• Общество
  • 20 Января, 2014

Перспективы развития информационной индустрии

Сауле БАРЛЫБАЕВА,
д. и. н., профессор КазНУ им. аль-Фараби

Информационная индустрия переходит на новый количественный и качественный уровень. Электронные средства массовой информации Казахстана первыми реагируют на вызов времени, они изменяют свою политику, стремясь соответствовать новым возросшим требованиям. Социально-экономические изменения казахстанского общества определили направление развития масс-медиа республики. Политика открытости и сотрудничества дает возможность создавать новые коммуникационные пути, открыть новые вещательные перспективы, и в этом масс-медиа играют важную роль. 

Новейшие информационно-коммуни­кационные технологии (ИКТ) позволили перейти к широкомасштабному переводу накопленной человечеством информации из электронной в цифровую форму. Эти формы представления различной аудио­визуальной, мультимедийной информации позволяют на качественно новом уровне организовать процессы производства, хранения и распространения информации.
Передовые ИКТ, обеспечивающие динамичное социально-экономическое и культурное развитие, стали определять лицо постиндустриальных государств. Новые ИКТ вносят свои коррективы в жизнь казахстанского общества: расширяются кабельно-спутниковое вещание, мобильный Интернет, сотовая связь, цифровое вещание, постепенно внедряются элементы интерактивного ТВ, увеличивая доверие к электронным средствам массовой коммуникации как важному источнику информации о событиях в стране и мире.


Потенциал ИКТ уже входит в число государственных приоритетов. В стране растет производство информационных продуктов и услуг. В ХХI веке бизнес информационных технологий стал одним из наиболее процветающих. Ежегодно отрасль информационных технологий в Казахстане растет на 13-18%. Изменения в жизни казахстанского общества, вызываемые распространением ИКТ, носят экономический, социально-политический и культурный характер.
Социокультурный характер воздействия коммуникационной инфраструктуры на общество проявляется в увеличении возможностей общения и сотрудничества, использовании различной информации и знания для решения своих вопросов, проб­лем. Разные виды телевидения, видеоинформация, компьютерные игры, компакт-диски, ноутбуки, банкоматы, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, кино­камеры, пластиковые карточки, факсы, телексы, электронные устройства защиты и безопасности, дистанционные пульты, видеонаблюдение, различная мультимедийная продукция – все это наша сегодняшняя жизнь. «Включенность» в мир ИКТ стала реальным фактором социальной мобильности, социальной обеспеченности и защищенности.
В настоящее время цифровая, мультимедийная интерактивная коммуникационная технология расширяет свои границы между странами, становится более дос­тупной в разных регионах мира. Сектор СМК становится обменноспособным и взаимодополняемым. «Интеграция всех видов коммуникации на основе опто-волоконного кабеля в телекоммуникационную структуру служит своего рода «центральной нервной системой всего общества».1
Использование новых ИКТ усиливает процесс конвергенции и ведет к построению глобального информационного общества. Свободный рынок идей в эпоху глобальной информационной инфраструктуры все больше определяется коммерческими целями, которые и диктуют стремление к либерализации. Исследователь С. Л. Уразова выявляет ряд характеристик, обусловливающих преобразования медийного рынка, которые показывают причинную связь возникновения конвергентных процессов. Вот некоторые из них:
Смена мономедийной среды на мультимедийную.
1. Замена классификационного названия медиа – из СМИ они трансформируются в СМК.
2. Возникает новая форма коммуникации – интерактивность.
3. Процессы глобализации с учетом использования современных цифровых технологий изменяют параболу распространения информационного продукта.2
Наблюдается слияние компьютерной, вещательной и телекоммуникационной технологий. Это сближение и взаимодействие изменяют коммуникационную систему. Подобная интеграция приводит к тому, что информационная индустрия расширяется, стирая жесткие границы между секторами традиционных СМИ и создавая новые медиа-системы. Происходит тенденция «конвергенции» – объединения, слияния в единое целое и коммуникационных технологий, рынков, и самих средств информации, бытовой и профессиональной техники. 
В расширяющемся медиа пространстве, печать, аналоговое радио и телевидение воспринимаются как «старые» СМИ, новые каналы доставки информации и сама информация, основанные на дигитализации, определяются как «новые медиа». Другое предлагаемое определение описывает новые медиа как «каналы цифровой коммуникации, в которых текст, графические и движущиеся изображения, звук представлены в едином «пакете» и которые имеют различные формы производства, распространения, приема и хранения конечного продукта».3 
Новые медиа облегчили приобретение знаний, обеспечили доступ к фондам библиотек, университетов, музеев, ускорили почтовое обращение и другие общенациональные и транснациональные информационно-культурные услуги. Интернет постепенно приходит в разные уголки мира, открывая новые возможности для развития экономики, культуры, образования, науки, общественной жизни и предпринимательства. 
В настоящее время приблизительно 2,1 млрд. человек по всему миру подключены к Интернету. Еще 10 лет назад Facebook и Twitter просто не существовали, а сегодня их пользователями являются 1,5 млрд. человек по всему Земному шару. 4 
В октябре 2012 года число активных пользователей Facebook в мире перевалило за 1 млрд., 81% из которых находится за пределами США и Канады, в которых начинала работать компания.5 В Казахстане свыше 700.000 пользователей Facebook.6
К концу 2007 года количество Интер­нет-пользователей в Казахстане сос­тавило 1 млн. 800 тысяч человек. К 2010 году количество пользователей Интернета увеличилось до 3,5 миллиона человек. В начале 2011 года их число увеличилось до 4,3 млн. человек, а к концу 2011 года – достигло 6,7 млн. К осени 2012 года число Интернет-пользователей в Казахстане насчитывалось 9,4 млн. человек (17 млн. жителей в республике).
В настоящее время бурно развиваются новые медиа и, в частности, социальные сети во всем мире, и Казахстан не исключение. Число казахстанских пользователей социальной сети превышало 5,5 млн. человек.7
Директор «Интерньюс-Казахстан» М. Ельшибаева отмечала, что в тех регионах Казахстана, где функционирует сильное местное ТВ, активность СМИ в Интернете меньше. А там, где традиционные медиа не удовлетворяют потребность аудитории в информации, в Интернете жизнь бьет ключом.8 
В связи с бурным развитием Интернета, социальных сетей, появляются новые медийные профессии. Так с 2010 года о себе заявили SMM-агентства, социальные медиа менеджеры (SMМ – social­mediamanager). На маркетинг в Socialmedia (социальные медиа) обратили вынимание ведущие компании, государственные органы и банки, которые стали нанимать специальных сотрудников для взаимодействия с Интернет-аудиторией, прибегать к услугам профильных агентств.
27 ноября 2012 г. правительством страны был одобрен проект государственной программы «Информационный Казахстан-2020». Как отметил Министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев: «Программа направлена на внедрение инфокоммуникационных технологий во всех сферах экономики. Это, в свою очередь, позволит решить задачи повышения эффективности системы государственного управления, способствует развитию отечественного информационного пространства. Проектом программы предусмотрено дальнейшее внедрение современных технологий связи, цифрового телевидения, перевод государственных услуг в электронный формат к 2014 году, активное применение новых технологий в медицине, образовании и других сферах»9. Данная программа способствует созданию открытой информационной среды для социально-экономического и культурного развития казахстанского общества.
За последние два года в казахстанский телеэфир были запущены специализированные телеканалы: «Мәдениет» (Культура), «Балапан» (Детский канал), «Білім» (Знание), «24.kz» (Новостной канал) – это первый в республике телеканал, который демонстрирует телепродукцию только оте­чественного производства. Такая дифференциация телеканалов будет постепенно расти в Казахстане, развивая узкоспециализированные республиканские и региональные телеформаты.
В программе «Информационный Казахстан-2020» особый акцент делается на развитие медийного вещательного пространства, на производстве казахстанского контента, на повышение уровня удовлетворенности отечественным информационно-культурным продуктом. В результате этого, «к 2020 году должно произойти увеличение объема телевизионной продукции казахстанского производства до 60% от общего эфирного времени. Число Интернет-сайтов в доменах kz и kaz должно увеличиться на 50% по сравнению с 2012 годом. Объем производства ТВ продукции способом размещения заказа среди частных телеканалов на условии софинансирования составит не менее 15 проектов в год, при этом объем переданного государственными телеканалами в аутсорсинг составит 60%. Казахстанские телеканалы станут доступны на территории 110 стран, а количество СМИ в Интернете составит 95% от их общего количества. К 2020 году количество абонентов национальной спутниковой сети должно достигнуть 1 млн. человек».10
Казахстан улучшил позицию в ежегодном рейтинге развития информационных технологий, который рассчитывают эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ). Согласно отчету ВЭФ ИКТ по итогам 2012 года, высоко оценены такие показатели в области связи, как:
1. Количество абонентов сотовой связи» – с 40 на 11 место (29 позиций).
2. Пользователи сети Интернет – с 78 на 62 место (16 позиций).
3. Полоса пропускания – с 79 на 60 место (19 позиций).
4. Абоненты сотовой связи, имеющие широкополосный доступ к сети Интернет» – с 113 на 29 место (84 позиций).
В рейтинге по Индексу сетевой готовности Казахстан поднялся с 55-го на 43 место (12 позиций), и занимает место между Чешской Республикой (42) и Венгрией (44). «Индекс сетевой готовности» РК, определяющий уровень развития ИКТ в стране, вырос с 4,03 до 4,32. Лидерство в рейтинге сохранила Финляндия (индекс сетевой готовности – 5,98), на втором месте по-прежнему Сингапур, на третьем – Швеция. 
Согласно Глобальному отчету конкурентоспособности, опубликованному Всемирным экономическим форумом и включающему анализ в разрезе 144 стран мира, по итогам 2011 года, Казахстан возглавлял список стран СНГ по Индексу глобальной конкурентоспособности, поднявшись с 72 на 51 место. К слову, Российская Федерация и Украина занимали 67 и 73 места соответственно (66 и 82 мес­та по итогам 2010 года).
По оценке экспертов ВЭФ, Казахстан улучшил свои позиции по многим показателям. В частности, по инфраструктуре Казахстан поднялся с 82 на 67 место по сравнению с 2010 годом, по числу абонентов сотовой связи – на 20 место (38 место в 2010 году), по количеству пользователей сети Интернет на 62 место (77 место в 2010 году), по числу абонентов широкополосного доступа к сети Интернет – на 67 место (71 место в 2010 году), по пропускной способности Интернета – на 53 место (74 место в 2010 году).
Значительный рост вышеуказанных показателей в мировом рейтинге явился результатом мероприятий по обеспечению населения РК телекоммуникационными услугами и инфраструктурой с использованием таких современных технологий как: 3G, CDMA-450/800, 4G, FTTН, FTTB. 
Современный уровень развития государств в значительной степени формируется на основе использования информационно-коммуникационных технологий, на основе активного производства и использовании информации. Не только природные ископаемые и материальное богатство, но и телекоммуникационная инфраструктура и информационные ресурсы составляют национальное богатство.
Интернет, мобильная телефония, кабельно-спутниковое ТВ – являются одними из главных компонентов процесса коммуникационной глобализации. Они глобальны по своей сути. Информационная индустрия расширяется, стирая границы между секторами традиционных систем СМИ и создавая новые средства массовой коммуникации (СМК).
Казахстан активно внедряет новые информационные технологии в медийное пространство. Огромная территория страны также способствует развитию спутникового ТВ – телевидения без границ. Большим подспорьем в этом направлении является казахстанский космодром «Байконур» – центр по запуску космических ракет. В июне 2006 году был запущен первый казахстанский спутник «Казсат-1». Уже «Казсат-2» был запущен в середине 2011 года, который обеспечивает республику спутниковой связью, а также цифровым телевидением и радиовещанием. Данный спутник предназначен для отечественного вещания и телекоммуникационной связи. А с запуском «Казсат-3» в 2014 году Казахстан не будет зависеть от иностранных операторов связи.
Важнейшим приоритетом для Казахстана является переход страны на цифровое вещание к 2015 году, что обусловлено общемировыми тенденциями – Международным Союзом Электросвязи в рамках соглашения «Женева-2006» переходным периодом (2007–2015 гг.) для внедрения цифрового вещания. В Казахстане разработана Государственная программа развития цифрового телерадиовещания в РК на 2008–2015 годы, которая осуществляется в четыре этапа:
1. Подготовительный этап – первая половина 2008 года.
2. Организационный – 2009 год.
3. Реализационный – 2009–2014 годы.
4. Завершающий – 2014–2015 годы.11
С 2012 года в Казахстане запущена сеть цифрового эфирного телевещания в Астане, Алматы, Караганде, Жезказгане и Жанаозене. В общей сложности сеть будет включать в себя 827 радиотелевизионных станций. Стандарт вещания DVB-T2 c применением СУД. В Астане, Алматы и областных центрах передаются два мультиплекса, эквивалентные 30 каналам SDTV, в остальных населенных пунктах – один мультиплекс из 15 телеканалов. В 2013 году национальная спутниковая сеть «ОTAU- TV» охватит цифровым вещанием 400 тысяч новых абонентов12. Завершение строительства сети цифрового эфирного телевещания намечено к 2015 году. Национальный оператор телерадиовещания АО «Казтелерадио» обеспечивает параллельную эксплуатацию существу­ющей аналоговой сети вещания.
Модернизация страны может быть успешной при сохранении обществом своей идентичности в условиях информационной глобализации, что достигается в процессе баланса между внешними и внутренними обстоятельствами, между импульсом извне и внутренним потенциалом общества к совершенствованию. Разработку национальной политики в области информационной и вещательной индустрии можно рассматривать как важный компонент развития страны и вхождения ее в международное информационное пространство.
Расширяющееся медийное пространство обновляет социальный климат в обществе. Так, сравнительный анализ особенностей медиа потребления в Казахстане, проведенный ОФ «Стратегия» (2010–2011 гг.) в рамках проекта «Евразийский монитор», показал, что наиболее востребованным медиа является телевизор, он есть в каждом доме, 91% – любят смотреть ТВ передачи в Казахстане, 22% – читают газеты каждый или почти каждый день. Высокий уровень востребованности у мобильных телефонов – 86% опрошенных в стране, владение компьютерами (в том числе ноутбуками) – 52%, однако выход в Интернет – 35% опрошенных, которые имеют компьютер; показатель подключения к спутниковому ТВ – 29%, к кабельному ТВ подключена – треть опрошенных. На вопрос: «К каким источникам информации вы обратились бы в первую очередь, чтобы узнать о событиях в политической, экономической, культурной жизни?» – 64% казахстанцев ответили, что «к отечественному ТВ». Казахстанцы чаще опрошенных в других странах СНГ ищут информацию в отечественных газетах и журналах – 34%. Но наши соотечественники более активны в потреблении телевизионных каналов, чем в других постсоветских странах.
Из сравнительно новейших медиа, как показывает данный социологический опрос, (выборка 1.100 – 2.000 человек) – высокий уровень потребления имеют – мобильные телефоны. Компьютер и выход в Интернет становятся достаточно востребованными видами медиа, однако темп роста их потребления, как и сам охват, еще не являются значительными. На тенденцию роста влияет целый комплекс факторов, к которым можно отнести: уровень урбанизации, уровень материальной обеспеченности населения, уровень телефонизации, общий культурный уровень развития страны и др. В медиа потреблении Казахстана, в рейтинге популярности СМИ лидируют: отечественное телевидение и печатные СМИ. 
В Казахстане чаще, чем в других странах СНГ востребованы зарубежные, российские масс-медиа, особенно ТВ. И также более выражен интерес к международным событиям. Более 60% опрошенных в стране уверяют, что главными источниками получаемой информации являются отечественные СМИ. Как отмечает ОФ «Стратегия», «в целом жители Казахстана продемонстрировали относительно высокий уровень активности в познавательных процессах, это отразилось и на высоком уровне потребления различных медиа. Удовлетворять свой интерес казахстанцы могут с помощью различных современных коммуникационных средств, отдавая предпочтения тем из них, которые более распространены и экономически приемлемы. Приоритет в выборе был отдан казахстанским СМИ, зарубежные, в первую очередь, российские масс-медиа играют, скорее, дополняющую роль».13
Создание информационной инфраструктуры позволяет говорить об обновлении ситуации в области массовой коммуникации, новых медиа, основанной на социально-экономических и культурных преобразованиях в обществе. На повестку дня встают вопросы конкурентоспособности СМК с зарубежными СМИ, качества традиционных и новых медиа, заполнения новых СМИ отечественным контентом (содержанием), производством казахстанских IT-продуктов и услуг. 
В условиях мировых коммуникационных тенденций, таких как: глобализация, конвергенция, дигитализация, мультикультурная направленность, актуальным становятся вопросы сохранения национальной культурной самобытности, специфики духовной культуры, искусства, ценностных норм социальной жизни. Задача развития вещательной индустрии, таким образом, рассматривается как противоречивый процесс интеграции в общемировое пространство и, в то же время, ограничения его нивелирующего воздействия на своеобразие национальных культур, самобытности народов, населяющих республику.
Коммуникация влияет на все стороны жизнедеятельности общества. У населения появляется широкий выбор коммуникационных услуг телерадиоканалов: кабельно-спутниковых, Интернет-вещания, мобильной телефонии и др. Развитие общества становится более динамичным, мобильным за счет интерактивности, оперативности, доступности информации, коммуникации, и информационная индустрия играет в этом важную роль.

Литература
1. Колесник С. Г. Основные тенденции развития телевидения в США (1995  1996). Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика, 1998, № 1, с. 36.
2. Уразова С. Л. Конвергентная журналистика в цифровой медиа среде: Методическое пособие. М.: ИПК, 2010, с. 11.
3. Information and communication technologies. Vision and realities. Oxford University Press, 1996.
4. Меллер К. Конвергенция СМИ. Путеводитель по саморегулированию сетевых СМИ. Вена, 2013, с. 15.
5. Бетанкур Л. Социальные СМИ и журналистика. Путеводитель по социальным медиа – 2013. Вена, 2013, с. 91. 
6. Данные из семинара-тренинга Сони Смитт «Facebook и Twitter для журналистов», 9 июля 2013 г.
7. ТВ «Астана», 14 ноября 2012 г.
8. Джалилова А. Эксперты говорят о революции в сфере массовой коммуникации. Панорама, 2010, 1 октября, с. 3.
9. Казахстанская правда, 27 ноября 2012 г.
10. Казинформ, 27 ноября 2012 г.
11. Государственная программа развития цифрового телерадиовещания в Республики Казахстан на 2008–2015 годы.
12. ТРК «Хабар», 18 января 2013 г.
13. http://www/eurasiamonitor. org/rus/

3546 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми