• Общество
  • 14 Октября, 2011

ЭТЮДЫ О ВОСПИТАНИИ

Ерлан Арын, доктор экономических наук, профессор,

ректор ПГУ имени С. Торайгырова

Ерлан Мухтарұлы Арын – потомственный  интеллигент в четвертом поколении. Его дед и прадед были людьми высокого интеллекта, принимавшими активное участие в формировании общества и культуры нашей страны, они открывали первые школы в Казахстане. Отец Ерлана Мұхтарұлы – яркий представитель национальной интеллигенции второй половины прошлого века, первый профессор-казах немецкого языка в Казахстане. Ректор Актюбинского педагогического института, известный ученый и педагог Мұхтар Арынов – один из тех, кто на стыке двух тысячелетий стоял у истоков возрождения казахской государственности. Его выдающийся труд «Бес анық» посвящен теме возвращения к своим культурно-историческим корням.

В большой семье Мұхтара Арынова –  три лауреата Государственной премии РК «Дарын». «Я очень горжусь своими корнями, - говорит Ерлан Мухтарович. – Это бесценный генотип, который передается от поколения к поколению».

Ректор Павлодарского государственного университета признается, что благодаря родителям он с братом приобщился с детства к чтению научной литературы и анализу. Именно они правильно ориентировали его в жизни: «Наука и культура - это вещи, которые сами по себе не рождаются, если нет никаких основ, а основа всему - семья». Так считает Ерлан Арын, который делится на страницах нашего издания размышлениями о воспитании.

Большая часть прожитой мною жизни связана с высшей школой, поэтому с уверенностью могу утверждать, что воспитание современного студенчества в духе казахстанского патриотизма играет значимую роль в формировании и упрочении устоев нашей государственности.  На выпускников вузов ложится особая ответственность, так как от их профессиональной компетентности и гражданской зрелости будет зависеть микроклимат в коллективах, малых и больших социальных группах. Как известно, формирование и укрепление государственности происходит на уров­не сознания, сознательности граждан, и роль интеллигенции в этих процессах трудно переоценить.

Глава государства Нурсултан Назарбаев, констатируя факты мировоззренческого вакуума, которые, к сожалению, наблюдаются в молодежной среде, заострил внимание на «недостатках качества идеологической работы, направленной на воспитание патриотизма, формирование положительных, социально значимых ценностей». Я далек от «посыпания головы пеплом» и огульного обвинения в адрес коллег по ректорскому цеху – на собственном опыте знаю, насколько многосторонне и широко ведется сегодня воспитательная, в том числе идеологическая, работа в сфере высшей школы. В вузах сегодня действуют десятки организаций и объединений, во главе которых стоят молодежные лидеры. Современные казахстанские вузы разработали немало интересных и содержательных форм воспитательной работы с молодежью.

Вопрос в другом. Как избежать поверхностного подхода в реализации такой неоднозначной задачи, как нравственное формирование Личности, которая будет глубоко предана стране, осознавая всю полноту своей ответствен­ности перед народом и будущими поко­лениями? Ведь чем больше будет в казахстанском обществе таких людей, тем эффектив­нее будет развиваться и сама страна.  «Я часто спрашиваю себя, каким он будет, «казахстанец будущего»? – размышляет на странице одной из своих книг Глава государства Н.А.Назарбаев. –  Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине».

В статье, которая неслучайно названа «Этюдами…», я не ставлю перед собою  неосуществимую саму по себе  задачу: вывести формулу воспитания молодежи. Цель «Этюдов…» намного скромнее – поделиться с читателями своим видением основополагающих составляющих формирования полноценной Личности. Итак, пункт первый – национальный характер.

Национальный характер

Задавались ли вы вопросом, почему в современном Казахстане набирают обороты науки, начинающиеся словом «этнос» – этнопедагогика, этнолингвистика, этномедицина, этнопсихология и т.д.? Идет активный процесс познания казахстанским обществом самого себя, мучительные поиски идентификации. Если приглядеться к опыту других стран, то можно четко проследить тенденции к успеху в воспитании молодых поколений там, где во главу угла этого трудоемкого и многоэтапного процесса ставится этнопедагогика. Ярким примером тому Япония, успех которой во многом связан с национальными особенностями характера коренных жителей этого островного государства, которые они удачно использованы при построении  системы воспитания.

За рубежом специалисты по этнической психологии занимались изучением характера представителей того или иного этноса многие десятилетия, в то время как в Союзе такие разработки были под строжайшим запретом. Признать особенности национального характера было равносильно тому, чтобы усомниться в целостности новой общности людей – советского народа. Но национальный характер, как генный код, передается тысячелетиями от дедов к внукам, и отрицать его как факт само по себе абсурдно. В основе национального характера – система взглядов и цен­ностей, которая заложена в национальном менталитете. Традиции гостеприимства, уважения к старшим, поддержка младших и слабых, милосердие, великодушие и свободолюбие в основе национального характера казахов. Есть две известные казах­ские черты национального характера – терпимость и толерантность – благодаря которым, по моему мнению, выстояла в первые годы Независимости наша хрупкая государственность. Истоки этих национальных особенностей в основной фи­лософии, мировоззрении номадов, которые формировались под влиянием естествен­ной природы. Путника, переступившего порог юрты, у казахов сначала привечали и кормили, и лишь затем расспрашивали, откуда и куда тот держит путь. Рассуждая о достоинствах национального характера номадов, я далек от соблазна восхвале­ния казахов. Актуальность «Назиданий» Абая с его бескомпромиссной национальной самокритикой в наши дни возросла в разы – мы впитываем горечь его откровений, как бы глубже вглядываясь в себя, пытаясь преодолеть «болезни роста». Но рефлексии духа присущи лишь динамично растущему национальному самосознанию. Обращение к национальному характеру, с коим самым непосредственным образом связаны и генетическая интуиция, и национальное сознание, понадобилось в рамках данной статьи для того, чтобы подчеркнуть, как важно учитывать его особенности при формировании системы воспитания.

Семья и среда

Семья – это основа основ, альфа и омега в формировании человека. Раньше ребенка воспитывала не только его семья, в его воспитании участвовал весь аул, вся родовая община. Аул – духовная колыбель казахского народа. Наши предки, номады, заселявшие огромное пространство Ев­разии, больше ориентировались на естественные ландшафты, на бескрайние просторы. Влияние природы на образ, стиль и ук­лад жизни номадов трудно переоценить. Просторная степь, как утверждают некоторые современные политологи,  по суще­ству, стала основополагающим фактором в формировании масштабности в мыш­лении казахской нации. Отсюда высокое стремле­ние и активная позиция Казахстана во внешней политике.

Многие мои ровесники-горожане с ностальгией вспоминают, как родители отправляли их на летние каникулы в аулы, где опеку над ними брали бабушки и дедушки. Такие каникулы помогали сохранить родной язык детям, которые росли в русскоязычной среде, значительно расширить кругозор, способствовали внутреннему взрослению. Но самое главное городские дети проникались мироощущением своих предков, живших в потрясающей гармонии с природой. Возможно, легенда об Антее, который каждый раз обретал утраченную силу, прикасаясь к земле, далеко не миф... В угаре сталинского террора были истреблены тысячи и тысячи аулов – не подрубались ли тем самым преднамеренно духовные устои казахской нации?

Города – системо­образующая часть общественной форма­ции, и процесс урбанизации необратим  и неизбежен. В наши дни проблема эко­логической безопасности всего сущего на земле обратила наши взоры снова к природе.  Кровно близ­кая нам система взглядов и цен­ностей, свойственная еще нашим предкам, уже в новое время может стать концеп­туальной основой в формировании но­вой, глубинной экологической культу­ры, суть которой в гар­моничном сосуществовании человека и природы. Сегодня назрела острая необходимость возвращения к своим истокам.

Личность формирует среда – это априори. Не зря казахи говорят «Ұяда не көрсең, ұшқанда соны ілесің». Приведу лишь один пример.  В 13-летнем возрасте знаменитому златоусту-шешену из рода Каракесек, которого народ будет позднее почитать как великого казахского Казбека Каздаусты, поручали решать тяжбы межу родами. По казахстанским же законам его сверстник,  живущий в 21-ом веке, не несет уголовной ответственности за свое преступление. Откуда такой инфантилизм? Повторюсь, личность формирует среда. Детям и подросткам в казахских аулах не возбранялось посещать различные сборища, где они, расположившись за спинами взрослых, слушали их разговоры за пиалой кумыса, внимали аксакалам, впитывая, как губка, этические взгляды и принципы, установленные в обществе. Все это не могло не отражаться на расширении кругозора, формировании нравственных качеств молодежи, у которой вырабатывалось коллективистское сознание, навыки человеческого общежития.

В большинстве современных казахских семей детям запрещается сидеть за общим застольем во время прихода гостей. Это неудивительно: беседы, мягко говоря, не всегда и не совсем в рамках этики и культуры поведения, зачастую употребление спиртных напитков… Родители подсознательно, а, чаще, сознательно стремясь оградить детей от  таких «взрослых» разговоров, не допускают их участия в семейных мероприятиях.  Общение взрослых с детьми чаще происходит лишь в форме наставлений и поучений для последних. Типичные на первый взгляд сцены из бытовой жизни наших соотечественников чреваты не только серьезными последствиями для взаимоотношений между детьми и родителями в дальнейшем. Такие отношения негативно влияют на гражданскую зрелость молодежи, которые и в свои 16 лет для нас – дети. Какие моменты, на мой взгляд, следует акцентировать в воспитании молодого поколения:

– во-первых, требуя от подрастающего поколения соблюдения этических и культурных норм поведения, взрослые сами должны соответствовать морально-нравственным принципам. Дети все видят и слышат, тонко чувствуют фальшь и лицемерие. Чтение нотаций и морали в деле воспитания молодежи – плохой помощник. Только живой пример  безупречного поведения взрослых, жизнь родителей, насыщенная добрыми и полезными делами, трудом и созиданием, формируют гармонично развитое, сильное духом и гуманное молодое поколение.

– во-вторых, нужно задуматься о содержании семейных мероприятий, оно должно быть таким, чтобы за стол не стыдно было посадить ребенка, более того, эти встречи должны стать для него школой общения с окружающим миром.

– в-третьих, нужно помнить, что время, отведенное природой  для золотого периода детства, быстротечно, к нему нельзя относиться расточительно, родители должны уделять детям как можно больше внимания, общение с детьми должно быть постоянным, конструктивным и позитивным. Часто приходится наблюдать, как горе-родители удивленно взирают на своих незаметно повзрослевших детей, пытаются понять их, воспитывать, оказывать влияние, но, увы, уже поздно. В повседневной суете упущено драгоценное время для общения, воспитания, проявления любви и внимания к своему ребенку. У детей совсем другие авторитеты,  к сожалению, не всегда положительные, они становятся для родителей духовно и душевно чужими.

Наши предки поступали мудрее и дальновиднее. Ведь нет ничего более поучительного для детей, ничего более полезного для детского мышления, чем внимать беседам взрослых. Маленький человек начинает учиться анализировать и размышлять, значительно расширяется его кругозор, формируются нравственные основы характера. В нашей семье отец сызмальства приобщал меня с братом к таким беседам, и во время приема гостей за мною и братом Нурланом были «закреплены» наши места за общим столом.

Воспитание гармонично развитой и духовно состоятельной личности совершенно не зависит от достатка семьи или ранга родителей. Для меня пример для подражания – поколение наших отцов, тех, кто состоялся как личность в 60-х годах прошлого века. У них были огромное стремление к знаниям, сострадание к ближним и волевой характер. А ведь немалая часть их выросла  в сиротстве, в том числе и мой отец, чьи родители были репрессированы. И, когда ко мне обращаются с вопросом, насколько нынешняя молодежь отличается от нас в их годы, я неизменно отвечаю: «Она мало изменилась, как и методы воспитания, хотя надо признать, что нынешняя молодежь куда более информирована, раскрепощена, чем мы в этом возрасте. Они – дети своего времени. Изменилась не молодежь, а нынешние родители. Это они разительно отличаются от прежних, какими были наши отцы и матери».

А семейные традиции, которые несут огромный воспитательный заряд, – во многих ли домах они сохранились? Мои родители с начала своей семейной жизни ввели одну замечательную традицию – «семейное чтение книг». Они читали одну книгу по очереди, сначала папа – страниц 10, потом – мама. Эта традиция перекочевала сегодня к нам. Мы с супругой сидим на диване, по очереди вслух читаем книгу. Я несколько страниц, затем – она, обсуждаем. Для детей – это и в удовольствие, и в назидание.

На мой взгляд, современные родители в подавляющей своей массе, сами того не ведая, культивируют потре­бительские начала у своих чад. Никакими законами рынка нельзя оправдать то, что они способствуют формированию у своих детей менталитета потребителя и временщика. Феномен вре­менщика связан, в первую очередь, с семейным воспитанием. Мой коллега Анатолий Кобзев, ректор Томского университета систем управления,  как-то однажды верно подметил, что коррупция рождается на кухнях, когда родители начинают хвастаться друг перед другом: кто и за сколько устроил в вуз свое чадо. А в нормальном обществе люди должны не бравировать такими поступками, в них нужно признаваться, сгорая от стыда за своих великовозрастных Митрофанушек.

Был у меня в жизни случай, когда что-то не получалось, и я обратился за помощью к отцу, который был довольно влиятельным человеком и мог бы помочь разрешить проблему. Но он сказал: «Послушай, сынок, научись жить, опираясь на собственные силы». Я потом узнал, что это слова Конфуция. Это была для меня своеобразная «идейная пощечина». Если ты хочешь добиться чего-то, добивайся собственными силами, и жесткая позиция отца определила мою самостоятельность в жизни. Позднее, на ответственных административных должностях, где ничья спина тебя не прикроет, и ты берешь на себя все бремя ответственности, я в полной мере оценил этот урок отца.

Традиционная казахская среда – орта – вырабатывала нормы этического поведения. Обратитесь к народным пословицам, сколько в них мудрости, гуманности и гражданственности. К примеру, такая: «Қоянды қамыс өлтіреді, ерді намыс өлтіреді».

Казахской ментальности созвучно утверждение великого Махатмы Ганди «Человечество – это одна единая и неделимая семья, и на каждом из нас лежит ответственность за неверные действия любых ее членов».  Такая, в хорошем смысле, круговая порука держала на плаву род, жуз, сплачивая всех казахов в одно целое, когда нависала угроза независимости Отечества. Нередко знаменитые батыры со своей ратью отправлялись на другой край страны по зову своих соплеменников, тому немало свидетельств в истории. Сила объективного восприятия ситуации выше субъективных желаний – понимание этой истины не только помогали преодолевать народу межродовые распри в лихие годины.  Эта непреложная истина растила из аульных подростков настоящих джигитов, людей чести, для которых казахская земля не делилась на родовые жайляу.

Сегодня роль среды как одной из основных составляющих в формировании полноценной Личности практически низведена к минимуму. Родственные узы зыбки и непрочны, часто носят формальный характер и не заполнены искренним и глубоким содержанием. В большей мере утрачена  и символика обрядов и обычаев…  К слову, о символике – у казахов есть два понятия, которые, по сути своей, практически непереводимы – «жол» и «ырым».

Самую важную роль в воспитании ребенка играют родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, и я искренне не разделяю точку зрения тех, кто все проступки детей «списывает» на школу, вуз и.т. д. В учебных заведениях можно внести корректировки характера, но, повторюсь, основа основ – семья.

У Нурсултана Абишевича Назарбаева есть замечательные слова: «Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своем сердце». Патриотизм, как гласит народная мудрость, передается человеку с молоком матери и кровью отца. Но основными составляющими в формировании гражданина являются несколько факторов. К национальному характеру и среде как факторам я бы добавил личность педагога.

Учителя

Еще в древнеегипетских папирусах встре­чается высказывание: «Смотри, нет другой должности, кроме должности учителя, где че­ловек – всегда начальник». Так издревле вы­соко ценился авторитет Учителя. В книге моего отца «Бес анық» роли педагога в формировании Личности уделяется большое значение. Он проводит грань между содержимыми слов «ұстаз» и «мұғалім». В чем различие этих двух, казалось бы, взаимозаменимых понятий?  Ұстаз (назовем его «Настоящий учитель», т.к. я не нахожу эквивалента этому слову на русском языке) отличается от  мұғаліма четырьмя особенностями:

– настоящий учитель – самый образованный и авторитетный в той или иной среде человек, в то время как учителем может называться любой человек с дипломом на руках;

– у настоящего учителя остаются ученики и последователи, которые продолжают и развивают его идеи;

– настоящий учитель помнит о своем педагогическом призвании, в то время как учитель ограничивает призвание стенами определенного учебного заведения. Педагогика – для учителя не жизненное призвание, а сфера деятельности;

– настоящий учитель делится своими знаниями не только со своими учениками, он – просветитель в народной среде. Он чувствует внутреннюю ответственность за состояние общества.

А теперь вспомните, много ли на вашем пути встречалось настоящих учителей? Таких, которые перевернули бы ваше сознание, оставили в памяти неизгладимый след? Таких, на которых вы бы хотели быть похожими? Какие реформы необходимо провести сегодня в подготовке педагогических кадров, чтобы в школах стало больше настоящих учителей, а не просто предметников, работающих от сих и до сих? В памяти всплывают абаевские строчки «Үстаздык еткен жалыкпас үйретуден балага». Настоящий учитель чувствует себя таковым 24 часа в сутки. Сам его образ жизни, образ мышления, стремление раздвинуть границы непоз­нанного, поделиться добытым новым знанием со своими учениками, неизмен­ная внешняя подтянутость, которая должна под­черкивать внутреннюю собранность — все выдает Учителя по призванию.

Профессор Ханғали Сүйіншәлиев отмечал в свое время в одном из своих интервью: «Ұстаздардың да ұстазы бар. Оқытушының бәрі ұстаз емес. Ұстаз дегеніміз сөзімен де, ісімен де, тілімен де, сыртымен де өзіне магнитше тартып, сымсыз өткен ток секілді жүрегіңді шымырлатып, өзіне ынтық етіп, баурап алатын түлға ғана үстаз болады».  Настоящий учитель, по мнению профессора, оказывает магнетическое воздействие, проникая в сознание и душу воспитуемого. Многие из нас читали повесть Ч. Айтматова «Первый учитель». У учителя Дюйшена и у самого-то образования всего-ничего, но как глубоко и проникновенно он верит в свое дело... Его вера и убежденность в правоте своего дела меняет весь киргизский аил. Вот это – Учитель.

Я с благодарностью вспоминаю педагогов Республиканской физико-математической школы, где нам с братом довелось учиться. Они могли не только увлечь своими дисциплинами, но и помогали нам раскрывать свой потенциал. Мы, увы, не были пай-мальчиками –  как и нашим сверстникам из обычных школ, нам подчас не сиделось в классах. Я сидел за партой у окна, которое выходило на футбольное поле, и, признаюсь, с нетерпением дожидался конца занятий, мысленно уже забивая гол в ворота. Василий Егорович Шуваев, наш учитель физики, догадываясь о моих «душевных муках», подшучивал: «Быть тебе, Ерлан, не физиком, а футболистом». Но, в первую очередь, благодаря моим учителям из РФМШ, я стал позднее не «футболистом», а ученым-политологом и экономистом. Они, мои учителя, помогли мне раскрыть и развить свой потенциал. В «Назиданиях» Абая есть замечательная мысль о том, что нельзя доверять воспитание тому, кто убежден в неискоренимости у ребенка дурных черт характера. У настоящего учителя – золотой ключ к пониманию психологии ученика. Он всегда настроен на позитивный результат. Наши учителя из РФМШ настраивали нас на победы, формируя тем самым бойцовский характер в своих учениках.

По большому счету, мне повезло с Учителями, первым среди которых для меня навсегда останется отец. Я воочию видел и слушал лекции корифеев казахстанской науки и литературы А. Маргулана и Г. Мусрепова, имел возможность в разные годы общаться с академиками Зимановым, Кайдаровым, Козыбаевым, Кабдолловым и другими. Да, это были Мэтры. В данном контексте уместно вспомнить изречение «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Но помимо сильных базовых знаний они дали нечто большее, потому что были незаурядными Личностями, а таковые не зависят от наличия степеней и званий. И сегодня я люблю общаться с акскакалами, которые как настоящие учителя не уступают самым титулованным ученым. Постоянно учусь чему-то новому и у своих студентов, полагая, что нельзя ставить себе какие-либо ограничения в познании мира, людей и действительности.

Есть такая восточная притча. Од­нажды к мудрецу пришел ученик и спро­сил: «Учитель, Вы знаете так много. По­чему же Вы продолжаете учиться?» Муд­рец нарисовал на песке два круга: малень­кий и большой и сказал: «Маленький круг – твои знания. Большой – мои. Границы моих знаний больше. Я хочу получить от­веты на большее количество вопросов». Настоящий учитель, на мой взгляд, подобен этому мудрецу, знания которого порождают потребность в новых знаниях…

Совре­менный учитель одновременно выполняет функции учителя-предметника, классного руководителя, руководителя кружка или студии, общественного деятеля. Насколько, «охва­тывая» учителей планами само­образования, открытыми уроками, заседаниями и семинарами, мы заботимся о росте их професси­онального уровня? Остается ли у них время на самообразование, когда требования к ним разрас­таются, как снежный ком?

Духовная опора

Когда я пришел в Академию наук, где работали в разные годы К. Сатпаев, М. Ауэзов, мне стало понятно, что работать можно где угодно, но стремиться работать надо там, где есть дух. Благодаря своему отцу, я понял разницу между «просто работать» и «работать осмысленно». Очень важно понимать, чьи традиции ты продолжаешь и кому духовно наследуешь.

Рух (дух) – одно из сакральных понятий у казахов. «Без развития современной культуры и историко-культурных ценностей Казахстана, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, – общество не может полноценно развиваться, мы можем упустить молодое поколение, которое подвергается воздействию различных культур». Наша задача состоит в том, чтобы выстроить такую систему воспитания, где каждый будет чувствовать свою сопричастность к этой стране и видеть свое место в нем. Качественная и продуманная по вос­питательной части система образования будет служить основой для формирования у молодого человека государственнического сознания. Казахов трудно упрекнуть в неуважении к предкам. За годы с начала суверенитета в стране возникли десятки памятникам батырам и биям, в основном возведенные благодарными потомками. Но при этом до сих пор не сделана попытка переосмысления, научного анализа переломных моментов в жизни казахского народа. Более того, парадигма «независимый Казахстан как Отечество» вместо прежней установки «СССР как Отечество», надо признать, принята не во всем казахстанском обществе. Некоторые наши сограждане психологически «проживают» еще в Союзе, болезненно воспринимая реалии действительности. Фактически мы сегодня находимся на этапе конструирования «общего прошлого» для всех казахстанцев, вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности.

В то же время исторические события, происходившие в разные периоды на казахской земле, – наследие всех казахстанцев, кто связывает свое настоящее, будущее внуков и правнуков с Казахстаном. К сожалению, в формировании казахстанского патриотизма потенциал отечественной истории использован не в полной мере. Приведу лишь один пример.

Каждый грек с раннего детства знает о подвиге трехсот спартанцев, которые под предводительством юного царя Леонида в течение трех дней и ночей противостояли 7-тысячному персидскому войску во главе с Ксерксом. Но многие ли мои юные соотечественники знают, что в истории нашего Отечества была более потрясающая история. В 1643 году 600 казахских воинов под предводительством Салкама Жангира в Орбулакской битве разбили и обратили в бегство 50-тысячное войско джунгар. Там, на Орбулаке, как и на Аныракае, решалась судьба казахского народа. Противник имел численное преимущество над  казахским войском в 84 (!) раза, но наши предки сошлись с врагом в этой неравной схватке, потому что решалась судьба родной земли. Большинство из них сложило головы в этой битве, но враг не ступил на казахскую землю. Какой воспитательный потенциал этого примера! Как утверждал в свое время Александр Пушкин: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». В свете этих слов трудно переоценить значимость в воспитании молодежи Государственной программы «Мәдени мұра».

Глубоко уважаемый мой коллега, ректор МГУ им.М.В.Ломоносова В. С. Садовничий как-то заметил: «В XX столетии человек разумный, деградируя, деградировал красоту природы. Осознав это, он должен в XXI столетии восстановить красоту. Сила у нас есть, ума хватает, но мы должны осознать, что только высокая нравственность и добро могут спасти мир. На многие вопросы и проблемы современ­ности хочется сказать одно: искать мы можем где угодно, но найти мы можем только здесь – у себя в голове».

«Этюды…» – размышления вслух о краеугольных камнях воспитания молодого поколения, в которых я бы хотел избежать наукообразия и общих мест. Латинское слово universum обозначает Вселенную, которую трудно объять человеческим разумом. Так она необъятна. Так и для наших знаний нет предела, как и нет, наверное, готовых ответов на все вопросы, которые ставит перед нами воспитание молодежи. Но, даже размышляя над этой проблемой, обсуждая ее сообща, мы хоть на шаг ближе приближаемся к истинам, возможно, преобразуя тем самым действительность…

1592 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми