• Общество
  • 20 Января, 2014

Слагаемые инновационного прорыва

Мухтар ИЗОТОВ, 
доктор философских наук, профессор, 
заведующий сектором социальной философии

Зауре САРСЕНБАЕВА, 
доктор философских наук, профессор, 
главный научный сотрудник 
Института философии,  религиоведения и политологии 
КН МОН РК

В конце ХХ века в мировом сообществе возникли два кардинально новых понятия, неразрывно связанных между собой, – «человеческий капитал» и «инновация». Именно в это время экономика совершила переход от индустриальной к постиндустриальной стадии, характерной особенностью которой стала научно-техническая революция и ее осмысление в сознании общества. 

Переход общества на инновационный путь развития означает производство новых идей, новых технологий, социальных, управленческих инноваций, появление инноваций во всех сферах социальной жизни. Становление инновационной экономики представляет собой тип интеллектуальной экономики, основанной на знаниях и человеческом потенциале. 


Инновационное развитие становится обязательным условием участия страны в создании нового качества глобальной экономики. Инновационное общество может и должен создавать «инновационный» человек, т. е. личность, обладающая специфическими качествами – готовностью гражданина к значимым и креативным изменениям: в собственной жизни, экономическом развитии, в развитии науки и технологий; быть активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин играет свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом. К. Э. Циолковский в работе «Двигатель прогресса» ввел определение: «Двигатели прогресса – это люди, ведущие все человечество и все живое к счастью, радости и познанию». Он выделил шесть категорий таких людей и говорил о том, что эти категории надо всячески поддерживать1. Только творческие личности способны к прогрессу. К этой категории людей он относил ученых, изобретателей, рационализаторов. Современные реалии диктуют необходимость расширения этой категории людей до максимально постоянной  величины. 
Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без создания национальной инновационной системы, ориентирующей на массовое освоение инноваций. В новом столетии показателем национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей. Инновационной экономике нужны работники с поисковым менталитетом, творческой интуицией, ясным видением того, к чему должна привести та или иная новая технология. Важна именно творческая и инициативная деятельность работников, их способность, в том числе строить собственную цель, карьеру и через это обеспечивать предприятию процветание. 
Существующий уровень инновационной культуры в стране не отвечает требованиям времени. Предпосылки для развития человека и его творческих сил нужно создавать. Решение данной задачи предполагает вложение средств в образование, чтобы обеспечить постоянное воспроизводство тех, кто способен воспринимать, производить и внедрять инновационные продукты.
Наше общество нуждается в становлении инновационной культуры. Важнейшей чертой этой культуры является такая мотивация человеческой деятельности, которая определяется не только и не столько стремлением к личной выгоде, сколько потребностью в самореализации, в творчестве, в служении общему благу. О чрезвычайной сложности формирования  инновационной восприимчивой среды писал К. Циолковский в своей статье «Двигатели прогресса». Он вывел целую систему человеческих слабостей, выступающих тормозом на пути реализации новшеств: инертность, косность, консерватизм; недоверие к неизвестным именам, себялюбие, узкий эгоизм, непонимание общечеловеческого и собственного блага; временные убытки, противодействие всему непривычному со стороны работников. 
Модернизационное развитие неосуществимо подобно кавалерийскому наскоку, а является длительным процессом. Для того чтобы добиться поставленных целей – требуются взвешенные решения и упорная работа. И здесь решающую роль призвана играть политика государства. От качества этой политики зависит формирование институциональной и социокультурной среды, благоприятной для формирования человеческого и социального капитала.
Следует отметить, что в социальной сфере отмечается разное отношение-восприятие инноваций. Существуют культурные, политические и социальные особенности общества, при совместимости с которыми новшество внедряется быстро, а при несовместимости – медленно, или вообще не внедряется. Д. ф. н. Г. Л. Тульчинский, выступая на Санкт-Петербургской конференции «Политическая культура как ресурс и барьер инновационного развития» в 2011 г., отмечал, что должны учитываться  ценности общества, в котором эти инновации должны прижиться, а не только личные предпочтения или интересы тех или иных государственных чиновников, т. е. должны учитываться представители гражданского общества, бизнеса, а не только члены правительства. В противном случае «инновация» превратится в манипулирование, решение узко корпоративных проблем и разрастание коррупции2. Отсюда важность выявления инновационных фильтров, затрудняющих процесс диффузии инновации.3 
С позиций ценностного подхода становится ясно, что традиционное образование ориентировано на достижение лишь узкопрагматических целей, что оно застыло в своем стремлении воспринимать отраженные в учебном знании образцы накопленного опыта прошлого и культе логически завершенной системы знаний и правил; что необходимо как можно скорее сократить  резкое рассогласование достижений творческой научной мысли с существующей образовательной системой; что важны приоритеты человека и его непрерывного духовного, телесного и профессионального совершенствования как высшей ценности. Была осознана необходимость поворота к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главным является не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению методами и содержанием познания, которых ранее не существовало. 
Новым типом  учебной деятельности является креативное образование, имеющее конкретные практические цели и содержание: развитие творческих способностей человека, расширение возможностей индивидуальной инновационной деятельности, мобилизацию потенциала работника на реализацию собственных идей и разработок. Оно нацелено на развитие постоянной потребности в созидании, поиске нового, в накоплении интеллектуального потенциала и использовании его на практике. В отличие от репродуктивного, преимущественно, прагматического образования, креативное образование расширяет восприятие проблем и вариантов их решения, стимулирует творческий подход к их решению.
Вопросы поддержания национальной системы образования, как стратегически важной сферы жизни общества, рассматриваются как предопределяющие процветание, безопасность и будущее страны. Современная модель образования предполагает формирование уже в базовом образовании востребованных знаний и инновационного поведения с акцентом на массовость креативных способностей и на массовую готовность к переобучению. В свою очередь, переподготовка требует обновления содержания и технологий обучения на всех уровнях базового образования. Соответственно подготовка конкурентоспособного специалиста предполагает реализацию гибких индивидуальных образовательных программ. Инновационные образовательные программы должны предусматривать применение новейших современных образовательных технологий, внедрение прогрессивных форм организации образовательного процесса, активных методов обучения. Здесь ключевыми станут развитие системы непрерывного образования и создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения.   
Сегодня главной формой богатства страны становится опережающий уровень интеллектуального и духовного развития населения, принимающий форму человеческого капитала и обеспечивающий инновационный процесс в каждой сфере человеческой деятельности. Задача развития человеческого потенциала формулируется как ключевая государственная задача модернизации целого ряда современных социальных секторов – образования, культуры, здравоохранения, науки, которые рассматриваются, в первую очередь, как сектора капитализации человеческого потенциала Казахстана.
В настоящее время Казахстан находится лишь на начальном этапе перехода экономики с ресурсоориентированного на инновационный тип развития. В стране уровень инновационной активности составляет 4,3%, в то время как в Германии этот показатель составляет – 80%, в США, Швеции, Франции – около 50%, в России – 9,1%.4 Инновационное развитие призвано обеспечить национальную безопасность нашей страны – территориальную, продовольственную, энергетическую, экологическую. 
Проблемы социальной модернизации рассматривались Н. Назарбаевым в статьях «Ключи от кризиса», «Пятый путь», «20 лет Независимости», «G-global» и др. Модернизация предстает как развитие всех элементов системы любого уровня на основе инноваций, затрагивающих базисные направления человеческой деятельности (экономические, социальные, технологические, экологические, информационные, прогностические и т. п.). По мнению нашего Президента, «перед нами стояла гигантская задача преломить ход событий, построить новую страну. Чтобы ее решить, мы должны были провести тройную модернизацию: построить государство и совершить прорыв в рыночную экономику, заложить основы социального государства, перестроить общественное сознание».5 
По мнению директора международного планирования образования при ЮНЕСКО Ж. Аллака, успех государства зависит от улучшения системы образования. Как важнейший социальный институт, образование содействует выполнению следующих важнейших функций в обществе:
– развивает творческие способности человека, углубляя его участие в экономических, культурных, социальных отношениях в обществе, обеспечивая более эффективный вклад в развитие человечества;
– оказывает решающее влияние на социальный прогресс и продуктивность экономики;
– играет ключевую роль в технологических преобразованиях;
– обеспечивает уровень соответствия человека современным требованиям, развитию рациональности и других качеств человека, необходимых ему в повседневной жизни в условиях инноваций;
– осуществляет трансформацию и передачу культуры;
– воспроизводит и создает социальные функции и статусы как основы для производства «более одаренного и разнообразного человеческого капитала»;
– улучшает взаимоотношения между человеком и социальной и природной окружающей средой.6
В Стратегии развития «Казахстан-2050» было раскрыто видение стратегических целей и задач, явившееся мировоззренческим прорывом. Впервые после краха тоталитаризма были переосмыслены проблемы социального государства. Последнее стимулирует рост инновационного мышления через образование, науку, профессиональное обучение и формирование положительного имиджа инноватора. Нельзя не отметить, что в странах  СНГ на пути формирования творческой элиты стояли такие труднопреодолимые барьеры как: монополия крупных частных и государственных компаний, засилье государственной бюрократии, коррупция, правовой произвол, слабость правовых механизмов защиты интересов мелких и средних предпринимателей. В таких условиях трудно было ожидать от «среднего класса» генерирования высокой креативной энергии.
Для накопления интеллектуальных ресурсов важно наличие институтов, обеспечивающих материализацию знаний в новых технологиях, создание социально-экономической и социально-культурной среды, благоприятствующей инновационной активности. Важно создание благоприятных условий для креативности в деловой и общественной жизни.
Креативность играет ключевую роль в экономике, обществе, являясь движущей силой общественных изменений. В любой отрасли производства в конечном счете побеждает носитель творческого потенциала. Сегодня первостепенное значение приобретает кадровое обеспечение потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных умений и навыков работников к ее меняющимся потребностям. Новый уровень развития экономики ставит задачу создания конкурентоспособных образовательных систем, способных обеспечить подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики.  В «Отчете о тенденциях развития инноваций в мире и в РК» (Астана 2011 г.), показано, что формирование сильной национальной инновационной системы (НИС) с эффективными механизмами взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования направлено на обеспечение конкурентоспособности экономики Казахстана.
Ключ к успеху инновационной политики заключается в эффективной реализации перспективных (флагманских) проектов общенационального масштаба, отвечающих потребностям общества и меняющих индустриальную структуру экономики. Государственная инновационная политика Казахстана многое почерпнула из международного опыта в вопросах развития инновационных инициатив. Международный опыт свидетельствует, что при эффективном взаимодействии сфер науки, производства и государственного управления, государство брало на себя решающую роль в создании условий для развития научного потенциала страны, финансировании расширения инновационной инфраструктуры, достижении общественного консенсуса относительно научно-технологического пути развития страны. Когда удавалось найти удачное соотношение между глобализацией и сохранением самобытности и на этой основе добиться общественной поддержки государственной политики.7
При применении передовых международных практик, в рамках широкого сис­темного подхода, следует учитывать местные условия Казахстана, включая исторические и культурные традиции, общественные институты и рамочные условия. К национальным особенностям, в частности, относится вертикальность управленческих структур, сырьевая экономика, ограниченная роль малого и среднего бизнеса и низкий уровень спроса и предложения на знания, осложненный несоответствием между ними. 
Таким образом, нужды на инновационное обновление и модернизацию экономики требуют собственных фундаментальных научных разработок и исследований с последующим их внедрением в экономику республики. Решение этих неотложных задач невозможно без радикального предложения новой модели управления фундаментальной наукой, без четкого определения приоритетов научно-технического развития страны и той технологической ниши в общемировом разделении труда, которая наиболее адекватна имеющемуся национальному потенциалу. 
В Казахстане существует понимание того, что слабые или отсутствующие связи между наукой и производством являются одним из главных препятствий для развития хорошо функционирующей национальной инновационной системы8. 
Инновационное развитие, становление инновационной экономики – сложный многогранный архиважный процесс, от приобщения к которому зависит будущее как всего человечества, так и каждой страны отдельно, и Казахстан в этом ряду не исключение. ИТР отвечает национальным интересам Казахстана. Более того, инновационное развитие способно приобщить Казахстан к мировым технологическим достижениям, к рычагам и механизмам глобального мироустройства. 
Инновационные сдвиги современности поставили социум перед необходимостью кардинальных социальных инноваций, спонтанно вырастающим из этих процессов, из мобилизации новых ресурсов инновационного потенциала человека и социума. На передний план социально-экономического развития выходит развитие человека как «общественного индивида». Многократно увеличиваются инвестиции в человека. Для накопления интеллектуального потенциала важно наличие институтов, обеспечивающих материализацию знаний в новых технологиях, а также социально-экономической среды, благоприятствующей инновационной активности. Работник инновационного типа должен не только эффективно использовать передовые технологии, но и постоянно их совершенствовать, обновляя одновременно свои знания и навыки, в соответствии с ускоряющимися темпами научно-технического прогресса.
В связи с присоединением Казахстана к Болонской Конвенции, основной задачей образовательной политики на перспективу остается нацеленность на достижение качества образования до уровня современных международных стандартов, увеличение доступности образования всем слоям населения, восстановление системы профессионально-технического образования и преодоление коррупции в системе. Финансирование образования необходимо увеличить до 6% от ВВП. При этом следование международным стандартам не означает полного отказа от ценностей и традиций, накопившихся в отечественной системе образования и фундаментальной науке.
В настоящее время в рамках казахстанского проекта «Интеллектуальная нация–2020» с целью осуществления прорыва в развитии системы образования республики, определена следующая задача – взглянуть на образовательные процессы как можно шире. Обеспечить практическую реализацию «4-х столпов образования», сформулированных ЮНЕСКО, – привить каждому человеку умение делать, умение учиться, умение жить, умение жить вместе в современном мире. Дошкольное и начальное образование должно сформировать стартовый интеллектуальный потенциал. При этом в рамках реализации Госпрограммы «Балапан», которая продлевается, предполагается к 2020 году обеспечить 100% охват детей дошкольным образованием с повсеместным внедрением трехъязычного обучения9. Среднее образование призвано обеспечить воспитание активной, образованной и нацеленной на успех личности. Последовательная работа в стране проводится по подготовке к внедрению 12-летнего обучения. Создается сеть колледжей мирового уровня – флагманов развития профессионально-технического образования.
Таким образом, в Казахстане накоплен значительный образовательный и научный потенциал. Тем не менее необходимо повышение роли государства в выборе приоритетных направлений промышленной политики, создании рабочих мест в наукоемких отраслях, в регулировании эффективного функционирования человеческого капитала в условиях посткризисного развития экономики. Важно повышение востребованности труда, потенциала к трудоустройству путем обучения и профподготовки кадров в течение всей жизни, создание новых постоянных рабочих мест в результате модернизации и диверсификации производства. Рост профессионального качества рабочей силы, повышение занятости и снижение безработицы создадут условия для конкурентоспособного и равноправного функционирования казахстанского рынка труда в системе глобального рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА
1. Циолковский К. Э. Философия космической эпохи. М.: Академический Проект: Трикста, 2013, с. 238.
2. Инновационная политика – международный опыт. Человек и труд, №1, 2011, с. 48.
3. Тульчинский Г. Л. Постимперская культура как ресурс и барьер инновационного развития. Философские науки, № 1, 2010, с. 58–72.
4. Концепция инновационного развития РК до 2030 г. Астана 2012. Приложение к Указу Президента от 2012 г. Астана 2012, с.6–8.
5. Спицын А. Т. Стратегические инициативы Н. А. Назарбаева по становлению новой модели мировой экономики. М.: Экономика, 2013, с. 146.
6. Аллак Ж. Взгляд в будущее: приоритет образования. М., 1993.       
7. Гаврилова Н. Опыт  инновационного    развития   Финляндии  и Израиля.   МЭМО, 2012, № 8.
8. Обзор инновационного развития Казахстана. Организация Объединенных наций. Нью-Йорк и Женева, 2012, с. 77.
9. Жумагулов Б. Прорыв неизбежен. Казахстанская правда, 28 октября 2010 г., с. 10.

 

1045 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми