• Общество
  • 26 Декабря, 2013

Мораль и нравственность в современном обществе

Жанат АУБАКИРОВА, 
доктор философских наук, 
Военно-инженерный институт 
радиоэлектроники и связи МО РК

Кайрат САДЫКОВ, 
кандидат философских наук

Современное казахстанское общество делится сегодня на три класса: класс олигархов, средний класс работающих в социальных структурах государства или имеющих свое малое предприятие и класс бедных. Как в такой ситуации найти философское обоснование нравственнности общества, его морали? Видимо, пора обратиться к классовой теории марксизма, которая обосновала мораль и нравственность как классовое явление. 

Но обо всем по порядку. Если вспомнить теоретико-мировоззренческие осно­вы коммунистического движения, то мож­но отметить, что все положения о нравственности были направлены на осуществление идеалов гуманизма общества. Коммунистическая идеология выработала строгие принципы научного исследования и объяснения морали и нравственности. Как известно, марксизм выдвинул программу революционного преобразования общества и тем самым обосновал пути нравственного совершенства человека в социуме новой формации. Философской основой нравственности у марксизма стало материалистическое понимание общественной жизни, и поэтому нравственность и мораль определялись совокупностью материальных и производственных отношений. Так коммунизм указал на источник и критерии нравственности и морали. Современник независимого Казахстана может только догадываться о какой морали и нравственности идет речь, так как в обществе нет производственных отношений за отсутствием производства. Все современное население Казахстана никак не занято производстом материальных благ. Куда более интересны совсем другие дела, такие как, например, сетевой маркетинг, государственное строительство, строительство жилья и различных иных построек, банковское дело, преподавание, врачевание, имиджмейкерство и ряд новых социальных услуг. В этой картине совсем не проглядывается рабочий класс, производящий материальные блага, потому что производство перестало существовать, за исключением, мясо-молочной промышленности, отданной на откуп частным собственникам. 

Марксизм критиковал, как ему и положено, так называемую буржуазную философию идеализма, которая говорила о принципах вечной морали, о существовании неизменной нравственности человека, что причислялось непременно к субъективному и объективному идеализму. Материалисты от буржуазной философии выводили мораль и нравственность из опыта человека, его эмпирики, из человеческих потребностей и изначальных устремлений.  
В материалистической буржуазной философии категории нравственность и мораль марксизм относил к неизменным и предложил свою концепцию их понимания. Как известно, Маркс, исследуя капитал, деньги, товар, говорил об их социальной и исторической определенности. При накоплении первоначального капитала был очевиден некий прогресс промышленности с позиции исторического развития и в целом цивилизации, общества. Однако этот же прогресс также был порождением беднейших слоев населения, загонявшим их в животное существование. В данном случае говорится о движущих силах общественного развития, выявляя при этом антогонизм капиталистов и рабочих, и нравственности капиталистов и рабочих. 
А что же происходит в современном казахстанском обществе? Какие его движущие силы сейчас необходимо признать? Какие уроки можно извлечь из существующего положения? Ведь, как уже подчеркивалось, у нас нет класса, производящего материальные блага. У нас олигархи и менеджеры, а между ними все остальные... Так где же все-таки можно найти движущие силы современного общества? И каков принцип материалистического обоснования нравственности? Может, действительно нравственность и мораль – явления классовые, и то, что нравственно – характерно капиталисту-олигарху, классово – не характерно простому люду? По каким критериям оцениваются нравственность и мораль олигархов, как господствующего класса?.. 
Мы можем успокоить себя тем, что у нас нет классового антагонистического общества. Каждый человек занят своей жизнью, и ощутить себя представителем какого-либо класса с определенными интересами он не может.
Согласно марксизму, в обществе субъек­том нравственности и морали является не только индивид или личность, но и класс, который влияет на его моральное и нравственное развитие, сознание и самосознание. Марксистами разработан принцип нравственности и морали. Чем выше историческая и социальная ступень общества, тем выше и чище мораль классов и индивида. А как обстоят дела у нашего современного общества? Может быть, безопаснее говорить о вечных и неизменных истинах общественной морали и нравственности, чем о классовости, которые предлагает марксизм? 
Вообще справедливости ради надо отметить, что марксизм – это философия смелости, храбрости и, конечно же, романтизма. Ведь марксизм говорит о морали и нравственности не в прострациях вечного и трансцендентного, а в области реального мира человека. В данном случае марксистская трактовка становится оружием идеологической борьбы.
Крепкий средний класс пока еще не сформирован. У простого человека сегодня есть работа, а завтра он может ее потерять... 
Если взять класс мелких и средних предпринимателей, то здесь они под давлением олигархов не смеют и слова вымолвить. При таком раскладе остается только следовать морали и нравственности высшего класса олигархов. Дай Бог, чтобы эта мораль пропагандировала вечные библейские истины. Главное, чтобы мораль выполняла стабилизирующую функцию в обществе. Но в таких условиях нравственность и мораль получаются какими-то неустойчивыми. Классовый подход к рассмотрению морали и нравственности обнаруживает не только их интересы, но и интересы в рамках прогресса общества. Марксизм здесь не дает исчерпывающего ответа, отсылая нас к теории совпадения интересов класса с интересами развития человечества. А как собственно определить это совпадение? А может быть новый класс олигархов тоже думает о том, что именно его интересы и есть развитие человечества? Ведь понимание свободы олигарх чувствует сполна: у него во всем свобода предпринимательского творчества, есть свобода конкуренции, свобода, подпитанная миллиардами. А все остальное население свободно только продавать свой самый востребованный товар: или интеллект, или рабочую силу. 
Понятие равенства существовало бы в Казахстане, если каждый гражданин был бы равен перед законом, но и этого пока не происходит. Нравственность и мораль в таком положении становятся в противоборство. Вырисовывается неприглядная картина, где класс олигархов принижает достоинство понятий нравственности и морали по причине господства доллара. Ведь очень много денег, как сказал некий философ, это всегда криминальные деньги. В этом случае философия предлагает каждому олигарху задуматься над тем, что он сможет дать своему народу, Родине, какое имя сможет оставить потомкам. А чем могут гордиться наши миллиардеры-нувориши, отправляющие свои капиталы за границу? Чем могут гордиться их потомки? 
Понятно, что при распаде СССР все республики оказались в состоянии комы, ибо разрушились все связи в промышленности, сельском хозяйстве и других жизненно важных секторах. Перед ними стояла задача простого выживания. Наша республика обратилась за помощью к иностранным инвесторам. Именно на этом фоне и образовался нынешний класс олигархов. Эти «новые» капиталисты должны были работать на процветание молодой республики. Но этого не случилось. Накопив рекордную сумму денег, наши олигархи покинули Родину. Где мораль и нравственность таких граждан?
 Философы, как подчеркивал Бертран Рассел, являются причиной и следствием социальных обстоятельств общества. За 22 года независимости был создан класс олигархов, о них можно узнать, зайдя в Интернет, но они  почему-то никак не сочувствуют своему государству. Понятно, что нам необходимо развивать в них чувство сопричастности. Все эти задачи подвластны философии, с ее постулатами морали и нравственности. Необходимо выработать принципы морали нашего общества, и тогда все гражданское население будет себя свободно чувствовать. 
За отсутствием принципов нравственности и морали общественное сознание не способно своевременно и чутко реагировать на существующие и появляющиеся коллизии общества, в которых обнаруживаются глубинные противоречия человека и его мира. Как подчеркивали классики марксизма, нравственное негодование не может быть аргументом в философском рассуждении, но зато нравственное негодование может быть симптомом нарождающихся процессов, требующих внимания философов. Вот почему морали и нравственности общества надо придавать огромное значение, как способам активно противостоять всем порокам нашего молодого государства в виде коррупции, наживы, преступлений против человека. Только воспитанный на принципах морали и нравственности общества человек сможет противостоять демагогии, направленной на сокрытие общественных антагонизмов. 
Современные философы должны взять все хорошее из домарксистской теории этики и воспитания. Также освоить и практически применить действенное марксистское воспитание человека, преобразующего мир, то есть раскрывать в человеке его преобразующую деятельность, ведь по марксизму новый человек формируется в процессе рождения нового мира. Таким образом, марксизм-ленинизм разрывает отчуждение между нравственным воспитанием и общественной жизнью и предлагает человеку найти идеал, исходя из объек­тивных тенденций бытия, и исследует реальные пути воплощения этого идеала. Почему бы такой подход не применять и в нашей современной жизни? Ведь общественный, индивидуальный идеал воплощается в жизнь самим обществом, но никак не спущенными сверху директивами. 
Нам необходимы философское обоснование существующего общества, поиск принципа современной нравственности, его императивно-оценочный характер. Но если брать во внимание марксистскую революционность, как основную характеристику сознания и основной принцип марксистского понимания нравственности, то здесь можно предложить полный отход именно от этого постулата, потому что именно оголтелая революционность масс привела к океану крови ни в чем неповинных людей. Здесь можно только предложить хороший синтез марксовых и домарксовых идей для адаптирования их к современной действительности. Современный человек стремится жить в гуманитарном обществе с его принципами, без борьбы и насилия между классами, путем убеждений за процветание своей Родины. Философы не за революционное преобразование, но за эволюционное. 
Задача современной философии – формирование человека новой формации, важного участника стороительства сильного государства. На этом этапе уже создаются предпосылки для развития принципов новой морали и нравственности: патриотизма, гуманизма, человечности, открытости – что скоро все же станет нормой нравственного поведения казахстанца. Только таким образом мораль и нравственность приобретут в наши дни действенную силу в деле процветания Казахстана.  

Литература
1. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. О морали и нравственном воспитании. М.: Политиздат, 1985, с. 528.
2. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992, с. 351

 

2207 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми