- Общество
- 13 Октября, 2012
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ СИСТЕМА ПРАВЛЕНИЯ В США И КАЗАХСТАНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Николай МАКСИМЕНКО,
кандидат философских наук,
доцент Академии гражданской авиации
Введение более двадцати лет назад поста президента в Республике Казахстан открыло новый этап в развитии казахстанской государственности. Между тем, институт президентства широко распространен в мире: достаточно сказать, что к началу XXI века из 183 стран-членов ООН более 130 имели пост президента, хотя в разных странах они имеют разный объем полномочий.
Учреждение поста президента в Казахстане вовсе не означает, что одновременно с этим постом возникает институт президентства, с присущими ему законодательными и административными актами, тщательно разработанной структурой и тесными взаимодействиями с другими структурами и обществом в целом. Создание института президентства – это длительный исторический процесс, в ходе которого возможны издержки, создание нежизнеспособных структур, их перестройка или ликвидация и т. д. Отсюда – важность учета в этом процессе опыта функционирования президентской власти в различных странах.
В предлагаемой статье делается попытка, насколько позволяет объем такого рода публикации, дать сравнительный анализ президентской власти в Республике Казахстан и США, стране, где впервые в мире более 200 лет назад зародился институт президентства, показавший прогрессивность, живучесть и эффективность такой системы правления.
В Конституции Республики Казахстан употребляется выражение «президентская форма правления». Однако в политической науке к формам правления принято относить только две – республиканскую (республику) и монархическую (монархию), а президентское правление здесь относится к президентской разновидности республиканской формы правления. Поэтому с этой точки зрения было бы корректнее говорить о президентской системе правления в рамках республиканской формы правления, или президентской разновидности республиканской формы правления. Именно в этом смысле в настоящей статье будет употребляться приведенное в Конституции понятие «президентская форма правления».
В научной литературе проводится четкое различие между понятиями «институт президентства» и «президентская система правления». В настоящее время подавляющее большинство стран имеет институт президентства, однако далеко не все они являются президентскими республиками, т. е. государствами с президентской системой правления.
При сравнительном анализе президентских систем правления значительный интерес представляют причины, вызвавшие их учреждение. Эти причины связаны, прежде всего, с особенностями исторического развития страны, спецификой ее политической культуры, традициями государственности, соотношениями различных политических сил в период разработки и принятия конституции. Немаловажное значение в выборе президентской системы правления может иметь субъективный фактор, связанный с ведущим политическим лидером, под которого в значительной степени выстраиваются все элементы государственной власти и управления. Представляется, что в условиях политической нестабильности и неопределенности начала 90-х годов выбор системы правления в Казахстане во многом определялся именно этим фактором.
Известно, что на первом этапе существования американской государственности законодательная и исполнительная власти были сосредоточены в одном представительном органе – Континентальном Конгрессе, выбиравшем из числа своих членов президента, роль которого сводилась к руководству заседаниями (спикерству).
Практика Континентального Конгресса очень скоро показала его неэффективность в деле исполнения законов и привела американскую политическую элиту к убеждению в необходимости разделения законодательной и исполнительной властей. Здесь следует отметить, что для американских политиков, приложивших огромные усилия в борьбе против владычества британской короны, учреждение исполнительной власти в форме монархии, даже с ограниченными полномочиями, было неприемлемым.
На этом фоне учредители американской Конституции пришли к выводу о том, что высшая исполнительная власть должна сосредоточиться в руках одного лица; другими словами, здесь утвердился принцип единоначалия – главой исполнительной власти стал Президент, избираемый на этот пост в ходе всеобщих выборов.
С учреждением поста президента был заложен фундамент модели системы правления, которая в литературе получила название американской модели президентства. Эта модель в законченном виде воплотилась только в США, хотя многие ее элементы использованы в политических системах других стран, в том числе и Казахстана.
В начале XIX в. США были единственной страной мира, где существовала должность президента, объединявшая в одном лице главу государства и главу правительства.
В первой половине XIX в. во многих странах Латинской Америки, в основном под влиянием примера США, был учрежден пост президента. В Европе же примером государственного устройства была Великобритания с парламентской системой правления, при которой монарх являлся главой государства, а исполнительная власть, возглавляемая премьер-министром, была ответственна перед законодательной властью – парламентом. В XIX в. только две европейские страны – Франция и Швейцария – ввели должность президента.
Грандиозные потрясения в XX в., вызванные мировыми войнами, революциями, распадом колониальных империй, привели к образованию множества новых государств, в большинстве из которых был введен институт президентства.
С крахом мирового социализма и образованием новых суверенных государств, президентство стало неотъемлемым элементом политических систем почти всех бывших социалистических стран.
Вопрос о причинах формирования института президентства в большинстве бывших стран СССР требует специального изучения, но здесь, видимо, можно предположить, что учредители этого института, близко знакомые с системой советского парламентаризма, не могли согласиться с введением парламентской системы правления.
В Казахстане институт президентства был введен 24 апреля 1990 г. на основе поправок к Конституции Казахской ССР.1
Полномочия президента, его роль и статус в государстве определяются соответствующими конституционными нормами. Согласно Конституции США, «исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки»2. Хотя Конституция США прямо не определяет, что Президент является одновременно и главой правительства, и главой государства, но такой статус Президента вытекает из того, что здесь не предусмотрен отдельный пост главы Правительства.
В Конституции Республики Казахстан говорится, что Президент «...является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства...»3. Но влияние Президента Казахстана на исполнительную власть не ограничивается определением внутренней и внешней политики государства. Президент «с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики; освобождает его от должности; по представлению Премьер-Министра определяет структуру Правительства Республики, образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы Республики, не входящие в состав Правительства, назначает на должности членов Правительства Республики; назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; освобождает от должностей членов Правительства; принимает присягу членов Правительства, председательствует на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис Парламента; отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-Министра Республики, акимов областей, городов республиканского значения и столицы» (ст. 44.3). В свою очередь, «Правительство …во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики...» (ст. 64.2).
Кроме определения правового статуса президента как высшего должностного лица государства, конституции обеих стран содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которыми должны руководствоваться президенты в своей деятельности. Прежде всего, это требование неуклонного соблюдения конституции и других законов страны. Так, при вступлении в должность Президент США приносит присягу, где говорится: «Я торжественно клянусь, что... в полную меру своих сил буду поддерживать, охранять и защищать Конституцию Соединенных Штатов» (ст. 11.1). В присяге Президента Казахстана говорится: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следовать Конституции и законам Республики Казахстан...» (ст. 42.1). При всей декларативности торжественного обязательства вступающего в должность президента, очевидно следует согласится со следующим высказыванием Н. А. Сахарова: «Это обязательство является одним из ключевых элементов легитимности всего института президентства, неотъемлемым условием доверия народа к главе государства и важным моральным ограничением для президента, если он окажется перед искушением нарушить те или иные правовые нормы»4.
Создатели первой в мире президентской системы правления хотели не просто иметь сильную единоличную президентскую власть, но и стремились воспрепятствовать ее превращению в режим личной власти, чреватой диктатурой и произволом, конструктивно закрепив принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, дополнив его системой взаимных сдержек и противовесов властей в отношении друг друга.
Этот принцип сформирован и в Конституции Республики Казахстан: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов» (ст. 3.4).
В чем же сущность президентской системы правления в США и Республике Казахстан, в чем их сходство и различие?
1. Президенты обеих стран избираются на всеобщих выборах и, следовательно, подотчетны только избравшему их народу: они получают мандат на осуществление своих полномочий от всех граждан, а не от парламента.
Ни Конгресс в США, ни Парламент в Казахстане не вправе путем вотума недоверия отправить президента в отставку, но они могут подвергнуть своих президентов процедуре импичмента (отрешения от должности). В конституциях обеих стран четко определены условия отстранения от должности президента по инициативе законодательного органа.
В США Президент может быть отрешен от власти Конгрессом «из-за государственной измены, взяточничества, а также по причине совершения иного тяжкого преступления или судебно наказуемого проступка» (ст. 11.4).
В Конституции Казахстана предусмотрены лишь два случая отстранения Президента от должности Парламентом: освобождение от должности при устойчивой неспособности осуществлять свои обязанности по болезни (ст. 47.1) и отрешение от должности в случае государственной измены (ст. 47.2).
Сужение прецедентов, ведущих к отрешению от должности Президента Парламентом, несомненно, снижает легитимность института президентства и в рамках демократизации политической системы Республики Казахстан их число должно быть расширено.
Президент США ни при каких обстоятельствах не вправе распустить Конгресс и назначить внеочередные парламентские выборы. В Казахстане Президент «после консультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может распустить Парламент или Мажилис Парламента (ст. 63.1). Вместе с тем, Президент не может распустить Парламент «в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска» (ст. 63.2).
2. Правительство США назначается Президентом с согласия одной из палат Конгресса – Сената. Другими словами, ни один из правительственных чиновников, назначенных Президентом, не может вступить в свою должность без утверждения его кандидатуры Сенатом Конгресса.
В Республике Казахстан Президент с согласия Мажилиса Парламента назначает лишь Премьер-Министра, а с согласия Сената Парламента – Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя КНБ; на должности же министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции кандидатуры назначаются им единолично.
Из приведенного сопоставления роли президентов двух стран в формировании правительства видно, что в США эта процедура более демократична; процесс назначения государственных чиновников более жестко контролируется системой сдержек и противовесов, чем в Казахстане, а Парламент Казахстана имеет меньше возможностей оказывать влияние на деятельность Президента по формированию правительства.
3. Президент США не вправе издавать законодательные акты: вся законодательная власть принадлежит Конгрессу, а законы, принятые им, обязательны для безусловного исполнения всеми должностными лицами, начиная с Президента. Принятый Конгрессом закон вступает в силу только после подписи Президента, который вправе наложить на него вето. Конгресс двумя третями голосов при повторном голосовании может преодолеть вето Президента, и закон вступает в силу. Однако Верховный суд США может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом и подписанный Президентом, т. е. отметить его.
Президент США имеет право издавать лишь исполнительные указы, касающиеся сферы деятельности органов федеральной исполнительной власти. Эти указы Конгресс не вправе отметить, однако Верховный суд может аннулировать их, если признает, что они противоречат Конституции.
В Республике Казахстан органом, осуществляющим законодательные функции, является Парламент. Однако Парламент «двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат по инициативе Президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года» (ст. 53.3). Право Президента выполнять законодательные функции определяется Конституцией и в другом случае: «Президент республики имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией порядке» (ст. 61.2).
Так же как и в США, Президент Казахстана издает на основе законов исполнительные указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.
Таким образом, выявляется значительное отличие роли президентов сравниваемых стран в области законотворчества: Президент США лишен права издавать законы, тогда как Президент Казахстана при определенных Конституцией условиях таким правом обладает.
4. Назначая с согласия Сената государственных чиновников, Президент США может единолично уволить в отставку любого из них, но он не может назначить и уволить высших лиц исполнительной власти штатов или местных органов власти, которые здесь вступают в должность на основании местных выборов.
В Республике Казахстан «акимы областей, городов pecпубликанского значения и столицы назначаются на должность Президентом республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей» (ст. 87.4).
5. Президенты США и Казахстана являются верховными главнокомандующими вооруженными силами, но право решать вопросы войны и мира здесь принадлежит соответственно Конгрессу и Парламенту.
6. Президент США может по своему усмотрению использовать внутренние войска и вооруженные силы для обеспечения общественного порядка, но чрезвычайное положение он имеет право вводить только с санкции Конгресса.
В Казахстане же Президент имеет право применять вооруженные силы и вводить чрезвычайное положение только после официальных консультаций с Премьер-Министром и председателями обеих палат Парламента (ст. 44.16), а решение о введении военного положения он принимает единолично, лишь незамедлительно информируя об этом Парламент республики (ст. 44. 17).
7. Президенты обеих стран представляют свои государства в сфере международных отношений и подписывают международные договоры, но эти договоры утверждаются или отклоняются в США – сенатом Конгресса, а в Казахстане – обеими палатами Парламента.
8. Верховный суд США может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом, и любой указ, изданный Президентом.
Аналогичная Верховному суду США судебная ветвь власти в Казахстане – Конституционный Совет – так же может признать неконституционными принятые законы и другие нормативные акты,
Сравнивая судебные ветви власти в двух странах, необходимо отметить различие в степени влияния президентов на принятие решений о неконституционности того или иного акта в США и Казахстане.
В США члены Верховного суда назначаются Президентом, но с одобрения сената Конгресса. Должность членов Верховного суда – пожизненна, и в этом – важная конституционная гарантия их независимости от Президента, который имеет возможность осуществлять свои назначения лишь в случае появления вакансии. При этом, учитывая, что Президент в США не может занимать эту должность более 8 лет, не стоит удивляться, что многие президенты США, пробыв на этом посту, так и не смогли назначить ни одного члена Верховного суда.
В Казахстане же два члена (из семи) и председатель Конституционного Совета назначаются Президентом (ст. 71.1, 2, 3). Срок полномочий Конституционного Совета – 6 лет.
9. Срок полномочий Президента США ограничен 4 годами, и он может переизбираться только один раз. Члены Сената Конгресса США избираются на 6 лет, а члены Палаты Представителей – на 2 года. Члены Верховного Суда, как отмечалось выше, назначаются пожизненно. Таким образом, высшие должностные лица всех трех ветвей власти в США имеют различные, не совпадающие между собой сроки полномочий и не зависят друг от друга.
Такой же принцип избран и при формировании ведущих органов государственной власти в Казахстане. Но Президент здесь избирается на 5 лет (он может переизбираться тоже только один раз), а члены Конституционного Совета назначаются на 6 лет, причем треть членов назначается Президентом. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, депутатов Мажилиса – пять лет. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом.
Как видно из приведенного выше краткого, далеко не полного, анализа, президенты США и Казахстана наделены широкими и разнообразными полномочиями, но в силу конституционного принципа разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов они не могут единолично управлять всем государственным аппаратом. Но в то же время здесь четко вырисовывается некоторая вполне определенная неравновесность, некоторый крен в системе взаимодействия трех ветвей власти в сторону Президента Республики Казахстан.
В США полноправными партнерами и противовесами в управлении государством выступают независимые от президента Конгресс и Верховный суд. При всей силе своей власти, зачастую помноженной на личную активность того или иного президента, ни один из них не смог добиться значительных перемен в политике без поддержки Конгресса. Политическая система США позволяет сильному президенту сосредоточить в своих руках огромную власть, но только при условии поддержки большинства членов Конгресса.
В литературе ведется множество споров о степени демократичности американской политической системы, но бесспорно одно: в силу достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления нарушить баланс властей в свою пользу получают эффективный отпор. Для примера можно сослаться на уотергейтский скандал, причиной которого явилась попытка Президента Р. Никсона резко расширить права исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны Конгресса, что привело в 1974 г. к угрозе импичмента и вынужденной отставке Никсона.
Американская модель президентства не допускает возможности двоевластия, когда Президент проводит свою политику, а Конгресс – свою. Не допускает она и возможности, когда Президент, используя конституционные положения, вынуждает Конгресс принять его курс, а Конгресс – Президента. Результатом любого, даже самого острого, политического противоборства здесь всегда является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли Президента или многих парламентариев. Другая ситуация имеет место в Казахстане.
Как видно из приведенных выше статей Конституции Республики Казахстан, и как подтверждает пока еще не продолжительная практика функционирования нынешней политической системы в Казахстане, у Президента имеются достаточно сильные рычаги давления на Парламент с тем, чтобы добиться одобрения своих решений. Основными из этих рычагов являются: угроза роспуска Парламента; издание, минуя Парламент, законов; проведение своей линии через единолично назначенных членов Сената и членов Конституционного Совета.
Не способствует демократическому развитию казахстанского общества и принцип назначения глав местной исполнительной власти (акимов), действия которых во многом не подконтрольны местным представительным органам.
Как отмечалось в начале настоящей статьи, создание президентской системы правления – это длительный исторический процесс, в ходе которого происходит отработка различных институтов, форм и связей, составляющих «кровь и плоть» этой системы. И здесь, в ходе анализа, неизбежно возникает вопрос – куда развивается эта система? Движется ли она в сторону укрепления авторитарной власти Президента, или же можно говорить о движении к более демократическим формам взаимосвязи всех ветвей власти в государстве? Этот вопрос никак нельзя назвать риторическим, особенно в свете событий последних лет, приведших к фактическому конституционному пожизненному президентству ныне действующего Президента (ст. 42.5).
Прежде чем рассмотреть этот вопрос, интересно отметить, что принятая в 1787 г. Конституция США, документ, впервые в истории вводивший в государственную практику принципы соблюдения прав и свобод человека, длительное время существовала одновременно с рабством, которое было отменено в Америке лишь в 1862 г.
Изменения и дополнения, внесенные в Конституцию страны в 1998, 2007 и 2011 годах, изменения и дополнения в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» (последние внесены в феврале 2011 года) говорят о некоторых подвижках в сторону второго варианта, т. е. в сторону движения Казахстана к демократическому, правовому государству. Что дает основание для такого утверждения?
Как явствует из посланий Президента, часть сенаторов, из числа пятнадцати назначаемых Президентом, будет отбираться им из кандидатов, рекомендованных Ассамблеей народа Казахстана.
Раньше Парламент имел право лишь обратиться к Президенту с предложением об освобождении члена Правительства от должности в случае неисполнения им законов. Окончательное решение принимал сам Президент. Теперь в случае отклонения Президентом обращения депутатов об освобождении члена Правительства от должности, депутаты не менее чем двумя третями голосов вправе повторно поставить перед Президентом республики вопрос об освобождении министра. В этом случае Президент освобождает члена правительства от должности (ст. 57. 6).
В конституционные отношения между Президентом и Парламентом внесено существенное дополнение в пользу последнего. Пункт 1 статьи 1 Конституции дополнен следующим положением: «Если Президент республики отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком случае Президент республики подписывает этот закон или выносит его на республиканский референдум...».
Как видно из цитированной выше статьи 87.4, акимы городов районного значения, районов и нижестоящих административно-территориальных единиц могут, наряду с назначением, и избираться, чего не было раньше.
Важными шагами в деле демократизации президентской системы правления в Казахстане явились: исключение безальтернативных выборов (2004 г.), определение нового порядка формирования Мажилиса Парламента (2007 г.): 98 депутатов – по партийным спискам, 9 депутатов – избираются Ассамблеей народа Казахстана; закрепление нормы, гарантирующей избрание по партийным спискам в Мажилис Парламента не менее двух политических партий (2009 г.).
Такой принцип не исключает формирования партийного (в том числе и оппозиционного) большинства в Парламенте.
Конечно, с определенной точки зрения эти нововведения могут показаться незначительными, однако здесь важен вектор движения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ведомости Верховного Совета Казахской ССР. 1990, № 18.
2. Дэвид Карри. Конституция Соединенных Штатов Америки. Алматы, 1994.
3. Конституция Республики Казахстан. Учебно-практическое пособие. – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К». 2011.
4. Сахаров Н. А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
5. Разделенная демократия. Сотрудничество и конфликт между Президентом и Конгрессом. М., 1994.
7700 раз
показано2
комментарий