на казахском языке, который востребован среди студентов Республики. Данный учебник «Философия» был первым изданием  на казахском языке, после получения Независимости РК.

У    Досмухамеда Кшибековича была и есть сложная и в тоже время очень интересная жизнь. Во всех своих творческих делах он был первым. Итак, Досмухамед Кшибекович служил в рядах Советской Армии, Участник Великой Отечественной войны с 1943-1945 гг. обучался в Батайском Военно-авиационном училище летчиков им. Серова, был летчиком истребителем, ему тогда было всего 18 лет. Он и сегодня смотрит на голубое небо и вспоминает, какой он был лихач в небе, за штурвалом своего самолета.

Он первый аспирант – казах, который в 1950-1953 гг.написал и защитил кандидатскую диссертацию по философии на тему: «Уничтожение противоположностей между городом и деревней», под научным руководством академика Григория Глезермана при Институте философии Академии наук СССР в Москве.

С этого периода начинается научная, творческая жизнь Досмухамеда Кшибековича. В 1953 году он защитил кандидатскую диссертацию при Институте философии Академии наук. После защиты он был направлен в Академию Наук Казахской СССР и был основателем философской школы в Казахстане. В его отделе работали младшие научные сотрудники: А. Касымжанов, М. Абдильдин, К. Рахматуллин и другие философы, каждый из которых впоследствии создал свою философскую школу в Казахстане.

После аспирантуры Досмухамед Кшибекович Кшибеков был в Казахстане одним из первых докторов философских наук (1965). С 1967 г. – профессор.

Четверть века был членом Президиума Правления общества «Знание» Республики Казахстан, членом Правления Всесоюзного общества «Знание». За активную пропагандистскую работу неоднократно поощрялся поездкой в зарубежные страны (США, Япония, Италия, Франция и др.). Был отмечен высшей наградной Всесоюзного общества «Знание» – медалью имени «Академика С. И. Вавилова».

В 1972 г. был избран членом – корреспондентом Академии наук Республики. С 2003 г. – академик НАН Республики Казахстан.

Он всегда искренен в своих творческих начинаниях, выступлениях и публикациях. Он пишет то, о чем думает, а думает о том, чтобы в стране была стабильность, единство, благополучие и прогресс. В этом плане он государственник. Никогда он не пытался кому то лично понравиться, чтобы извлечь выгоду, добросовестно выполнял долг, объективно стоял за то, что считал нужным для Державы.

Досмухамед Кшибекович Кшибеков основательный теоретик, который борется за чистоту науки, поправляет ошибочные положения коллег. В жизни он коммуникабельный человек.

Никогда не стремился к чиновничьей карьере. Всегда желал работать педагогом, обучать студентов, заниматься наукой. Если бы он хотел занять администраторскую или партийную должность, то, это получилось бы, ибо на это имел все предпосылки. Когда в Москве в аспирантуре Института философии АН СССР, будучи аспирантом, в отличие от всех других, состоял на учете Отдела ЦК КПСС наравне с аспирантами Академии общественных наук при ЦК КПСС. Их периодически приглашали в Отдел, заслушивали отчеты и утверждали на новый учебный год.

В Казахском политехническом институте (ныне КазНТУ им. К. И. Сатпаева), начиная с 1964 г. в течение 32-х лет бессменно заведовал кафедрой философии. На всех Всесоюзных совещаниях заведующих кафедрами общественных наук вузов СССР обменивался опытом. В 1971 г. на очередном таком Совещании был избран в Президиум Совещания, на котором участвовал и выступил с речью М. А. Суслов (второй человек в руководстве страной, после Л. И. Брежнева). В 1976 г. на всесоюзном совещании ему предоставили возможность выступить с трибуны Большого Кремлевского Дворца, что редко выпадает на долю даже знаменитых людей. За 32 года прошло шесть Всесоюзных совещаний заведующих кафедрами общественных наук, на которых из трех тысяч заведующих кафедрами два раза был отмечен.

В 1974 г. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Казахской ССР». В 1985 г. награжден орденом «Дружба народов».

На сегодняшний день является профессором кафедры общественных дисциплин КазНТУ имени Каныша Сатпаева. Более шестидесяти лет читает лекции студентам, аспирантам, ныне и магистрантам. Преподавать и заниматься наукой – цель и призвание в жизни Досмухамеда Кшибековича Кшибекова!

 

11218 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми