• Общество
  • 18 Апреля, 2014

Ведомственные барьеры

Закалка кадров, их компетентность и профессиональная подготовленность могут дать желаемый результат, если они тесным образом связаны с организованностью и деловитостью работников. Единство слова и дела, решения и исполнения – в этом суть и смысл понимания деловитости. Организованность, деловитость и четкость в работе государственного аппарата должны решительно противостоять такому в корне чуждому для действительности явлению, как бюрократизм. Он живуч, к сожалению, и сегодня.

Необходимо направить усилия на решительную и бескомпромиссную борьбу с этим уродливым явлением, с попытками подменить живое дело бумаготворчеством, практическую работу – заседаниями ради заседаний. Однако эта борьба не должна носить характер какой-то специально проводимой кампании. Самая эффективная форма борьбы с бюрократизмом – решительно противопоставить ему организованность, деловитость, дисциплину и личную ответственность работников. Под их натиском бюрократизм будет сломлен.
Не слишком ли много плодим различных бумаг – распоряжений, решений, постановлений – забывая подчас проверить, что же меняют эти бумаги в самой жизни? Не количество бумаг, не число и продолжительность заседаний, а четкая направленность, деловитость, практические результаты – вот критерии, по которым можно и нужно оценивать работу.

Современный уровень руководства и управления требует всячески изживать из практики разрыв слова и дела, пустопорожнее прожектерство, заседательскую суету и бесконечные обсуждения ясных вопросов, а также бумаготворчество, которое является – отнюдь не техническим, а политическим вопросом. Любая проверка у нас сводится к изучению справок, таблиц, протоколов, планов мероприятий, к выяснению, обсуждался ли вопрос и принято ли по нему соответствующее решение. Проверяющие работают только с бумагами, а не с людьми, да и на людей смотрят через бумаги. А как они трудятся, живут, о чем думают, какие у них проблемы, настроения – все это остается за бортом. А ведь в этом – суть работы, роста производительности труда, и в конечном счете – уровень жизни.

Первый опыт, накопленный на старте независимости, показывает, что неудачи чаще всего постигают тех, кто воспринял ее как безусловное требование момента, однако не осознал должной глубины ее сути, необратимости осуществляемых преобразований, необходимости крутого поворота к качеству, эффективности, новым методам руководства. На деле это нередко выливается в попытки решить новые задачи старыми способами, втиснуть новое содержание экономической и социальной политики в форму вчерашнего дня. Не все руководители готовы к работе по-новому. Сказывается инерция к старым схемам и шаблонам. Не изжиты заседательская суета, элементы консерватизма, бюрократизма и администрирования. 
Поэтому, какой бы пост ни занимал работник, он должен нести ответственность за нарушение законов, дисциплины и этики. И не нужно скрывать от людей меры, принимаемые по укреплению кадров, идет ли речь об устранении ошибок или наказания руководителя, это не только возвышает авторитет вышестоящей организации, но и укрепляет веру народа в торжество социальной справедливости. 
В основе всех выдвижений и перемещений кадров должен быть один критерий – компетентность, политическая зрелость, отношение работника к делу, умение работать с людьми.
В понятии «компетентность» есть два взаимосвязанных момента – наличие полных знаний и обладание правом принимать решения. Но право решать и действовать выступает только как следствие полноты знаний. Стоит разорвать эту связь, как тут же исчезает само понятие компетентности.
Обладание знаниями без права решать проблемы лишает человека, а следом и общество, возможности активно их использовать. Вот почему сегодня важно восстановить нарушенную связь между знаниями и правом решать, возродить само понятие «компетентность» в его истинном и первозданном смысле.
Мне думается, что на новом витке нашей жизни это становится уже стратегически важным. Может быть, это имелось в виду, когда было введено в обращение понятие «человеческий фактор»? И не отсутствие ли сегодня компетентности является одним из тормозов нашего развития и прогресса?
Реанимация понятия компетентность – жизненная необходимость. Иначе так и будут сходит, с рельсов поезда, гореть рынки и универмаги, разваливаться вновь построенные дома, агонизировать самые толковые социальные и экономические идеи и программы.
Нам нужны, необходимы не номенклатурные работники, умеющие осанисто сидеть в кресле и передавать нижестоящим поступающие сверху директивы, а компетентные люди на всех уровнях.
Растущая активность масс и сегодня наталкивается на консервативные силы, бюрократизм, пережитки административных методов руководства. Формирование и действие такого механизма в обществе не закономерность, а процесс, обусловленный конкретными историческими событиями, уходящими в 20–30-е годы. Именно в условиях формирования и упрочения культа личности Сталина складывалась и все больше расширялась административно-командная модель управления с ее чрезмерной, уродливой централизацией власти, возникла целая система недооценки, а подчас и прямого игнорирования экономических инструментов власти и демократических институтов. Разраставшийся бюрократизм и ведомственные интересы стали «править бал», принижая роль человеческого фактора и пренебрегая многообразием интересов, мнений, настроений различных слоев общества. 
В результате произошла своего рода абсолютизация сложившихся на практике форм организации общества. В общественной науке подобные представления отождествлялись с сущностными характеристиками, рассматривались как неизменные и становились непререкаемыми догмами, мешающими трезвому анализу реальной жизни со всеми ее трудностями, проблемами и противоречиями. Так бюрократизм системы управления прочно переплелся с догматизмом нашего мышления, представляющим собой совокупность устаревших, консервативных, изживших себя институтов, взглядов, стереотипов практического действия, укоренившихся в самых различных сферах общественного бытия и сознания. Они сковывают наш потенциал, мешают, а порой и активно препятствуют в полной мере использовать наши огромные возможности. Экстенсивный путь развития сопровождается явным принижением роли человеческого фактора. Технократизм и бюрократизм узаконили остаточный принцип распределения на нужды социально-культурной сферы, что и привело к большим затруднениям в обеспечении населения жильем, медицинской помощью, детскими садами, современными товарами народного потребления.
Прежде всего сказывается разрыв между словом и делом, когда пытаются исправить положение, ничего существенно не меняя. Решения подчас носят половинчатый, ограниченный, не всегда последовательный характер, которые касаются главным образом экономического характера и слабо охватывают надстроечные сферы, не подкрепляются реальными усилиями по радикальному обновлению методов хозяйственного управления, расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно привести в движение человеческий фактор, реализовать намеченное, а стремительно нарастающие трудности и противоречия или обходятся, или вскрываются без необходимой остроты и глубины. К тому же отсутствуют необходимые конструктивные меры для ликвидации выявленных недостатков, игнорируется критика, которая должна сорвать покров тайны и с тех, кто недостаточно компетентен, порядочен, и с тех, кто пытается отсидеться в стороне.
На руководящие должности должны избираться или назначаться талантливые, достойные люди, пользующиеся безусловным авторитетом. Пред нами должны предстать не сухие, далекие от жизни, цифры, а живые люди с их болью, тревогой, озабоченностью за судьбы республики, недовольством тем, что во многих местах еще слабо срабатывает ее движущая, коренная сила – компетентные кадры. 
Жизнь показывает: бороться с косностью, бюрократизмом, лакировкой действительности, преодолеть инертность и застой невозможно без знания правды истории. История – мудрый учитель. Она передает современному поколению богатейшее, накопленное всеми предшествующими эпохами наследие. Оно и является тем фундаментом, на основе которого применяются решения на сегодняшний и будущий день. Слабое знакомство с историей, ее незнание, а тем более ее искажение нередко приводят к просчетам и в народнохозяйственной сфере, и в идеологии, и в политике.
Важно усилить борьбу с нарушениями государственной дисциплины, волокитой и бюрократизмом, обеспечить четкость, оперативность и слаженность в работе государственного аппарата, создавать обстановку нетерпимости к проявлениям местничества, ведомственности, к любым попыткам обмана государства. 
Конечно, и самый строгий контроль не гарантирует чистоту морального облика конкретного человека. Но он обеспечивает быстрое и своевременное разоблачение преступника. Халатность, равнодушие, безответственность. На почве этих зол махрово расцветают беззаконие и преступность. В обществе все области деятельности настолько тесно взаимосвязаны, что от четкой работы каждого звена, каждого человека в той или иной мере зависит нормальное функционирование целых предприятий, благополучие многих людей. Эта взаимосвязь особенно велика потому, что масштабы решаемых задач стали огромнейшими. Сейчас одно неверное решение, промах, халатность, плохая организация работы на любом каком-нибудь предприятии могут обернуться и, к сожалению, иногда оборачиваются значительным ущербом для народа и государства, растратой общественного труда. Отсюда необходимость высокого сознания и ответственного исполнения общественного долга, критического и самокритичного подхода к оценке деятельности всех звеньев управления, всех должностных лиц, работы каждого трудящегося. 
Правильное отношение руководителя к запросам людей, самокритичный анализ своей деятельности на виду у всех помогает создать в коллективе хороший морально-психологический климат, который рождает стремление работать эффективнее, с максимальной отдачей.
Уважает ли руководитель критику, ценит ли в работниках самостоятельность, инициативу? Как относится к лести, подхалимству, угодничеству?
У критики и самокритики, если так можно выразиться, трудный характер. Но это тот оселок, на котором проверяется каждый человек, степень его нравственной закалки. Развертыванию критики и самокритики должна способствовать вся динамичная наша жизнь. 
Но критика достигает цели, как правило, лишь тогда, когда она конструктивна и конкретна, имеет определенный адрес. Когда же критика обезличена, сводится к перечислению неудовлетворительных показателей, не вскрывает упущений в методах работы хозяйственных органов и конкретных лиц, то от этой критики, конечно, пользы бывает мало. 
Заслуживает внимания вопрос о самом подходе к использованию критики. На практике порой недостаточно учитывается предупредительное, профилактическое ее назначение. Между тем, для дела особенно полезно заметить еще только назревающие противоречия и недостатки, вскрыть их, показать, куда они ведут, предупредить усугубление тех или иных ошибок, слабостей работы.
Невелика доблесть выступать с критикой, когда виновник недостатков снят с работы, наказан. Куда труднее начать бой с отсталостью, косностью или прямым нарушением принципов нашей жизни, когда виновные находятся на руководящих постах, обладают реальной властью. Здесь нужно мужество. 
Ни боязнь испортить отношения, ни соображения ведомственного или местнического характера, ни желание оградить себя от возможных неприятностей не останавливают принципиального человека.
Будучи формой общественного осуждения, порицания недостатков в деятельности работника, критика, естественно, не вызывает особой любви у критикуемых. Однако добиваться повсеместно правильного отношения не только можно, но и должно. Этого требуют общественные интересы, правовые и моральные принципы нашей жизни.
Отношение к критике, умение правильно ее воспринимать, критически подходить к собственной работе служат пробным камнем идейной зрелости, признаком политического и морального здоровья любого гражданина, а тем более руководителя. Вот почему столь актуально воспитание работников государственного и хозяйственного аппарата в духе критики и самокритики. 
Почему же многие чиновники так боятся собраний и критических выступлений? Ведь в последние годы практически проводятся только торжественные собрания, а критика вообще отсутствует. Ведь собрание – это место, где собираются для обсуждения назревших проблем и задач. А что означает понятие «критика»? В переводе с греческого языка – это суждение, обсуждение, разбор, рассмотрение с целью оценки того, о чем или о ком идет речь, и определение своего отношения к этому.
Критика и самокритика являются испытанным методом, действенным средством борьбы с недостатками и ошибками, косностью и застоем, надежным способом воспитания людей.
Где глохнут критика и самокритика, где анализ реальной обстановки подменяется разговорами об успехах, там деформируется вся деятельность, создается обстановка благодушия, вседозволенности и безнаказанности, ведущая к самым серьезным последствиям. Все это в итоге приводит к резкому ухудшению положения в экономике, в социальной сфере, получают распространение разного рода махинации, хищения, взяточничество, грубое нарушение законности. Длительно процветающая наша коррупция – это тоже результат бюрократического подбора, воспитания, расстановки кадров и игнорирования критики. Нет и не должно быть руководителей и организаций, закрытых для критики, огражденных от ответственности,
Люди пристально смотрят на руководителей, которые живут и работают рядом с ними, оценивают их позиции, поведение и нравственный облик, их личный вклад в общий труд коллектива. И если они видят перед собой лентяя, приспособленца, карьериста, корыстолюбца или пустослова, то легко понять, какой ущерб наносится обществу.
Наблюдаемый ныне рост энтузиазма стал возможным во многом благодаря решительной демократизации управления экономикой. Но новые возможности реализуются не так быстро, как хотелось бы. Причины здесь разные. Едва ли не самая главная – бюрократизм, проявляющийся на всех этапах управления и приводящий к немалым нравственным, экономическим, политическим издержкам.
Бюрократизм подрывает доверие к власти, наносит чувствительный ущерб ее политическому авторитету в массах. Подобно раковой опухоли, он разрушает механизм управления обществом, тормозит, является препятствием на пути развития.
Бюрократу органически чужда деловитость. По своей инициативе он не ударит палец о палец, чтобы взять на себя ответственность за решение какой бы то ни было проблемы. Чтобы уйти от ответственности, используя недостатки хозяйственного механизма, бюрократ придумывает множество приемов. Один из них – печально знаменитое «не положено!».
Волокита – еще один прием, к которому прибегают бюрократы. То, что можно решить с ходу, не откладывая, они превращают для обратившегося к ним в подлинное хождение по мукам: «приходите завтра», «принесите еще одну справку», «согласуйте там-то и там-то», «давайте подождем того-то», «надо обсудить с тем-то» и т. д. 
Приведу несколько примеров из обычных будней. Как-то, несколько лет тому назад, по объективным причинам, мне нужно было принять экзамены у студентов в устной форме, по закону разрешается. Мне сказали, что надо написать служебную записку, что мной и было сделано. Затем сказали, что нужна виза заведующего кафедрой, и это было сделано, потом предложили принести еще визу декана факультета, затем начальника учебной части, затем первого проректора. Все было мной сделано, и экзамены приняты. Но эта служебная записка и сейчас хранится у меня, как «памятник» бюрократическому стилю управления.
Еще один пример. Мной издавалось учебное пособие. После рассмотрения его на заседании кафедры, одобрения на учебно-методическом бюро факультета, я отнес его к начальнику УМО университета. Он предложил мне все документы (рукопись, рецензии, выписки из протоколов) оставить и зайти через месяц. 
Через месяц я пришел к нему, а он говорит, что нужно заключение зав. библиотекой. Сделал, принес. Зайдите через месяц – говорит он. Пришел через месяц. Он говорит: «Нужна виза заведующей РИО». Сделал, принес. Он посмотрел и говорит: «Придете через месяц». Пришел через месяц, а он говорит: «Пособие написано для магистрантов, поэтому нужна виза заведующей отделом послевузовского образования». Сделал, принес. Снова велено прийти через месяц. Прихожу через месяц, а он говорит, что надо увеличить объем. Я ему ничего не сказал, но унес свою рукопись. Через некоторое время его уволили или уволился сам, не знаю. И только два года спустя оно было мной издано, хотя учебное пособие так было необходимо студентам и магистрантам. Этот факт заставил меня подумать о том, а сколько их бюрократов сидит на разных должностях по республике?
Верный признак бюрократического стиля – умножение бумаг. Бумага выполняет для бюрократа множество функций. Она защищает его от возможных отрицательных последствий тех или иных событий; оберегает его комфортное спокойствие от необходимости заняться делом, думать, что-то решать; создает видимость ответа на всякого рода запросы, хотя, что ни бумага, составленная бюрократом, чистейшей воды отписка.
Бюрократ редко действует в одиночку. Он не выжил бы ни в одном коллективе. В аппарате ведомства, к примеру, бюрократы образуют невидимый постороннему глазу свой собственный механизм управления, который тщательно охраняется ими. Поэтому больше всего бюрократы боятся критики. Как смертельную угрозу своему существованию они воспринимают контроль снизу, расширение практики участия работников в управлении делами коллектива. Бюрократические извращения проявляются сильнее всего там, где отсутствуют деловитость, контроль снизу, где снижен спрос за порученное дело.
С точки зрения здравого смысла, ведомственные барьеры, как и узковедомственные подходы, – это в определенной мере результат поразительного извращения нормальной логики взаимодействия людей в повседневной жизни.
И тут, представляется мне, важнейшие значения приобретают не системы, формы, методы, рожденные в тиши кабинетов, которые у нас научились изобретать, расписывать, а практическая, прямая работа с людьми. Это касается и вопроса развития критики и самокритики, которые являются надежным и действенным средством для лечения от «звездных» болезней, административно-командного зуда и от «ничегонеделания».
Жизнь учит и каждодневно подтверждает: чтобы успешно продвигаться вперед и плодотворно решать стоящие задачи, надо уметь трезво, реалистически оценивать состояние дел, видеть возникающие трудности и недостатки, находить правильные пути их преодоления.

Эдуард БРАУН, 
доктор сельскохозяйственных наук,
профессор

1071 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми