• Новости
  • 12 Октября, 2012

КАКУЮ ОЦЕНКУ ПОЛУЧИТ… УЧИТЕЛЬ?!

Римма БЕКТУРГАНОВА,

доктор педагогических наук

Когда Президент  страны Нурсултан Назарбаев указывает на то, что «государство не должно одновременно предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество», это значит,  что оценивать качество этих услуг  помимо работодателя – директора, могут и ученики, и их родители. Как же в этой ситуации учителю одновременно быть востребованным, конкурентоспособным, любимым и уважаемым всеми сторонами?

В качестве ответа предлагаю использовать тезис из январского Послания Президента РК народу Казахстана: «Надо внедрять в процесс обучения современные методики и технологии». И это внедрение, безусловно,  должно начаться с инновационной подготовки учителя в колледже, вузе.1

В 1997 году Гуль Кумашевна Нургалиева – доктор педагогических наук, руководитель республиканского центра информационных технологий – первой в Казахстане приступила к созданию электронных учебников. Начала с основ компьютерной грамотности, затем   под руководством Гуль Кумашевны создали электронный учебник для студентов педагогических колледжей по формированию исследовательской культуры. В итоге – защитила по этой проблеме кандидатскую и докторскую диссертации.

Тогда, в Костанайском педагогическом колледже был открыт один из первых в республике электронный читальный зал, где помимо электронных учебников есть и электронные образовательные программы для педколледжей – авторские  работы педагогов. С тех пору наших студентов по окончании колледжа имеется портфолио с версиями электронных пособий, что значительно облегчает их адаптацию в школе, особенно сельской.

Формат электронного обучения является приоритетным и в образовательном процессе Костанайского частного колледжа «Зерек», учредителем которого я стала в 2009 году. Все студенты 4-го курса этого учебного заведения имеют возможность приобщиться к дистанционному обучению. Дирекция же заботится и о том, чтобы  учащиеся – будущие преподаватели – проходили практику в  школах областного центра, наиболее продуктивно использующих информационно-коммуникационные технологии. Таким образом, мы хотим приблизить статус выпускников «Зерека» к элитному уровню.

Президентская программа «Информатизация образования» послужила импульсом к созданию целого поколения  электронных учебников. Ныне в РК на цифровой формат содержания  переведено 60% школьного отечественного образования и 10% профессионального. Разработаны различные виды цифровых интерактивных мультимедийных образовательных ресурсов, программ, виртуальных путешествий, электронных дидактических пособий. С 2011 года начато внедрение проекта «E-learning» – механизма инновационного обновления образовательного процесса. Планируется, что к 2015 году электронное обучение будут использовать 50% учреждений образования, а к 2020 году –  90%.2

С усиления материально-технического обеспечения началась работа пилотных проектов, запущенных в 44 школах, профессиональных лицеях и колледжах Астаны, Алматы и Карагандинской области. Все их  участники получили электронные  планшетники, что стало примером внедрения и сберегающей здоровье технологии. Компьютеры появились даже в кабинетах школьных медицинских работников! А подключенный Интернет имеет пропускную способность до 10 Мбит/сек!

Показательно то, что разработка образцов цифровых образовательных ресурсов для системы электронного обучения на государственном и русском языках выполняется в рамках государственного заказа по программе Министерства образования и науки РК. В них включены мультимедийное объяснение учебного материала, анимированные способы решения задач, интерактивные задания.

Однако, я убеждена,  системе электронного обучения необходим стратегический национальный ресурс – цифровой образовательный контент, разработку которого должны осуществлять специализированные компании и педагоги, владеющие «темой» и добровольно вовлеченные в инновационный процесс обновления образования.

Да, молодым чаще все дается легче, быстрее. Но при желании учитель в любом возрасте может и должен осознать то, что Интернет-пространство при умелом использовании становится своеобразным путеводителем, помощником учителя на уроке и активным подспорьем учащихся при подготовке домашнего задания, причем по всем предметам. Дистанционная поддержка учебного процесса при наших экстремальных зимних погодных условиях   помогла бы и в периоды актированных из-за сильных морозов учебных дней. И упущенный в связи с отменой школьных занятий материал не пришлось бы на бегу наверстывать. С другой стороны,  такая форма общения стимулировала  бы интерес  учеников как к предмету, так и к «продвинутому» преподавателю.

Знаменательно то, что такой опыт в нашей области уже есть. ГУ «Отдел образования акимата города Костаная» в течение 2010–2011 учебного года, реализуя цели и задачи городской целевой программы «Информатизация системы общего среднего образования города Костаная», разработал ряд современных информационных систем, являющихся приложениями к Windows.

Современная жизнь немыслима без эффективного управления. Его важной функцией  является система обработки информации, от которой во многом зависит эффективность работы любой организации или учреждения. Так, к примеру, были созданы информационные системы «Всеобуч» с полной базой электронной информации о несовершеннолетних детях, обучающихся и проживающих на территории города Костаная, а система «Кадры» содержит всю необходимую информацию о  педагогических работниках организаций образования  областного центра.

Назначение  этих  информационных систем –  учет, хранение информации и дальнейшее ее использование.

С целью создания единого образовательного-информационного пространства с сентября 2009 года в средней школе № 23 работает проект  «Формирование информационно-технологической культуры педагогов в процессе информатизации образовательной средней школы». На сегодняшнем этапе его экспериментальной деятельности разработана автоматизированная система «Net-school».

Работа «Net-Школы» позволяет:

− образовательному учреждению – организовывать учебно-воспитательный

процесс, используя современные информационно-коммуникационные технологии;

– учителям – вести учебно-воспитательный процесс продуктивно, организовывать  элементы дистанционного обучения;

– ученикам – получать информацию о своей успеваемости, выполнять

тесты, домашние задания;

− родителям – отслеживать успеваемость своих детей, быть информированными о событиях в школе.

Возможно ли подобное в современной  сельской школе?! Да! Ведь сегодня благодаря республиканским программам,  поддержке исполнительной власти на местах – проведены не только ремонты во всех образовательных учреждениях области, но все наши школы оснащены компьютерами и мультимедийными кабинетами. Остается лишь наполнить это весомое количество качественным содержанием.

Новые задачи образовательного процесса, безусловно, должны базироваться на принципах нового мировоззрения, ментальности,  информационной культуры всех участников. Поэтому необходимо переориентировать цели  учебных планов с учетом  Интернет-технологий.  И при этом, конечно, необходимы  навыки владения компьютером и новый творческий взгляд педагога на традиционно-привычный урок. Поэтому учителям стоит побеседовать на эту тему с ребятами,  родителями и выяснить, каковы их пожелания. Ведь, если учитель услышит и поймет свою аудиторию, если внедрит  рекомендованное, то, можно представить, какую одобрительную оценку своей деятельности он получит. Вот вам и конкурентоспособность!

Формирование информационной культуры подразумевает и умение пользоваться электронными энциклопедиями, справочниками, электронными таблицами, инфографикой, текстовым, графическим и анимационными редакторами. На уроке можно отводить время для выполнения  креатив-заданий  и вместе с ребятами создавать творческие проекты, проводить исследования, готовить видео-доклады, электронные презентации для конференций.

Американский исследователь Р. Хэммонд предполагал, что «к 2000 году ребенок, неспособный использовать компьютер, будет подобен взрослому, не умеющему читать и писать».3 К счастью, наши дети используют не только компьютер, но и другие современнейшие коммуникативные устройства. Но, к сожалению, в образовательном процессе они пока в полной мере не задействованы. Хотя сейчас уже совсем не сложно однажды и навсегда ввести в учебном учреждении для общения с администрацией, коллегами, учениками или студентами и их родителями  такие современные формы коммуникации, как электронная почта, социальная сеть, сайт с электронным журналом, расписанием, возможностью общения в онлайн-режиме, лист рассылки, форум, новостную рассылку с аудио- и видеосопровождением, электронный консультационный центр, не говоря уже о сетевых коммуникационных олимпиадах, конкурсах или просто мобильном общении.

При таком  коммуникационном уровне выпускники наших школ, колледжей и вузов будут реально адаптированы к веку новых технологий. Что акцентируется и  в предвыборной программе  лидера партии «Нур Отан»: «Среднее образование, соответствующее мировым стандартам, позволит юным казахстанцам легко ориентироваться в информационном потоке и стать успешными, современными и конкурентоспособными».

Но такой результат возможен только в том случае, если в современном информационном потоке будет  прежде всего легко и свободно чувствовать себя  каждый казахстанский учитель …

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» . Казахстанская правда. 31 января  2012,  с. 3.
  2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы, утвержденная Указом Президента РК Назарбаева Н. А. № 1118 от 07.12.2010.
  3. Чечикова И. А. Компьютерная грамотность.  Статья опубликована на сайте: www.osp.ru/school/2000/02/038.htm.

1207 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми