• Образование
  • 20 Января, 2014

Организация самостоятельной работы студента

Майраш  КУРМАНБЕКОВА,
старший преподаватель АУЭС  

Для получения высоких результатов при обучении иностранному языку преподаватели используют различные формы работ, среди которых особое значение имеет самостоятельная работа, влияющая на глубину и прочность знаний обучаемых, на темп усвоения нового материала.

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности. 


Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемые сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат  умственных или физических (либо тех  и других вместе) действий.  Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным  средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности.
В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых обучаемые самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.  В методике существуют различные организационные формы самостоятельной работы: индивидуально, в парах, в небольших группах и т. д. Эти  формы призваны создавать и развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемых.
Индивидуальная форма самостоятельной работы может проявляться в двух вариантах:
– все обучаемые выполняют одно общее задание индивидуально, что эффективно при закреплении нового материала. Преподаватель, контролируя задание, может получить объективную картину усвоения нового материала и скорректировать дальнейшие этапы; 
– обучаемые выполняют разные задания, в зависимости от уровня овладения.
При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.
Работа в парах и малых группах  эффективна при формировании навыков говорения, она имеет как ярко выраженные положительные стороны, так и недостатки. 
При работе в парах и малых группах задействованы все обучаемые, у них есть возможность высказываться, слушать других. Малые группы снижают так называемый «комплекс говорения», который часто возникает в группах с разным уровнем овладения языком. Ярко проявляется взаимопомощь обучаемых.
Одним из недостатков такого вида работы является отсутствие контроля в ходе выполнения заданий преподавателем, особенно, если речь идет о такой форме речевой деятельности как говорение.
Для того чтобы эти формы были эффективны и приносили свои плоды, обучаемые должны иметь определенные навыки самостоятельной работы. Например, при работе с текстом студент должен иметь определенные умения:  видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т. д. 
Немаловажную роль играет умение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучаемые не могут быстро найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача педагога.
Наиболее остро встает проблема организации самостоятельной работы при обучении иностранным языкам в технических учебных заведениях, где иностранный язык не является профилирующей дисциплиной, что создает определенные трудности для его изучения. Кроме того, специфика иностранного языка заключается в том, что языку нельзя научить, ему можно только научиться, т. е. студент должен проявить максимум активности и самостоятельности во всех видах речевой деятельности.
Для того чтобы самостоятельная работа студента была более эффективной, необходимо выполнить ряд условий, одним из которых является методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
Формы самостоятельной работы могут быть разнообразны. Например, на углубленное развитие навыков и умений чтения и техники перевода профессионально ориентированных текстов могут быть направлены «бюро переводчиков», конкурсы на лучший перевод, исследовательские работы по словообразованию и др.
Большие возможности для управления самостоятельной работой студентов представляют упражнения, развивающие умения оперировать неизвестной лексикой. Работа может идти в двух направлениях: обучение определению значений не изученных ранее слов на основе догадки по контексту и знаний правил словообразования, а также по двуязычному словарю.
Самостоятельная работа эффективна, если она является одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии. Поэтому важную роль играет выбор видов, объема и содержания самостоятельной работы. 
Необходимо указать, что большое значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей. Учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы, не должны быть новыми по способу выполнения.
Формулировки в заданиях должны быть четкими, студенты должны иметь ясную картину, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный характер и способствует более успешному ее выполнению.
Одной из форм организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку является дистанционное обучение. Основная цель дистанционного обучения – свободное владение иностранным языком. 
Некоторые исследователи предлагают различные классификации типов самостоятельной работы, основаниями которых являются современные трактовки частно-дидактических целей, познавательных задач и специфика учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этим можно выделить четыре типа самостоятельной работы, решающие следующие частно-дидактические цели: 
1. Формирование у студентов умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного алгоритма деятельности и предпосылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания, то есть формирование знаний первого уровня. 
2. Формирование знаний, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную информацию и решать задачи, то есть знаний второго уровня. 
3. Формирование знаний третьего уровня, лежащих в основе решения нетиповых задач. 
4. Создание предпосылок для творческой деятельности. 
Таким образом, подготовка специалиста по иностранному языку в современных условиях может определяться не только уровнем его знаний, способностью владения иностранным языком, но и умением самостоятельно ставить и решать новые профессиональные и социальные задачи.

Литература
1. Диниц Г. Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002, 176 с. 
2. Калмыкова В. В. Организационно-методическое обеспечение развития педагогических коммуникаций в условиях функционирования информационной среды дистанционного обучения. М., 2006, 140 с. 
3. Гаркави С. З. Управление самостоятельной работой студентов при изучении иностранного языка.

 

2562 раз

показано

2

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми